Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира



 

 

Для решения этой задачи используются технологии организации группового взаимодействия. Младший школьный возраст психологически приспособлен для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка имеет содействие и сотрудничество, они выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения в классе строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. [4].

Групповые формы организации учебного общениявключают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповую работу с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов; соревнования команд и др.

Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. [14].

Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению

Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Окружающий мир». Третьи можно проводить как самостоятельные занятия.

В таблице представлен алгоритм работы группы, а также описаны возможные действия учащихся в ходе групповой работы и формируемые коммуникативные умения на уроках окружающего мира.

Таблица

Этап групповой работы Действия учащихся в ходе групповой работы Формируемые коммуникативные умения
Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания Организатор проговаривает задание, после чего задаёт вопрос: «Всем понятно задание?». Если кому-то из детей требуются пояснения, организатор должен сказать: «Петя, объясни Ване, что нужно сделать в этом задании» Донести свою позицию до других
Анализ условия (определение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи) Организатор: «Каких знаний нам не хватает для решения задачи?» Дети высказывают свои мнения Донести свою позицию до других
Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы) Организатор: «Как предлагаете действовать?» Школьники высказывают свои версии. Организатор: «Вы согласны с Валей? Петя, как ты понял мысль Вали?» Критик: «Я думаю иначе. Валя, ты не права, потому что... Я считаю, что верно будет поступить так, потому что...». Секретарь фиксирует высказывания ребят – Высказывать свою точку зрения; – обосновать свою точку зрения, приводя аргументы; – слушать других; – принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Обоснование версий, их проверка, исключение не подходящих для выполнения задания Организатор: «У нас две версии. Дадим обоснование каждой». Дети доказывают свои версии. Контролёр: «Правильно ли мы поняли, что...» –Уважительно относиться к позиции другого; – договариваться; – слушать других; – принимать другую точку зрения
Совместное принятие решения Организатор: «Итак, версия нашей группы...» Договариваться
Анализ решения задания, его оформление Организатор: «Задание было следующим:..., наше решение...». Секретарь записывает и оформляет решение группы Осуществлять самоанализ
Проговаривание в группе выступления спикера Организатор: «Спикер, проговори, пожалуйста, своё выступление». Контролёр: «Все согласны с такой формулировкой?» Строить монологическое высказывание, обобщая разные точки зрения
Представление решения спикером Выступление спикера группы с презентацией решения задачи –Выступать публично с монологической речью; –отвечать на вопросы учителя, учащихся из других групп

 

Алгоритм оценивания работы в группе. После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:

1. Какова была цель задания?

2. Удалось ли получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?

5. Кто организовывал работу группы?

6. Кто предложил основную идею, решение задачи?

7. Были ли спорные мнения?

8. Кому удалось отстоять свою точку зрения?

9. Это было сделано корректно?

10. Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?

Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий. [19].

Использование методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволяет достичь успехов в обучении.

Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой – вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира я представлю в приложении.

                                                        

Выводы по второй главе

Таким образом младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Использование методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира позволяет достичь успехов в обучении.

Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой – вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной.

Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

3. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

4. Специфика курса «Окружающий мир» для младших школьников состоит в том, что он имеет интегрированный характер и соединяет в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания для формирования целостного восприятия мира. Курс «Окружающий мир» реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

5. Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.

Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. - 2009. - № 2.

2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

4. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы //http://festival.1september.ru/

5. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. - Ижевск, 2010.

6. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. -.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.

7. Дубровина И.В. Психология: Учебник. - М.: Академия, 1999.

8. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11.

9. Казанская В. С. Психология и педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2008.

10. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007.

11. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков, 2005.

12.  Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005.

13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.

14. Практическая психология: Учебник для вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб., 2001.

15. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

17. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества // Начальная школа плюс до и после, 2012., №5. С. 17-22.

18. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - №2.

19. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. - М., 1999.

20. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.: Академический проект, 2003.

 

 

Приложение

 

 

Приложение № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.029 с.)