Понятие таможенной стоимости. Нормативно-правовое регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие таможенной стоимости. Нормативно-правовое регулирование



Тема № 4

 Законодательное регулирование определения таможенной стоимости товаров. Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС)

Лекция

План

1. Понятие таможенной стоимости. Нормативно-правовое регулирование.

2. Методы определения таможенной стоимости.

3. Особенности определения таможенной стоимости товаров.

4. Порядок таможенного контроля за определением таможенной стоимости товаров со стороны таможенных органов.

5. Таможенные риски при определении таможенной стоимости товаров.

6. Правила Инкотермс.

 

Порядок таможенного контроля за определением таможенной стоимости товаров со стороны таможенных органов

 

Приказом ФТС России от 13 октября 2017 г. № 1627 утверждена Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов по проведению проверки правильности определения, декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза, при контроле, проведении дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости товаров.

Положения Инструкции применяются при проведении:

- контроля таможенной стоимости, заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров;

- дополнительной проверки достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров;

контроля таможенной стоимости после выпуска товаров.

Инструкция не применяется при перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

При проведении проверки правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия:

1) проверку наличия документов, предусмотренных перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров;

2) проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) (в случаях, когда она заполняется;

3) проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров, которая включает в себя следующие действия:

проверку соответствия выбранного метода определения таможенной стоимости виду и условиям внешнеэкономической сделки;

проверку соблюдения условий применения метода определения таможенной стоимости;

4) проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:

проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;

проверку достоверности дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые товары и правильности их количественного определения;

проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;

5) проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;

6) оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (далее - СУР).

 

Правила ИНКОТЕРМС

 

При продаже товара предполагается его транспортировка от продавца к покупателю. С транспортировкой товара связано множество вопросов, таких как: погрузка, разгрузка, страхование, таможенная очистка товара и др. Можно детально оговаривать все условия и этапы по доставке товара от продавца к покупателю, но все равно в процессе транспортировки могут возникать различные вопросы. Поэтому, чтобы избежать затруднительных ситуаций, в практике международной торговли сложились определенные обычаи по доставке товара, определяющие, кто из сторон и за что несет ответственность при доставке товара покупателю. Эти обычаи были систематизированы и сведены в один документ Международной торговой палатой, который получил название Международные правила интерпретации коммерческих терминов (далее - Инкотермс). В этом документе изложены обязанности продавца и покупателя, связанные с доставкой товара, в зависимости от базиса поставки. Базис поставки – это перечень обязанностей по доставке товара той или иной стороны.

Правила Инкотермс стали настолько широко применяться в международной торговле, что во многих государствах их приняли за основу для внутригосударственных поставок. Правила Инкотермс периодически пересматриваются Международной торговой палатой и на сегодняшний день последней их редакцией являются Правила Инкотермс, изданные в 2020 году.

Целью Инкотермс является установление международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах.

Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как Инкотермс 1936. Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и в настоящее время в 2010 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли.

Следует подчеркнуть, что сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом «товары» здесь подразумеваются «материальные товары», исключая «нематериальные товары», такие как, например, компьютерное программное обеспечение).

Наиболее часто в практике встречаются три варианта неправильного понимания Инкотермс. Первым вариантом является неправильное понимание того, что Инкотермс имеет большее отношение к договору перевозки, чем к договору купли-продажи. Вторым является иногда неправильное представление о том, что положения Инкотермс должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор. Третьим является интерпретация Инкотермс, как условий, определяющих место и время перехода права собственности на поставляемый товар.  

Как всегда, подчеркивалось Международной торговой палатой, Инкотермс имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах.

В то время, как экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи - где необходим не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки страхования и финансирования - Инкотермс относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи.

Инкотермс изначально всегда предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы: таким образом, это международные торговые термины. Однако, Инкотермс на практике зачастую включаются в договоры для продажи товаров исключительно в пределах внутренних рынков.

Основной причиной изменения редакций Инкотермс была необходимость адаптировать их к современной коммерческой практике. Так, при пересмотре 1980 был введен термин «Франко перевозчик» (теперь FCA) для рассмотрения частых случаев, когда пунктом получения товара при морской торговле более не являлся традиционный пункт FOB (прохождение через поручни судна), а пункт на суше перед погрузкой на борт судна, где товар был уложен в контейнер для последующей транспортировки морем или комбинацией различных транспортных средств (так называемые смешанные или мультимодальные перевозки).

При пересмотре Инкотермс в 1990 статьи, касающиеся обязанности продавца предоставить подтверждение поставки, позволили заменить бумажную документацию EDI-сообщениями при условии, что стороны заранее договорились осуществлять общение посредством электронной почты.

С учетом изменений, время от времени вносимых в Инкотермс, важно обеспечить, чтобы в каждом случае, когда стороны намереваются включить Инкотермс в свой договор купли-продажи, всегда была сделана четкая ссылка на действующий в настоящее время вариант Инкотермс. Этому можно не придать значения, когда, например, делается ссылка на более ранний вариант в стандартных формах договора или в бланках заказа, используемых торговцами. Отсутствие ссылки на текущий вариант может затем привести к разногласиям относительно того, были ли намерены стороны включить данный вариант или более ранний вариант в качестве составляющей их договора.

 

ИНКОТЕРМС 2010

Группа E Отправление EXW Любые виды транспорта Франко завод (название места)
Группа           F Основная перевозка не оплачена продавцом FCA FAS FOB   Морские и внутренние водные перевозки Франко перевозчик (название места назначения) Франко вдоль борта судна (название порта отгрузки) Франко борт (название порта отгрузки)
  Группа C   Основная перевозка оплачена продавцом CFR CIF   CIP   CPT Любые виды транспорта Стоимость и фрахт (название порта назначения) Стоимость страхование и фрахт (название порта назначения) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения) Фрахт/перевозка оплачены до (название места назначения)
    Группа D   Прибытие DAT   DAP     DDP     Любые виды транспорта Поставка на терминале (… название терминала)   Поставка в пункте (… название пункта) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

 

Пояснительные примечания

В каждом правиле Инкотермс 2020 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности:

• Когда данное правило должно быть использовано

• Когда риск переходит

• Как распределяются расходы

Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.

Таблица правил Инкотермс 2020

Конструктивно Incoterms 2020 выглядят так же, как и в предыдущей версии: одиннадцать трехбуквенных сокращений начиная от «EXW» (Ex-Works) до «DDP» (Delivered Duty Paid), которые по-прежнему делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта:

 

I ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА II ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
EXW - «Ex Works / Франко завод» FCA - «Free Carrier / Франко перевозчик» СРТ - «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до» CIP - «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до» DPU - «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки» DAP - «Delivered at Place / Поставка в месте назначения» DDP - «Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин» FAS - «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна» FOB - «Free on Board / Свободно на борту» CFR - «Cost and Freight / Стоимость и фрахт» CIF - «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»

 

В Инкотермс 2020 можно выделить четыре группы правил базисных условий поставок товара (E, F, C и D). В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение обязанностей продавца от минимальных к максимальным. Группа "E" - условие поставки EXW, согласно которому продавец только предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях; далее идет группа "F" - условия поставки FCA, FAS и FOB, в соответствии с которой продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику; затем группа "C" - условия поставки CFR, CIF, CPT и CIP, в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимая на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки; и, наконец, группа "D" – условия поставки DAP, DPU и DDP, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения.

 

Тема № 4

 Законодательное регулирование определения таможенной стоимости товаров. Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС)

Лекция

План

1. Понятие таможенной стоимости. Нормативно-правовое регулирование.

2. Методы определения таможенной стоимости.

3. Особенности определения таможенной стоимости товаров.

4. Порядок таможенного контроля за определением таможенной стоимости товаров со стороны таможенных органов.

5. Таможенные риски при определении таможенной стоимости товаров.

6. Правила Инкотермс.

 

Понятие таможенной стоимости. Нормативно-правовое регулирование

Под термином таможенная стоимость чаще всего понимают таможенную стоимость товара (ТСТ). Исходя из ее величины и высчитываются необходимые к уплате таможенные платежи, то есть пошлины, налоги, акцизы и сборы. Таким образом таможенная стоимость формируется из стоимости товара и суммы всех расходов, понесенных участником ВЭД при их транспортировке в Евразэс (Российскую Федерацию) (т.е. расходов понесенных на иностранной территории). Таможенная стоимость, то есть ее величина (размер) фиксируется в особом документе – ДТС-1, который подается вместе с основной таможенной декларацией.

Таможенная стоимость определяется для достижения следующих целей:

· обложение налогом ввозимого на территорию России товара;

· ведения таможенной и внешнеэкономической статистики;

· применение других мер по регулированию торгово-экономических отношений, которые связаны со стоимостью товаров.

Таможенная стоимость товаров определяется либо непосредственно самим декларантом, либо брокером, действующим по его поручению. Инспектор таможенной службы формировать таможенную стоимость товара не должен, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ.

В том случае, если при таможенном декларировании товара декларант не может предоставить документы, необходимые для точного расчета их стоимости, допускается отложить на определенное время данную процедуру. Также допускается заявление таможенной стоимости на основе имеющихся у декларанта на руках документов и сведений.

Нормативно-правовое регулирование таможенной стоимости товаров:

Глава 5 ТК ЕАЭС (статьи 37-45);

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 № 289-ФЗ (статьи 23-25);

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 (ред. от 21.05.2019) "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза"

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 № 103 «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров»

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 г. № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости»

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 г. № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 г. № 82 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2016 г. № 130 «Об утверждении положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада»

Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Таможенная стоимость товара - это стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС).

 Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства-члена, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

В случае если при определении таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, устанавливаемому (определяемому) в соответствии с законодательством этого государства-члена, действующему на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено специальными нормами ТК ЕАЭС.

Требования ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости товаров:

- определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров;

- таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации;

- процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов;

- процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться в целях борьбы с демпингом.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом (пункт 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 ТК ЕАЭС), таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.

Исключение:

- любые нормы ТК ЕАЭС не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров;

- определение таможенной стоимости товаров для личного пользования осуществляется в соответствии со статьей 267 ТК ЕАЭС. 

Методы определения таможенной стоимости

Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в других - с цены CIF (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.

Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года.

В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ).

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.). Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

- цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;

- экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;

- импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;

- не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

1) ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;

2) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;

3) ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.

В соответствии с ТК ЕАЭС для определения таможенной стоимости товаров применяются 6 методов:

1) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) дополнительный метод. 

 

 

Особенности определения таможенной стоимости товаров

Отложенное определение таможенной стоимости товаров.

В случае если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с тем, что на дату регистрации таможенным органом декларации на товары в соответствии с условиями сделки, в соответствии с которой товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, отсутствуют документы, содержащие точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений, а также исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин исходя из заявленной предварительной величины таможенной стоимости товаров.

Порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров, включающий в себя в том числе случаи отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при использовании отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности заявления сведений о предварительной величине таможенной стоимости товаров, порядок и сроки заявления точной величины таможенной стоимости товаров, особенности контроля таможенной стоимости товаров, определены  Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 № 103 «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров».

Уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, дополнительно начисленных исходя из точной величины таможенной стоимости товаров, производится не позднее срока заявления точной величины таможенной стоимости товаров.

Принятие предварительных решений о таможенной стоимости товаров.

Принятие предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров относится к компетенции государств-членов Союза и регулируется национальным законодательством (Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - статья 25). 

ФТС России по заявлению заинтересованного лица принимает предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.

Предварительное решение принимается не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения.

ФТС России устанавливает порядок принятия и выдачи предварительного решения, включающий в себя условия и случаи выдачи предварительного решения, сроки его действия, а также порядок принятия решения о прекращении действия предварительного решения.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.082 с.)