Сценарные условия развития энергетики Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарные условия развития энергетики Российской Федерации



В основу прогнозных оценок возможностей и рисков развития энергетики Российской Федерации положены 2 сценария, сформированные с учетом основных параметров долгосрочного прогноза социально- экономического развития. Сценарии определяют диапазон возможных изменений показателей развития отраслей топливно-энергетического комплекса (параметров топливно-энергетического баланса) и значений целевых показателей реализации настоящей Стратегии. Выход за пределы указанного диапазона может свидетельствовать о необходимости принятия дополнительных мер или пересмотра стратегических ориентиров развития топливно-энергетического комплекса.

В обоих сценариях предполагается:

· сохранение в качестве основы мировой энергетики ископаемых видов топлива с постепенным увеличением доли возобновляемых источников энергии в мировом и национальных топливно-энергетических балансах;

· долговременный характер начатой в 2014 году рядом государств дискриминационной по отношению к Российской Федерации и топливно- энергетическому комплексу Российской Федерации политики;

· преимущественно эволюционный (при этом нуждающийся в постоянном мониторинге в целях упреждающей реакции на резкие изменения) характер мирового научно-технологического развития;

· реализация в период до 2024 года мероприятий, предусмотренных комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, национальными проектами и программами, направленными на исполнение Указа Президента Российской Федерации № 204.

В число ключевых предпосылок сценариев входят следующие допущения:

· рост валового внутреннего продукта Российской Федерации с 2019 года по 2035 год в среднем на 2,3 процента ежегодно - в сценарии, соответствующем нижней границе диапазона основных параметров

· развития топливно-энергетического комплекса, и на 3 процента - в сценарии, соответствующем верхней границе указанного диапазона;

· рост электропотребления к 2035 году в 1,18 - 1,25 раза до 1310 - 1380 млрд. кВт·ч, в том числе до 1275 - 1345 млрд. кВт·ч в зоне централизованного энергоснабжения (соответственно сценариям), в том числе за счет электрификации железнодорожного транспорта и распространения электромобилей;

· увеличение внутреннего потребления энергетических ресурсов на 6 - 10 процентов (при сдерживании его роста за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности);

· умеренный рост внутреннего потребления автомобильного бензина (на 4 - 5 процентов) на I этапе реализации настоящей Стратегии с последующей стабилизацией и более высокий рост объемов потребления дизельного топлива (на 8 - 11 процентов (I этап) и на 16 процентов - 21 процент (II этап) реализации настоящей Стратегии);

· рост потребления газомоторного топлива на транспорте в 4 раза к 2024 году и в 15 - 19 раз к 2035 году.

Одним из основных сценарных условий при прогнозировании развития топливно-энергетического комплекса является развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности в секторах - потребителях энергии. Прогнозируется, что при средних темпах роста валового внутреннего продукта в 2,3 - 3 процента в год средний темп роста энергопотребления благодаря соответствующим мероприятиям составит 0,3 - 0,6 процента. В частности, к 2035 году ожидается снижение удельного расхода топлива на транспорте на 13 - 15 процентов вследствие оптимизации двигателей внутреннего сгорания и использования новых материалов в автомобилестроении.

Сценарий, соответствующий верхней границе диапазона параметров развития топливно-энергетического комплекса, предполагает достижение темпов экономического роста, заданных в Указе Президента Российской Федерации № 204, выше среднемировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процента, в сочетании с благоприятными внутренними и внешними условиями развития отраслей топливно-энергетического комплекса (в том числе с относительно оптимистичным прогнозом мирового спроса и цен на энергоресурсы).

Сценарий, соответствующий нижней границе диапазона параметров развития топливно-энергетического комплекса, призван обозначать границу устойчивости энергетики Российской Федерации и обеспечения энергетической безопасности, поэтому допускает умеренные темпы роста экономики в сочетании с консервативным прогнозом мирового спроса и цен на энергоресурсы.

Риски в области энергетической безопасности и развития энергетики, их актуальность и острота существенным образом зависят от действий или бездействия соответствующих субъектов (прежде всего в отношении вызовов и угроз), поэтому в обоих сценариях предусмотрено управление рисками энергетической безопасности и развития энергетики Российской Федерации.

В процессе разработки настоящей Стратегии также рассматривались стрессовые по уровню мировых цен и спроса на российские энергоресурсы сценарии, негативное влияние которых на топливно-энергетический комплекс Российской Федерации непредсказуемо на данном этапе, но может оказаться значительным. Реализация таких сценариев потребует перехода от стратегического планирования к антикризисному управлению, поэтому в настоящей Стратегии они не отражены, однако их возможность систематически будет оцениваться в рамках ежегодного мониторинга реализации настоящей Стратегии с выработкой соответствующих рекомендаций.

 

Водородная энергетика

Задачей водородной энергетики является развитие производства и потребления водорода, вхождение Российской Федерации в число мировых лидеров по его производству и экспорту.

В комплекс ключевых мер, способствующих решению задачи водородной энергетики, входят:

· разработка и реализация мер государственной поддержки создания инфраструктуры транспортировки и потребления водорода и энергетических смесей на его основе;

· обеспечение законодательной поддержки производства водорода; увеличение масштабов производства водорода из природного газа,

· в том числе с использованием возобновляемых источников энергии, атомной энергии;

· разработка отечественных низкоуглеродных технологий производства водорода методами конверсии, пиролиза метана, электролиза и других технологий, в том числе с возможностью локализации зарубежных технологий;

· стимулирование спроса на внутреннем рынке на топливные элементы на основе водорода и природного газа в российском транспорте, а также на использование водорода и энергетических смесей на его основе в качестве накопителей и преобразователей энергии для повышения эффективности централизованных систем энергоснабжения;

· создание нормативной базы в области безопасности водородной энергетики;

· интенсификация международного сотрудничества в области развития водородной энергетики и выхода на зарубежные рынки.

Показателем решения задачи водородной энергетики является экспорт водорода:

· к 2024 году - 0,2 млн. тонн;

·  к 2035 году - 2 млн. тонн.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.01 с.)