Игры-путешествия на участке детского сада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры-путешествия на участке детского сада



Елена Алексеевна Алябьева

Игры-путешествия на участке детского сада

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=24862969

«Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада.»: ТЦ Сфера.; Москва; 2015

ISBN 978-5-9949-1221-8

Аннотация

 

В пособии, являющемся логическим продолжением книги Е.А. Алябьевой «Игры-забавы на участке детского сада» (М., 2015), представлены авторские игры-путешествия для детей 5–7 лет по различным темам. Они помогут воспитателям организовать прогулки детей в разное время года, особенно летом.

Игры-путешествия, построенные на знакомом детям материале, развивают воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность, артистичность, творчество, физические навыки; способствуют активизации знаний, закреплению самых разных понятий; формированию коммуникативных умений, нравственности.

Все игры динамичны, что способствует сохранению детского интереса. Знакомый материал дает детям возможность самовыразиться, утвердиться, применить свои творческие способности.

Книга предназначена для воспитателей ДОО, групп продленного дня в начальной школе, студентов дошкольных факультетов.

 

Алябьева Елена Алексеевна

Игры-путешествия на участке детского сада

 

 

© ООО «ТЦ Сфера», 2015

© Алябьева Е.А., 2015

 

 

От автора

 

Книга, которую вы держите в руках, продолжает тему проведения игр на участке ДОО, обозначенную в пособии «Игры-забавы на участке детского сада» (М., 2015).

В книге систематизированы игры, которые можно широко использовать в весенний, летний и ранний осенний период. Развернутые сценарии дают возможность представить игру целиком, понять деятельность воспитателя и детей. Ряд игр содержит прямую речь, что позволяет видеть пример вербального взаимодействия взрослого с детьми. Игры-путешествия организуются как стационарно, так и по пунктам назначения.

Игры по пунктам назначения могут проводиться по следующим темам: «В гости к Василисе Премудрой» (с конкурсными заданиями по пунктам), «В Королевстве кривых зеркал» (по этикету), «В морское царство», «В Королевстве цветов», «Лето и жизнь вокруг» и др.[1]

Примеры стационарных игр приводятся в данном пособии.

Игры-путешествия хороши тем, что, включая обширный познавательный материал, двигательную, речевую и творческую деятельность детей, не перегружают их. Сценарии составлены таким образом, чтобы одна деятельность сменяла другую, не вызывая физического переутомления детей, усталости и скуки. Преимущество этих игр в том, что они могут проводиться в любом месте и без использования атрибутов. Можно играть на своем участке или пойти на спортивную площадку, к цветнику, огороду или участку парка на территории ДОО.

Работа с детьми в по развитию воображения дает воспитателю возможность бесконечной импровизации, изменения сюжета. Вербальное сопровождение действий детей активизирует их фантазию. Чем оно ярче, точнее, детальнее, тем быстрее и легче дети представляют различные образы. Как показала практика, даже дети с ЗПР взаимодействуют с воспитателем и другими детьми лучше, если их не отвлекают предметы.

В разновозрастной группе очень важно, чтобы в игре участвовали все дети. Игры-путешествия дают такую возможность за счет одновременного включения образов и действий разной сложности. Они вызывают у детей неподдельный устойчивый интерес. Конечно, чтобы включить фантазию детей, пробудить их творческое начало, воспитатель сам должен иметь хорошо развитое воображение и артистизм.

Надо помнить, что игра-путешествие не дидактическая игра в ее прямом смысле. Время игры определяет интерес детей. Поэтому ее можно останавливать, органически заканчивать в любом месте сценария. Допускается импровизация со стороны воспитателя и детей. Поощряются выразительность, пластичность, творчество. Беседы по ходу игры должны быть краткими, без длинных пауз и отрицательных оценок взрослых. Необходимо учитывать отвлекающие факторы на участке ДОО. Впечатления от путешествия дети могут отразить в рисунках, в том числе и на асфальте. Положительным моментом руководства игрой выступает проектирование дальнейшего ее развития вместе с детьми.

Выбирая содержание игр-путешествий, необходимо помнить о том, что строиться они должны на знакомом детям материале. Предложенные игры большие по объему, поэтому их можно делить на несколько частей, неоднократно возвращаясь к теме.

Игры-путешествия позволяют воспитателям активизировать имеющиеся у детей знания, закрепить их. Познавательная составляющая игр значительна, но не превалирует над остальными задачами. Действуя со знакомым материалом, дети чувствуют себя более уверенно, у них отсутствует страх сказать или сделать что-то не так. Он становится основой творчества детей.

В играх много стихотворений, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми. Во многих стихах параллельно решаются познавательные и речевые задачи, задачи повышения эмоционального тонуса детей, развития мелкой моторики. Игры наполнены пластическими этюдами разной сложности.

Воспитателю надо помнить о том, что он является полноправным членом игровой команды, поэтому не может стоять в стороне, давая вербальные указания. Он вместе с детьми импровизирует, показывает, читает, рассказывает, но не подавляет детские инициативы.

Наглядность использовать можно, но перегружать ею игру не стоит.

Стационарные игры-путешествия можно проводить в любое время года. Например, такие игры, как «Путешествие в лето» дают возможность в интересной форме активизировать знания детей о сезонных явлениях, систематизировать их. Даже летом можно путешествовать по осени, зиме и весне, включая воображение детей, организуя припоминание.

Путешествия по сказкам и мультфильмам очень нравятся детям. Они не только забавляют их, но и формируют нравственные основы.

Путешествия по произведениям поэтов и писателей закрепляют знания детей об их творчестве, вызывают к ним интерес. Путешествия по странам и континентам расширяют географические знания детей, формируют сопричастность к мировому сообществу, желание узнать больше о том, как живут люди в других странах. Путешествия по лексическим темам дают возможность закрепить материал, высказаться всем детям.

Игры решают и коммуникативные задачи. В совместных действиях всей группы или подгруппы дети учатся видеть и слышать друг друга, договариваться, содействовать, ритмично выполнять движения, хором читать стихи и т. д.

Предложенные в пособии игры рассчитаны на детей 5–7 лет. Однако упрощение, сокращение временно́го отрезка позволяет использовать их, начиная со средней группы.

 

Путешествие по городу

 

Задачи:

– закреплять знания об отличительных особенностях города как населенного пункта, городском транспорте;

– развивать умение представлять образ, передавать его выразительными средствами пантомимики, движения, речи;

– развивать воображение, ориентировку в пространстве, двигательные умения;

– формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым в игре, самовыражаться в знакомых играх, стихах, логоритмических упражнениях, проявлять творческую индивидуальность при изображении объектов и ситуаций, связанных с понятием «город».

 

* * *

 

Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное, воображаемое путешествие по городу.

Сначала они отправляются в парк развлечений. Воспитатель предлагает поехать на городском наземном виде транспорта. Загадывает загадку о трамвае.

 

С рожками, но не улитка.

Едет по рельсам,

Но не поезд.

 

Воспитатель берет на себя роль вагоновожатого. Дети передвигаются скользящим шагом (по рельсам), руки держат над головой, изображая треугольник. Воспитатель читает стихотворение.

 

Веселый трамвайчик, по рельсам беги.

И в парк развлечений ты нас привези.

Там много качелей, и фокусник ждет.

Там есть карусели, веселый народ.

«Дзынь-дзынь», —

Поет песню веселый трамвайчик.

В нем едут по городу девочки, мальчики.

 

Остановка «Парк развлечений». Воспитатель предлагает покататься на каруселях (подвижная игра «Карусель»). Дети с изменением темпа двигаются по кругу, произнося слова.

 

Сели, сели, сели, сели

Мы на чудо-карусели

И поехали по кругу,

Догоняем мы друг друга.

Еле-еле карусели

Нас сначала повезли,

А потом они быстрее

К небу прямо понесли.

Все мелькает и кружит,

А сердечко так дрожит.

Вот помедленней кружатся

И к земле хотят прижаться.

 

Воспитатель предлагает детям пересесть на качели. Дети читают логоритмическое стихотворение «На качелях», изображая движениями катание.

 

 

Кач-кач-кач – летят качели. – Дети ритмично покачивают опущенными руками из стороны в сторону.

Так захватывает дух! – Резко поднимают руки вверх.

Все сильнее бьется сердце: – Ритмично постукивают кулаком о кулак.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Вверх и вниз. И снова к солнцу – Ритмично поднимают руки вверх, опускают вниз и снова поднимают вверх.

Словно птица ты летишь. – Ритмично машут руками или кистями

рук.

– Выше, выше, выше, выше! – Приседают, ритмично поднимаются.

Вновь товарищам кричишь.

 

Воспитатель предлагает покачаться на качелях-лодочках. Сесть парами, взяться за руки, упереться ногами в ноги товарища и перетягивать друг друга.

Воспитатель предлагает поехать дальше на другом виде городского транспорта (автобусе).

Загадывает загадку.

 

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

 

Дети выбирают водителя, имитируют рассаживание, покупку билетов, езду по определенному маршруту. Воспитатель создает настрой стихотворными строчками.

 

На автобус пересели.

Еле-еле мы успели.

За билетик заплатили,

Старшим место уступили.

Не толкались и не дрались,

Тихо говорить старались.

В дверь переднюю входили

И из задней выходили.

Мальчики помочь сойти

Девочкам не позабыли.

 

Езду можно сопровождать пением знакомых веселых песенок В. Шаинского.

Воспитатель говорит о том, что автобус экскурсионный и берет на себя роль экскурсовода. Он загадывает описательные загадки о достопримечательностях родного города, на которые отвечают старшие дети.

Следующая остановка – «Зоопарк». Воспитатель предлагает вспомнить, какие животные содержатся в зоопарке, рассказать о них. Затем один из детей показывает зверей только с помощью мимики и движений, а остальные отгадывают, кого он показывает. Можно использовать стихотворение с движениями «Проказницы-мартышки».

Из зоопарка воспитатель с детьми отправляются пешком гулять по улице. Дети строятся парами, впереди – направляющий с воображаемым флажком. Воспитатель просит напомнить ей правила поведения на улице. Дети идут под рифмовку, соблюдая ритмичность движений.

 

Мы по улице идем,

Дружно песенку поем.

Все хотим мы повидать,

Обо всем хотим узнать.

Чтобы место дать прохожим,

С правой стороны мы ходим.

Красный впереди флажок

Виден нам, как маячок.

Надо перейти дорогу —

Светофор тут на подмогу.

Все стоят, и мы стоим

И внимательно глядим.

Говорим, а не кричим,

Не толкаем, не спешим,

Никого не задеваем.

Дружно вместе все шагаем.

 

Воспитатель отмечает, что на улице стало жарко. Как раз на пути – «Ледяной домик». Воспитатель принимает на себя роль продавца мороженого в «Ледяном домике». Предлагает детям встать в очередь и купить мороженое. При этом они должны описать его. Дети едят воображаемое мороженое, показывают мимикой, какое оно вкусное, сладкое, как оно тает. Воспитатель спрашивает, что же делать с обертками, почему их нельзя бросать на тротуар.

Дети отправляются дальше мимо воображаемых магазинов (их можно обозначить планшетами). Воспитатель спрашивает, мимо каких магазинов они идут, в какой бы они хотели зайти. Предлагает зайти в кондитерский магазин. «Покупает» детям конфеты, раздает по одной, просит показать мимикой, какая она сладкая, какое удовольствие они испытывают, описать обертку, начинку, выполнить воображаемые действия разворачивания, разглаживания, сворачивания фантика.

Воспитатель спрашивает об отличиях зданий в городе и селе. Предлагает поиграть в игру «Великаны и карлики», изображая одноэтажные дома и высотные небоскребы.

Дети с воспитателем проходят мимо «Детского мира». Воспитатель спрашивает, чем этот магазин отличается от других, какую игрушку они хотели бы купить. Берет на себя роль продавца, предлагает описать или показать движениями купленную игрушку. В образе игрушки дети принимают участие в игре «Чья игрушка быстрее добежит».

Дальше дети отправляются на троллейбусе. Воспитатель загадывает загадку.

 

Рожки вверх поднимает,

К проводам приставляет.

На ноги резиновые калоши

Надевает.

Куда везти пассажиров

Точно знает.

 

Дети встают друг за другом, поднимают вверх руки, сжав кулаки. Изображают езду на троллейбусе. Ритмичные движения можно сопроводить пением куплета веселой песенки.

Воспитатель напоминает, что в городе есть заводы и фабрики, на которых трудятся горожане. Говорит о том, что в районе ближайшей остановки как раз находится ткацкая фабрика. Спрашивает, что делают на ткацких фабриках. Предлагает показать ткацкий станок. Дети встают в шеренгу, берутся за руки, выставляют их вперед и все вместе, по команде «Включен!» начинают совершать вращательные движения руками или выдвигать их и прижимать к груди.

Дети пересаживаются на маршрутное такси (останавливают два или три). Едут дальше и выходят на остановке «Театр кукол». Исполняют танец петрушек или изображают игрушки-марионетки под песенку из фильма «Буратино».

Дальше воспитатель предлагает отправиться на таком виде городского транспорта, который есть только в больших городах (метро). Загадывает загадку.

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

 

Дети сцепляются как вагончики и «проезжают» по кругу под стихи:

 

Мчится быстро электричка,

Нет заторов, пробок нет.

Под землею, по туннелям

Выберемся мы на свет.

Машинист по громкой связи

Остановки объявляет.

Станции все по маршруту

Машинист прекрасно знает.

 

Дети выходят на остановке «Цирк». Превращаются в артистов и изображают клоунов, жонглеров, канатоходцев, силачей и т. п.

Воспитатель проводит пальчиковую игру «Где мы были?» [3].

В заключение воспитатель и дети вспоминают, где они были, что видели, обмениваются впечатлениями, планируют дальнейшие путешествия в городе.

 

Путешествие в деревню

 

Задачи:

– закреплять знания об отличии жизни в деревне от города;

– развивать умение показывать изображаемый образ с помощью пантомимики, выразительных средств речи;

– согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять их;

– чисто интонировать, выразительно петь песни, произносить автоматизированные звуки;

– формировать коммуникативные навыки.

 

* * *

 

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в деревню. Спрашивает, кто был в деревне. Чем деревня отличается от города? Кто живет в деревне? Что интересного видели? Что понравилось? Чем занимались? Что больше всего запомнилось? На каком виде транспорта можно добраться до деревни? Выслушивает ответы. Предлагает отправиться в деревню на паровозике из Ромашково, изобразить паровоз и вагоны, ехать под песню паровозика, ритмично двигаясь. По ходу игры воспитатель в роли паровоза меняет темп движения, направление. Использует звукоподражания: «У-у-у», «Чух-чух», «Ш-ш-ш».

 

Поле большое, зеленый лужок.

Сколько на свете путей и дорог!

Хорошо нам светит солнышко в пути.

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути,

Самого доброго, доброго пути.

 

Поезд останавливается на станции. Воспитатель говорит, что около станции начинается цветущий луг. Предлагает угадать, кто пасется на лугу. Дети и воспитатель поют построчно.

 

Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…

Кони?

Нет, не кони.

Далеко, далеко на лугу пасутся ко…

Козы?

Нет, не козы.

Далеко, далеко на лугу пасутся ко…

Коровы?

Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко —

Будете здоровы!

 

По Ю. Черных

Воспитатель предлагает детям представить, что все они – стадо коров. В стаде есть мамы-коровы. Спрашивает, как называется папа, дети. Предлагает помычать, как мама-корова, позвать телят, а потом помычать, как теленок, который отвечает маме, затем – как папа-бык. Превращает детей в «доярок» и «дояров». Предлагает подоить коров, попробовать парного молочка. Спрашивает, кто пасет стадо коров? Превращает детей в «пастухов». Предлагает поиграть на дудочке, повеселить коров и собрать их около себя.

Спрашивает, какие домашние животные еще могут пастись на лугу. Загадывает загадку о коне.

 

Цок-цок-цок – стучат копыта.

Словно ветер, я лечу.

Если надо, и телегу

Быстро довезти могу.

 

Воспитатель предлагает превратиться в импровизированных лошадок, позвать друг друга ржанием протяжно, поскакать ритмично и поцокать.

Дети скачут по кругу.

Воспитатель предлагает детям вместе прочитать стихотворение о коне и движениями показать его содержание. Дети договаривают строчки и делают ритмичные движения.

 

 

Цок-цок-цок – стучу копытом. – Дети двигают ногой.

Ш-ш-ш – как ветер я лечу. – Потирают ладонь о ладонь.

Все дороги мне открыты, – Постукивают ладонями по ногам.

Все увидеть я хочу. – Кивают головой.

У-у-у – гуляет ветер, – Покачивают руками над головой.

Капли падают дождя. – Щелкают пальцами.

Обжигает зноем солнце. – Поглаживают руки.

Это лишь бодрит меня! – Поднимают руки вверх.

 

Воспитатель загадывает загадку о козе: «У кого рожки да ножки?». Предлагает поскакать, как козлята, пободаться рожками под стихотворение Ю. Тувима.

 

Наша козочка скакала,

Да и ноженьку сломала.

Правда!

Но скажу тебе по чести,

Ведь нельзя сидеть на месте.

Правда?

Это всем давно известно —

Без игры неинтересно.

Трудно!

Наша козочка поплачет,

А поправится – заскачет.

Чудно!

 

Воспитатель предлагает детям пойти дальше, потому что со всеми домашними животными на лугу они уже познакомились. Задает вопрос: «На каком виде транспорта можно быстро доехать от луга до деревни?» Раздает каждому ребенку по «велосипеду». Дети ложатся на спину на траву (коврики) и выполняют упражнение «Велосипед» с ускорением.

Останавливаются у деревенского пруда, замедляя движения. Воспитатель предлагает сойти с велосипедов и назвать домашних птиц, которые плавают в пруду. Затем дети зовут их: «Ути-ути», «Тега-тега», отвечают за уток: «Кря-кря», за гусей: «Га-га». Воспитатель предлагает вместе с утятами исполнить «Танец маленьких утят».

Обращает внимание детей на гусей, которые вытянули свои шеи и шипят, стараясь ущипнуть кого-нибудь. Предлагает поиграть в подвижную игру «Волк, пастух и гуси».

После подвижной игры, чтобы успокоить дыхание, дети выполняют мини-этюд «Цветок лилии (кувшинки)».

Воспитатель предлагает детям попрощаться с гусями и спеть про них песенку «Гуси-гусенята в лесочке», чтобы они успокоились и не шипели.

Далее дети доезжают на велосипедах до птичьего двора, встречают курицу с цыплятами, поют и танцуют «Вышла курочка гулять…». Ходят, как петух, звукоподражают.

Доезжают до поля, де работают комбайны. Имитируют косьбу, работу молотилки, сноповязалки.

Доезжают до огорода, где растут овощи. Воспитатель загадывает загадки об овощах.

Приезжают к дому бабушки, которая их встречает, угощает парным молоком.

Доезжают до сада. Исполняют этюд «Фруктовое дерево».

 

Чудо-дерево стоит

Очень странное на вид.

Фрукты все на нем растут:

Груш и яблок много тут,

Апельсины и лимоны,

Виноград и абрикосы,

Вишни, сливы и гранаты

Так и тянутся к ребятам.

 

Воспитатель говорит детям, что они попали в необычный сад. В нем растет дерево, на котором созревают разные плоды.

Дети рассматривают воображаемое дерево, удивляются, изумляются. Находят на нем разные плоды: грушу, яблоко, сливу, вишню, абрикос, персик, гранат, инжир, апельсин, мандарин, алычу, лимон. Воспитатель предлагает каждому назвать плод, который тот сорвал, описать его внешний вид и вкус. Дети могут назвать наиболее часто встречающиеся сорта фруктов[4]. Прощаясь с деревом, дети произносят следующие строчки:

 

Фруктовое дерево,

Спасибо тебе!

Мы фруктов наелись

И взяли себе.

Мы веточки нежно

Твои наклоняли,

Тянули тихонько

И их не ломали.

 

В процессе путешествия дети могут искупаться в речке, имитируя движения пловца; половить рыбу; поиграть в мяч; собрать землянику, грибы в лесу; запустить воздушного змея и т. д.; сорвать тростник и подуть на разлетающиеся пушинки; позагорать и пр.

В конце путешествия дети добираются до дома бабушки, которая угощает их пирожками.

В заключение воспитатель вместе с детьми вспоминает, где они побывали, что интересного видели, что понравилось. Обсуждает новые маршруты путешествий в сельскую местность.

 

Путешествие в мир игрушек

 

Задачи:

– закреплять знания о видах игрушек, их функциональном назначении;

– развивать умение представлять в воображении образы, показывать их, используя разнообразные средства выразительности,

– эмоционально окрашивать свои действия;

– развивать творчество в игре, умение драматизировать маленькие стишки, ритмично двигаться;

– регулировать мышечное напряжение, формировать коммуникативные умения.

 

* * *

 

Воспитатель предлагает детям отправиться в интересное путешествие. Спрашивает, какие игрушки есть в группе? Какие игрушки есть у них дома? Какие игрушки их любимые? Почему?

Воспитатель просит рассказать об игрушке, в которую дети хотели бы превратиться (внешний вид, что можно с ней делать, как играть). «Волшебной палочкой» переносит детей-игрушек в магазин «Детский мир».

Первый стеллаж – игрушки для малышей. Дети изображают неваляшек, танцуют под слова песни.

 

Танец неваляшек

Мы – милашки,

Куклы-неваляшки,

Куклы-неваляшки,

Яркие рубашки.

Не спим, не сидим

И ложиться не хотим.

Днем и ночью мы стоим,

Очень весело звеним.

Эх, раз, еще раз

Мы станцуем здесь для вас.

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас.

 

3. Петрова

Второй стеллаж – игрушки из мультфильмов. Дети могут изображать маленьких пони (Радугу Деш, Искорку, Флаттер Шай, Пинки Пай, Раррити, Эппл Джек) из м/ф «Мои маленькие пони». Пони скачут, летают, как пегасы. Можно изобразить героев серии м/ф «Шрек» (Буратино, осла, пряничного человечка, кота, дракониху, поросят, мышек, волка, Феону и Шрека). Все они на празднике. Каждый ребенок изображает определенного героя. Дети в образе героев м/ф «Смешарики» (Совуньи, Кар-Карыча, Кроша, Ежика, Лосяша, Пина и др.), как и в образе героев м/ф «Маша и медведь» могут разыграть одну из историй.

Третий стеллаж – технические игрушки. Дети превращаются в выбранные ими машины и устраивают гонки. Изображают роботов. «Летают» радиоуправляемыми самолетами, вертолетами и т. п.

Четвертый стеллаж: – конструкторы. Воспитатель предлагает превратиться в детали пластикового конструктора, из которого путем скрепления можно создавать разные конструкции. Проводит игру «Путанка».

Пятый стеллаж: – настольные игры. Детей можно превратить в шашки и разыграть партию на асфальте, или сложить пазл.

Шестой стеллаж: – куклы. Воспитатель предлагает детям взять на себя роль родителей и поухаживать за куклами-дочками, как в стихотворении «Непослушная дочка».

 

 

Куклу нежно я качаю, – Дети вытягивают руки перед собой, качают ими.

А она кричит: «Уа».

Руки, ноги поднимает, – Поднимают руки, ноги.

Спать не будет до утра. – Кладут ладони под щеку, отрицательно покачивают головой.

Кашку я сварю ей лучше – Делают помешивающие движения рукой.

И в тарелку положу. – Раскрывают ладонь одной руки – тарелка, другой показывают, как наливают кашу половником из кастрюли.

– Вся испачкалась, грязнуля!? – Обтирают пальцами лицо.

Дай, я кашку постужу. – Делают обмахивающие движения рукой.

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо. – Поглаживают руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла. – «Стряхивают воду» с рук.

Наигралась с куклой. Все! – Разводят руки в стороны.

 

Вариантом может быть другое стихотворение – «Любимые куклы».

 

 

Куклам платье дружно шили, – Дети изображают качание куклы на руках.

Кукол очень мы любили. – Прижимают ладони к груди.

Долго нитку продевали, – Изображают продевание нитки в иголку.

Узелок потом вязали, – Делают вращательные движения указательными пальцами вокруг друг друга.

Отрезали лоскуток, – Соединяют и разъединяют указательный и средний пальцы, остальные сжаты.

Прошивали вдоль стежок. – Зажимают между большим, указательным и средним пальцами «иголку», делают волнообразные движения справа налево.

Утюгом горячим шов – Отдергивают руку.

Распрямили, чтобы лег. – Горизонтально проводят кулаком по ладони.

Кукол поскорей позвали, Машут рукой к себе.

Нарядили. Не узнали! – Делают движения руками вдоль тела сверху вниз. Выставляют большой палец руки вперед.

 

Седьмой стеллаж – куклы для кукольного театра. Воспитатель предлагает выбрать куклу-марионетку, которой управляют с помощью натянутых веревочек. Проводится этюд «Сломанная кукла». Воспитатель говорит, что пока все веревочки опущены: колени согнуты, руки и голова опущены, все тело расслаблено, как ватное. Но вот кукловод дернул за одну веревочку, поднялась голова, затем – выпрямилась спина, разогнулись ноги, стали двигаться руки. И вот уже кукла танцует, как балерина, на носочках! Предлагает каждому потанцевать в образе марионетки.

Восьмой стеллаж – спортивные игрушки. Проводятся игры с воображаемыми мячами и скакалками. Используется стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч» С. Маршака.

Девятый стеллаж – игрушки-забавы. Воспитатель «превращает» детей в заводные игрушки. «Заводит» их ключиком, после чего они «оживают».

Воспитатель «превращает» игрушки обратно в детей с помощью волшебного заклинания: «Игрушка, трижды вокруг себя повернись и в ребенка превратись!».

В заключение воспитатель и дети вспоминают, с какими игрушками они играли в путешествии, делятся мнениями об игре, планируют новые путешествия в мир игрушек.

После игры дети рисуют свои любимые игрушки.

 

Путешествие по сказкам

 

Задачи:

– активизировать знание содержания сказок, закреплять знания об особенностях характеров разных героев;

– развивать воображение, память, ориентировку в пространстве, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество;

– формировать интерес к сказкам, нравственные основы личности ребенка.

 

* * *

 

Воспитатель сообщает детям о том, что они отправляются в волшебное путешествие в страну Сказок. Вместо вступления к путешествиям по сказкам можно использовать стихотворение.

 

В путешествие по сказкам

Мы отправимся сейчас.

Ждет нас в сказке «Буратино»

Злой и жадный Карабас.

Встретит добрая Мальвина

И хитрющая Лиса.

Шар с бесхитростным Незнайкой

Унесет под небеса.

Встретим щедрого Мороза,

С сыром жадных медвежат,

Очень храброго портного

И противных, гадких жаб.

Мы трусливого зайчишку

По следам в лесу найдем,

И с прекрасною принцессой

К королю на бал пойдем.

 

Предлагает вспомнить героев сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Страшила, Трусливый Лев, волшебник Гудвин, Гингема, Бастинда, летающие обезьяны).

Дети вспоминают и называют.

Воспитатель дарит детям воображаемые волшебные башмачки, как у Элли. Просит описать их (материал, форма, цвет, высота каблука, застежки, украшения). Предлагает проверить прочность башмачков, постучать каблучками. Сначала медленно и тихо, а затем убыстряя темп и увеличивая громкость.

Дети расставляют руки в стороны, бегают (летают) по всей площадке легко на носочках. Воспитатель в это время описывает картины, которые они видят. Дает установку на снижение и посадку. Предлагает снять башмачки и убрать их в сундук. Дальше дети идут пешком под песенку Элли.

 

Мы в город Изумрудный

Идем дорогой трудной,

Идем дорогой трудной,

Дорогой непростой.

Исполнить три желания

Поможет мудрый Гудвин.

И Элли возвратится,

И Элли возвратится

С Тотошкою домой.

 

И. Токмакова

Дети встречают Страшилу. Показывают, какой он толстый, как из него высыпается солома, и он из толстого становится худым. Вдевают воображаемую нитку в иголку, делают узелок, зашивают (на воспитателе в роли Страшилы) дырки.

Воспитатель предлагает взять Страшилу с собой в дальнейшее путешествие. Спрашивает у детей: «Чего не хватало Страшиле в сказке?» (Мозгов.) Воспитатель просит детей поделиться со Страшилой своими знаниями в путешествии. Дети произносят хором:

 

Все на свете знаем, можем,

Стать умней тебе поможем.

 

Дети делают круг под песенку Элли. Встречают Буратино вместо Железного Дровосека. Воспитатель спрашивает у детей: «Из какой сказки пришел Буратино? Зачем Буратино идет к Гудвину? Что он у него хочет попросить?»

Дети высказывают свои версии.

Воспитатель предлагает детям показать длинный нос Буратино, как он им проткнул нарисованный очаг на стене каморки папы Карло, как двигаются его деревянные руки и ноги.

Воспитатель предлагает взять с собой Буратино и научить его хорошим манерам. Дети встречают Железного Дровосека, который весь проржавел, не может сдвинуться с места. Воспитатель предлагает детям рассказать о проблеме Дровосека, с которой он идет к Гудвину, почему он заржавел. Показать заржавевшего железного человека. Воспитатель воображаемой масленкой с машинным маслом «смазывает» каждого застывшего ребенка от шеи к рукам, туловищу и ногам, которые начинают двигаться после смазки.

Воспитатель предлагает детям подарить Железному Дровосеку частичку своего сердечного тепла, протянув руки с воображаемым сердцем.

Воспитатель от имени Железного Дровосека благодарит детей. Обращает внимание на озеро, находящееся поблизости, и птицу непонятного вида – то ли гуся, то ли утку. Просит детей догадаться, кто это, из какой сказки какого автора. Предлагает детям показать гадкому утенку из сказки Г.Х. Андерсена, каким красивым лебедем он стал.

Дети изображают лебедей.

Дети встречают героев сказки «Репка». Воспитатель задает вопросы детям. Из какой сказки эти герои? Почему они так ссорятся? Почему дед один не может вытащить репку? Чего он хочет попросить у Гудвина?

Воспитатель предлагает детям поделиться с дедом силой и молодостью. Разбивает детей на две подгруппы. Одна – репка, вторая – молодой и сильный дедка. Дети играют в игру «Кто кого перетянет». Перетягивание происходит под слова:

 

Репку тянем мы, потянем,

Не присядем, не устанем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Напряглись все опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Репку надо удержать.

Силы отдадим мы дедке,

Вытянем все вместе репку.

 

Дети оставляют деда со всеми его родными варить вкусную кашу из репки, а сами идут дальше. Попадают на большое поле с цветущими маками. Воспитатель обращает внимание на то, что маки так колышутся, будто кто-то в них дрожит. Спрашивает, кто из друзей девочки Элли это может быть? Зачем Трусливый Лев идет к Великому Гудвину? Предлагает детям показать Трусливого Льва, как он поджал хвост, весь дрожит, морду спрятал в лапы, со страхом выглядывает из-за маков.

Предлагает поделиться со Львом своей храбростью, показать, какие они храбрые: встать прямо, ноги расставить на ширине плеч, руки скрестить на груди, голову гордо поднять и сказать: «Я – лев, гордый, смелый и бесстрашный! Я – царь зверей! Я – сильный и могучий!» (2 раза).

Смелым детям и Храброму Льву воспитатель предлагает поиграть в салки со злой волшебницей Гингемой. Убегая от нее, надо ее подразнить, построить рожицы.

Воспитатель говорит, что пока дети играли в салки, у лягушки-квакушки, зайки-побегайки, комара-пискуна и других сказочных жителей развалился домик. Спрашивает, что это за домик? Из какой сказки? («Теремок».) Кто в нем жил? Говорит о том, что жители теремка хотят получить от Гудвина совет, как им всем разместиться в теремке? Просит детей дать советы сказочным героям.

Воспитатель зовет детей в общий хоровод со сказочными героями сказки «Теремок».

Воспитатель благодарит детей за помощь, которую они оказали сказочным героям.

В заключение дети вспоминают, в каких сказках побывали, чем помогли сказочным героям. Намечают дальнейшие путешествия по сказкам.

 

Путешествие в цирк

 

Задачи:

– закреплять представления о цирке, его назначении, особенностях цирковых профессий;

– развивать воображение, память, речь, пантомимическую выразительность, творчество;

– формировать умение играть сообща, интерес к цирковым профессиям.

 

* * *

 

Воспитатель предлагает детям отправиться в цирк. Спрашивает на каком представлении они были в цирке? Что больше всего запомнилось? Какой номер понравился? На какое представление они хотели бы попасть?

Дети отвечают.

В цирк дети отправляются на автобусе. Выбирают водителя. Воспитатель произносит:

 

Мы едем в цирк.

Ура! Ура!

Билеты взяли мы вчера.

Там ждет веселье нас и смех,

И представление для всех.

 

Около цирка веселые клоуны зазывают зрителей. Воспитатель превращает детей в клоунов-зазывал. Используется стихотворение «Веселый цирк» с движениями.

 

Веселый цирк у нас в гостях! – Дети поднимают руки вверх.

Жонглер бросает шарики, – Подбрасывают воображаемые шарики.

А клоун зрителей смешит, – Дразнятся – большой палец у носа.

Смешит больших и маленьких. – Показывают рукой выше, ниже.

Там на канате акробат

Раскинул в руки стороны. – Руки вытягивают в стороны, балансируют ими.

Силач старается поднять

Стальные гири новые. – Поднимают воображаемые гири.

Наездники на лошадях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.324 с.)