Системы счисления. Перевод чисел, основные действия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы счисления. Перевод чисел, основные действия.



Материальное обеспечение: компьютерный класс № 412 с набором оборудования для проведения лабораторных занятий.

Теоретический материал

Перевод дробных десятичных чисел в другие системы счисления

1. Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа в новой системе счисления.

2. Полученные целые части произведений, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления.

3. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

Количество операций умножения зависит от требуемой точности, например,

0.6410 = 0.101000112

0.64 • 2

1.28 •2

0.56 • 2

1.12 •2

0.24 • 2

0.48 • 2

0.96 • 2

1.92 •2

1.84 •2

Перевод числа из недесятичной системы в десятичную

Перевод числа из недесятичной системы в десятичную можно осуществлять для целой и дробной частей числа по одному алгоритму путем вычисления суммы произведений цифр недесятичного числа на соответствующие степени основания системы счисления. Показатели степеней отмечаются над цифрами числа, от запятой влево:0, 1, 2..; от запятой вправо:-1, -2, -3…

Перевод двоичных чисел в системы счисления с основанием 2n

Для того чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием q = 2n (4, 8, 16 и т. д.), следует:

1) данное двоичное число разбить справа налево на группы по n цифр в каждой группе;

2) если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов;

3) рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = 2n.

ме счисления с основанием q = 2".

Практическое задание 1: Переведите число 11001010011010101112 в восьмеричную систему счисления.

Этапы выполнения задания:

1.Разбиваем число на группы по три цифры — триады (так как q = 8,8 = 2n, n = 3) справа налево. 

2. Записываем соответствующие восьмеричные цифры:

001 100 101 001 101 010 111
1 4 5 1 5 2 7

и получаем 1100 1 0 1 00110 1 0 1 01112 = 145152 78.

Практическое задание 2: Переведите число 11001010011010101112 в шестнадцатеричную систему счисления.

Этапы выполнения задания:

1. Разбиваем число на группы по четыре цифры — тетрады (так как q = 16, 16 = 2n, n = 4) справа налево. 

2. Записываем соответствующие шестнадцатеричные цифры:

0110 0101 0011 0101 0111
6 5 3 5 7

и получаем 11001010011010101112 = 6535716.

 Практическое задание 3: Чему равно значение основания системы счисления х, если известно, что 175Х = 7D16?

Этапы выполнения задания:

1. Запишем числа 175х и 7D16 в десятичной системе счисления:

175х = х2 + 7х + 5, 7D16 = 7*16 + 13= 125.

Но так как эти числа равны, тогда: х2+7х + 5 = 125.

2. Корни полученного квадратного уравнения: х = 8 и х = —15 (не подходит, так как основание системы счисления не может быть отрицательной величиной). Следовательно, основание системы счисления равно 8.

Для того чтобы произвольное число в системе счисления с основанием q = 2n перевести в двоичную систему счисления, нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-разрядным эквивалентом в двоичной системе счисления.

Применительно к компьютерной информации часто используются системы с основанием 8 (восьмеричная) или 16 (шестнадцатеричная).

Практическое задание 4: Переведите двоичное число 1101111010111011112

в шестнадцатеричную систему счисления.

Этапы выполнения задания:

1. Разделим данное число на группы по четыре цифры, начиная справа. Если в крайней левой группе окажется меньше четырех цифр, то дополним ее нулями:

0011 0111 1010 1110 1111.

2. Заменим каждую двоичную группу из четырех нулей и единиц на соответствующую шестнадцатеричную цифру: 3 7 А Е F.

Следовательно, 1101111010111011112 = 37AEF16.

 Вопросы и задания для контроля знаний.

1.Перевести числа из десятичной системы счисления:

20, 34, 42, 45, 57 в 2-ную

48, 53, 60, 71 в 4-ную

63, 92, 125, 140 в 8-ную

270, 112, 300, 353 в 16-ную

2. Перевести числа в десятичную систему счисления:

1101112; 1001102; 11010112; 1010102

10104; 2024; 1114; 3214

1678; 2608; 2548; 10458

25916; 1F016; 11316; 10D16.

3. Переведите десятичное число Х10 в двоичное число Y210 —> У2), двоичное число Х2 в восьмеричное число У82 —> У8), десятичное число У102 —> У10) и шестнадцатеричное число У162 —» У16).

1. Х10 = 35,2510, Х2 = 101011012. 2. Х10 = 22,37510, Х2 = 1111010102.

3. Х10 = 39,7510, Х2 = 1101010112. 4. Х10 = 18,62510, Х2 = 1101011012.

5. Х10= 17,37510, Х2 = 1101101112. 6. Х10 = 28,510, Х2= 1001011012.

7. Х10 = 30,7510, Х2 = 1010101112. 8. Х10 = 21,2510, Х2 = 1101010112.

9. Х10 = 24,12510, Х2 = 11010110012. 10. Х10 = 44,12510, Х2 = 110101112



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.006 с.)