Тема 12. Культура России в XIV – начале XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Культура России в XIV – начале XVII вв.



После монголо-татарского нашествия до середины XIV века наблюдается заметный упадок во всех областях культуры. С середины XIV века начинается постепенное возрождение. В русской культуре этого периода можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса, соответствующих этапам общеисторического развития:

1) со второй половины XIV века до середины XV века начинается подъем общенационального сознания, связанный с хозяйственным подъемом, укреплением местных государственных образований. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы. В это время ломается замкнутость русской культуры, устанавливаются связи с южнославянской культурой, сохраняя в полной мере свой национальный характер. Атмосфера подъема после Куликовской битвы стимулирует развитие культуры во всех отношениях. Русская общественная мысль в рамках религиозного мировоззрения пытается осмыслить и связать прошлое и настоящее Русской земли;

2) во второй половине XV века – XVI веке происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Расширяются и усиливаются связи со странами Запада. Препятствием на пути распространения «латинства» становится РПЦ. Вместе с тем, утверждение крепостничества и деспотического характера государства оказало значительное тормозящее влияние на развитие культурных процессов.

 В истории русской культуры были и трудные времена, и многие темные стороны, тяжелы были условия ее развития. Но, опираясь на богатейшие традиции народного творчества, вдохновленная идеей единства и независимости родной страны, культура XVI века стала надежным «предмостьем», с которого начиналось развитие новой русской культуры в XVII веке.

  Именно в XIV - XVI вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс.

 

Москва – центр русской культуры

 

Москва сыграла значительную роль в культурном возрождении русского народа. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр борьбы против иноземного владычества и формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, хотя местные черты сказываются еще долго.

В XIV веке укрепляются позиции торговых московских людей. При перечислении различных групп москвичей летопись ставит купцов вслед за представителями знати.

Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт требовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы, - Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Московский Кремль стал и главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи. Столица была и главным центром книжности и научных знаний. А с началом книгопечатания – его главным и долгое время единственным источником.

В XVI веке Москва – это уже крупный экономический центр, обслуживающий не только местное население, но и потребности всего государства. Москва стала крупнейшим центром производства кирпича, оружия и т.д. Значительный подъем испытала московская торговля, центром которой стал Китай-город. Вдоль Красной площади перед Кремлем протянулись ряды, каждый из которых предлагал определенный вид товаров. Оптовая торговля велась в гостиных дворах, куда обязаны были свозить свои товары иногородние и иноземные купцы.

Московский говор лег в основу делового языка. Этот деловой московский язык имел замечательную особенность: он оказался в значительной степени свободным от церковно-книжного элемента. Московский говор постепенно проникался южновеликорусскими особенностями, приобретая так называемое «аканье» и подготавливая основу для развития языкового единства русского народа.

Московский Кремль воплотил в себе идеи единства и могущества Российского государства и превратился в первоклассную крепость, сильнейшую в Европе. Его величественные постройки и соборы выразили в четких архитектурных формах идею величия и славы объединенного Российского государства, выдающееся положение Москвы среди русских городов.

 

Летописание. Литература

 

С XIV века летописи получили широкое распространение. Они становятся более подробными. Летописи писали не только в монастырях, но и при дворах московских, тверских и других князей. Постепенно центром летописания становится Москва. В XIV веке дорогой пергамен стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо полуустав.

Возникают летописные своды, в которых Москва рассматривается как преемница Киева и Владимира. Широкое распространение до Куликовской битвы получили повесть «О битве на Калке», «повесть о разорении Рязани Батыем», многочисленные повести об Александре Невском.

Славная победа русских на Куликовом поле воспета в «Сказании о Мамаевом побоище» и в поэме «Задонщина» Софония Рязанца («Слово великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его Владимире Андреевиче, писание Софония, старца рязанского») (конец XIV века). Эта поэма перекликается с бессмертным «Словом о полку Игореве». Автор «Задонщины» призывает русских людей к единению.

По поручению архимандрита Печерского монастыря монах Лаврентий с группой переписчиков копирует в 1377 году летописный свод 1305 года, содержащий сведения с «Повести временных лет» до 1305 года. По имени монаха этот свод получил название Лаврентьевская летопись.

Были составлены общерусский летописный свод (1408 год), так называемая Троицкая (хранилась в Троице-Сергиевой лавре) летопись (1409 – 1416 гг.), погибшая в Москве при пожаре 1812 года (была восстановлена по выпискам). Также известны свод Фотия («Полихрон митрополита Фотия») (1418 год), свод 1472 года, проводившие идею единого государства в контексте мировой истории. К 1479 году относится создание Московского летописного свода, составленного в великокняжеской канцелярии в связи с присоединением Новгорода к Москве.

В 1442 году появился первый «Русский хронограф», составленный Пахомием Логофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю России. Изложение дается в пересказе.

Одним из литературных жанров в XIV – XV веках были жития. Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей.

Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря. Особую известность приобрели «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского». «Житие Дмитрия Донского», написанное в церковной манере, рисует яркий образ мужественного полководца, в нем раскрываются глубокий патриотизм и единство русского народа.

 «Житие Сергия Радонежского» написано Епифанием Премудрым в 1417 – 1418 гг. через 25 лет после смерти преподобного Сергия (умер 25 сентября 1392 (1391) года).

Главная добродетель Сергия – то, что он труженик. «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменом и главой». Даже служение Богу (совершение литургии) соединялось у Сергия с простым крестьянским трудом. Был он «учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».

Сначала крестьянский труд, а потом хозяйственные заботы, особенно основателей монастырей, стали со времен Сергия постоянным элементом благочестивой деятельности русских святых.

К Сергию шли за утешением и ободрением князь и простой землепашец. Его увещевания останавливали и братоубийственные войны.

Сила Сергия, его слава особенно возросли, когда он решительно отверг сан главы РПЦ. Сергий заявлял: «От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете».

Именно в благодатной атмосфере основанного им монастыря развился гений великого русского иконописца Андрея Рублева.

Одним из самых распространенных жанров того времени были и исторические повести, в которых описывались как «хожения» (путешествия), так и крупные исторические события.

Выдающимся памятником культуры XV века стало «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее много точных и ценных наблюдений об Индии (он прошел по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию) и других странах, лежащих между Индией и Русью (1466 – 1472). Ценные географические описания представлены в «хожениях» Мисюря Мунехина «О Египте, граде велицем» (1493), новгородца Стефана в его «Страннике Стефана Новгородца» и «Сказании о пути от Царьграда к Иерусалиму» (1348 – 1349) и смолянина Игнатия о путешествии в Царьград(1389 – 1405).

В середине XVI века, следуя решениям Стоглавого собора о необходимости духовного просвещения русских людей, митрополит Макарий создает монументальное собрание древнерусской литературы «Великие Четьи-Минеи» («Четьими» называли книги, предназначенные не для богослужения, а для чтения; «Минеи» - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, когда их следует читать). Это 12-томное (по числу месяцев), состоящее из 27 тысяч страниц рукописного текста, собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых, Макарий торжественно вручил царю в 1554 году. «Четьи-Минеи» предназначались не для богослужебных целей, а для личного чтения. Они собирались в течение 20 лет и, по мнению создателя, должны были охватить всю литературу, кроме летописей, допускаемую к чтению. В них вошли все те произведения, которые были популярны у современников. Не попавшие в сборник произведения оказались на периферии литературного и культурного процесса. Эта книга стала церковно-литературной энциклопедией русского общества.

Идея укрепления самодержавия, усиления его союза с церковью пронизывает историческую литературу. «Никоновская летопись» (названа так, потому что один из списков был у патриарха Никона), в число редакторов которой входил Иван Грозный, должна была показать историю Московского царства как историю мировой державы, а Ивана – достойным преемником римских и византийских императоров.

Летописи обычно сопровождались художественными заставками, инициалами и миниатюрами в большем или меньшем числе. Но некоторые содержали такое необычайное множество иллюстраций, что их называли лицевыми. Таков десятитомный «Лицевой летописный свод» (т.е. «летопись в лицах») (40 – 60-е гг. XIV в.), насчитывавший около 9 тысяч листов, украшенных 16 тысячами прекрасно выполненных миниатюр (рисунков – «лиц»). Первые тома посвящены библейской истории, далее следует хронограф, а затем русская история до 1567 года.

Продолжали составлять хроники, например «Степенную книгу царского родословия» (чаще просто «Степенная книга»)- официальную записку о первых годах царствования Ивана Грозного (составлена в 1560 – 1563 гг. духовником Ивана Грозного Андреем под руководством митрополита Макария). В ней история государственности тесно сплеталась с историей РПЦ, а главным делом государственной власти представлялась защита и укрепление православия. Дано систематическое изложение русской истории от Владимира Святого до Ивана Грозного на основе летописей, хронографов, родословных книг. Она разделена на 17 граней (родословных степеней).

В XVI веке появился новый жанр литературы – остросюжетная повесть, в котором заметно влияние общественно-политических идей. «Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле» (начало XVI века) была популярна не только из-за занимательности сюжета, а также из-за того, что главный герой – купец. Купеческое сословие было самой грамотной и самой читающей публикой.

 

 

Начало книгопечатания. Иван Федоров

 

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях, но книг катастрофически не хватало. Еще в 1548 году велись переговоры о приезде из Германии в Москву печатников, переплетчиков, бумажных дел мастеров для организации книгопечатания. Но немцы не желали делиться своими секретами с русскими.

На Стоглавом соборе 1551 года было принято решение об открытии в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». К тому же было принято решение об исправлении богослужебных книг, в которых была масса ошибок, зачастую искажающих смысл Священного писания. После же взятия Казани потребовалось сразу большое количество православных книг для распространения христианства среди присоединенного населения. Инициатором нового начинания стал митрополит Макарий.

В 1553 – 1565 годах в Москве открылась «анонимная типография» (издания типографии не имели выходных данных). В ней работали «мастера печатных дел» Маруша Нефедьев, Васюк Никифоров, Иван Федоров, Петр Мстиславец. Книги, издаваемые здесь, были несовершенны по технике печати: строки не имели одинаковой длины.

В 1563 году на средства казны в Москве рядом с Кремлем был открыт Печатный двор. Руководителем государственной типографии стал дьякон Кремлевской церкви Иван Федоров (1510 – 1583 гг.), человек одаренный и образованный, хорошо овладевший печатным делом.

1 марта 1564 года Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую русскую точно датированную книгу «Апостол» («Деяния апостолов»). Взяв за образец оформление рукописных книг, Федоров использовал в «Апостоле» красивые шрифты, витиеватые заставки, узоры, рисунки, но при этом заменял малопонятные старославянские слова современными оборотами русского языка. На создание первой книги ушел ровно год. В 1565 году Федоров издает вторую книгу, на создание которой ушло всего два месяца) – «Часослов» - сборник молитв, по которому обучали детей грамоте.

В 1568 году Федоров и Мстиславец уехали в Литву.

Существует две версии причин их отъезда. Первая – они допускали вольности при печати и РПЦ была этим недовольна. Вторая – Иван Грозный придал им миссионерские полномочия для распространения православия.

  В 1574 году во Львове Федоров организовал типографию и напечатал русскую грамматику и первый печатный славяно-русский букварь. В послесловии он писал, что букварь «напечатан для пользы русского народа». Федоров был и издателем и редактором книг. Он исправлял переводы, заменял устаревшие и мало понятные слова, писал послесловия к книгам. После его отъезда Московская типография продолжала работать, а в 1576 году была открыта типография в Александровой слободе.

В 1596 году был издан первый печатный толковый словарь «Лексис сиречь речения в кратъце собранны и из словенского языка на просты русский диялект истолкованы». Он был приложением к «Грамматике словенска съвершенного искуства осми частий слова», написанной Зизанием.

Всего во второй половине XVI века было издано 20 книг общим тиражом в несколько тысяч экземпляров. Хотя первые печатные книги стоили дороже рукописных, но в них было гораздо меньше ошибок, а со временем они стали основной продукцией Печатного двора и главным инструментом распространения грамотности.

 

Устное народное творчество

 

XIII – XV вв. явились важным этапом в развитии устного народного творчества. В это время сложился и оформился жанр исторической песни, отразившей народное восприятие и народную оценку исторических событий и явлений. В исторической песне, как и в былине, не следует искать точного отражения событий в их конкретных проявлениях, но зато в них передается отношение народа к определенным явлениям в истории. Исторические песни проникнуты верой в справедливость поступков и действий их героев, в то, что правда на стороне народа.

Одна из главных тем устного народного творчества – борьба против монголо-татарского нашествия и ига. Песни, посвященные этой теме («Князь Роман и Марья Юрьевна», «Авдотья-рязаночка» и др.), в поэтической форме раскрывают глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений сильных и жестоких врагов, благородство и мужество простых людей. Образ страдающей под игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищенной злым врагом и попадающей в ненавистный плен.

В XVIII веке была записана песня о Щелкане Дудентьевиче, восходящая к событиям 1327 года – восстанию в Твери против баскака Чолхана. О насилии, творимом баскаком, говорится: «У которого денег нет, у того дитя возьмет; у которого дитя нет, у того жену возьмет; у которого жены-то нет, того самого головой возьмет». Хотя, в действительности, восстание было жестоко подавлено, в песне говорится о сожжении Щелкана и его свиты и о победе тверичей. Тем самым утверждается мысль о правоте и силе народного выступления против монгол.

Именно в этот период происходило создание на основе былин цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром Красно Солнышко, а также новгородского эпоса о Василия Буслаеве и Садко.

Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки (Непрядвы).

В XVI веке стал складываться жанр народной баллады (повествовательная песня драматического характера), связанный с укреплением Российского государства, с деятельностью Ивана Грозного. «Сказка о Барме-Ярыжке» рассказывает о простом человеке, добывшем из «Вавилона-града» знаки царского достоинства для Ивана IV. В песнях, связанных со взятием Казани, прославляются русские пушкари, взорвавшие крепостные стены. Образ Грозного в народном творчестве выглядит весьма противоречиво, как противоречивы были его деяния: с одной стороны, в песнях прославляется его борьба с иноземными врагами и боярами, с другой – он осуждается за жестокость.

Очень популярна была песня о гневе Ивана IV на сына. Выясняя, кто изменник, Грозный во время пира приказывает казнить своего сына Федора, а потом принести ему отрубленную голову. Потом он раскаивается и ругает бояр за то, что не остановили его. В конце выясняется, что царевича спас Никита Романов, за что от царя получил вотчину.

Другая песня «Об Иване Грозном и разбойниках» рассказывает о том, как простой «добрый молодец», повстречав разбойников, попросил у них денег. Не получив ничего, он избил бандитов и забрал у них краденую монастырскую казну. Деньги он раздал народу в кабаке, однако был схвачен и обвинен в краже казны. Дело дошло до царя, который не только освободил молодца, но и приказал выплатить ему «за бесчестье» 40 тысяч рублей. Здесь присутствует явная идеализация царя.

Кроме того, в это время старые былины получают новое звучание: вместо Калина-царя и Царьграда Мамай и Казань. Ермак показан как ближайший помощник Ивана Грозного, т.е. падение Казани оценивалось как народный подвиг, олицетворявшийся с богатырем того времени – Ермаком Тимофеевичем.

Демократические и патриотические идеи устного народного творчества оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской культуры.

 

Живопись. Андрей Рублев

 

Живопись данного периода является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. В результате нашествия художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций. Длительная изоляция Руси от Византии, а также усилившаяся разобщенность русских земель подтолкнули рост областных тенденций в искусстве. В XIII веке оформляются новгородская и ростовская школы живописи, а в XIV – тверская, псковская, московская и вологодская.

Эволюция живописи лучше всего прослеживается на новгородских памятниках, которых сохранилось больше, чем в других городах. В новгородской иконе рисунок становился графичнее, колорит строился на сочетании ярких контрастных цветов. Нарушением византийской традиции стали краснофонные иконы («Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»). Для них характерны яркие краски, орнаментальность, графическое построение формы.

На развитие монументальной живописи Новгорода большое влияние оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-е годы XIV века. В 1378 году он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. В куполе изображен Христос Пантократор (Вседержитель) в окружении архангелов и серафимов, сурово взирающий на верующих; пророки – в барабане; евхаристия (причащение) и святители – в апсиде. Но и по сохранившимся фрагментам можно судить о живописной манере мастера: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр. Характерные черты художественного видения Феофана невозможно понять вне исихазма. Его святые как бы постоянно ощущают рядом присутствие божества. Резкие световые блики, ложащиеся на затененные участки тела, будто освещают святого божественным светом. Но никак не укладывается в рамки исихазма стремление Феофана подчеркнуть бесконечность расстояния, разделяющего Бога и человека.

Новгородская иконопись, в отличие от фрески, развивалась медленно. Почти все памятники отличаются архаичным стилем XIII века. Икона «Отечество» (конец XIV – начало XV вв.) трактует Троицу в «новозаветном» варианте – не в виде трех ангелов, а антропоморфно. Бог-отец – это убеленный сединами старец, Бог-сын – отрок, Бог-Дух Святой – голубь.

В XV веке появился новый тип двух-трехчастной иконы – историческая картина. Икона второй половины века «Чудо от иконы Знамения пресвятой Богородицы» («Битва Суздальцев с новгородцами»), свидетельствующая о событиях 1169 года, говорит об определенной свободе новгородских иконописцев.

По размаху и разветвленности не знала себе равных московская живопись. Когда около 1390 года из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная художественная традиция, что позволило живописцам избежать простого подражания мастеру, ставшему главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля.

Сохранился ряд икон, созданных самим Феофаном и его кругом. В Москве он создает 7 икон деисусного чина (от греч. – моление; иконы, имеющие в центре изображение Христа, а слева и справа – Богоматери и Иоанна Крестителя в позе молитвенного заступничества) Благовещенского собора. Лучшая из икон круга Феофана «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны с «Успением Богородицы» на обороте.

Древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов – иконостас Благовещенского собора. До этого времени алтарь в русских храмах, как и в византийских, отделялся от молящихся только невысокой преградой. Новый иконостас, в становлении которого участвовали Феофан Грек и Андрей Рублев, представлял высокую стенку из нескольких рядов икон («чинов»). В XVI веке в композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон. Иконостас стал включать в себя пять основных рядов: местный – с иконами, особо почитаемыми в данной местности; деисусный, праздничный - с иконами, посвященными двунадесятым праздникам; пророческий (в центре – Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре Троица Новозаветная). Венчает иконостас Распятие. В шестом, дополнительном, ряду изображались страсти Христовы. Собор всех святых и пр. Высокий иконостас – русское национальное явление со своей иконографией, композицией и сложной символикой.

Величайшим художником древней Руси традиционно считается Андрей Рублев (ок.1360 – ок. 1430 гг.), достоверных сведений о жизни которого крайне мало. Первое летописное известие о нем относится к 1405 году, когда сообщается о его участии вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Благовещенского собора Кремля. В 1408 году он вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире, где лучше всего сохранились сцены Страшного суда. Но, в отличие от традиционных изображений, «страшный суд» Рублева и Черного внушают не чувства страха и возмездия, а торжество добра и справедливости, выстраданных человечеством. В этом же соборе они выполнили небывалый трехрядный иконостас высотой 6 метров и состоящий из 61 иконы, в т.ч. и одна из лучших работ Рублева «Богоматерь Владимирская».

В иконе «Спас» (начало XV века) воплотились идеалы художника. Христос-учитель не мстит инее карает. Он скорбен и светел. Такой человеческий образ был наиболее близок русским людям.

Самое совершенное произведение Рублева – икона «Троица», написанная в первой четверти XV века. Серьезно переосмыслив византийскую композицию, художник сосредоточил все внимание на фигурах ангелов. Чаша с головою тельца на столе – символ искупительной жертвы Христа. Три ангела – это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таким образом, Рублеву удалось выразить две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества.

В Святой Троице, как нераздельной, осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице, как неслиянной, осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению.

Умер Андрей Рублев между 1427 и 1430 гг. и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где провел всю свою сознательную жизнь. Его стиль надолго определил особенности не только московской школы живописи, но всей русской художественной культуры.

Крупнейшим художником Рублевского направления на рубеже XV – XVI вв. был Дионисий (30-40-е гг. XV века – ок. 1508 г.). В отличие от Рублева он был мирянином, видимо знатного происхождения. Его сыновья Владимир и Феодосий работали с отцом. Главное из сохранившихся его творений – росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 год). Основная тема росписи – «Акафист» - цикл торжественно-лирических песнопений в честь Богоматери. В этих фресках проявился стиль мастера – идеальные пропорции, мягкий скругленный силуэт в сочетании со светлым, но звучным колоритом, предельная слитность живописи с архитектурой.

Новым явлением в русской живописи XVI века стало стремление к отвлеченному «мудрствованию», к истолкованию в художественных образах важнейших христианских догматов, что приводило к перегруженности изображения деталями, символами. Меняется и внешний облик иконы – обязательным становится серебряный или чеканный оклад. Чтобы подчеркнуть их блеск, лики писались намеренно темными невыразительными красками. Но одновременно усиливалась церковная регламентация художественного творчества. Решением Стоглавого собора иконописцы должны были писать, «како греческие иконописцы писали и как писал Ондрей Рублев, а от своего замышления ничто же притворяти». Контроль над иконописцами вменялся специальным старостам из «нарочитых мастеров».

Для иконописи XVI века характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя» (середина XVI века)) изображает торжественное возвращение в Москву русского войска из покоренной Казани, как победу «воинства царя небесного».

Такие же изменения происходят и в монументальной живописи. В 1508 году сын Дионисия Феодосий расписал кремлевский Благовещенский собор в соответствии с главной идеей: преемственность власти византийских императоров и владимирских князей московскими князьями.

В росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок.1530 г.) прослеживалась другая ведущая идея «Москва – третий Рим».

Традиционная книжная миниатюра в связи с заменой пергамена бумагой в XVI веке претерпела значительные изменения. Появилась гравюра на дереве – ксилография (заставка с изображение евангелиста Луки в первой книге Федорова «Апостол»). Последователь первопечатника Андроник Тимофеев Невежа совершенствовал этот вид искусства в московской типографии.

   

Зодчество. Постник Яковлев и Барма. Федор Конь

 

После монголо-татарского разорения архитектура переживала упадок и застой. Монументальное строительство прекратилось, кадры строителей были почти уничтожены, подорвана техническая преемственность

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород, Псков) и во владимирской земле (Москва, Тверь).

С конца XIII века в новгородском зодчестве произошли следующие изменения: на смену плинфе пришел более доступный и дешевый местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал пластичные силуэты новгородских построек. Из трех апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть.

Лучшие памятники этого направления были созданы во второй половине XIV века: церкви Федора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.) и Спаса Преображения на Ильине (1374 год). Этот же стиль сохранился в начале XV века (церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год)).

Постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловила развитие оборонного зодчества во Пскове. В XIV – XV вв. здесь возведены каменные стены детинца (Крома) и «Довмонтова города». К началу XVI века протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 году вблизи города была выстроена крепость Изборск, выдержавшая 8 немецких осад и до сих пор поражающая своей неприступностью.

Псковские храмы возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на горке (1413 год) и Георгия со Взвоза (1494 год))

Первые каменные постройки в Московском Кремле появились на рубеже XIII – XIV вв. (Кафедральный собор Богородицы (1326 год)). Во второй половине XIV века напряженные отношения с Литвой и Ордой заставляют строить укрепления. В 1367 году было завершено строительство белокаменного Кремля и построены соборы Чудова и Симонова монастырей.

На рубеже XIV – XV вв. каменное строительство приобрело широкий размах. Постройки представляли собой новый тип одноглавого храма башеннообразной конструкции, поднятого на высоком цоколе; со сложным верхом, увенчанным ярусами закомар и кокошников, и вознесенным на высоком барабане куполом (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 – 1423 гг.) и Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1425 – 1427 гг.)).

В конце XV – начале XVI вв. начался новый этап развития каменного зодчества. Монументальные творения отражали перемены в жизни страны. С превращением Москвы в столицу независимого единого государства и оплот Православия, стремительно растет художественный и технический уровень строительства. Русские мастера начинают работать с лучшими зодчими Европы. Московское зодчество все более приобретало общерусский характер.

К связи с обветшанием белокаменного Кремля в Москву для возведения новых стен приглашены итальянские мастера (в 1490 году приехал миланский инженер Пьетро Антонио Солари и др.). новые кирпичные стены протяженностью более 2 км 235 м (общая площадь Кремля 28 га) с 18 башнями (во второй половине XVII века надстроены шатры) оказались не только прекрасным укреплением (толщина стен от 3,5 до 6,5 м, высота – от 5 до 19 м), но и произведением искусства (венчают стену зубцы – «ласточкины хвосты», высота которых 2 – 2,5 м, толщина от 64 до 70 см, всего их 1045). У кремлевских башен разный размер, форма и назначение. В центре Кремлевской набережной стоит Тайницкая башня, с которой началось строительство Кремля. Названа она так потому, что в ней был устроен тайный ход к Москве-реке на случай осады. В Боровицкую башню вел подъемный мост через реку Неглинную. Набатная башня обращена на юг – самое опасное направление. С нее набатный колокол подавал сигнал тревоги. Никольская башня резко отличается своей верхней частью (она была перестроена после взрыва, устроенного Наполеоном при отступлении). Знаменательна тем, что именно через ее ворота войска Минина и Пожарского ворвались в Кремль и освободили его от поляков. Самая высокая (70 м) – Спасская (сначала Фроловская) башня – главные ворота Кремля. Неслучайно говорили: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Вообще, в XV веке в Кремле было возведено 15 белокаменных и кирпичных построек.

В 30-е годы XVI века возведена вторая линия каменных укреплений в Москве – стены Китай-города (зодчий Петрок Малый), а в 1585 – 1593 гг. – третья – Белый город (зодчий Федор Конь). Венцом крепостного строительства стал построенный Федором Конем в 1595 – 1602 гг. Смоленский кремль, который называли «ожерельем земли Русской». Созданию столь грандиозных построек способствовало создание в 1583 году Приказа каменных дел для руководства государственным строительством.

На Соборной площади Московского Кремля вместо обветшавших построек времен Ивана Калиты возведены новые постройки, каменные.

При постройке Успенского собора (1475 – 1479 гг.) итальянский зодчий Аристотель Фиораванти творчески соединил наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создал совершенно оригинальное произведение. Композиция собора стала образцом для других (Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524 – 1525 гг.) и др.)

В 1505 году был перестроен кремлевский Чудов монастырь, сооруженный примерно в 1365 году (разобран в 1929 году).

В 1505 – 1509 гг. итальянец Алевиз Новый построил усыпальницу московских князей – Архангельский собор, отделав его наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Ренессанса. Откровенное использование в отделке храма деталей гражданского строительства означало усиление светских традиций в культовом зодчестве.

Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) и церковь Ризположения (1484 – 1486 гг.), построенные русскими мастерами, более связаны с традициями владимирского и раннемосковского зодчества.

Ансамбль Соборной площади завершают Грановитая палата (Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари (1467 -1491 гг.)), имевшая пятисотметровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посредине; и высокий столпообразный храм-колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин (1505 – 1508 гг.)), представлявшая собой башню из стройных восьмерико



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.087 с.)