Лекция VIII. Великие державы II тыс. До Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция VIII. Великие державы II тыс. До Н. Э.



Любая периодизация истории Древнего Востока заведомо несовершенна, если в ней не выделяется в особый исторической период вторая половина II тыс. до н.э. – это поздний бронзовый век, время, когда существует системность в контактах на территории Средиземноморья, это хорошо подтверждается археологией. Все это говорит об очень серьезном нарастании контактов между разными регионами (ср. в III тыс. мы точно не знаем, были ли контакты между Египтом и Месопотамией). (_______________).

Действующими лицами этих контактов были: Египет (не очень известно, когда Египет приобрел свою сферы влияния на Ближнем Востоке, когда там доминируют еще гиксосы, а когда в Восточное Средиземноморье приходят египтяне (после XVI в. до н.э.). Гиксосы как общность сформировались, видимо, на Синайском полуострове, там есть т.е. «зона изобильных находок гиксоских скаребеев», свидетельствующая о влиянии в этом месте гиксоских царей, эта сфера простирается до центральной Палестины. После изгнания гиксосов Яхмос I осаждает гиксоскую крепость Шарухен, в южной Палестине, ходит в Финикию. Его преемник Аменхотеп I если и вел какие-то внешние войны, не оставил после себя больших военных текстов. Его преемник Тутмос I начал свои войны «с Евфратского рубежа», т.е. уже к тому моменту египтяне контролировали территорию до Евфрата. Когда они захватили эти территории: видимо сразу же после изгнания гиксосов египтяне просто в одночасье захватили всю бывшую сферу влияния гиксосов.

Другие участники - государства к северу от Египта: Митанни и с XIV в. до н.э. Хетты, наконец крупное государство на территории Месопотамии (сначала с конца XV в. касситская Вавилония, затем ее место занимает Ассирия, вышедшая из-под власти миттанийцев). Раньше всего внешнеполитическим противником Египта оказалось государство Митанни, египтяне называли его сначала Митанни, потом «Нахарина» (производных от обозначения хурритов, египтяне в эпоху Нового царства вообще обычно именуют государства по этносам), египтяне словом «хару» называли вообще все Восточное Средиземноморье. Хурриты создали целую систему государств: Митанни, Кицувадна в Малой Азии, небольшое государство к востоку от Оронта, у самих хурритов было представление о единстве их культурного мира, доминирующее хурритское государство имело приставку «хурри». Государство Митанни появляется в ____, а с XVI в. называет называться Митанни, притом в нем имела место двуэтничность, элита Митанни была (Дьяконов обратил внимание, что у Геродота есть этнос матиенов в районе озера Урмия на востоке Армянского нагорья, - это один корень со словом «митанни». Дьяконов считал, что в XVIII-XVII в. через Закавказье шло вторжение индоиранских народов в Переднюю Азию, у них хурриты составили элиту). Немировский обратил внимание, что Митанни это государство стало называться только в XVI в., это связано с укоренением во главе этого государства индоарийской династии, к одному с ней народу они относит, например, меотов, эти индоарии вторглись в Переднюю Азию и создали государство Хурри-Ханигальбат, а в XVI в. здесь установила свою власть некая группа индоариев. Митанни стало главным противником Египта. После Тутмоса I в конце XVI в. царем стал Тутмос II, воевавший сравнительно мало, а в Митанни наоборот пришел к власти очень удачливый воитель, который потеснил египтян в Сирии. Дальше на престол вступает Хатшепсут, которая оттесняет от власти Тутмоса III, на ее правление приходится эпоха мира и проводится минная экспедиция в страну Пунт. Тем не менее, еще в это время Тутмос III должен был зарекомендовать себя как хороший полководец, однако к началу его правления египятне оттеснены миттанийцами обратно к границе Синая с Палестиной. Существуют т.н. «долгая», «средняя» и «короткая» хронология древневосточной истории, Кузищин для датировки египетской истории выбрал при издании учебника «долгую хронологию», которая сейчас не котируется, западная наука принимает в основанном короткую хронологию, у нас же Немировский убедительно обосновывал преимущество «средней». Он датировал начало правления Тутмоса III 1468 г. – знаменитой битвой при Мегиддо, затем он совершает еще несколько крупных походов в Азию, переходит через Евфрат и вторгается на территорию Митанни, однако взять миттанийские крепости не может. Поскольку знаменитые «Анналы Тутмоса III» и другие египетские военные тексты были адресованы не людям, а богам, а потому, скорее всего, достоверны. К концу правления Тутмоса III граница между Египтом и Митанни проходит по Южной Сирии, т.е. миттанийцы сумели его оттеснить назад. Его сын Аменхотеп II тоже ведет войны в Азии с промежуточным результатом, дойдя до района Ливана и Антиливана. После его войн собирается совет великих держав, где представлен Еипет, касситская Вавилония, Митанни и некоторые другие. Его наследник Тутмос IV вынужден противостоять уже не только Митанни, но и касситской Вавилонии, которая стремится заполучить контроль над торговыми путями в восточное Средиземноморье, через долину Евфрата и сирийско-месопотамскую пустыню. Борьбы с уже двумя великими державами Египет выдержать не может, и потому к концу XV в. заключается мирное соглашение между тремя государствами, между ними заключаются договоры и династические браки. Вся эта ситуация хорошо обрисована в Амарнском архиве, который увез с собой в Ахетатон Эхнатон. На время Передняя Азия превращается в зону мира, но от этого возникает сильное давление на государства Восточного Средиземноморья, которые не стали пока еще провинциями, а остаются вассальными государствами Египта или Митанни, шансов на их объединение больше нет, его население подвергается налоговому гнету и собственных правителей и египтян или митаннийцев, на их землях постоянно идет война. В этой ситуации появляются «хапиру» - «беглецы, под ними раньше понимали евреев, но скорее всего, это просто обозначение людей, которые бежали из своих городов под гнетом слишком тяжелых налогов и войну. Эти люди создают в Сирии новое государство – Амурру, государство-изгой, союзником которого было еще не вписавшееся в общую систему Хеттское царство, а врагами три великие державы.

Царствование Эхнатона символизирует собой развал амарнской системы. Эхнатон обращает на внешние дела мало внимания, все это выливается в войну середины XIV в. когда миттанийцы захватывают у египтян всю Сирию. Вскоре после этого в Митаннии вторгаются хетты, убивают царя и сажают в Митанни своего наместника, одновременно приобретает самостоятельность Ассирия. Хетты фактически замещают Митанни на территории Восточного Средиземноморья, вскоре они выходят на границы Египта. Интересно, что Эхнатон начинает преследовать старых богов через два года после того, как на границах Египта появляется колоссальное и могучее Хеттское царство, не вовлеченное еще ни в какие соглашения с Египтом, он начинает преследовать традиционные культы сразу после этой катастрофы, видимо, считая, что это гнев Атона за терпимость к старым богам. Позднее в надписях Тутанхамона утверждалось, что гнев богов на нечестие Эхнатона выразился в последовательных внешних неудачах египтян. В восточном Средиземноморье в это время появляются княжества Катхемыш и Халеп, где утверждаются ответвления хеттской династии. В союз с хеттами входят правители Амурру, после смерти Тутанхамона его вдова предлагает хеттскому царю породниться, хеттский царевич отправляется в Египет, чтобы жениться на ней, однако его убивают, опасаясь утверждения иноземной династии. После к власти приходит военачальник Хоремхеб, он ведет большую войну с хеттами, но она так же неудачна, граница вновь проходит по региону Газы. У Манефона и других историков позднейшего времени Рамсес II не выглядит таким уж удачливм полководцем, таким выглядит его отец Сети I, который отвоевывает до половину Восточного Средиземноморья, Рамсесу II нужен лишь закончить начатое и отвоевать северную часть Восточного Средиземноморья. Однако ему приходиться вновь тяжело воевать в центральной и южной Сирии с переменным успехом, в 1270 г. договор между Рамсесом и хеттами делит Восточное Средиземноморье примерно пополам. Притом хетты параллельно воюют в Малой Азии с касками, а также с ассирийцами в Северной Месопотамией. В середине XIV в. Ассирия обретает независимость от Митанни, царь Ашшура начинает называть себя правителем целой страны и воевать с касситским Вавилоном, тесня его на юг. Еще одно направление, куда рвутся ассирийцы – западное. В 1260-х годах при Салманасаре I они достигают там крупного успеха, из-за чего хетты вынуждены прекратить войну и заключить мир с Египтом.

Итак, примерно во времен Эхнатона в корне меняется вся политическая ситуация в Передней Азии, место Митанни и касситской Вавилонии занимают хетты и Ашшур.

(…) Тем временем касситская Вавилония гибнет под ударом эламитов, которые смещают касситскую династию. В это же время Ассирия сталкивается с большой угрозой: после нашествия «народов моря» в Малой Азии происходит расселение мушков, западных мушков во Фригии и восточных на Армянском нагорье, они упоминаются в ассирийских хрониках XII вв. Ассирийские правители решить эту проблему собираются силой. Тиглатпаласар I идет в поход на запад, подчиняет себе почти всю Финикию и Сирию, в Малой Азии он поднимается вплоть до Черного моря, прочно удерживает территорию северной Месопотамии, но не может подчинить себе Вавилонию и Армянское нагорье. Эта экспансия довольно кратковременна, эта останавливается широкой миграцией арамеев, которые создают целую систему новых государств и заставлять и Ассирию, и Вавилонию, замкнуться в своих территориях и перейти к обороне. В Восточном Средиземноморье возникают арамейские государства с центром в Дамаске и государство с центром в Кархемыше, они довольно сильны и грают крупную политическую роль.

В I тыс. на Древнем Востоке появляются первые межрегиональные державы, - империи (об это хорошо написал Г. Масперо и хорошо написал Дьяконов в «Путях истории» - термин «имперская древность»). По представлениям древних, еще в XIII в. некий мифический ассирийский царь создал великое общеазиатское государство, которое потом перешло в руки вавилонян, потом мидян, потом персов, потом Александра. Что вызвало создание первых древних империй: в нескольких государств рос и усложнялся государственный аппарат, который к концу II тыс. стало невозможно кормить ресурсами одной страны, нужно было как-то увеличить поступления – дань с завоеванных территорий, угон оттуда населения (характерный прием управления великих держав I тыс., это особенно практиковали ассирийцы), контроль над межрегиональной торговлей. Эти соображения и вызвали создание межрегиональных империй: новассирийской, мидийской и нововавилонской, персидской державы. Из этих четырех только одно – нововавилонское, имело своей платформ регион ирригационной экономики, а три остальных образуется на базе классических районов «3-его пути развития», где не может быть первоначально большого государственного аппарата. Вторая идея: наличие на Ближнем Востоке областей поставляющих сырье, и областей, производящих ремесленные товары, регионов ирригационной цивилизации и варварской периферии – в первую очередь Малая Азия, богатая минеральными ресурсами. В момент создания межрегиональных империй быстро входит в употребление железо, люди овладевают его обработкой, торговля железом приобретает мощное значение, овладеть этими «железными путями» очень выгодно, большая часть их проходить по Сирии и северо-западной Месопотамии – те территории, которые будут пытаться захватить ассирийцы. Ассирийцы также серьезно трансформируют свою государственность: они не создают вассальные княжества, а провинции, жестко подчиняют их своей власти. Одновременно с этим растут и укрепляются города, создается единая для всего Ближнего Востока инфраструктура Ассирийского царства, которая хорошо обеспечивает функционирование единой для всего большого региона экономики. Рушить такую инфраструктуру нерационально, и во многом поэтому на смену новоассирийской державе сразу приходят почти в тех же границах нововавилонское и мидийское царства. Сама система межрегиональной империи просто переходит под другую руку, а как система не распадается.

Начинается все с того, что ассирийцы выходят из своих границ в IX в. до н.э., после конца арамейской экспансии. Они начинают войны с Дамасским и Кархемышским царствами, второе гибнет, а в войне с Дамасским царством в 853 г. в битве при Каркари ассирийцы разбивают войска дамасского царства и египтян, но само царство стереть с лица земли пока не могут. В конце века они усиливают экспансию на восток, при Семирамиде они выходят к Каспийскому морю и интересуются ситуацией в Мидии – так они обозначают, что стремятся завоевать но только одну Месопотамию. К северу от Ассирии в это время появляется сильное централизованное государство Урарту с центром в Тушпе, почти сто лет они сходятся в жестком противостоянии с Ассирией за то, кто будет воплощать в жизнь завоевательные планы ассирийцев. Первоначально урарты заключают союз с врагами ассирийцев и берут их в клещи, но в середине VIII в. царь Тиглатпаласар III создает профессиональную армию, решает навсегда проблему взаимоотношений с общиной Ашшура и начинает агрессивную экспансию, действует в Восточном Средиземноморье и ликвидирует Дамасское царство, при его преемниках присоединяется территория Израиля, он сумел оттеснить урартов и подчинить себе халдейскую Вавилонию, вступив в Вавилон и короновавшись там – традиция, которая будет долго жить у великих держав Передней Азии (царь, контролирующий Вавилон и Египет – древнейшие области цивилизации, коронуется в Вавилоне и имеет с ними особые отношения). Однако халдеи не сдаются, заключают союз с эламитами, но вскоре в битве при Халуле при царе Синаххерибе ассирийцы разбивают арамеев, разгневанный Синаххериб приказывает затопить и разрушить Вавилон, но испугавшиеся ассирийцы убивают его. Чуть позже ассирийцы выходят к границам Египта, там им пытается противостоять много о себе думающая XXVI династия, которая пытается поставить под свою власть часть Восточного Средиземноморья и поддержать выступления против Ассирии Тира и Сидона, в ответ царь Ассаргадон завоевывает Египет. Так образуется ассирийская держава от западного Ирана до западного Египта, от Персидского залива до восточной Малой Азии. Вся эта территория разделена на провинции, хорошо организована, она как государство рухнет только с началом крупной миграции иранских народов на запад.

География древнего Ирана

Там проживают представители западно- и восточно-иранской ветвей индоарийской языковой семьи. В регионах к востоку от Месопотамии в III-II тыс. все пространство от Элама и прилегающих районов Загроса до древней долины Инда с захватом территории южной Средне Азии было занято древними дравидийскими народами. В XVIII в. до н.э. сюда проникают некие пришельцы из области степей, и дравидийская ойкумена сменяется индоиранской, будучи отодвинута на территорию южной Индии, где пребывает и теперь. Собственно иранская государственность вновь пришедший сюда индоиранских народов возникает уже в I тыс. до н.э.

Иран – обширная горная страна или система нескольких горных стран, его северная граница – горная система Эльбруса, к северо-востоку Туркмено-Хорасанские горы и горы Капеддага, с запада ото ограничен горами Загроса, с юго-востока южно-иранскими горами, центральная часть Загроса расположена в центрально-иранских горах и пустыне Дешт_________, с этой территорией очень тесно связан Элам (где есть ирригационная экономика, но община здесь куда сильнее, чем в Месопотамии). В Иране также существовала потребность в ирригационном орошении, но посредством сравнительно небольших каналов, которые мобилизовали не столько речную воду, сколько ресурсы дождей и небольших рек, соответственно, потребности в крупном государстве здесь не было, преобладающей силой в государстве и экономике была община, в этом Иран соответствует Третьему пути развития с меньшей ролью государства в экономике и большей ролью общины. Когда впоследствии здесь сформировались государства с сильными армиями – Мидийская и Ахеменидская державы, это заслуга общины, а не государственной власти. С востока к Иранскому нагорью примыкает область Центральной Азии, ограниченная течением Инда и пустыней Тар, здесь расположены горные систему Памир и Гиндукуш, последний отделяет т.н. «восточноиранские области» от ареала Индии, с его южный отрогов в Ирае стекает Гильмед, впадающий в озеро Арейа. Между Памиром и Гиндукушем располагается важная историческая область, здесь есть целая система стран-соседей Ирана. К северу от Туркмено-Хорсанаских гор и Капетдага область Средней Азии с небольшими реками и крупными реками Окс (Амударья) и Яксар (Сырдарья). Сырдарью античные географы часто называли Танаисом, считая, что он – одна река с Доном, начинающаяся так далеко. К северу от Капетдага лежат пустыни Кум и Казылкум

В III-II тыс. нас интересует древний Элам, прилегающий к Месопотамии с юго-востока, внутри него есть область верхнего течения Каруна – Элам в узком смысле слова; а также Анчан – южный Иран, который так именовался вплоть до ахеменидских царей. Историческая столица Элама – Сузы, стала одной их лавных столица царей Ахеменидов, когда персидские цари требовали земли и воды от подчиненных правителей и территорий, они тем самым воспроизводили древнюю эламскую традицию. Области к северу от Армусского пролива, разделяющего Иран и Аравию – Варахса, области южной Средней Азии – ареал древних городских культур Намазгай и Аутендепе, область к востоку от Ирана. В центральном Иране должна была находиться древняя область Аратта, вписанная в шумерский эпос, где живут некие люди, также знающие шумерский язык. Наконец, с Ираном тесно связана область Мелухха в Индии – ареал древней культуры Хараппы. Древняя топонимика иранского региона как полинимична, так и этнонимична, в отличие от ситуации I тыс. до н.э.

Ситуация I тыс. по происхождению названий регионов почти целиком этнонимична. Область Мидия со столицей в Экбатанах воспринимается как некое первоначальное ядро иранской государственности, в Экбатанах потом будет одна из столиц Ахеменидов, к югу от Капетдага лежат области Парфия, Персида и Парсуа («окраинная территория» - видимо в отношении Мидии). Непосредственно к югу от Каспийского моря область ___________. В центральной части нагорья лежат области Сагартиа, Гардиана, к востоку от Персиды по побережью моря Кармания и Азиатская Эфиопия (ср. Мелухха как «находящаяся по левую руку», так называли регион Хараппы и так же называли регион к югу от Египта). В долине Эримандра ___ и _____, в верхнем течении Инда _______, между верхнем течением Инда и Памиром очень важная область Бактрия. Когда КирII вел свои завоевания, он единовременно подчиняет все восточные области, овладев одной Бактрией. Когда Александр ведет свой восточный поход, он сталкивается с ситуацией, что Дарий ув руках у сатрапа Бактрии Бесса, который надеялся удержаться в области Бактрия и не дать туда проникнуть Александру. Александр здесь находился в 329-327 гг. и опираясь на Бактрию, подчинил себе области в районе Гиндукуша, т.е. Бактрия – ключевой район для контроля над восточноиранскими территориями. В глубине средней Азии находилась область Хараспия – центр восточных иранцев, например, скифов и сарматов (центр западных иранцев- область Мидия), саками в будущем персы будут называть и скифов и народы Средней Азии, единственное сложившееся здесь государство – оседлый земледельческий Хорезм у впадения Окса в Аральское море.

Сам термин Иран (здесь большой пропуск из-за компьютера)

С XXXII в. до н.э. складывается Эламская культура с центром в Сузах, она распространяется до восточных границ Ирана, есть даже гипотеза о существовании в этот периода союза локальных государственностей. Этот центр активно взаимодействует с другими центрами дравидской государственности – с Центральной Азией и ареалом Хараппы в Индии, однако этот конгломерат быстро распадается. Точно также то существует, то распадается сам Элам. В середине III тыс. на территорию Загроса давит импульс из Северного Кавказа, здесь формируется ареал кутиев. В конце III тыс. области Загроса затрагивается также хурритская миграция, здесь возникает множество хурритских государств.

К северу от Черного моря, в ареале древнеямной археологической общности существовала т.н. «вторая прародина» индоевропейских народов, от которой на Балканы сместились фрако-фригийцы, а остались, видимо, предки индоиранцев, здесь есть индоарийская топонимика, их реликты – очевидно, меоты. Из их ареала индоиранцы ответвляются на северный Кавказ – майкопская культура, а частично идут на восток, образуя андроновскую культуру, а индоарии остаются в северном Причерноморье. В древеиндийской традиции есть сведения об их некоей прародине, где полгода день и полгода ночь, т.е. полярные страны, видимо, в рамках майкопского единства часть индоиранцев просто взаимодействовала с уральцами, которые действительно расселялись в полярных странах. У индоариев и западных иранцев у обоих есть фундаментальное деление на три страты: воинов, жрецов и всех остальных, у них обоих есть практика потребления схожего галлюциногена, схоже они обозначают своих божеств. Самоназвание «арья» - «благородный» и западных иранцев, и у индоариев, наводит на мысль, что когда-то они сосуществовали вместе на одной территории. Когда это было: видимо, после распада андроновского ареала около середины II тыс. до н.э., ареал распался на западную составляющую, которая ушла в предкавказье и здесь взаимодействовала в находившимися здесь индоарии, а другая часть ушла далеко на восток, на Алтай и в область истока Сибирских рек и создала здесь очаг, откуда начнется большая миграция на запад через степи уже в I тыс. до н.э.: скифов, иссидонов и массагетов. Видимо еще до возвращения западных иранцев через Кавказ и Закавказье на юг продвигаются индоарии примерно от XVIII до XVI вв. до н.э., видимо, именно они сдвинули со своего места касситов и оказались во главе Митанни. В итоге около середины II тыс. на территории Ирана появилось индоарийского население, которое начало смещаться к востоку в область Пенджаба, откуда они в конце II тыс. до н.э. начинают расселяться в долине индийских великих рек. Затем происходит смещение уже иранцев на территорию иранского нагорья около конца II - начала I тыс. до н.э. В результате миграции из зоны Алтая и зоны устьев Сибирских рек восточные иранцы приходят в Среднюю Азию. В иранском эпосе говорится о противостоянии «ирана» - свои, оседлые земледельцы, чей ареал локализуется на границе степного полупустынного пространства, и «турана» - «несвоих», кочевников, получается, что и те, и те иранцы, только «иран» - западные иранцы, а «туран» - восточные иранцы. Все это зафиксировано в Средние века у Фирдоуси. Саков позднейшие персы разделяли на «заморских скифов» в северном Причерноморье, «саков, носящих остроконечные шапки» и «саков варящих некое питье», к ним тесно примыкают и массагетов.

Области Парсуа и Замуа локализуются близко к ассирийским владениям, к югу от озера Урмия локализуется область Маннуа – буфер между Ассирией и Урарту, к востоку от них лежит ареал Мидии («Мадай» ассирийских источников). Ассирийцы проникают сюда на рубеже IX-VIII вв., совершив поход к Каспийскому морю, эти области частично обращаются в провинции Ассирии, частично попадают под ее влияние. Геродот называет основателем мидийской государственности в Экбатанах Дейока (он есть в ассирийских источниках), его преемник Фараот, воевавший с ассирийцами, а после него Кеоксар. В конце VIII в. Ассирия оказывается в двойственном положении: она создала великое государство Передней Азии и нейтрализовала угрозу от Урарту, однако полностью его ассирийцы не уничтожили. Такой ситуацией недовольно Фригийское царство в Малой Азией, между Фригией и Урарту намечается сближение против ассирийцев, однако в этот момент начинается вторжение киммерийцев из Закавказье на периферию Урартских владений и в Малую Азию. У них сначала образуется «первая база» на территории Колхиды в конце VIII в., дальше у них появляется «вторая база» к юго-востоку от озера Тус в Малой Азии. Это вторжение дезорганизовала всю политическую ситуацию, серьезно ослабляет Фригийское царство и Урарту, что играет на руку Ассирии. Киммерийцы вторгаются сюда, вытесненные из Северного Причерноморья скифской общностью. Ассирия использует фактор кочевников, сама отражая их и заключая с ними союз, раздвигает сферу своего влияния на восток до Персиды, разгромив Элам, на запад в Восточную Малую Азию. Греческие источники говорят о т.н. «скифском владычестве в Азии», в это время мидийский правитель Кеоксар, серьезно готовится к войне с Ассирией, но его собственные владения в это время подчиняют скифы, захватив и Мидию, и всю Азию, они проходят с боем Восточное Средиземноморье и останавливаются у границ Египта. Это продолжает до тех пор, пока их вождей не убивает Кеоксар, освобождая от них в 625 г. до н.э. Мидию и вместе с халдейской Вавилонией начав войну против Ассирии, которую он разбивает за 10-13 лет. (здесь снова пропуск). В науке существует скептицизм по поводу этого вторжения скифов: для этого времени, впрочем, отсутствуют ассирийские источники, а архелогически столь далекое продвижение скифов не подтверждается, впрочем, такая же картина с подтверждением продвижения гуннов в западную Галлию. Что можно установить по источникам: около 642 г. последний раз расширилась территория Ассирии, когда ее подданство приняло Урарту (почему??), а уже в 620-х годах начинается гибель Ассирийской державы. Что же такое произошло в 630-620 гг., что столько сильно изменило ситуацию, столь сильно потрясло Ассирию и придало уверенности правителям Мидии и Вавилонии, на роль такого события миграция скифов к Восточному Средиземноморью очень подходит. По-видимому, в 640-е годы при царе Мадии скифы прошли через Армянское нагорье, нанеся такой удар Урарту, который толкнул из к принятию подданства Ассирии, дальше скифы оказались на территории Малой Азии и отсюда двигались по территории Восточного Средиземноморья. И у Геродота, и у Помпея Трога скифское господство - очень важный этап, интервал между владычеством над Азией исторических государств. В конце 610-х годов прежние ассирийские владения делятся между Вавилонией и мидийским царством Кеоксара, коренная ассирийская территория отходит Мидянам, они завоевывают области вплоть до реки Галис. Буфером между владениями между Лидией, Мидией и Вавилонией оказывается государство в Киликии. Есть вавилонская «Хроника Гедда», описывающая падение Ассирии и действия вавилонского царя Набапаласара и царя Мидии Кеоксара, причем последний начинает посредине текста именоваться царем «Уманманда» - варваров, кочевников-врагов цивилизованных жителей Месопотамии, почему это происходит, почему так сильно меняется отношение к Кеоксару? Видимо, Кеоксар в какой-то момент захватил скифскую базу в Иранском Азербайджане и стал себя именовать неким новым титулом, провозгласив себя преемником скифских царей, царем крупной державы, изначально созданной скифами, межрегиональной державы. Ахеменидские цари тоже именовали себя не царями Персии, а царями надэтничными. Мидии отходят бывшие владения Ассирии и город Харан, из-за местного бога Сина в 550-е год правитель Вавилонии ссорится с мидийским правителем, трения между Мидией и Вавилонией возникают и из-за Элама. В самом коне VII в. Нововавилонское царство пытается проникнуть в Малую Азию, но вскоре бросает эту попытку и переключает свою экспансию на Восточное Средиземноморье и контакты с Египтом. В 660-650-е годы ассирийцы захватили Египет и опирались там на лояльных вассалом, в том числе на правителя Саиса Неха, саисские правители оказываются посредниками в иерархии правителей при ассирийцах. В это время в Египте происходят столкновения Ассирии и напатского царства, напатские правители в военном смысле уступает и проигрывают ассирийцам, но продолжают свои попытки проникнуть в Египет. В итоге ассирийцы решают, что проще уйти из Египта и поставить там единого правителя египетского государства, который был бы им лоялен, таким правителем становится саисский царь Псаметтих I, английский египтолог К. Китчен сделал допущение, что Псаметтих не изгнал ассирийцев, а вошел с ними в соглашение, и они ушли из Египта по собственной воле. После гибели Ассирии Египет недолго и в последний царь подчиняет себе восточное Средиземноморье, но в 610 г. вавилонский царь Навуходоносор вырезает египетский гарнизон в Кархемыше и изгоняет египтян из Восточного Средиземноморья вплоть до Синая. Иудея в это время является государством-вассалом Египта, Навуходоносор, раздраженный провокациями египтян здесь, берет штурмом Иерусалим, разрушает храм Соломона и уводит иудеев в плен. Торговые города Тир и Сидон в 570-е годы тоже при поддержке египта восстают против Вавилонии, однако восстание было подавлено, хотя разрушить эти города вавилоняне не решились, поскольку эти города были им очень нужны, они лишь уничтожают там царскую власть, в результате финикийские колонии получают в западном средиземноморье свободу, и начинается складывание карфагенской державы. В 567 г. до н.э. вавилоняне вторгаются в Египет, об этом сообщается в Элефантиской стеле Амасиса – одного из любимых героев Геродота, последнего крупного правителя перед персидским завоеванием. Очевидно, Амасис был возведен на трон вавилонянами в обмен на обязательства в отношении Навуходоносора, после его смерти он смелеет и захватывает Кипр, но двинуться в Восточное Средиземноморье так и не решается.

Не ясно, на какое время приходятся царство Дейока, к какому времени относится скифское вторжение, послужившее началом могущества мидийцев. Мидия своих письменных источников не оставила, о ней есть богатая античная традиция Геродота и Ктесия Книдского, на этом материале современная историография считал, что как такового Мидийского царства как великой державы от восточного Ирана до центральной Малой Азии как таковой не было, это вымысел, возникший в Ахеменидское время. Однако, сведения Геродота о великой мидийской державе выглядят довольно убедительными, на западе Мидия продвигается до пресловутого рубежа – реки Галис, которую потом около 549 г. нарушил Крез. Этот рубеж обозначается в 580-е годы в ходе войны лидийцев и мидян, во время решительной битвы произошло солнечное затмение, испугавшее обе воюющие стороны, после чего они разошлись и установили границу по Галису. В Мидийском царстве впервые соединились Восточная Малая Азия и Армянское Нагорье, из Малой Азии на Армянское нагорье стали перетекать переселенцы, в результате возник армянский этнос. Мидийцы, очевидно, перехватили традицию скифов о надрегиональном надэтничном государстве, их власть распространялась на все армянское нагорье, однако в ее рамках ни один из западноиранских народов в нем не доминировал решительно, так возникает идея «царя царей, царя стран», в ее рамках существовали локальные цари, как, например, царь Персиды Кир. Восточнее восточного Ирана, куда мидийцы не двигались, располагалась некая «страна Бахтан» - очевидно, Бактрия, зафиксированная даже в египетской традиции (на стеле Бентреш). Когда, придя к власти в Мидийской державе, Кир начал свою экспансию, почти нет сведений о его войнах на востоке, очевидно, что он быстро и сразу смог подчинить себе ряд областей на востоке, в целом называемые Бактрией. Обозначение Геродота и других античных авторов «мидяне» вполне оправдано, поскольку он его употреблял как политоним, имея в виду, что Кир II просто перехватил у мидийской династии власть над Мидийской державы. После возникновения династии Кира победа над Лидией сразу выводит персов на западное побережье в Малой Азии в зону греческого расселения, затем, очевидно, следует война с Бактрией, которая подчиняет Ахеменидам ее территорию, т.е. крупных военных кампаний всего две. В 539 г. персы подчиняют себе Вавилонию, притом вавилонские города сами открывают ворота персам из ненависти к Набаниду. Около 526/525 г. персы подчиняют себе Египет, Египет, как и Вавилония, становятся в рамках персидской державы царствами личной унии, персидские цари принимают титулы египетских и вавилонских царей, от статуса фараонов персидские правители отказались при Ксерксе после серьезного восстания египтян, Кира же египтяне любили и почитали. Персы устанавливают влияние над прилегающими к Египту территориями Ливии и Нубии-Куша. Кир гибнет в войне с массагетами. Организация сатрапий – дело рук царя Дария, подавившего при своем приходе к власти крупное восстание. Само слово «сатрап» - мидийское, возможно, его практиковали еще мидяне.  Сатрапии намеренно не соответствовали традиционным историческим областям, в ахеменидских царствах есть два понятия – исторические области, страны, соответствующие прежним государствам, и есть сатрапии, в которых намеренно смешаны народы, чтобы отсутствовала единая этническая и идеологическая традиция, население было бы дезинтегрировано и имело меньше поводов к восстаниям. У Ахеменидов было несколько столиц: на территории Ирана Пасагарды – родина, Персеполь – церемониальная столица, Сузы – административная столица, Экбатаны, на территории Месопотамии это Вавилон и Опис. Ахеменидские правители постоянно перемещались между ними, так в последний год своей жизни будет перемещаться и Александр. Дарий сумел подчинить области к западу от Инда и организовать из них еще одну сатрапию. Он совершает неудачный поход в Скифию и предпринимает неудачную попытку подчинить балканскую Грецию. Что понадобилось Ахеменидам на территории массагетов, на территории причерноморских скифов и в балканской Греции, притом, что области под их контролем уже были очень богаты. Очевидно – это превентивные войны, греко-персидские войны начались с подавления восстания в Ионии и попытки снять угрозу от свободных греков; в войнах с кочевниками Ахемениды, очевидно, стремились избежать судьбы Ассирии и обезопасить себя от угрозы периферийного кочевого мира, закрепиться в степях, для того, чтобы контролировать ситуацию в степном мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.014 с.)