Понятия «налоговая политика», «налогообложение», «налог» - основополагающие категории в налоговом праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «налоговая политика», «налогообложение», «налог» - основополагающие категории в налоговом праве.



Налоговая политика имеет правовую, экономическую, финансовую основу, отражает проводимую экономическую политику, имеет несколько самостоятельное значение и основана на научной теории налогов, позволяющую рассматривать данную категорию всесторонне и в комплексе. В литературе встречается большое количество определений, позволяющих выявить основные характерные черты, присущие налоговой политике. Как правило, налоговая политика отражает экономическое состояние государства и соответственно тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику. В настоящее время   возрастает роль и значение налогов, позволяющих регулировать процессы, происходящие в обществе и перераспределять денежные потоки. Поэтому актуальным остается всестороннее научное обоснование государственной налоговой политики. От результатов проводимой налоговой политики зависит внесение корректив, как в экономическую политику, так и во всю налоговую систему.

При изучении научной и учебной литературы можно увидеть, что нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебной литературе дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1]. Также во многих источниках налоговая политика трактуется как набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.
   Несмотря на большое количество определений, и дискуссионных вопросов, поднятых в научных исследованиях, присутствует общее мнение, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики также находятся в динамике, формируются под воздействием объективных факторов, учитывается экономическая и социальная ситуация в стране, одновременно отмечается, что налоговая политика должна обеспечить решение задач: установление оптимальных налогов и обеспечение поступления в бюджет средств, достаточных для удовлетворения государственных нужд. Поэтому за все время изучения налоговой политики и ее формирования основная задача государственных органов заключается в том, чтобы создать такой налоговый механизм, который позволит решать данную проблему. Забегая вперед, необходимо отметить, что пока данная задача не решается ни в отечественной, ни в зарубежной практиках.

Классический вариант это, когда задача налоговой политики позволяет обеспечить государство финансовыми ресурсами, создать условия для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживать неравенства в уровнях доходов населения и т.д.. Все выделяемые задачи налоговой политики в литературе условно разделяют на три основные группы: фискальная; экономическая или регулирующая; контролирующая, социальная, экологическая, международная. 

Соответственно, с некоторой степенью условности в мировой практике выделяют возможные формы осуществления налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, когда политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. Как показывает практика, в данном случае появляется риск, что   повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип - низкий налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, происходит активное привлечение иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны вследствие сокращения бюджетных доходов.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием значительного количества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, имеющих долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерно:

- точная формулировка проблем, стоящих перед экономикой страны;

- выделение приоритетов целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении главной из них;

- изучение зарубежного опыта налоговых реформ, предварительный расчет и обоснование экономических результатов, выгод и потерь при осуществлении каждой из программ реформирования;

- оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

- анализ и оценка имеющихся в распоряжении инструментов и исходных данных;

- внесение корректив в проводимую политику с учетом национальной специфики и специфики времени.

Любая налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства

При анализе налоговой политики, выделяют субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы. Рассмотрим их краткую характеристику. Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Результативность налоговой политики зависит от заложенных государством принципов в основу формирования налоговой системы. К данным принципам относятся:

-соотношение прямых и косвенных налогов;

-прогрессивные ставки налогообложения и степень их прогрессии, или преобладание пропорциональных ставок;

-использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

-методы формирования налоговой базы.

С помощью данных принципов, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, осуществляет инвестиционную активность, добивается качественные показатели развития экономики, т.е. осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике известны следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

Наибольшее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. 

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

 С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, отсутствует в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Основой налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

Одним из главных рычагов государственного регулирования экономики, средством налаживания новых экономических взаимоотношений предпринимателей с государством становится налоговая система, которую подробно мы рассмотрим в последующих темах курса.

Перейдем к рассмотрению понятий «налогообложение» и «налог»   

Наиболее часто можно встретить следующее определение: «налогообложение – это совокупность денежных отношений, одним из участников которых непременно является государство или муниципальное образование, соответствующие органы которого формируют и используют общегосударственные фонды денежных средств для выполнения конституционных функций государства по решению экономических, социальных, политических и иных задач». Налоги достаточно разнообразны как по структуре, количество их также велико. Основное значение имеют элементы налогообложения, которые определяют круг налогоплательщиков и включают отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, категории, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом.

Для всех видов налогов установлены обязательные элементы налогообложения. (п.1 ст. 17 НК РФ)

Рассматривая налог, как  категорию необходимо отметить его понятие, признаки и сущность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.02 с.)