Иркутский государственный технический 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иркутский государственный технический



Иркутский государственный технический

университет

Факультет права, социологии и СМИ

Кафедра психологии

 

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Программа и методические указания по выполнению

контрольной работы для студентов специальности «Психология»

Заочной формы обучения

 

2009

 

Печатается по решению учебно-методического Совета ИрГТУ.

Программа курса и методические указания по выполнению контрольных работ составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО. Предназначены для студентов специальности «Психология» заочной формы обучения.

 

Составитель: канд. биол. наук, доцент кафедры психологии ИрГТУ Е.И. Финогенко.

Рецензент: канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ИрГТУ Е.А. Семенова.

 

Иркутский государственный технический университет

664074 г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Введение

Изучение учебной дисциплины «Психофизиология» является важным этапом подготовки студентов-психологов, обусловленным необходимостью объяснения психических функций с позиций физиологических закономерностей. Целью курса «Психофизиология» является ознакомление студентов с физиологическими основами психической деятельности и поведения человека.

Изучение этой дисциплины предполагает наличие у студентов базовых знаний по анатомии и физиологии центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем.

Задания для контрольных работ по дисциплине «Психофизиология» служат следующим целям: определить глубину усвоения знаний, выявить сформированность умений вести библиографический поиск, работать с учебной и дополнительной литературой, анализировать, систематизировать и выделять существенное в изучаемом материале, составлять план, выстраивать последовательность изложения материала, раскрывать изучаемую тему.

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения по освоению данного курса решает следующие задачи:

· развитие творческих способностей, познавательной активности;

· формирование умений самостоятельной работы с литературой;

· развитие умений применять различные способы обработки учебной информации: составление схем, таблиц, конспектов;

· формирование потребности в саморазвитии, привычки к систематическому интеллектуальному труду.

В ходе изучения дисциплины студентам необходимо усвоить принципы переработки информации в ЦНС, психофизиологию сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций; психофизиологию ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; методы психофизиологического исследования.

Содержание разделов дисциплины

I. Введение

Предмет, задачи и методы психофизиологии. Проблема соотношения мозга и психики. Системные основы психофизиологии. Функциональная система как физиологическая основа поведения. Методы исследования психофизиологических процессов.

 

II. Психофизиология сенсорных систем

Основные этапы переработки сенсорной информации: прием, кодирование, передача и декодирование. Центральная организация сенсорных областей мозга. Формирование субъективного образа; теории, модели, механизмы.

III. Психофизиология ориентировочно-исследовательской

Деятельности

Ориентировочный рефлекс. Нервная модель стимула.Нейронные корреляты ориентировочного рефлекса, нейроны новизны и тождества.Ориентировочно-исследовательское поведение.

 

VI. Психофизиология внимания

Ориентировочная реакция. Психофизиологические механизмы внимания. Роль различных структур головного мозга и гуморальных факторов в осуществлении функции внимания. Методы изучения и диагностики внимания.

Темы контрольных работ

Вариант 1

1. Мотивационно-змоциональная сфера человека: виды, механизмы мотиваций.

2. Адаптация, определение понятия. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. Механизмы адаптации.

Вариант 2

1. Функциональные состояния, их регуляция.

2. Психофизиологические механизмы памяти. Временная организация памяти.

Вариант 3

1. Понятие о стрессе. Нейрогуморальные механизмы развития стресса.

2. Восприятие. Основные этапы переработки сенсорной информации: прием, кодирование, передача и декодирование.

Вариант 4

1. Эмоции и межполушарная асимметрия мозга.

2.Дифференциальная психофизиология. Индивидуальные различия адаптации к профессиональной деятельности.

Вариант 5

1. Предмет и задачи психофизиологии.

2. Сновидения. Психофизиологические основы сновидений и гипноза.

Вариант 6

1. Методы исследования психофизиологических процессов.

2. Психофизиологический подход к определению сознания. Нейрофизиологические основы сознания.

Вариант 7

1. Теория функциональных систем.

2. Нейронные механизмы осознанного и неосознаваемого восприятия. Мозговые центры и сознание.

Вариант 8

1.Концепция структурно-функциональных блоков мозга (по А.Р. Лурия).

2.Психофизиология измененных состояний сознания (медитация, гипноз, кома).

Вариант 9

1. Основные этапы переработки сенсорной информации: прием, кодирование, передача и декодирование.

2.Психофизиологические основы мышления. Нейронные корреляты мышления.

Вариант 10

1. Центральная организация сенсорных областей мозга.

2. Функциональная организация произвольного движения.

Вариант 11

1. Нейрофизиологические механизмы восприятия.

2. Центральные аппараты управления движениями. Двигательные программы. Координация движений.

Вариант 12

1.Процесс восприятия. Формирование субъективного образа: теории, модели, механизмы.

2. Понятие о стрессе, его фазы (по Г.Селье).. Психофизиологические механизмы стресса.

Вариант 13

1. Ориентировочная реакция как физиологическая основа внимания.

2. Нейрогуморальные механизмы развития стресса.

Вариант 14

1. Роль различных структур головного мозга в организации функции внимания.

2. Роль стрессов в норме и патологии.

Вариант 15

1. Психофизиологические механизмы внимания: нейронный, структурно-функциональный и системный уровни.

2. Психоэмоциональный стресс, индивидуальные различия стрессоустойчивости.

Вариант 16

1. Мотивационно-эмоциональная сфера человека. Потребности, их классификация. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей

2. Адаптация, виды, этапы, стадии и критерии адаптации.

Вариант 17

1. Вегетативная нервная система, ее место в системе механизмов эмоций. Биохимическая специфика центральных механизмов эмоций.

2. Механизмы адаптации. Факторы, влияющие на психическую и психофизиологическую адаптацию человека.

Вариант 18

1. Электрофизиологические корреляты мышления. Нейронные корреляты мышления.

2. Концепция интегральной индивидуальности.

Вариант 19

1. Психофизиологические основы мотиваций.

2. Свойства нервной системы и типологические особенности их проявления.

Вариант 20

1. Морфофункциональный субстрат эмоций.

2. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента.

Вариант 21

1. Нейроанатомия и нейропсихология эмоций.

2. Дифференциально-психофизиологические аспекты учебной деятельности.

Вариант 22

1. Эмоции и межполушарная асимметрия. Теории эмоций.

2. Современные направления прикладной психофизиологии.

Вариант 23

1. Психофизиология мыслительной деятельности и речи.

2. Дифференциально-психофизиологические аспекты учебной деятельности.

Вариант 24

1. Психофизиологические механизмы памяти. Классификация видов памяти.

2. Клиническая психофизиология.

Вариант 25

1. Временная организация памяти. Механизмы запечатления.

2. Педагогическая психофизиология.

Вариант 26

1. Теории физиологических основ памяти. Биохимические исследования памяти

2. Социальная психофизиология.

Вариант 27

1. Психофизиологический подход к интеллекту. Вербальный и невербальный интеллект.

2. Экологическая психофизиология.

Вариант 28

1. Бодрствование. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования.

2. Психофизиология профессиональной деятельности.

Вариант 29

1. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Мозговые центры речи.

2. Психофизиологический подход к интеллекту. Вербальный и невербальный интеллект. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Мозговые центры речи.

Вариант 30

1. Межполушарная асимметрия и особенности мыслительной деятельности.

2. Измененные состояния сознания. Виды и формы бессознательного. Феномен психологической защиты. Безотчетные эмоции. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и бессознательное.

 

 

Общие рекомендации по выполнению контрольной работы

 

Контрольная работа по курсу «Психофизиология» - один из видов самостоятельной работы, выполняемой студентами заочной формы обучения в целях более глубокого изучения дисциплины.

При написании контрольной работы следует использовать учебную и на­учную литературу.

Определение номера варианта контрольной работы осуществляется по буквам алфавита:

Вариант №1 - для студентов, чьи фамилии начинаются на букву А;

Вариант №2 - для студентов, чьи фамилии начинаются на букву Б;

Вариант №3 - для студентов, чьи фамилии начинаются на букву В;

Вариант №4 -для студентов, чьи фамилии начинаются на букву Г и т.д.

К написанию работы студент приступает после глубокого изучения выбранной литературы по соответствующей теме.

Не допускается механическое переписывание фрагментов книг.

Объем контрольной работы составляет не более 10-12 страниц (8 - 10 страниц через 1,5 интервала машинописного текста и 10 - 12 страниц рукописного).

Текст контрольной работы располагается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4. Шрифт набора 14, либо рукописный на листах в клетку (стандартная тетрадь в 12 листов).

Первый лист - титульный, на следующем листе изложен план работы. На третьем листе начинается непосредственно текст работы, последним в ней находится список использованной литературы (библиография). Титульный лист не нумеруется и считается первым, остальные страницы работы нумеруются по нарастающей в нижней части листа.

К ответу студента предъявляются следующие требования:

1. Полнота ответа, его обоснованность, системность.

2. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, при изложении фактов использовать теоретические знания.

4. Уметь завершать ответ выводами, обобщениями.

5. Использовать при ответе научные термины.

Отметка «5» ставится, если:

Усвоение характеризуется точностью, глубиной, прочностью, осознанностью, систематичностью. Владение понятийным аппаратом – знание фактов, определений, установление логики взаимосвязей между фактами, закономерностями, явлениями. Аргументация, четкость, точность, полнота ответа, самостоятельность суждений, научный язык.

Отметка «4» ставится, если:

Усвоение характеризуется правильностью, полнотой, логичностью, точностью. Знание фактов, закономерностей. Изложение характеризуется правильностью, осознанностью. Допускаются незначительные нарушения логики и полноты ответа.

Отметка «3» ставится, если:

Усвоение характеризуется правильностью, прочностью. Знания не выходят за рамки минимума содержания материала: владение понятийным аппаратом, знание фактов, закономерностей. В ответах наблюдаются отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса.

Отметка «2» ставится, если:

Усвоение неправильное, неточное, неосознанное. Воспроизведены отрывочные знания по вопросам. Изложение характеризуется нарушением логики, неполнотой, нераскрытостью обсуждаемого вопроса, отсутствием аргументации, ее ошибочностью.

 


Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский государственный технический университет

Факультет права, социологии и СМИ

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Психофизиология»

Вариант №        

 

 

Выполнил:

Студент ____ курса ____ группы

Ф.И.О.

Проверил:

Ф.И.О.

 

 

                                                 Иркутск - 2009

Иркутский государственный технический

университет

Факультет права, социологии и СМИ

Кафедра психологии

 

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.037 с.)