Методологический аппарат научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический аппарат научного исследования



Лекция № 2.

(4 часа)

Методологический аппарат научного исследования

Структура введения

1. Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

Актуальность темы исследования можно рассматривать с нескольких позиций:

- Научная актуальность обусловлена следующими факторами:

· восполнение каких-либо пробелов в науке;

· дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

· обобщение накопленного опыта;

· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

- Политико-идеологическая актуальность – оправдание или критика существующих политических режимов или решений.

- Практико - прикладная и образовательно-педагогическая актуальность

Актуальность темы исследования представляет собой степень ее важности и востребованности для решения конкретной проблемы, вопроса или задачи, возникшей перед автором исследования.
  При обосновании актуальности темы диссертационной работы необходимо объяснить причину, почему тема исследования назрела именно в данный момент, что являлось препятствием правильному раскрытию её ранее, выявить, насколько обращение к данной теме обусловлено развитием науки, накоплением новой информации и методов исследования по данной проблеме, недостатками в изученности проблемы в уже проведённых исследованиях, необходимостью изучения проблемы исследования в новой экономической ситуации, с применением новых методов и методик исследования и т. д.

Как правило, актуальность исследования представляется как противоречивая ситуация, требующая своего решения. Решение данной проблемы должно непосредственно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователь должен чётко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо исторического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.

При формулировании актуальности исследования следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для выпускной квалификационной работы достаточно в пределах одной страницы, для курсовой работы - полстраницы машинописного текста показать главное.

2. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях развития общества. Т.о. актуальны исследования, темы которых в определенных аспектах изучены не в полной мере, и проводимое исследование направлено на преодоление этого пробела.

3. Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования: что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать (указание авторов, которые занимались данной проблемой).

4. Необходимо сформулировать противоречие. ``Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний''.

 Как известно противоречие (научное) - это важнейшая логическая форма развития научного познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.

Следующий логический шаг исследования - формулирование проблемы. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки - оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.д. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, показывает способы их разрешения, которые, кстати, могут впоследствии не быть реализованы по разным причинам.

Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке - как синоним слова ``задача'', ``препятствие'' и т.п.

В научном же смысле, `` проблема - это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес ''.

 В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям.

Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.

Наиболее часто научные противоречия возникают как несоответствие между двумя теориями, объединяющими сущность одного и того же явления. Более частный случай может быть связан с попыткой теоретического объяснения тех или иных научных фактов.

И, наконец, последняя ситуация возникновения научных противоречий связана с тем, что исследователь имеет, как правило, дело с развивающимися объектами.

Прежде чем перейти к анализу научной проблемы, повторяем сделанный раннее вывод: обнаружение противоречий в знаниях о конкретном предмете не является самоцелью, это необходимо лишь для того, чтобы сделать следующий важный шаг научной работы - поставить проблему.

Обоснование актуальности не должно быть ни слишком кратким, ни излишне объемным. Для курсовой работы актуальность темы может уместиться на пол страницы, для диплома или диссертации – на одну-две.
     В ходе защит студенческих выпускных квалификационных работ приходится сталкиваться со следующими ошибками при описании актуальности:

- она занимает слишком большую часть введения (до 3-4 страниц);

- не употребляется сам термин ``актуальность'';

- не указывается противоречие в науке или практике, которое определяет проблему исследования;

- отсутствует формулировка проблемы исследования;

- проблема исследования формулируется не в научном смысле (осознание недостаточности знаний), а в общеупотребительном смысле (задача, препятствие).

Цель исследования

Цель - это идеальное мысленное предвосхищение результатов деятельности, направленное на решение актуальной проблемы. При формулировании цели необходимо ответить на вопрос: "Какой результат исследования мы намерены получить, каким мы его видим?". Целью могут служить:

· выявление факторов развития исторического явления, процесса;

· определение особенностей (специфики) исторического явления или процесса;

· анализ влияния одного исторического события (процесса) на другой, в целом на ход исторического развития страны;

· выявление исторических закономерностей событий (явлений);

· выявление движущих сил исторического события, явления, процесса;

· выявления роли исторической личности в процессе развития государства (экономики, политики, культуры, науки и т.д.)

Цели в исследованиях могут быть сформулированы следующим образом.

Пример 1.

Тема: " Проблема монгольского влияния на историческое развитие России»

Цель данной работы - выявить все аспекты монгольского влияния на историческое развитие России.

Пример 2.

Тема: «Историястановления и развития элитарного туризма в России в XIX – нач. XX вв.».

Целью исследования является анализ условий и основных направлений развития элитарного туризма в России в XIX в. – нач. XX вв.

Задачи исследования

Цель, являющаяся конечным результатом исследования, достигается не сразу, а через ряд промежуточных целей на разных этапах.

Для определенности их называют задачами, помня при этом, что цель вообще как таковая является главной задачей. Задачи служат конкретизации цели, дополняют, объясняют и уточняют её, позволяют ответить на вопрос: "Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?". При постановке задач следует ориентироваться на разработанный план работы (оглавление), исходя из того, что количество задач должно соответствовать количеству подглав. Формулировки задач делаются в форме перечисления с использованием глаголов: проанализировать, изучить, выявить, раскрыть, разработать, экспериментально проверить, охарактеризовать, описать, организовать, провести, подобрать и т. д.

Пример постановки и оформления задач.

Пример 1.

Тема: " Проблема монгольского влияния на историческое развитие России»

Цель данной работы - выявить все аспекты монгольского влияния на историческое развитие России.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи исследования:

· рассмотреть влияние монголов на взаимоотношения общества и государственной власти в Северо-Восточной Руси.

· Выявить влияние зависимости Руси от орды на процесс закрепощения крестьян.

· рассмотреть влияние монгольского права и системы судопроизводства на правовую систему Московского государства.

· рассмотреть экономическую зависимость Руси от Золотой Орды.

· вывить причины упадка и разорения хозяйства, ремесла, городов и деревень.

· рассмотреть взаимоотношения русской православной церкви и Золотой Орды.

· проследить причины упадка культуры, как следствия монголо-татарского ига.

Пример 2.

Тема: «Историястановления и развития элитарного туризма в России в XIX – нач. XX вв.».

Целью исследования является анализ условий и основных направлений развития элитарного туризма в России в XIX в. – нач. XX вв.

Задачами исследования являются:

1. анализ социального состава российской элиты в XIX в.

2. выявление и анализ предпосылок зарождения и развития элитарного туризма;

3. рассмотрение сущности элитарного туризма и его основных направлений;

4. анализ развития лечебного туризма элиты, как ведущего направления элитарного туризма в XIX в.

5. выявление наиболее популярных курортов в России и Европе, посещаемых русской элитой.

 

6. Территориальные рамки исследования

В этом разделе необходимо охарактеризовать и обосновать выбор территориальных границ исследования:

в случае изучения исторического процесса (явления, события) мирового масштаба, следует указать на примере каких стран и почему анализируется данный процесс (явление, событие);

в случае изучения исторического процесса (явления, события) государственного масштаба, следует указать, что территориальные рамки исследования соответствуют границам государства, так как данные процесс (явление, событие) в той или иной мере затронул всю территорию страны;

в случае изучения исторического процесса (явления, события) локализованного в рамках отдельного региона, области, следует указать, что территориальные рамки исследования соответствуют границам данного региона в определенный темой исследования период.

Пример:

Тема: «Миссионерская деятельность русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX – начале XX вв.»

Территориальные рамки исследования определены границами Амурской и Приморской областей и острова Сахалин, входивших в состав Приамурского генерал-губернаторства (современные территории Амурской и Сахалинской областей, Приморского края и юга Хабаровского края). При этом в данной работе употребляются понятия «Приамурский край» и «Юг Дальнего Востока» как синонимы.

Выбор территориальных рамок определился несколькими факторами:

- одновременным русским заселением и освоением этих территорий;

- в отличие от Северо-Востока Азии активной миссионерской деятельностью церкви на юге Дальнего Востока;

- включением этих территорий в середине XIX века в состав одной Камчатской епархии.

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования можно применить и использовать в определённых процессах, на конкретных объектах, в реальных ситуациях или они позволяют усовершенствовать некий процесс, объект.

Примеры описания и оформления практической значимости в курсовой работе:

1. Практическая значимость исследования (выделить полужирным начертанием) состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы учителями образовательных учреждений в процессе преподавания истории России в 9 классе при изучении темы…

2. Практическая значимость исследования (выделить полужирным начертанием) состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы во внеурочной работе по истории в 9 классе (в работе исторического кружка, краеведческого музея школы и т.д.)

Лекция № 2.

(4 часа)

Методологический аппарат научного исследования

Структура введения

1. Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

Актуальность темы исследования можно рассматривать с нескольких позиций:

- Научная актуальность обусловлена следующими факторами:

· восполнение каких-либо пробелов в науке;

· дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

· обобщение накопленного опыта;

· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

- Политико-идеологическая актуальность – оправдание или критика существующих политических режимов или решений.

- Практико - прикладная и образовательно-педагогическая актуальность

Актуальность темы исследования представляет собой степень ее важности и востребованности для решения конкретной проблемы, вопроса или задачи, возникшей перед автором исследования.
  При обосновании актуальности темы диссертационной работы необходимо объяснить причину, почему тема исследования назрела именно в данный момент, что являлось препятствием правильному раскрытию её ранее, выявить, насколько обращение к данной теме обусловлено развитием науки, накоплением новой информации и методов исследования по данной проблеме, недостатками в изученности проблемы в уже проведённых исследованиях, необходимостью изучения проблемы исследования в новой экономической ситуации, с применением новых методов и методик исследования и т. д.

Как правило, актуальность исследования представляется как противоречивая ситуация, требующая своего решения. Решение данной проблемы должно непосредственно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователь должен чётко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо исторического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.

При формулировании актуальности исследования следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для выпускной квалификационной работы достаточно в пределах одной страницы, для курсовой работы - полстраницы машинописного текста показать главное.

2. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях развития общества. Т.о. актуальны исследования, темы которых в определенных аспектах изучены не в полной мере, и проводимое исследование направлено на преодоление этого пробела.

3. Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования: что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать (указание авторов, которые занимались данной проблемой).

4. Необходимо сформулировать противоречие. ``Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний''.

 Как известно противоречие (научное) - это важнейшая логическая форма развития научного познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.

Следующий логический шаг исследования - формулирование проблемы. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки - оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.д. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, показывает способы их разрешения, которые, кстати, могут впоследствии не быть реализованы по разным причинам.

Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке - как синоним слова ``задача'', ``препятствие'' и т.п.

В научном же смысле, `` проблема - это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес ''.

 В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям.

Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.

Наиболее часто научные противоречия возникают как несоответствие между двумя теориями, объединяющими сущность одного и того же явления. Более частный случай может быть связан с попыткой теоретического объяснения тех или иных научных фактов.

И, наконец, последняя ситуация возникновения научных противоречий связана с тем, что исследователь имеет, как правило, дело с развивающимися объектами.

Прежде чем перейти к анализу научной проблемы, повторяем сделанный раннее вывод: обнаружение противоречий в знаниях о конкретном предмете не является самоцелью, это необходимо лишь для того, чтобы сделать следующий важный шаг научной работы - поставить проблему.

Обоснование актуальности не должно быть ни слишком кратким, ни излишне объемным. Для курсовой работы актуальность темы может уместиться на пол страницы, для диплома или диссертации – на одну-две.
     В ходе защит студенческих выпускных квалификационных работ приходится сталкиваться со следующими ошибками при описании актуальности:

- она занимает слишком большую часть введения (до 3-4 страниц);

- не употребляется сам термин ``актуальность'';

- не указывается противоречие в науке или практике, которое определяет проблему исследования;

- отсутствует формулировка проблемы исследования;

- проблема исследования формулируется не в научном смысле (осознание недостаточности знаний), а в общеупотребительном смысле (задача, препятствие).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.203.230 (0.051 с.)