Президентские выборы 2004 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президентские выборы 2004 года.



На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003 г. прошли парламентские выборы.

Больше всего голосов получила партия «Единая Россия». Либеральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели пятипроцентный барьер, и их представители не попали в Государственную Думу. Большинство депутатов - одномандатников вошли во фракцию «Единая Россия», получившую в результате этого конституционное парламентское большинство.

24 декабря 2003 г. съезд партии «Единая Россия» принял решение о поддержке кандидатуры В. В. Путина на выборах Президента Российской Федерации.

14 марта 2004 г. состоялись президентские выборы. Граждане России подтвердили мандат доверия, выданный В. В. Путину в 2000 г.

 

Итоги выборов депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе 7 декабря 2003 г.

(указаны только списки, получившие более 1% голосов)

Название Число голосов % Количество мест в Думе
1. Единая Россия 22 779 279 37,57 120
2. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 7 647 820 12,61 40
3. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 6 943 885 11,45 36
4. Родина (народно-патриотический союз) 5 469 556 9,02 29
Не преодолели пятипроцентный барьер:      
5. РДП «Яблоко» 2 609 823 4,30  
6. Союз правых сил (СПС) 2 408 356 3,97  
7. Аграрная партия России 2 205 704 3,64  
8. Российская партия пенсионеров и ПСС 1 874 739 3,09  
9. Партия возрождения России — РПЖ 1 140 333 1,88  
10. Народная партия Российской Федерации 714 652 1,18  
11. Концептуальная партия «Единение» 710 538 1,17  

Итоги выборов Президента России (14 марта 2004 г.)

Общее число избирателей — 108 064 281.
Приняли участие в выборах — 69 572 177 (64,38%).
В. В. Путин 49 558 328 (71,31%)
Н. М. Харитонов 9 514 554 (13,69%)
С. Ю. Глазьев 2 850 610 (4,10%)
И. М. Хакамада 2 672 189 (3,84%)
О. А. Малышкин 1 405 326 (2,02%)
С. М. Миронов 524 332 (0,75%)
Против всех 2 397 140 (3,45%)

 

 

Вопросы для повторения:

  1. Почему в 2000 оду были проведены досрочные выборы Президента РФ? С чем это связано?
  2. Кто одержал победу на президентских выборах 2000 года?
  3. Каковы приоритетные задачи развития России, провозглашенные В.В.Путиным, на посту Президента РФ?
  4. Каковы итоги выборов депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 г? Какие партии сумели пройти в Государственную думу РФ?
  5.  Охарактеризуйте результаты выборов Президента России 14 марта 2004 г.

 

 

Тема 17. Курс на укрепление государственности, экономический подъём, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

План:

1. Федеративная реформа.

2. Налоговая реформа.

3. Судебная реформа.

4. Реформа управления.

5. Политическая реформа.

6. Приоритетные национальные проекты и демографическая проблема.

Федеративная реформа.

Первые крупные инициативы Президента В. В. Путина после инаугурации (7 мая 2000 г.) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в верхней палате Федерального собрания были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей.

· Август 2000 г. - закон о новом порядке формирования Совета Федерации - эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами.

· Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан Государственный совет, в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов.

· В мае 2000 г. - образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.

После образования в 2000 г. федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака, поэтапно (в 2003—2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы.

· За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счет своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов.

4 июля 2003 г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот с заменой их на деньги с целью привести в соответствие с рыночными реалиями существующую социальную систему (январь 2005 г. - закон о замене льгот денежными компенсациями). К сожалению, из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство льготников.


2. Налоговая реформа.

Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

· В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц —13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

· В 2001 г. - полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

· Был отменен налог на приобретение автомобилей.

· Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%).

· Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

· Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса - снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход. В 2004 г. был отменен налог с продаж.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 г. был введен принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган.

 

Судебная реформа.

В ноябре 2000 г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. В конце 2000 г. законопроекты были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой.

· В России был введен институт мировых судей,

· реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах),

· был введен институт судебных приставов,

· изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.

· Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК).

· В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

 

Реформа управления.

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали законами.

· Региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.

· Отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основной аргумент - стимулировать развитие партийной системы в стране. Выборы по новой системе позволяют также исключить «внутрипартийную коррупцию», поскольку партии будут вынуждены включать в свои региональные списки кандидатов, действительно способных привлечь голоса избирателей.

· Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.

· Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям (объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край, объединение Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области).

· На 2004—2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.
Министерство — федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и ее развитие. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за предоставление определенных видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.

· Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.

 

Политическая реформа.

Основные моменты:

· В 2004 г. - изменения в федеральном законодательстве, касающееся выборов в Государственную Думу, в 2002 г., — в законодательные органы субъектов РФ(переход от системы выборов в одномандатных округах (мажоритарная избирательная система относительного большинства) к пропорциональной избирательной системе, т. е. избранию депутатов по спискам партий).

· отмена в избирательных бюллетенях графы «Против всех».

· повышение минимального уровня для прохождения партии в Государственную Думу с 5 до 7%.

Общая цель этих мер — формирование в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое стране руководство в любой ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.031 с.)