Избирательная система Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательная система Российской Федерации



Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации.

Порядок выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

  Президент РФ – глава Российской Федерации. Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан Российской Федерации.   

Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией Российской Федерации[6] и на ее основе Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с Конституцией выборы главы государства осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 6 лет.

Однако, с 1991 – 2008 года Президент РФ избирался сроком на 4 года, но 31 декабря 2008 года вступил в силу Федеральный Закон[7], согласно которому Президент стал избираться на 6 лет. По Конституции РФ президентом РФ может быть избран гражданин, достигший 35лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. [8]

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.

Кандидат на пост Президента РФ может выть выдвинут партией или выдвинут в порядке самовыдвижения. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей.

Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей. Ранее число собранных подписей для выдвижения в порядке самовыдвижения должно было равняться не менее 1.000.000 человек. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Выборы Президента РФ проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, так было на Выборах Президента РФ в 1996 году. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При этом не действует норма о необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных избирателей.

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.[9] Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения

Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации[10]. Днем выборов является Первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания. Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. При выборах Президента обеспечиваются все гарантии избирательных прав граждан, предусмотренные федеральным законодательством. После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его

вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Присяга приносится народу, ее текст установлен в Конституции РФ[11].

Официальное названия парламента в России – Федеральное Собрание Российской Федерации (ФС РФ). Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом государства[12]. ФС РФ состоит из двух палат – Государственной Думы Российской Федерации (ГД РФ) и Совета Федерации Российской Федерации (СФ РФ, неофициально - сенат).

Функции российского парламента: осуществление законодательной деятельности, т.е. принятие законов; участие в назначении высших должностных лиц; контроль над деятельностью Президента РФ; контроль над деятельностью Правительства РФ; решение внешнеполитических вопросов РФ.

Статус Федерального собрания определён в Конституции России[13]. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной Думой и Советом Федерации[14]. Федеральное собрание является постоянно действующим органом[15]. Палаты заседают в различных зданиях, действуют независимо друг от друга, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств[16].

Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая — второй или одна — нижней, а другая — верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя, палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу.

Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», многие положения которого повторяют или конкретизируют нормы более общего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который  уже упоминался.

  Состав палат, система их комплектования, различны. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, на 2017 год в состав СФ РФ входят 170 сенаторов. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — пять лет (начиная с 6 созыва, ранее – 4 года), а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

Следует помнить, что Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избирались на два года(1993—1995), что было установлено в разделе «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ. Это было вызвано необходимостью обеспечить плавный переход от старой конституционной системы, с тем, чтобы сначала выявить жизнеспособность нового парламента и критерии оценки депутатов. В декабре 1995 г. Совет Федерации уже не избирался, а был сформирован на новой основе (депутаты, как и предусмотрено Конституцией РФ, стали именоваться членами Совета Федерации), а депутаты Государственной Думы были избраны на срок четыре года.

На выборах в Государственную Думу первых четырех созывов (1993, 1995, 1999, 2003 годов) использовалась смешанная избирательная система. Государственная дума состояла из 450 депутатов, 225 депутатов (половина) избиралась напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах (мажоритарная избирательная система). Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий (пропорциональная избирательная система). Партиям необходимо преодолеть 5 процентный порог, чтобы попасть в ГД РФ.

Но, на выборах в ГД РФ в 2007 и 2011 годах все 450 депутатов Госдумы определялись по результатам голосования за партийные списки, соответственно, применялась пропорциональная избирательная система. Проходной барьер равнялся 7 процентам. На выборах 2011 года партии, набравшие менее 7 %, но более 6 %, а также менее 6, но более 5 получили бы по 2 и 1 мандату, соответственно (но по результатам выборов таких партий не было).

Однако, выборы в ГД РФ 7 созыва (2016 год) вновь проходили по смешанной избирательной системе: 225 депутатов были избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а ещё 225 депутатов — по одномандатным округам (мажоритарная система). Также вновь произошло понижение проходного порога до 5 процентов, кандидатам по одномандатным округам достаточно получить относительное большинство голосов.

В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации не формируется путём всеобщих выборов.  Согласно Конституции РФ[17], в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Также в СФ ФС входят представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации.

Общее число членов Совета Федерации РФ — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года). Количество членов Совета Федерации с 1993 года менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов Федерации.

 В то же время в Конституции РФ[18]. Указано, то формирование Совета Федерации устанавливается федеральным законом[19].

В 1993 году был установлен минимальный порог явки на выборы – 25 процентов. Однако 17 ноября 2006 года  Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении изменения в избирательное законодательство, которые предусматривают отмену минимального порога явки избирателей на выборы всех уровней, отказ от проведения досрочного голосования.

В России с 1993 года по 2006 год в избирательных бюллетенях всех уровней присутствовала графа «Против всех». Однако 9 июня 2006 года Депутаты Государственной Думы во втором чтении проголосовали за пакет поправок в законодательство, исключающих графу "Против всех" из избирательных бюллетеней, законопроект был внесен в Госдуму 26 мая депутатами законодательного собрания Тверской области.[20]

На выборах в ГД РФ отмечаются разные показатели явки избирателей, например: наименьший показатель - выборы в ГД ФС РФ 7 созыва – 47,88%[21]; выборы в ГД ФС РФ 4 созыва – 55,75 %[22]; наибольший показатель – выборы в ГД ФС РФ 2 созыва – 64,76 %[23].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.009 с.)