Тема 10. Политическое устройство и общественное движение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Политическое устройство и общественное движение



 

После смерти 20 октября 1894 г. императора Александра III русский престол унаследовал его сын – Николай II. Воцарение нового императора было встречено ожиданием либеральных реформ. Однако воспитанный К.П. Победоносцевым император в первой же публичной речи 17 января 1895 г. выказал себя сторонником незыблемости самодержавия и призвал либералов оставить «бессмысленные мечтания». В переписи 1897 г., в графе о роде занятий, Николай II указал: «хозяин земли Русской». Неверно представлять последнего царя безвольным самодержцем. Он был мягким в общении, но принципиальным человеком, а главными принципами его правления были сохранение самодержавного порядка и незыблемость государственных границ. Понадобились революционные потрясения 1905 г., чтобы Николай II сделал первый шаг в сторону представительной монархии.

В самом же начале ХХ в. власть императора была самодержавной и неограниченной. В управлении страной он опирался на централизованный бюрократический аппарат, назначения на ключевые должности в котором производились лично самодержцем. Для определения политических ориентиров император выслушивал мнения членов Государственного совета – совещательного органа. Роль верховного суда играл Сенат. Вопросы повседневного управления решались правительством (Кабинет министров), глава которого назначался государем и был ему подотчетен. Главные посты в государственном аппарате занимали представители господствующего сословия.

В губерниях параллельно с губернаторами и земскими начальниками, которых тоже назначал царь, существовали дворянские собрания, городские думы и земства – выборные органы местного самоуправления. За годы правления Александра III компетенция этих органов была резко сужена. Вокруг земств группировались представители либеральных течений, в основном из интеллигенции, которые в своих прошениях на высочайшее имя высказывались за введение в России основных демократических свобод, отделение церкви от государства, создание выборных представительных органов на всех уровнях управленческого аппарата, расширение прав национальностей. Все эти прошения Николай II оставлял без внимания.

Либералы, в отличие от революционеров, выступали за демократические перемены путем реформ сверху, без бунтов и потрясений. В январе 1904 г. либеральные деятели объединились в «Союз освобождения».

На рубеже ХIХ–ХХ вв. началось формирование революционных партий. Наследие народников приняла образовавшаяся в 1902 г. партия социалистов‑революционеров (эсеров). Эсеры делали ставку на крестьянскую революцию, взяли на вооружение основные тезисы программы народников и методы их борьбы. Среди этих методов важное место занимал политический террор. Боевая организация эсеров в начале века провела ряд террористических актов против представителей царской администрации. Сильное воздействие на публику произвело убийство в июле 1904 г. террористом Е.С. Созоновым министра внутренних дел В.К. Плеве.

В 1903 г., приняв на II съезде программу и устав, окончательно оформилась Российская социал‑демократическая рабочая партия (РСДРП). Уже на съезде произошел раскол среди российских социал‑демократов на меньшевиков (см. меньшевизм), во главе с Г.В. Плехановым и Ю.О. Мартовым, и большевиков (см. большевизм), лидером которых стал В.И. Ульянов (Ленин). Свои названия обе фракции получили после выборов на съезде центральных руководящих партийных органов (ЦК и ЦО – редакция газеты «Искра»), где сторонники Ленина получили большинство. Идеологией социал‑демократов был марксизм, партия делала ставку на рабочий класс, который на рубеже веков начал проявлять революционную активность.

Как уже отмечалось, методы противодействия самодержавию у либералов и у революционеров были различными. Либералы подталкивали императора и правительство на путь демократических реформ, формируя общественное мнение и доводя его до высочайшей власти. С этой целью осенью и зимой 1904 г. была организована так называемая «банкетная кампания», прошедшая во многих губернских городах. На банкетах составлялись адреса с перечнем политических требований, главное из которых – создание высшего представительного органа на основе демократических выборов и конституции. Эти требования были утверждены на Земском съезде в Санкт‑Петербурге, состоявшемся 6–9 ноября 1904 г.

Революционеры, кроме организации террористических актов, создавали пропагандистские кружки в рабочей среде, распространяли нелегальную литературу, инициировали стачечное движение. Пиком противостояния с самодержавием явилась первая русская революция.

 

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

О наличии в России начала ХХ в. империалистической стадии развития.

Сама теория империализма была разработана В.И. Лениным, который отличал 5 признаков социально‑экономического состояния общества, свидетельствующих об империалистической стадии его развития. Это: 1) концентрация производства и капитала, создание монополий, играющих решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир на сферы влияния; 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами. Ленин также определял империализм как паразитический, загнивающий, умирающий. Империализм представлялся как последняя стадия капитализма, канун социалистической революции, которая должна произойти не во всех странах одновременно, а в «отдельно взятой стране», являющейся «слабым звеном» в цепи монополистических стран. Вслед за В.И. Лениным вся советская историография доказывала наличие перечисленных выше признаков в России к началу ХХ в., подтверждая готовность страны к социалистической революции.

Другая концепция, сложившаяся еще в начале ХХ в. (Г.В. Плеханов, П.Б. Струве) и продолжающая развиваться в современной исторической науке, утверждает, что позиция В.И. Ленина носит субъективный характер. Теория империализма была необходима революционной партии, чтобы обосновать наличие в России объективных предпосылок социалистического переворота. Действительно, после экономического кризиса 1900–1903 гг. в России шла усиленная концентрация капитала и образовывались крупные синдикаты. Например, синдикат «Продамет» в 1904 г. контролировал 60 % сбыта металлургической продукции, «Продуголь» распоряжался почти всей угольной промышленностью, «Нобель‑Мазут» – нефтяной. Монополии «Гвоздь» и «Продвагон» контролировали около 90 % соответствующей продукции. Однако, в отличие от стран Запада, где этот процесс шел постепенно и монополистические объединения образовывались в ходе свободной конкуренции, российские синдикаты создавались при сильном государственном вмешательстве и затрагивали исключительно отрасли тяжелой промышленности, стратегического направления. В целом же Россия в начале ХХ в. оставалась аграрной страной с многоукладной экономикой (на ее долю приходилось 50 % мирового сбора ржи, 20 % – пшеницы и 25 % мирового экспорта зерна). Русские монополии играли важную, но далеко не определяющую роль в экономическом развитии страны.

 

Даты

1855–1881 – Правление Александра II

1861, 19 февраля – Отмена крепостного права

1861–1864 – «Земля и воля» (названа в 1862 г.)

1864–1874 – Проведение реформ (земской, городской, судебной, военной и др.)

1866, 4 апреля – Покушение Д. Каракозова на Александра II

1874 – «Хождение в народ»

1875 – «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе

1876–1879 – «Земля и воля» народников (в 1879 г. раскололась на «Черный передел» и «Народную волю»)

1877–1878 – Война с Турцией, окончилась Сан‑Стефанским миром, затем условия мира были изменены по Берлинскому трактату

1878–1880 – «Северный союз русских рабочих» в Санкт‑Петербурге

1880–1881 – «Бархатная диктатура» М.Т. Лорис‑Меликова

1881, 1 марта – Убийство Александра II

1881–1894 – Правление Александра III

1883–1903 – Группа «Освобождение труда»

1885 – Морозовская стачка

1894–1917 – Правление Николая II

1895 – Основание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

1897 – Денежная реформа С.Ю. Витте

1898 – I съезд РСДРП

1900–1903 – Мировой экономический кризис

1901 – Основание партии социалистов‑революционеров (эсеров)

1903 – II съезд РСДРП, раскол на большевиков и меньшевиков

 

Личности

Александр II (1818–1881) – вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. Вошел в историю России под именем «Царя‑Освободителя». Склонялся к мысли о необходимости перемен в России, понимал важность уступок, компромисса в преобразовании политического и государственного устройства. После восшествия на престол Александра II были осуществлены следующие прогрессивные меры: разрешался свободный выезд за границу, были амнистированы декабристы и петрашевцы, снята цензура на публикации, проведены другие либеральные мероприятия. С большой серьезностью отнесся император и к проблеме отмены крепостного права. Правительство было вынуждено пойти на проведение реформ в России из‑за роста социальной нестабильности, активности низов и радикально настроенных общественных деятелей. При Александре II была завершена Кавказская война (1864). В состав России вошел Туркестан, были закреплены границы России и Китая по Амуру. В 1877–1878 гг. вел войну с Турцией, продолжая попытки отца решить восточный вопрос. Во внешней политике ориентировался на Германию. В 1873 г. заключил с Германией и Австрией Союз трех императоров. В условиях усиления революционного террора создал в 1880 г. Верховную распорядительную комиссию. В последние годы жизни ведущие позиции в правительстве занял М.Т. Лорис‑Меликов, предлагавший царю продолжать реформы. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен в Санкт‑Петербурге народовольцами.

Реформы: крестьянская, земская, городская, судебная, в армии, в печати и учебных заведений – получили название «великих». Они привели общественно‑политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX в. Был сделан первый шаг на пути формирования правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь развития.

Александр III (1845–1894) – вступил на престол в 1881 г. после гибели своего отца Александра II. Его идеалом было патриархальное правление, единение императора с народом, поддержание в обществе устойчивых сословий и национально‑самобытное развитие. Убежденный сторонник мирного развития страны. Первые меры, предпринятые новым правительством, продолжали прежний реформаторский курс; был введен обязательный выкуп земли, снижены выкупные платежи, разработаны планы созыва Земского собора (1882), учрежден Крестьянский банк, отменена подушная подать (1882), предоставлены льготы старообрядцам (1883). Одновременно правительство разгромило «Народную волю».

С приходом к руководству в правительстве Д.А. Толстого (1882) произошла смена внутриполитического курса, в основу которого легли идеи «незыблемости самодержавия»: был усилен контроль за печатью, дворянству предоставлены особые права в получении высшего образования, защищены его социально‑экономические права, приняты меры по консервации крестьянской общины. Одновременно были продолжены реформаторские попытки в области экономики. Тем не менее в сфере культуры был взят курс на «национальную самобытность», усилились преследования религиозного инакомыслия и т. п.

В области внешней политики Россия при Александре III не вела больших войн (за что его называли «Царем‑Миротворцем»), но все‑таки значительно расширила свои границы в Средней Азии. В европейской политике Александр III вначале продолжил ориентацию деда и отца на союз с Германией и Австрией (развитие идей и принципов Союза трех императоров), а в 1893 г. заключил союз с Францией.

Бакунин Михаил Александрович (1814–1876) – общественный деятель, теоретик анархизма и революционного народничества. Участник революции 1848–1849 гг. (Париж, Дрезден, Прага), был арестован и выдан российским властям. Был в заключении и в сибирской ссылке (1851–1861). Бежал за границу. После побега работал в I Интернационале, являлся ярым противником Маркса. В 1872 г. исключен из Интернационала.

Горчаков Александр Михайлович (1798–1883) – министр иностранных дел в 1856–1882 гг., государственный канцлер, светлейший князь. Один из крупнейших дипломатов XIX в., представлял Россию на Венской конференции (1855), где в условиях военного поражения России в Крымской войне сделал ставку на распад англо‑французского альянса. После Парижского конгресса был назначен министром иностранных дел, сумел развалить единую антирусскую коалицию европейских держав. Результатом этого курса стал отказ от невыгодных России статей Парижского мира сразу после свержения Наполеона III. Горчаков всегда выступал против революционных потрясений (революции 1848 г. во Франции, Парижской коммуны и др.). После создания Германской империи стал более осторожен в отношениях с нею. Сыграл значительную роль при заключении в 1873 г. Союза трех императоров, обеспечивал дипломатическую подготовку русско‑турецкой войны (1877–1878). В 1875 г. дипломатическая позиция Горчакова уберегла Францию от новой агрессии Германии. В ходе русско‑турецкой войны (1877–1878) занял колеблющуюся позицию, считая, что Россия еще не готова захватить Константинополь и война может привести лишь к обострению международных отношений. Эта позиция во многом определила падение популярности Горчакова. В 1882 г. он был вынужден уйти в отставку.

Желябов Андрей Иванович (1851–1881) – революционер‑народник. Один из создателей и руководителей организации «Народная воля» (1879). Организатор покушений на императора Александра II. Казнен 3 апреля 1881 г. в Санкт‑Петербурге по процессу «первомартовцев».

Заславский Евгений Осипович (1844/45–1878) – организатор и руководитель «Южнороссийского союза рабочих» в Одессе. Пропагандировал среди рабочих социалистические идеи. Был арестован и приговорен к 10 годам каторги.

Засулич Вера Ивановна (1849–1919) – общественный деятель, революционерка‑народница. В 1878 г. покушалась на жизнь петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Являлась организатором и участницей группы «Черный передел». В 1883 г. перешла на позиции марксизма. Одна из основателей группы «Освобождение труда». С 1903 г. – меньшевичка.

Лавров Петр Лаврович (1823–1900) – общественный деятель, идеолог революционного народничества, так называемого пропагандистского направления. С 1870 г. – в эмиграции.

Ланской Сергей Степанович (1787–1862) – государственный деятель, короткое время был членом «Союза благоденствия», министр внутренних дел (1855–1861), один из руководителей подготовки крестьянской реформы.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – политический деятель. Брат народовольца А.И. Ульянова, казненного за покушение на Александра III в 1887 г. За участие в студенческих волнениях в 1887 г. исключен с первого курса Казанского университета. В 1891 г. сдал экзамены за курс юридического факультета при Санкт‑Петербургском университете; помощник присяжного поверенного в Самаре. В конце 1880 – начале 1890‑х гг. – участник народовольческих кружков, затем марксист. В 1895 г. участвовал в создании санкт‑петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», арестован. В 1897 г. сослан на три года в село Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. выехал за границу. Вместе с Г.В. Плехановым начал издание газеты «Искра». На II съезде РСДРП (1903) возглавил фракцию большевиков. Долгие годы, проведенные в эмиграции, занимался профессиональной революционной деятельностью. Создал партию «нового типа», нацеленную на подготовку и проведение социалистической революции в России. В апреле 1917 г., приехав в Петроград, в «Апрельских тезисах» провозгласил курс на социалистическую революцию. После июльского кризиса 1917 г. на нелегальном положении. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На II Всероссийском съезде Советов избран Председателем Совнаркома, с 1918 г. одновременно Председатель Совета рабочей и крестьянской обороны (с 1919 г. – Совет труда и обороны), член ВЦИК и ЦИК СССР. Сыграл решающую роль в заключении Брестского мира. Проводил политику красного террора, «военного коммунизма», инициатор ликвидации оппозиционных партий и их органов печати (что привело к возникновению однопартийной системы), высылки из страны видных представителей интеллигенции, не согласных с политикой власти большевиков, репрессий в отношении «социально чуждых элементов» (дворянства, духовенства и др.). В 1922 г. тяжело заболел, с декабря не участвовал в политической деятельности.

Ленин стоял на позициях радикального марксизма, считая, что, несмотря на незрелость капиталистических отношений, Россия готова двинуться по пути социалистического строительства, и попытался реализовать эти идеи на практике. Он был активным партийным публицистом, написал огромное количество книг и статей по вопросам стратегии и тактики деятельности большевистской партии.

Лорис‑Меликов Михаил Тариэлович (1825–1888) – государственный деятель, генерал‑адъютант, участник русско‑турецких войн (1853–1856 и 1877–1878). С 1880 г. – министр внутренних дел и шеф жандармов, вел беспощадную борьбу с революционерами. Представил Александру II доклад, в котором предлагал провести ряд экономических реформ. После убийства Александра II и издания Александром III Манифеста об укреплении самодержавия вышел в отставку.

Милютин Дмитрий Алексеевич (1816–1912) – государственный деятель, граф (1878), генерал‑фельдмаршал (1898), профессор Военной академии. В 1861–1881 гг. – военный министр. Провел реформы в армии.

Милютин Николай Алексеевич (1818–1872) – государственный деятель, товарищ министра внутренних дел в 1859–1861 гг., фактический руководитель подготовки крестьянской реформы. Брат Д.А. Милютина.

Нечаев Сергей Геннадьевич (1847–1882) – организатор тайного общества «Народная расправа» (1869), автор «Катехизиса революционера». Применял методы мистификации и провокации. В 1873 г. приговорен к 20 годам каторги. Умер в Петропавловской крепости.

Обнорский Виктор Павлович (1851–1919) – слесарь, один из организаторов «Северного союза русских рабочих». Арестован и приговорен к 10 годам каторги.

Перовская Софья Львовна (1853–1881) – участница революционного движения. Родилась в аристократической семье. В 1869 г. поступила на женские курсы в Санкт‑Петербурге, с 1871 г. – член кружка «чайковцев». В 1872–1873 и 1874–1877 гг. участвовала в «хождении в народ» в качестве учительницы и фельдшера. Судилась по процессу «193‑х», но была оправдана. В 1878 г. арестована и отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по дороге бежала и перешла на нелегальное положение. С осени 1879 г. – член Исполнительного комитета «Народной воли». Участвовала в ряде покушений на Александра II. После ареста Желябова возглавила подготовку убийства Александра II 1 марта 1881 г. Казнена 15 апреля 1881 г.

Ростовцев Яков Иванович (1803/04–1860) – государственный деятель, председатель Редакционных комиссий для составления Положения о крестьянах. В декабре 1825 г. донес Николаю I о планах выступления Северного общества.

Ткачев Петр Никитич (1844–1885/86) – выходец из псковских дворян; идеолог заговорщического направления в революционном народничестве. Младший современник М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова, разделял их веру в социализм, но по всем другим вопросам вел с ними непримиримую борьбу. Осужденный по делу С.Г. Нечаева, он отбыл срок заключения, затем его выслали в Псковскую губернию. Оттуда он бежал за границу, где издавал газету «Набат». Ткачев считал, что сильное централизованное государство сохранится и после победы революции. В 1882 г. у него началось душевное расстройство, и через три года он умер.

Халтурин Степан Николаевич (1856/57–1882) – один из организаторов «Северного союза русских рабочих». После разгрома Союза ушел к народовольцам и организовал взрыв в Зимнем дворце. Казнен за участие в убийстве одесского военного прокурора.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) – общественный деятель, литературный критик, писатель; в 1856–1862 гг. один из руководителей журнала «Современник». Идейный вдохновитель революционной организации «Земля и воля». Арестован в 1862 г. Приговорен к сибирской каторге. Освобожден из ссылки в 1883 г.

Культура

Живопись

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда “застряв” в классицизме.

Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”, трактовавшуюся исключительно верноподданически. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор.

По выходе из Академии “протестанты” организовали Артель художников, стали вместе жить и работать, взяв за образец коммуну, описанную в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”. Такая форма организации была в те годы чрезвычайно популярна среди студенческой молодежи. Организатором артели выступил И.Н. Крамской. Артель просуществовала недолго (до 1870 г.), после чего распалась. Вскоре все оппозиционные силы в изобразительном искусстве объединило Товарищество передвижных художественных выставок.

С выходом “четырнадцати” авторитет Академии был сильно подорван. Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества). По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств. Здесь обучались многие выходцы из низших сословий. Училище закончили А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма.

В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.

Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов. Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого. Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу. Громкую скандальную известность получила завершенная в 1861 г. картина “Сельский крестный ход на Пасху”. Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчеркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла. Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг. Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей. Скандальность “Сельского крестного хода на Пасху” была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать. Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова - “Чаепитие в Мытищах”.

Около двух лет Перов в качестве пенсионера Академии провел за границей, однако, не дождавшись окончания срока пенсионерства вернулся на родину, т.к. считал главнейшей задачей служение своему народу. Это стремление на родину также является новой чертой, характерной для времен начала царствования Александра II (и до и после художники, напротив стремились подольше задержаться в Европе, видя в этом единственную возможность свободного творчества). После возвращения он создает лучшие свои работы: “Проводы покойника” (1865 г.), “Тройка” (1866 г.) и “Последний кабак у заставы” (1868 г.). Конкретные образы в этих картинах Перова перерастают в широкие обобщения типичных черт русской жизни.

В начале 1870-х гг. Перов создал ряд портретов. По преимуществу он создавал портреты писателей и художников, осуществляя мысль П.М, Третьякова об увековечении образов выдающихся деятелей русской культуры. Среди них прежде всего необходимо назвать портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. В отличие от прежних работ Перова в портретах на первый план выходит глубокий психологизм и проникновение в суть личности и характера изображаемого человека.

Эволюция творчества Перова - от социальной сатиры (“Сельский крестный ход на Пасху”) к социальной драме (“Тройка”), а затем к созданию положительных образов деятелей культуры или людей из народа; от подробного повествования к эмоциональному художественному образу - характерна для развития русской живописи тех лет.

Расцвет русского реалистического искусства II пол. XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель - “знакомить Россию с русским искусством”. Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. “Передвижничество” было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Позднее термины “передвижник”, “передвижничество” зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг.

Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому. Главное место в его творчестве занимал портрет. Лучшими его работами в этом жанре считаются автопортрет (1867 г.) и портрет Л.Н. Толстого (1873 г.). Наряду с портретом Достоевского работы Перова, портрет Толстого кисти Крамского является одной из вершин русской портретной живописи II пол. XIX в.

Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин. Одна из наиболее известных - “Христос в пустыне” на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

Те же морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге, творчество которого представляет собой одно из самых сложных и вместе с тем значительных явлений в русском искусстве II пол. XIX в. Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человека и человечества, характерная для шестидесятничества вера в моральную, воспитательную силу искусства. Особое значение он придавал работе с евангельским сюжетами, в которых видел абсолютный нравственный идеал. В картине “Тайная вечеря” (1863 г.) показано полное трагизма столкновение Христа, добровольно обрекающего себя на страдания и смерть и его ученика - Иуды, предающего своего учителя. Эту же тему продолжили картины “Что есть истина?” (1890 г.) и “Голгофа” (1892 г., не окончена), написанные под сильным влиянием Л.Н. Толстого, с которым Ге был в те годы дружен.

Н.Н. Ге отдал дань и историческому жанру. Одной из лучших исторических картин этого периода стала его работа “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, раскрывающую трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства. В числе лучших портретных работ художника следует назвать портреты А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, автопортрет.

Одним из характерных явлений русской жанровой живописи этого периода было творчество Владимира Егоровича Маковского, рисующие жизнь самых разных слоев русского общества (“Крах банка” и др.). Лучшая картина художника - “На бульваре” (1886 - 87 гг.) рассказывает о тяжелой жизни крестьян, оторванных от привычного быта и попавших в чужой им город.

Убежденным передвижником, переносившим в живопись идеи революционной борьбы был Николай Александрович Ярошенко (“Кочегар” (1878 г.), “Заключенный” (1878 г.) и др.). В начале 1880-х гг. Ярошенко создал два полотна (“Студент” и “Курсистка”), в которых отразил типичные образы разночинной учащейся молодежи, пополнявшей ряды революционеров-народников. Лучшим из портретов Ярошенко по праву считается портрет П.А. Стрепетовой (1884 г.).

Новатором в области батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. Его картины не похожи на парадные батальные полотна придворных живописцев. Содержанием его картин стала жестокая правда войны, судьба ее рядовых участников, героизм и страдания русских солдат. Широко известны картины Туркестанской (“Апофеоз войны”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”) и Балканской (“Перед атакой. Под Плевной.”, “После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.”, “На Шипке все спокойно”, “Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой”) серий. Значение Верещагина не ограничивается новаторством в области батальной живописи. Первым в русском искусстве он положил начало изображению жизни народов Востока.

Вершиной развития реалистического искусства 70-х - 80-х гг. стало творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

Основные достижения русской живописи рассматриваемого периода сконцентрировал в своем творчестве Илья Ефимович Репин. Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в истории русского реалистического искусства, явилась картина “Бурлаки на Волге”. Отказавшись от первоначального (типичного для передвижников) замысла прямого противопоставления нарядной толпы праздных богачей оборванной ватаге бурлаков, Репин сосредоточил внимание на раскрытии образа каждого из бурлаков.

80-е гг. были порой расцвета творчества Репина, а его картина “Крестный ход в Курской губернии” вновь (как и “Бурлаки” в 70-е гг.) стала новаторской. Перед зрителем проходит как бы вся Россия, все ее сословия и классы. Каждая из многочисленных фигур есть обобщенный образ и вместе с тем - конкретный человеческих характер, данный во всей своей жизненности. В “Крестном ходе” народ показан и как охваченная единым движением масса, надвигающаяся на зрителя, и как многоголосый хор, где каждый характер, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, вплетается в сложное неповторимое целое. Существенное место в творчестве Репина занимала и тема революционной борьбы. Ей посвящены картины “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Обращаясь к истории, Репин останавливается на сюжетах остродраматических, раскрывающих борьбу человеческих страстей и общественных сил, как-то перекликающихся с современностью. Так, сюжет картины “Иван Грозный и сын его Иван” навеян событиями 1881 г. Современники воспринимали эту картину как протест против деспотизма самодержавия. Поэтому она была запрещена к показу К.П. Победоносцевым. “Запорожцы”, наоборот, воспевают дух свободы, народной казачьей вольницы. В картине нет ни одного повторяющегося образа, самые разнообразные характеры показаны немногими яркими чертами.

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внес Василий Иванович Суриков. Он принадлежал к старинному казачьему роду, перебравшемуся в Сибирь с Дона еще в XVI в. Старинные русские обычае и уклад жизни Суриков мог наблюдать с детства и эти детские впечатления во многом повлияли на его дальнейшее творчество. Его привлекали переломные эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности. В 1881 г. им была создана картина “Утро стрелецкой казни”. Суриков изображает не саму казнь, а последние напряженные моменты ей предшествующие. Мужественное ожидание смерти, поведение людей в последние моменты земной жизни - составляют главное содержание этой картины. В 1883 г. Суриков написал картину “Меншиков в Березове”. Холодный и темный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, “полудержавного властелина”, брошенного с семьей в сибирскую ссылку.

Крупнейшей работой Сурикова стала “Боярыня Морозова” (1887 г.). В процессе работы над этой картиной он специально ездил в Италию, чтобы на примере работ мастеров Возрождения постичь законы композиции в монументальной живописи. Показан момент, когда неукротимую противницу “никонианства” Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу. Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины. Из поздних работ Сурикова можно назвать “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

Историческая тема, но не в драматическом, а в героико-поэтическом аспекте звучит в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. По его собственным словам он был историком “несколько на фантастический лад”. Его особенно привлекали былинные и сказочные сюжеты. Сюжет его первой большой картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880 г.) навеян “Словом о полку Игореве”. Он хотел передать поэзию русского эпоса, красоту и величие воинского подвига. Отсюда и его стремление к монументальности. С особой силой это проявилось в картине “Богатыри” (1898 г.), над которой он работал с перерывами около 20 лет(!). Как и в былинах, облик и характер каждого из богатырей своеобразен и в то же время это обобщенные художественные образы народных героев - сильных, смелых, справедливых и т.д. Если “Богатыри” олицетворяют героическое начало в народном эпосе, то “Аленушка” (1881 г.) - это тонкая лирика.

Одним из лучших русских пейзажистов конча 60-х - начала 70-х гг. был Алексей Кондратьевич Саврасов. Наиболее известные его картины - “Грачи прилетели” (1871 г.) и “Проселок” (1873 г.). Показанная на первой выставке Товарищества передвижников, картина “Грачи прилетели” знаменовала собой начала нового этапа в развитии русского пейзажа. Саврасов сумел увидеть и передать лиризм самого обычного и непритязательного пейзажа. В последующие годы Саврасов не создал ничего равного этим двум картинам. Но как педагог (он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской пейзажной живописи.

Традиции лирического пейзажа были продолжены Василием Дмитриевичем Поленовым. Именно пейзаж был главным направлением в творчестве художника. В “Московском дворике” (1878 г.), “Заросшем пруде” (1879 г.) передана особая поэзия тихих уголков русской природы. Как и Саврасов Поленов был большим педагогом.

Лучшие произведения Ивана Ивановича Шишкина характеризуют эпическое направление в русской пейзажной живописи. Полной зрелости его творчество достигло к концу 1870-х гг. Наиболее характерными его работами могут считаться “Рожь” “Сосны, освещенные солнцем” и, наконец, наиболее знаменитая - “Утро в сосновом лесу”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.046 с.)