Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников



Тема

Курсовая работа по дисциплине: «Методы и приемы формирования у младших школьников знаний о способах проявления милосердия на уроках литературного чтения»

 

Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность программы бакалавриата

«Начальное образование. Дошкольное образование.»

Форма обучения __Заочная___

 

Выполнил (а): Студент (ка) группы ЗФ-409-072-4-1Мг Макарова Оксана Анатольевна
Проверил: Казачук Ирина Георгиевна Профессор, доктор филологических наук, доцент

 

 

Челябинск

2020 год

 

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников. 6

1.1 Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников. 6

1.2 Особенности нравственного развития младших школьников. 9

1.3 Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста. 16

Глава II. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения. 20

2.1 Особенности нравственного развития на уроках литературного чтения. 20

2.2 Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников. 23

2.3 Практическое обоснование проблемы исследования. 28

Список использованной литературы.. 33

 

 

 

Введение

Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств».

К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Сегодня вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; снижение физической подготовки молодежи.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожими в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев - 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек - сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Саша Белый».

Только у 14 % детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: «Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа». В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1.Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2.В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3.Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [26, с. 431]

4.Нравственные знания важны и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.

В процессе учебной деятельности у детей формируются различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.

Таким образом, тема нашей выпускной квалификационной работы актуальна.

Объект исследования - уроки литературного чтения.

Предмет исследования - методы, приемы формирования нравственных качеств на уроках литературного качества.

Цель исследования - систематизировать методы, приемы формирования нравственных качеств младших школьников.

Задачи исследования:

·.Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.

·.Рассмотреть сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников.

·.Апробировать исследовательские методики изучения нравственной воспитанности младших школьников.

Гипотеза исследования: уровень воспитанности младших школьников будет выше, если на уроках литературного чтения использовать методы и приемы формирования нравственных качеств.

Методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

-изучение педагогического опыта;

-беседы.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед.ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998.

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание - М.: Просвещение, 1999.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций - М.: Просвещение. 2000.

4. Бабаян А.В. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян, Н.Г. Дебольский // Педагогика. - 2005. - № 2. - С.67-78.

5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // вопросы психологии - М.: Просвещение, 2005.

6. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М: Просвещение, 2001.

7. Виноградова Н. А. Дошкольное образование: Словарь терминов / Н. А. Виноградова. - М.: Айрмс-пресс, 2005. - 400с.

8. Волкогонова О.Д.,. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: Форум, 2006. - 480с.

9. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин - т им Горького - Омск: ОГИПИ, 1977

10. 10.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М.: 1999, т.

11..Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвещение, 2002.

12..Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. М.: Просвещение, 2007 - 386 с.

13..Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение. 2003.

14..Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. // Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - №11. - С.15-17.

15..Краткий словарь по философии: 1982

16..Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. М.: Просвещение,1996.

17..Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. // А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 21-29.

18..Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. М.: 2001.

19..Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе». М.: Просвещение, 2006.

20..Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 - издание: 1995.

21..Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б.: 1997

22. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. П. Е. Решетникова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с., с. 188

23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н. М. Сокольникова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с., с. 338

24. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 1980, т. 2

25. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М: 1985,т. 2

26. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам или маленькие истории из жизни моего класса / Н.Е. Фоменко // Классный руководитель. - 2003. - №3.- С. 78-91.

27. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 2000. - 207 с.

28. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций - М: Просвещение, 2000.

29. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О. В. Шарапова // Начальная школа. - 2008. - № 1 - С. 42-45.

 

 

Тема

Курсовая работа по дисциплине: «Методы и приемы формирования у младших школьников знаний о способах проявления милосердия на уроках литературного чтения»

 

Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность программы бакалавриата

«Начальное образование. Дошкольное образование.»

Форма обучения __Заочная___

 

Выполнил (а): Студент (ка) группы ЗФ-409-072-4-1Мг Макарова Оксана Анатольевна
Проверил: Казачук Ирина Георгиевна Профессор, доктор филологических наук, доцент

 

 

Челябинск

2020 год

 

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников. 6

1.1 Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников. 6

1.2 Особенности нравственного развития младших школьников. 9

1.3 Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста. 16

Глава II. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения. 20

2.1 Особенности нравственного развития на уроках литературного чтения. 20

2.2 Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников. 23

2.3 Практическое обоснование проблемы исследования. 28

Список использованной литературы.. 33

 

 

 

Введение

Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств».

К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Сегодня вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; снижение физической подготовки молодежи.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожими в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев - 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек - сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Саша Белый».

Только у 14 % детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: «Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа». В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1.Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2.В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3.Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [26, с. 431]

4.Нравственные знания важны и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.

В процессе учебной деятельности у детей формируются различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.

Таким образом, тема нашей выпускной квалификационной работы актуальна.

Объект исследования - уроки литературного чтения.

Предмет исследования - методы, приемы формирования нравственных качеств на уроках литературного качества.

Цель исследования - систематизировать методы, приемы формирования нравственных качеств младших школьников.

Задачи исследования:

·.Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.

·.Рассмотреть сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников.

·.Апробировать исследовательские методики изучения нравственной воспитанности младших школьников.

Гипотеза исследования: уровень воспитанности младших школьников будет выше, если на уроках литературного чтения использовать методы и приемы формирования нравственных качеств.

Методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

-изучение педагогического опыта;

-беседы.

 

 

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.061 с.)