Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления.



Лекции Полуниной

Содержание

 

Сценарная композиция 13.10.20. 2

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления. 2

Драматургия 03.11.20. 3

17.11.20 Техника сцены. Сценография. 5

Сценарная Композиция. 5

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Конфликт в сценарной композиции. 5

Основы драматургии. 6

ТЕМА ЛЕКЦИИ Конфликт и действие в драматургии. 6

Словесное действие. 6

Основы драматургии. 7

Композиционное построение драматургического произведения. 7

лекция. 24.11.2020. 13

Художественное оформление оперы и балета. 13

Драматургия «Сюжетная композиция» Часть 1 26.11.20. 15

Драматургия «Сюжетная композиция» Часть 2. 19

Драматургия «Сюжетная композиция» Часть 3. 21

03.12.20. 22

Основы драматургии. 22

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ. 23

08.12.20. Сцен.композиция. 23

Принципы подбора художественно-выразительных средств при написании или создании сценария. 23

Методы обработки материала и его организация в сценарии. 23

Основные методы обработки и организации материала: 23

1. Метод компиляции. 23

2. Метод инсценирование. 24

3. Драматургический ход.. 24

4. Метод монтажа. 25

 

Сценарная композиция 13.10.20

Сценарная Композиция

 ТЕМА ЛЕКЦИИ: Конфликт в сценарной композиции.

 Найти и раскрыть вопросы, законспектировать тезисно: Конфликт, как противоречие, столкновение, приводящее к борьбе и противостоянию в драме. Перенос понятия «основной конфликт» из театральной драматургии в драматургию массового праздника. Праздник и конфликтная ситуация. Соотношение частей и целого: отдельный эпизод конфликтного характера внутри праздничной темы. Шуточный конфликт народных праздников, подчеркивающий бесконфликтную радостную атмосферу праздника. Конфликтный эпизод в праздниках Победы.

Сценарии театрализованных представлений на конфликтной основе, посвященные драматическим событиям.

Термин Б.Брехта –«надличный конфликт». Герои-символы, как воплощение социальных сил.

Коллективный герой..Литературный и символические герои..

Элементы конфликта в парном конферансе.

Конфликт среди пары, или группы литературных, сказочных персонажей–ведущих.

Примеры конфликтов в сценарии пушкинского бала, проходящего в литературном музее имени А.С.Пушкина и других сценариях.

 

Основы драматургии.

Лекция. 24.11.2020

Художественное оформление оперы и балета.

Дальнейшее развитие сцены, еѐ техники, вместе с развитием оперного жанра, проходит под знаком расширения монтировочных возможностей, усиление зрелищности, особенно многообразия и сложности эффектов. Большую роль в применении художественных сценических эффектов играло наличие трюма и пространства над сценой. Помимо веревочных приводов телари и кулисных станков, в трюме размещаются приспособления и для подъема актеров, и осуществления эффектов в водных и морских картинках. Фонтаны и водопады прочно входят в быт театральных представлений. Кроме использования настоящей воды, изобретаются различные способы еѐ имитации. Так, например, для изображения беспрерывно текущей струи применялось движущееся кольцо из расписной под воду ткани. Эффекты моря решались статическими и динамическими способами. В первом случае поперек сцены устанавливались плоские расписные сборки с вырезанным контуром, во втором вращающиеся горизонтальные валы, которые по форме повторяли рисунок волн и имели вид витых цилиндров. Для изображения шторма между валами из трюма на руках поднимали горизонтальные контурные доски с прибитой к ним расписной материей. Когда буря утихала, доски постепенно опускались в трюм, открывая вращающиеся валы. Корабли, киты, морские чудовища, прикрепленные к рамкам с колѐсами, «проплывали» между валами. Их изображения делались либо плоскими, либо из объѐмных каркасов. Порошок талька или кусочки мелко нарезанного листового серебра, продуваемые через трубку, имитировали фонтаны, пускаемые плывущими китами. Громовые раскаты имитировались катанием каменных шаров по доскам или желобами, находящимся над сценой. Достижения постановочной техники наблюдаются в итальянском театре, что привлекает внимание ряда европейских государств. Ионго Джонс первый применил треугольные вращающиеся призмы. Изобретает подвижные кулисы, передвигающиеся на верхних и нижних роликах призмы. Предвосхищая кулисную систему театра Фарнезе, Джакомо Торелли, демонстрирует множество чистых перемен и массовых полетов исполнителей и колесниц над сценой, оборудовав новый оперный театр в Гюильри. Движение на сцене этого театра осуществлялось десятком кулисных машин, при помощи сложной системы веревок, блоков, лебѐдок и противовесов, связывающих кулисные станки и подъѐмы падуг в единую систему. Декорации каждой картины в отдельности статичны в своѐм решении. Внешняя динамика спектакля движение декораций, полеты, превращения и статичность композиции в оформлении являются характерными чертами оперно-балетного спектакля барокко. Во Франции во второй половине XVIII века происходит смена прямоугольного зала на эллипсовидный. Многоярусный трюм рассчитан на опускание туда в целом, не свернутом виде плоских декораций. Помимо горизонтального движения декораций в чистых переменах появилась возможность вертикального их перемещения. Но не только вниз, под сцену, но и наверх, так как высота от планшета до верхнего перекрытия в два раза превышает высоту портала. Почти тройной запас высоты (от планшета до колосников 33 м) создал возможность применения огромных задников, свободно убирающихся за пределы просматриваемости, с таким же успехом задники или жесткие плоскости декораций в развернутом виде могли опускаться через клапаны и щели планшета в пятиэтажный трюм общей высотой 15 м

В начале XIX века был построен в Москве Останкинский театр. Он имел прекрасно оборудованную сцену (архитектор П. Аргунов), колосники, галереи, переходные мостики, набор кулисных машин, подъѐмов декораций, клапаны планшета и другие самые современные по тому времени устройства и механизмы. Вскоре он подвергается перестройке, ряду переделок и изменений. Трансформация производилась путем перекрытия колосников и боковых стен рамами, затянутыми расписными холстами, расстановкой лѐгких переносных картонных колонн ионического ордера и выравниванием пола при помощи особых устройств, изобретенных Ф. Пряхиным. Принципы кулисной сцены-коробки, заложенные итальянским театром XVII века, в XIX столетии получили наиболее полное выражение. Классическая сцена приобрела законченные формы. Смена техники освещения в разных странах и даже в городах разных, происходила не одновременно, а представляла пеструю картину. Одни театры пользовались электрическим освещением, другие газовым, третьи продолжали покупать в большом количестве стеариновые свечи. Изобретение динамомашины дало новый толчок к применению электричества в условиях сцены. Мощные дуговые лампы, свет которых резко отличается по цветности от других источников освещения, открыли новые возможности изображения на сцене солнца, радуги, молнии и других эффектов, не говоря уже о сильном высвечивании актѐров. Развитие техники сцены, освещения и декорационного оформления спектакля в начале века представляет удивительную пѐструю картину. Различные художественные системы, методы декорационного оформления, приѐмы освещения спектакля причудливо переплетаются друг с другом, стирая хронологические границы. В спектакле «Сон в летнюю ночь» Рей Хард пробует вращать декорации во время действий при открытом занавесе и полном освещении. Перед зрителями разворачивалась динамическая панорама сказочного леса: кружились могучие стволы, деревья, пригорки, камки, раскрываясь один за другими уголками причудливого пейзажа. Эта постановка вошла в историю как пример новаторского применения сценической техники. Современная техника сцены как выразительное средство любого мероприятия: Для крупных сцен сложился некий стереотип механического оборудования: планшет набирается из подъѐмно опускных планов, в карманах располагаются сборно-секционные фурки, а на арьерсцене - накатная площадка с вписанным в неѐ поворотным кругом.

Уникальность решения механизации предфронтальной зоны заключена в применении подъѐмно-опускного барьера, оркестра и накатной фурки, находящейся под передней частью зрительного зала. Автоматические устройства выкатывают фурку вместе с установленными на ней предметами оформления на подъѐмники оркестра, которые в свою очередь поднимают еѐ до установленной отметки. Театр с пространственной сценой Обращение театра к комбинации открытой сцены со сценойкоробкой связано со стремлением к универсализации сценического пространства. Соединение двух типов сцены даѐт возможность выбора той или иной формы для постановки спектакля. Одни спектакли могут быть поставлены на просцениуме, другие с преимущественным обыгрыванием глубины сцены и на обеих площадках. Универсальные театры По Крегу, пол и потолок зала состоит из набора параллелепипедов, которые могут подниматься и опускаться, образуя различные пространственные формы, определяя сценические площадки и места для зрителей. Американец С. Мак-Кей разработал проект театра под названием «спектаториум», в котором декорации меняются автоматически, при помощи двигающихся на рельсах плоскостей. В проекте нет никакой нижней механизации фурок, кругов и прочее. Декорации спектакля устанавливаются заранее в определѐнных местах зала, и в момент перемены действия платформа со зрителями подкатывается к соответствующему участку. Театр имени Маяковского в Москве Глубинная сцена секторальной формы снабжена барабанным поворотным кругом, системой подъѐмно-опускных площадок и накатных фур с вписанными в них кругами меньшего диаметра. На одном уровне с планшетом сцены находится кольцевая сценическая площадка, так называемое кольцо внешних открытых сцен, опоясывающая весь зрительный зал. Перемены декораций на этом кольце производятся с помощью фурок, выкатываемых из карманов главной сцены. Театральный комплекс Система индивидуальных подъѐмов - новая ступень в развитии механического оборудования сцены, отражающая изменения в театрально- декоративном искусстве. Декоративные штанкетные подъѐмы обычного типа предназначены для плоскостных живописных декораций, располагаемых параллельно рампе. Переход к оформлению спектакля строенными объѐмами, диагональными композициями потребо вал нового способа монтировки и перемены подвесных частей оформления. На смену или, верней, в помощь подъѐмам традиционного типа пришли однотросовые лебѐдки тельферного типа. Театры со сценой-ареной Помост арены может быть быстро собран и разобран, его форма без особого труда изменяется дополнительными станковыми приставками. Подвесной потолок создаѐт своеобразную атмосферу. Задняя часть сцены перекрывается занавесом и служит местом для фоновых декораций. Сцену-арену нельзя считать предпочтением перед другими формами сцен. Кольцевая сцена Глубинная часть сцены оборудована рядом подъѐмно-опускных планов, разбитых на отдельные секции. В другом варианте к кольцу примыкают боковые сцены с накатными площадками, а колосники подняты на высоту, позволяющую полностью убирать подвесные декорации. Открытые вращающиеся амфитеатры создают предпосылки для постановки спектаклей по симультанному принципу, предусматривающему последовательно развѐрнутую расстановку декораций всех картин. Театр на открытом воздухе На площадях открытых театров в окружении природного ландшафта или на фоне стариной архитектуры ставятся спектакли. Главной декорацией открытого театра в Сегеди является величественная архитектура старинного кафедрального собора. Современная сцена-коробка Во второй половине XX века совершенствование сцены закрытого типа идет по пути, наметившемуся еще в двадцатые годы нашего столетия. Главными заботами остаются сближение зала и сцены и обогащение сценического пространства новейшими техническими средствами. В условиях традиционной сценической архитектуры первая задача решается путем максимального сокращения размеров предпортальной зоны: авансцены и оркестровой ямы. Но чересчур маленькая авансцена или крохотная оркестровая яма теряют практический смысл. Увеличение же их размеров влечет за собой «психологический разрыв» между актерами и зрителями. Нужна ли современному драматическому театру передняя сцена?

Драматургия «Сюжетная композиция» Часть 1 26.11.20


Что такое композиция?

В общем смысле:

КОМПОЗИЦИЯ — это соединение частей произведения в единое целое.

В кино смысле:

КОМПОЗИЦИЯ — это деление фильма (сценария) на части, их сопоставление между собой и их соединение в целое.


Виды композиции фильма:

  1. Структурная композиция.
  2. Сюжетная композиция.
  3. Сюжетно-линейная композиция.
  4. Архитектоника.

Структурная композиция — это деление фильма на кадры, сцены и эпизоды.

Сюжетная композиция — деление фильма на части сюжета экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку, финал

Сюжетно-линейная композиция — деление сюжета фильма на сюжетные линии и лейтмотивы, их соотнесение и их соединение.

ЛЕЙТМОТИВ — детали, световые и цветовые акценты,
речевые и сюжетные обороты, музыкальные и шумовые моменты и т.д., повторяющиеся в фильме.

Архитектоника — деление фильма на глубинные смысловые части, их соотнесение между собой.

Архитектоника фильма «Андрей Рублев»:
I — Искушения.
II — Покаяние.
III — Восхождение.

Архитектоника в «Гарри Поттере»:
— Стать кем-то
— Укрепиться в этом
— Победить

Это справедливо для многих приключенческих картин, для вестернов, для американских фильмов.

Структурная композиция

кадр -> сцена -> эпизод

Кадр

КАДР – пространство, ограниченное рамками экрана.

Такое определение мы использовали раньше. Теперь же мы должны взглянуть на кадр не только с точки зрения того, что мы видим, но и с точки зрения того, как мы строим фильм.

КАДР — это часть фильма от соединения
с предыдущим кадром до соединения с последующим.

или

КАДР – это часть фильма от момента включения камеры,
до момента ее выключения.

Кадры в кино соединяются по средствам монажа.

МОНТАЖ — деление фильма на кадры,
их сопоставление и их соединение.
Монтажом занимаются на всех этапах кинопроизводства!

В сценарии – литературно. В режиссёрском сценарии кадры нумеруются.
При съемках так же кадры снимаются отдельно. И монтируются тоже отдельно.

Сцена

СЦЕНА — это часть фильма, состоящая из группы кадров и отмеченная единством места, времени и действия.
единство места — единство времени — единство действия

Что-то изменилось – новая сцена.

Но бывают исключения.

►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются времена года.
Действие остается, меняется время.

►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются города и страны.
Действие остается, меняется место.

►Девушка стоит в кадре. За ее спиной меняются города и времена года.
Действие остается, меняется место и время.

Тогда правильное определение таково:

СЦЕНА — это часть сценария или фильма, отмеченная единством действия.
Действие! С изменением или перерывом в нем начинается новая сцена.

Свойства киносцены.

  • многоточечность (с разных точек зрения)
  • существование внутри сцены своей драматургии (не обязательно всей и сразу)
  • драматургическая незавершенность: сцена в фильме может начаться с любого куска.

Сцены различаются

По уровню разработанности:

  • развернутая сцена – содержит экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, несколько сюжетных поворотов, финал; их бывает 2-3 в фильме.
  • фрагментарная сцена — именно они чаще всего бывают незавершенными;
  • проходная сцена — в которой персонажи ходят или перемещаются. Привносит воздух в картину, убирает театральность.
  • перебивка — маленькая сцена, перебивающая основную сцену, к которой после перебивки, мы обязательно возвращаемся;

Пример: В кадре антигерой пытается убить героиню. ПЕРЕБИВКА: Герой стучит в дверь и кричит, чтобы он оставил ее в покое. И мы снова видим, что антигерой пытается убить героиню. Маленькая вставка с героем – это и есть перебивка.

  • параллельные сцены — чаще всего две или несколько равнозначных сцен, развивающихся параллельно, не один раз перебивающих друг друга.

Пример: Сцена с Мией и приемом наркотиков в Криминальном Чтиве.

  • флэш (от англ. flash — вспышка) — быстрый монтаж коротких кадров; «фэш-бек»— быстрый монтаж кадров прошедшего в прошлом

«флэш-фьючерс» — что произойдет или что могло бы произойти в будущем.

По месту действия:

  • павильонные — снятые в декорациях, выстроенных в павильоне;
  • интерьерные — снятые в существующих помещениях;
  • натурные снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной).

Лучше чередовать павильон и натуру, тогда различия их не так заметны и в картине появляется воздух.

Способы соединения сцен.

Те же, что и при монтаже кадров:

  • столкновение
  • сцепление

ЭПИЗОД

Кадр -> сцена ->эпизод -> фильм

ЭПИЗОД — большая часть фильма, состоящая из ряда сцен,
внутренне драматургически завершенная и, вместе с тем, развивающая сюжет и идею фильма в целом.

Деление сценария и фильма на эпизоды исходит из традиции театра и литературы. Вспомните деления на актах в пьесах. Это и есть то, что мы сейчас называем эпизодами.

Чаще всего в полнометражной картине четыре эпизода, хотя бывает и три. У длинных фильмов – больше.

Свойства эпизода.

а) наличие группы сцен
б) смена мест действия внутри эпизода,
в) смена времен действия,
г) смена действий.
Исключение: Сидней Люметт «12 разгневанных мужчин».
Там почти все действие происходит в одном месте. Но фильм все равно разделен на эпизоды по драматургии.

д) драматургическая завершенность
Если эпизод не последний в фильме, он должен с одной стороны. Завершит драматургию своего кусочка, и сразу же зацепить интерес зрителя к кусочку следующему.
ж) соразмерность
Все эпизоды примерно одинаковы по своим размерам.

Виды эпизодов.

► а) пролог и эпилог
В них нет всего набора драматургических элементов. Не может же пролог содержать в себе и саму развязку!

►б) экспозиционный эпизод
Как правило, первый эпизод картины, в функцию которого входит представление персонажей и завязка.

►в) эпизоды развития
В них входят несколько серединных эпизодов, раскрывающих конфликт.

►г) финальный эпизод
Он включает в себя кульминационную сцену, развязку и финал.

 

ЭКСПОЗИЦИЯ

Э к с п о з и ц и я — период фильма, предшествующий развитию конфликта.

Из экспозиции зритель должен понять:

  • Кто герои (кто есть кто)
  • Какая обстановка (где предстоит действовать)
  • Какая ситуация (которая может обернуться конфликтом)
  • Какая тема фильма
  • Какой жанр фильма.

Экспозиция должна быть хорошо прописана, она одна из самых важных частей кинокартины.

Виды экспозиции:

  • прямая (представление герое «как есть»)
  • отложенная (допустим, сначала происходит убийство, и только потом мы видим, что и как)

ЗАВЯЗКА

З а в я з к а — это момент начала главного конфликтного действия.

Если экспозиция - это временной отрезок, то завязка – это некая ТОЧКА, откуда все начинается.

КУЛЬМИНАЦИЯ

К у л ь м и н а ц и я — момент наивысшего напряжения конфликта.

Это ПИК! Момент! ТОЧКА НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Кульминация – это не то, что уже случилось.

А момент ожидания, что произойдет?!

То есть, не когда человека застрелили, а когда он ждет: выстрелит или нет.

Если вы определили, что кульминация произошла, но после этого напряжение все еще нарастает – то тут ошибка, кульминацию вы нашли неправильно.

Поэтому, более полное определение кульминации выглядит так:

К у л ь м и н а ц и я – момент высшего и последнего
напряжения главного конфликта.

Часто, перед кульминацией, обычно, либо резко убыстряется темп кинокартины, либо резко замедляется, что обостряет зрительский интерес.

Бывает и две кульминации. Но одна из них всегда важнее, как и в случае с завязкой.

РАЗВЯЗКА

Р а з в я з к а — заключительный отрезок развития сюжета, его итог.

Развязка, как правило, наступает сразу (!) за кульминацией.

Например, в Криминальном Чтиве, когда Джулс отпускает грабителей.

Но иногда, это не так. Бульвар Сансет, например, начинается с развязки – смерти главного героя.

Иногда вместо развязки следует:

К а т а с т р о ф а — разрушительное событие, развязывающее все узлы конфликтов.

Допустим, действие разворачивалось, а затем у нас произошло, допустим, извержение вулкана. Тогда развязка – именно в этом извержении.

ФИНАЛ

Ф и н а л — заключительная точка картины, раскрывающая ее смысл.

Часто, именно финал, а не кульминация и развязка определяет фильм. Ведь именно в финале можно показать реакцию героя на произошедшие события и дать зрителю ту эмоцию, которую он хотел увидеть.

Виды финалов:

Закрытый финал.
Вопросов к фильму нет. Победило добро/зло, все конфликты закончены.
Например, «Криминальное чтиво».

Открытый финал
Вопросы еще остались, и действие может иметь продолжение. Например, «Бегущий по лезвию».

►Двойственный финал
Соединение прошлых двух.
Например, «Ночи Кабирии»

Сюжетно-линейная композиция

С ю ж е т н о – л и н е й н а я к о м п о з и ц и я — это деление сюжета фильма на сюжетные линии и лейтмотивы, их соотнесение и их соединение.

Что такое «сюжетная линия»?

С ю ж е т н а я л и н и я — это линия движения образа персонажа в фильме или в части его.

Герои:

Главные герои – участвует во всех эпизодах картины.

Второстепенные – не менее чем в двух сценах.

Эпизодические – один раз в эпизоде.

Но не только из линий персонажей составляется сюжетно-линейная композиция фильма. В ее определении упоминались и «лейтмотивы».

Л е й т м о т и в (нем. leitmotiv — ведущий мотив) — детали, световые и цветовые акценты, речевые и сюжетные обороты, музыкальные и шумовые моменты и т.д., повторяющиеся в фильме.

Архитектоника

А р х и т е к т о н и к а — это деление фильма на глубинные смысловые части,их соотнесение между собой.

То есть, архитектоника это развитие идеи. Отсюда:

Э л е м е н т ы а р х и т е к т о н и к и
это большие части произведения, являющиеся этапами развития его идеи.

Всякая идея развивается по спирали:

— тезис => антитезис => движение к синтезу.

Функции композиции:

Функция структурной композиции — основа для картинки

Функция сюжетной композиции — организация сюжета

Сюжетно-линейная композиция – организация персонажей и сюжета

Основы драматургии

ТЕМА: Образ героя в драматургическом произведении.

Определение понятий «герой», «образ» и «персонаж».

Герой –главное действующее лицо пьесы. Образ –художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Персонаж –любое действующее лицо.

Цель и движение героя к цели. Поступок и логика поступков. Характер героя.

Герой трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Психологическая достоверность героев В.Шекспира. Внутренний мир Гамлета, цель Макбета, характер Отелло.

Герои комедий Ж.-Б. Мольера. Главная черта характера, или страсть, как объект мольеровских комедий (Скупость Гарпагона, тщеславие Журдена и.д.) Требование трех единств.

Цели, поступки и характеры героев А.Н.Островского.

Образы сказочных героев в киносценарии Е.Шварца «Золушка».

 

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ

тема: Интонационно-мелодические средства сценической речи.

Типология речевых мелодий. Противопоставление, перечисление, сопоставление, утверждение, вопрос, уточнение и др. Тонально-мелодическое выражение знаков препинания.

Логико-интонационное построение фразы. Этюды на противопоставление, утверждение, вопрос

 

Сцен.композиция

Метод компиляции

  \лат.compjlatjo- ограбление, составление сочинений на основе чужих произведений без самостоятельной обработки источников. Понятие несамостоятельная работа верно лишь к литературному и научному творчеству. В отношении же драматургии и режиссуры театрализованных представлений и праздников, это выражение теряет свой смысл.

Метод компиляции наиболее часто встречающийся в сценарной практике; он «требует» знания литературы, различных видов и жанров исполнительского искусства, желания и умения подобрать значимое для раскрытия своего замысла.

Метод инсценирование

это перевод, переработка в драматургическую форму повествовательного прозаического или поэтического произведения, целью которого является не коренная переделка материала, а прежде всего приспособление литературного произведения к условиям сцены. Современная инсценировка - это не просто перенос литературного материала на сцену, а переход из одной системы художественного выражения в другую.

В драматургии театрализованных представлений в качестве источника для инсценировок, в основном берутся небольшие формы литературных произведений: рассказы, эссе, стихи, басни или отрывки из более крупных форм.

 Инсценирование как метод художественной обработки материала имеет несколько вариантов практического применения. Первое и наиболее распространённое использование этого метода в практике театра и кино.

Второе, применение этого метода в драматургии и режиссуре театрализованных представлений.

Драматургический ход

Особенности данного метода в том, что автор сценария на основе жизненного и документального материала, накопленных наблюдений, впечатлений создаёт тексты самых различных форм и жанров. Это требует владения словом, иногда рифмой. Чаще всего, начинающие сценаристы и режиссёры применяют этот метод для написания текстов ведущих, которые можно организовать в форме диалога.

 

Наиболее распространённый текст диалога или парного конферанса построен на словесном взаимодействии партнёров. Концерт, посвящённый дню города. Ведущие по очереди читают стихи о родном городе, нашей любимой реке Каме, уральской природе. Текст ведущих предваряет концертные номера. Такой тип диалога можно назвать повествовательным.

 

Другой тип диалога – драматический, построен на внутреннем конфликтном взаимодействии. Часто встречается в театрализованном тематическом концерте. Здесь всегда есть интрига, столкновение, как разное отношение к поднимаемой проблеме.

 

Создавая же небольшие жанры эстрады, интермедии, репризы, скетчи, сценки, работая над парным конферансом, необходимо опираться на опыт профессиональной эстрадной драматургии. Организация действия в названных жанрах осуществляется за счёт драматургической разработки материала.

 

Этот метод не предполагает обязательное сохранение контекста и формы обрабатываемого первичного материала. Здесь большое место занимают приёмы художественного вымысла, творческой фантазии, то есть большая свобода в выборе материала, его обработке и художественной интерпретации.

 

Метод монтажа

Монтаж как главный творческий метод встречается в любой работе сценариста и режиссёра.

 

Само слово монтаж «montage» французского происхождения и понимается как сборка, соединение различных частей, деталей в единую конструкцию.

 

Понятие монтажа применительно к искусству впервые возникло в кинематографе и означало, сборку, склейку отснятых частей в единое целое.

Монтаж в искусстве не просто сборка, соединение материала, а «сопоставление и истолкование материала», «драматизация материала»,«драматическая концентрация», «метод мышления и аргументации».

 

 

Принципы организации материала: контраст, единство, продвижение.

Материал должен быть контрастным, единым и с идеей продвижения к одной главной цели и сверхзадачи.

 

Лекции Полуниной

Содержание

 

Сценарная композиция 13.10.20. 2

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления. 2

Драматургия 03.11.20. 3

17.11.20 Техника сцены. Сценография. 5

Сценарная Композиция. 5

ТЕМА ЛЕКЦИИ: Конфликт в сценарной композиции. 5

Основы драматургии. 6

ТЕМА ЛЕКЦИИ Конфликт и действие в драматургии. 6

Словесное действие. 6

Основы драматургии. 7

Композиционное построение драматургического произведения. 7

лекция. 24.11.2020. 13

Художественное оформление оперы и балета. 13

Драматургия «Сюжетная композиция» Часть 1 26.11.20. 15

Драматургия «Сюжетная композиция» Часть 2. 19

Драматургия «Сюжетная композиция» Часть 3. 21

03.12.20. 22

Основы драматургии. 22

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ. 23

08.12.20. Сцен.композиция. 23

Принципы подбора художественно-выразительных средств при написании или создании сценария. 23

Методы обработки материала и его организация в сценарии. 23

Основные методы обработки и организации материала: 23

1. Метод компиляции. 23

2. Метод инсценирование. 24

3. Драматургический ход.. 24

4. Метод монтажа. 25

 

Сценарная композиция 13.10.20

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления.

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

 

Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Так монтажный прием “стыка”, служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение “оценивающей и усваивающей мысли”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.324 с.)