Тема 7. Крепостное право и историческая судьба России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Крепостное право и историческая судьба России



 

Разные формы социального и правового неравенства были известны еще в Киевской Руси. Тогда же возникли различные типы зависимого сельского населения. Однако в Киевской Руси еще не существовало крепостной зависимости. Ни закупы, которые получали от землевладельца ссуду и затем отрабатывали ее, ни рядовичи, заключившие договор о выполнении тех или иных работ, ни общинники‑смерды, которые вынуждены были добровольно брать на себя хозяйственные обязанности перед князем, боярином, дружинником, – ни одна из категорий зависимого населения не была крепостной, т. е. юридически прикрепленной к земле или к личности землевладельца. В личной зависимости от господина находились лишь холопы (обращенные в рабство пленные, должники, дети холопов, люди, отдавшие свою свободу за деньги или прокорм). Холопы обычно были слугами (занимались домашним хозяйством), существовали и ратные холопы (личная охрана состоятельного господина).

Стремление вотчинников прикрепить крестьян к земле, чтобы обеспечить себя даровыми рабочими руками, возникло в удельный период русской истории. Однако в условиях раздробленности, когда земледелец, недовольный своим хозяином, легко мог перебраться во владения другого вотчинника и получить там надел и сельскохозяйственный инвентарь, а иногда и ссуду на обзаведение хозяйством, невозможно было обеспечить реальное прикрепление крестьян к земле или феодалу.

Попытки ограничить крестьянские переходы стали реальностью лишь в XV в. Этот период можно охарактеризовать как переломный в положении крестьянства. Развитие феодального, прежде всего поместного, землевладения и отработочной ренты, централизация государственного управления и постоянные войны усиливали уровень эксплуатации крестьян, который до этого был невысоким.

Отношения крестьян и феодалов строились на взаимных обязательствах. Рост числа зависимых крестьян, усиление эксплуатации вели к увеличению их переходов и побегов, «отказа» в пользу другого владельца. В 1497 г. в Судебнике Ивана III было зафиксировано право покидать землевладельца лишь в течение двух недель (до и после Юрьева дня – 26 ноября). Это правило сложилось задолго до создания Судебника. Право выхода формально сохранялось в течение полутора веков, но реализовать его становилось все труднее. Обычно крестьянин считался временным владельцем надела и за использование его должен был нести повинности (оброк – натуральный, иногда денежный; барщина – работа на владельца земли). Часто взаимоотношения землевладельца и крестьянина осложнялись ссудами, недоимками. Поэтому, прежде чем уйти, крестьянин должен был расплатиться со своими долгами, которые могли накапливаться длительное время, т. е. уплатить «пожилое».

В 1550 г. в Судебнике Ивана IV был юридически оформлен новый порядок исчисления «пожилого». Размер «пожилого» в середине XVI в. зависел от времени пользования землей. Если пользование землей было наследственным или длительным, то расплатиться с землевладельцем было практически невозможно. В этом случае оставалось или смириться, или бежать. И бегство крестьян стало очень серьезной проблемой (см. «Гулящие люди»). Это отразилось и на интенсивности колонизации северных, восточных и юго‑восточных территорий России. Возможность переселения в отдаленные районы, где разыскать беглого было почти невозможно, побудило землевладельцев добиваться законодательного оформления своего права распоряжаться трудом сельских жителей. У крестьянина был и другой способ изменить свою судьбу – вывоз, т. е. переезд к другому землевладельцу, который сам улаживал все дела с прежним хозяином (платил «пожилое»).

Во второй половине XVI в. в Центральной России из‑за массового бегства крестьян, высокой смертности резко возросла потребность в рабочих руках. Многие мелкие землевладельцы (в основном дворяне‑помещики) терпели большие убытки, они разорялись и не могли нести военную службу. Более богатые вотчинники и помещики пользовались ситуацией и переманивали крестьян к себе. Крестьянские побеги и вывоз наносили урон государству, так как подрывалась поместная система, казна недосчитывалась многих повинностей (крестьяне были основным податным сословием – «тяглецами»). Поэтому государство было вынуждено искать выход из этого положения. В 1581 г. начинается новое описание русских земель и временно запрещается выход крестьян в Юрьев день («заповедные лета»). В 1597 г. был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян («урочные лета»). В 1607 г. правительство Василия Шуйского издало указ об увеличении срока сыска беглых крестьян до 15 лет.

После фактического сближения поместного держания с наследственным (вотчинным) владением, после долгого процесса ограничения прав крестьян крепостная зависимость стала реальностью. Юридически данное положение было закреплено в Соборном уложении Алексея Михайловича (глава XI) в 1649 г. Крестьяне были окончательно прикреплены к земле, установлена наследственность крепостного состояния. Феодалам было предоставлено право распоряжаться имуществом крепостного, право вотчинного суда и надзора за крестьянами Это было не столько победой землевладельцев над государственными интересами, сколько компромиссом. Государство и землевладельцы пошли на взаимные уступки, в результате которых проиграли только крестьяне.

Текст Соборного уложения и практика его применения позволяют сделать вывод, что крестьяне оказались прикрепленными и к земле, и к землевладельцу. Помещики брали на себя обязательство вносить в казну крестьянские подати, взыскивая их со своих крепостных. Помещики обрели безмерную власть над крестьянами. Правда, крестьян нельзя было лишить инвентаря, согнать с земли.

Уложение 1649 г. запрещало свободное перемещение всего податного населения. Этот запрет распространялся и на посадских людей, и на черносошных (государственных) крестьян.

Крепостное право оформилось в России в период централизации власти и становления абсолютизма. Это важное отличие российского социального развития от западноевропейского. В Европе крепостное право существовало не во всех странах и было более характерно для периода феодальной раздробленности. Централизация власти там ограничила не только политическое влияние феодалов, но и их право распоряжаться крестьянами. Российское государство связало многих своих подданных феодальной зависимостью, пожертвовав нормальным, естественным развитием одной части общества ради интересов другой его части.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В.О. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии существовали «указная» и «безуказная» теории возникновения крепостного права.

В советской исторической науке, начиная с Б.Д. Грекова, утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен «Русской Правды» и через Судебники XV–XVI вв. до Соборного уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков относили начало этого процесса не ранее, чем к концу XV в. Некоторые из них в качестве компромисса стали использовать два понятия, вкладывая в них разный смысл: «крепостничество» – проявление внеэкономического принуждения на разных этапах феодализма и «крепостное право» – прикрепление крестьян к земле феодала, отразившееся в законодательстве.

Роль крепостного права в России оценивалась неоднозначно. Подчеркивалось, что оно помогало государству в восстановлении и подъеме экономики, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, но, с другой стороны, это явление консервировало на долгие десятилетия неэффективные социально‑экономические отношения.

 

Даты

1598–1613 – Смутное время

1598–1605 – Правление Бориса Годунова

1601–1603 – Голодные годы, временное разрешение выхода в Юрьев день

1603–1604 – Восстание Хлопка

1605–1606 – Правление Лжедмитрия I

1606–1610 – Правление Василия Шуйского

1606–1607 – Антиправительственное выступление Ивана Болотникова

1607 – Введен 15‑летний срок сыска беглых крестьян

1608–1609 – Поход Лжедмитрия II, Тушинский лагерь

1609–1611 – Оборона Смоленска

1610–1612 – «Семибоярщина»

1611, март – июнь – Первое ополчение

1611–1612 – Второе ополчение во главе с К. Мининым и Д. Пожарским

1612, октябрь – Освобождение Москвы от поляков

1612, октябрь – Освобождение Москвы от поляков

1613–1645 – Правление Михаила Федоровича Романова

1617 – Столбовский мир со Швецией

1618 – Деулинское перемирие с Польшей

1642 – Введен 10‑летний срок сыска беглых крестьян

1645–1676 – Правление Алексея Михайловича Романова

1648 – «Соляной бунт» в Москве

1648–1651 – Городские восстания

1648–1654 – Освободительное движение на Украине во главе с Б. Хмельницким (1595–1657)

1649 – Соборное уложение Алексея Михайловича

1653 – Земский собор по вопросу принятия Украины в состав России

1653–1656 – Церковная реформа Никона, начало раскола

1654 – Переяславская рада

1654–1667 – Война с Польшей

1662, июль – «Медный бунт» в Москве

1666 – Поход атамана Василия Уса

1667–1669 – Поход Степана Разина «за зипунами»

1668–1676 – Соловецкое восстание

1670–1671 – Казацко‑крестьянское восстание под предводительством Степана Разина

Личности

Аввакум Петров (1620–1682) – протопоп, церковный и политический деятель, писатель. В 1640‑х гг. в Москве входил в кружок близких к царю Алексею Михайловичу «ревнителей древнего благочестия». Выступил против церковных реформ патриарха Никона, стал вождем церковного раскола и старообрядческого движения, за что в 1653 г. был арестован и сослан. Возвращен в 1664 г. в Москву, где при поддержке своих сторонников категорически отказался согласиться с церковной реформой. В 1666 г. его лишили сана, вновь сослали, по царскому указу в 1682 г. он был казнен (сожжен на костре).

Автор почти 100 известных на сегодняшний день работ. Главная из них – автобиографическая повесть «Житие», являющаяся первым произведением нового жанра – автобиографии‑исповеди. Реализм в освещении сложнейшей судьбы протопопа, современного ему быта в сочетании с образностью языка делает это произведение одним из ярчайших литературных памятников XVII в.

Алексей Михайлович (1629–1676) – русский царь (с 1645), сын Михаила Федоровича Романова. В первые годы правления был увлечен идеями религиозно‑нравственного совершенствования общества, активно поддерживал членов «Кружка ревнителей благочестия». Управление страной в первый период царствования фактически осуществлялось его родственником и воспитателем боярином Б.И. Морозовым. Активный участник составления Соборного уложения 1649 г., создавшего законодательную базу для российского общества на долгие десятилетия. Привлекал на службу в Россию иностранных специалистов. Роль и значение Боярской думы и земских соборов при Алексее Михайловиче окончательно падают. Созывы земских соборов вообще прекращаются (последний состоялся в 1653 г.). Растет роль приказной бюрократии. В 1654 г. он создал Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно царю и осуществлял контроль над государственным управлением. Алексей Михайлович первым из русских царей стал собственноручно подписывать указы и другие документы. При нем произошел церковный раскол, приведший к усилению борьбы не только церкви, но и государства против старообрядцев. В экономической области его правительство поощряло промышленную деятельность, поддерживало отечественное купечество. В правление Алексея Михайловича произошли многочисленные массовые социальные выступления: движение Степана Разина, Медный и Соляной бунты и т. п. Он проводил активную внешнюю политику: границы России значительно расширились за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока; была возвращена часть исконно русских земель – Смоленск, Северская земля с Черниговом и Стародубом.

Бельский Богдан Яковлевич (?–1611) – государственный деятель. Выдвинулся в период опричнины. В 1575–1576 гг. – главная фигура в Государевом дворе. В ходе Ливонской войны – видный воевода. Один из крупнейших феодалов. После смерти Ивана Грозного – член регентского совета, претендент на престол. В 1602 г. подвергся опале и был сослан. Активно поддерживал Лжедмитрия I, который пожаловал ему боярское достоинство. С 1606 г. – воевода в Казани, где и погиб.

Болотников Иван Исаевич (?–1608) – предводитель восстания 1606–1607 гг. Беглый холоп. В юности бежал к казакам, попал в плен и был продан в рабство в Османскую империю. Убежав из неволи, оказался в Венеции, а затем в Польше. Болотников называл себя воеводой «чудесным образом спасенного царевича Дмитрия». Вернувшись в Россию, объединил вокруг себя людей, недовольных правлением Василия Шуйского. К восставшим присоединилось население южных и юго‑западных областей России, Нижнего и Среднего Поволжья. В состав войска Болотникова входили крестьяне, горожане, стрельцы, казаки и дворяне, поддерживавшие Лжедмитрия I. Обладая высокими личными и организаторскими качествами, Болотников сумел нанести ряд серьезных поражений войскам Шуйского и осадить Москву. После подавления восстания в октябре 1607 г. был сослан в Каргополь, где его ослепили, а затем утопили.

Гермоген (1530–1612) – церковный деятель, патриарх Московский и всея Руси с 1606 г. Родом из донских казаков. Участвовал в избрании Бориса Годунова на царство. Поддержал движение ополчения против поляков. Был арестован и заключен в Чудов монастырь в Кремле в январе 1611 г., где и умер. Канонизирован Русской православной церковью.

Годунов Борис Федорович (ок. 1552–1605) – русский царь, избранный Земским собором 17 февраля 1598 г. Выдвинулся во времена опричнины. Своим возвышением обязан во многом женитьбе на дочери Малюты Скуратова‑Бельского и браком сестры Ирины с царевичем Федором (будущим царем Федором Иоанновичем). После смерти Ивана Грозного – один из главных членов регентского совета, фактический правитель государства в период царствования Федора Иоанновича. Укреплял центральную власть, в борьбе с боярством опирался на служилых дворян, в их интересах усиливал закрепощение крестьян. В войне со Швецией (1590–1593) добился возвращения земель вдоль побережья Финского залива и Карельского перешейка.

Заруцкий Иван Мартынович (?–1614) – военный и политический деятель. Один из руководителей казацкого движения в начале XVII в. Возглавлял казаков во время восстания Болотникова, после поражения которого поддержал Лжедмитрия II. В 1608–1610 гг. – боярин в Тушинском лагере, руководил приказом, ведавшим казачьими делами. С 1610 г. сражался на стороне Сигизмунда III. После смерти Лжедмитрия II возглавил казацкую часть его войска. Один из организаторов Первого ополчения в 1611 г. После смерти П. Ляпунова занял главенствующее положение в земском правительстве. В 1611–1612 гг. воевал как против поляков, так и против народного ополчения, выступая за воцарение «наследника царя Дмитрия» – «царевича» Ивана (сына Марины Мнишек). После воцарения Михаила Федоровича со значительным отрядом ушел на юг, где пытался создать буферное государство под властью «царевича Ивана», но был выдан московским властям и повешен вместе с сыном Марины осенью 1614 г.

Иов (в миру Иван) (30‑е годы XVI в. – 1607) – первый патриарх Московский и всея Руси. Из посадских людей. В 1556 г. принял монашество. С 1569 г. – архимандрит, с 1571 г. – настоятель московского Симонова монастыря, с 1575 г. – Новоспасского монастыря. С 1581 г. – епископ Коломенский, 1586 – архиепископ Ростовский, 1587 – митрополит Московский. В 1589 г. становится патриархом. Ставленник Бориса Годунова, которому удалось добиться согласия константинопольского патриарха на установление патриаршества в России, что сильно укрепило положение Русской православной церкви. Патриарх Иов основал Донской монастырь в 1591 г. С воцарением Лжедмитрия I отказался от поддержки новой власти, был низложен и сослан. Подвергался преследованиям и после воцарения Василия Шуйского. Канонизирован Русской православной церковью.

Иоаким (в миру Иван Петрович Савелов) (1620–1690) – патриарх Московский и всея Руси с 1674 г. Из дворян. В 1654 г. постригся в монахи. С 1672 г. – митрополит Новгородский. После избрания патриархом активно боролся против раскола. Способствовал подчинению московскому патриарху Киевской митрополии. Активно поддерживал Петра I в борьбе с царевной Софьей Алексеевной. Противник усиливающегося западного влияния на русское общество, одновременно поддерживал византийские традиции. Создал Типографскую школу, а в 1687 г. – Славяно‑греко‑латинскую академию.

Иоасаф II (?–1672) – патриарх Московский и всея Руси (с 1667). Возведен на патриарший престол после низложения патриарха Никона. Продолжая линию Никона в церковном реформировании, предал «соборному проклятию» старообрядцев как раскольников Русской православной церкви. Активно поддерживал культурно‑просветительскую деятельность в Москве иностранцев, заботясь одновременно о чистоте православной веры. В 1668 г. составил правила иконописания. Одной из важнейших задач считал миссионерскую деятельность в Сибири.

Иосиф (?–1652) – патриарх Московский и всея Руси (с 1642). Архимандрит Симонова монастыря в Москве. Автор ряда богословских трактатов. При нем впервые изданы жития святых Русской православной церкви. Отстаивал чистоту православия, создав несколько полемических произведений, направленных против католической и протестантской церквей. На Земском соборе 1651 г. активно поддерживал идею воссоединения Украины с Россией.

Лжедмитрий I (ок. 1580–1606) – русский царь (июнь 1605 – май 1606 гг.), самозванец, авантюрист, выдававший себя за сына Ивана IV царевича Дмитрия Ивановича. Предположительно Лжедмитрий I – беглый монах московского Чудова монастыря Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Появился в 1601 г. в Польше. В 1604 г. во главе польско‑литовских отрядов перешел границу России, был поддержан горожанами, крестьянами, казаками. Заняв московский престол, сделал ставку на мелкопоместное дворянство и казачество. Отказал Польше в отторжении от России псковско‑новгородских, смоленских и других земель. В мае 1606 г. он был свергнут и убит.

Лжедмитрий II «тушинский вор» (?–1610) – самозванец, выдававший себя за русского царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося во время восстания 17 мая 1606 г. в Москве. Он появился в 1607 г. в Стародубе. Происхождение второго самозванца до сих пор не установлено, так как никто из современников не сообщает его настоящего имени. В 1607 г. во главе войска из наемников польско‑литовского происхождения и части казаков выступил в направлении Брянск – Тула. К нему присоединилась часть польской шляхты, а также русские крестьяне и низы городского населения, надеявшиеся на «хорошего царя». Группа бояр и дворян перешла на сторону Лжедмитрия II, чтобы с его помощью свергнуть правительство Шуйского. В 1608 г. предпринял неудачную попытку взять Москву, после чего разбил военный лагерь в районе Тушина. В Тушино прибыли поляки во главе с Ю. Мнишеком, дочь которого Марина тайно обвенчалась с Лжедмитрием II и позже родила от него сына Ивана (прозванного в народе «воренком»). В 1609 г., в условиях открытого польского военного вмешательства, был вынужден бежать в Калугу, где был убит в 1610 г. одним из приближенных – князем Урусовым.

Ляпунов Прокопий Петрович (?–1611) – один из активных участников свержения В.И. Шуйского в 1610 г. и организации Первого земского ополчения 1611 г. Возглавил образованное ополчением Земское правительство. Был убит казаками И. Заруцкого.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625–1682) – государственный деятель, дипломат. Боярин, учитель и советник царя Алексея Михайловича. В 1654 г. был в составе русской делегации на Переяславской раде. Во главе стрелецкого полка участвовал в подавлении московского восстания 1662 г. С 1671 г. возглавлял внешнеполитическое ведомство. Воспитатель царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. был сослан. Возвращен в Москву после избрания на царство Петра, но во время восстания в Москве в 1682 г. был убит стрельцами.

Минин Кузьма (?–1616) – нижегородский староста, организатор национально‑освободительной борьбы русского народа против польской интервенции в начале XVII в., один из руководителей Второго земского ополчения 1611–1612 гг. Отдал все свое состояние на организацию ополчения и предложил русским людям пожертвовать средства на свержение польских интервентов в Москве. В боях за Москву проявил храбрость. В 1612–1613 гг. – член земского правительства «Совет всея земли». Думный дворянин (с 1613).

Михаил Федорович (Романов) (1596–1645) – первый русский царь из династии Романовых. Сын Федора Никитича Романова (Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве Марфы). Избран царем на Земском соборе в феврале 1613 г. Венчался на царство 11 июля 1613 г. После возвращения из польского плена отца – патриарха Филарета – разделил с ним власть. После смерти отца в 1633 г. власть оказалась полностью в его руках. При Михаиле наметилась тенденция к ограничению властных полномочий Земского собора, Боярской думы, местных органов власти. В его царствование были заложены основы самодержавия.

Морозов Борис Иванович (1590–1661) – боярин, воспитатель Алексея Михайловича. Фактически глава правительства в 1645–1648 гг. Финансовая реформа Морозова вызвала московское восстание 1648 г., в результате он был отстранен от дел и отправлен в краткосрочную ссылку. Политическое влияние сохранял до конца 50‑х годов.

Морозова Феодосия Прокофьевна (1632–1675) – боярыня, деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума. В ноябре 1673 г. была арестована, состояние ее конфисковано. Вместе с сестрой – княгиней Е.П. Урусовой – была подвергнута пыткам и уморена голодом.

Мнишек Марина (1588–1614) – дочь польского магната Юрия Мнишека, одного из организаторов интервенции против России в начале XVII в. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Мать «царевича Ивана Дмитриевича» – сына Лжедмитрия II. Сын был повешен осенью 1614 г. Марину Мнишек заточили в Коломенский монастырь, где она и умерла.

Никон (в миру Никита Минов) (1605–1681) – церковный и политический деятель. Патриарх Московский и всея Руси (1652–1666). На церковном соборе в 1666 г. лишен сана первосвященника и сослан в белозерский Ферапонтов монастырь. С 1676 г. находился в Кирилловом монастыре, где и умер. Никон сделал многое для церковного книгопечатания – основал Патриаршую библиотеку, написал ряд церковных и публицистических сочинений.

Нагая Мария Федоровна (?–1612) – седьмая жена Ивана Грозного (с 1581), мать царевича Дмитрия. В 1584 г. выслана с сыном в Углич. После его гибели в 1591 г. пострижена в монахини. В 1605 г. признала сыном Лжедмитрия I, затем отреклась от него. Позже «признала» и Лжедмитрия II.

Одоевский Никита Иванович (?–1689) – князь, боярин, воевода, дипломат. Один из основных членов высшего руководства в 50–60‑е гг. XVII в. Участник русско‑польской войны (1654–1667). Руководил Уложенной комиссией, занимавшейся составлением Соборного уложения 1649 г. В конце 70‑х – начале 80‑х гг. XVII в. руководил внешней политикой России.

Ордин‑Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1605–1680) – государственный и военный деятель, дипломат, боярин, воевода. С 1654 г. участвовал в русско‑польской, а затем в русско‑шведской войне (1656–1658). В 1658 г. вел успешные переговоры со шведами, завершившиеся Валиесарским договором, участвовал в переговорах с Речью Посполитой и в подписании Андрусовского перемирия 1667 г., за что был пожалован в бояре и поставлен во главе Посольского приказа. Руководитель внешней политики России в 1667–1671 гг. Сторонник протекционизма в развитии ремесел и торговли, что отразилось в Новоторговом уставе 1667 г. Основал верфи на Западной Двине и Оке, мануфактуры, был инициатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильно. Полагал, что Россия в своем развитии должна учитывать опыт западноевропейских стран. Сторонник передачи некоторых судебных и административных функций выборным представителям городского населения. В 1672 г. постригся в монахи.

Питирим (?–1673) – патриарх Московский и всея Руси (с 1672). При Никоне был митрополитом Крутицким и замещал его в период ухода в Новоиерусалимский монастырь. После смещения Никона – митрополит Новгородский. После смерти Иоасафа II был избран патриархом, однако на этом посту не успел ничем зарекомендовать себя, так как спустя десять месяцев после избрания умер.

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642) – русский государственный и военный деятель, князь. В 1608–1610 гг. – сторонник царя Василия Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II. С 1611 г. – участник Первого ополчения и восстания против польско‑литовских интервентов в Москве. Вместе с К. Мининым был руководителем и организатором Второго ополчения, участником временного земского правительства. В 1612–1618 г. он возглавлял русские войска в борьбе против польских интервентов. Позже руководил некоторыми приказами.

Разин Степан Тимофеевич (1630–1671) – донской казак, предводитель крестьянского восстания в 1670–1671 гг.

Ромодановский Григорий Григорьевич (?–1682) – князь, боярин, воевода. Участник Переяславской рады, возглавлял Чигиринские походы. Участвовал в подавлении восстания Разина. Убит во время московского восстания 1682 г.

Ртищев Федор Михайлович (1626–1673) – государственный и культурный деятель, ближайший советник царя Алексея Михайловича, возглавлял приказы Большого дворца, Тайных дел и др. Организовал так называемое «Ртищевское братство» – школу при Андреевском монастыре, предшественницу Славяно‑греко‑латинской академии в Москве.

Романов Федор Никитич (Филарет) (1554–1633) – боярин с 1587 г., племянник царицы Анастасии Романовны, двоюродный брат царя Федора Иоанновича, отец Михаила Федоровича (первого царя из династии Романовых). В 1600 г. был насильно пострижен в монахи. В 1610 г. Филарет возглавил посольство к Сигизмунду III под Смоленск, осажденный польскими войсками, где отказался санкционировать условия договора с польским королем, за что был арестован поляками и до 1619 г. находился в плену в Польше. После возвращения в Россию был избран патриархом и стал фактическим правителем России во время царствования своего сына Михаила.

Романовы – боярский род, с 1613 г. – царская, а с 1721 г. – императорская династия в России, правившая по февраль 1917 г. Предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла, боярин московских князей середины XIV в. Предки Романовых до начала XVI в. именовались Кошкиными (от прозвища пятого сына Андрея Ивановича – Федора Кошки), затем Захарьиными. Их возвышение относится ко второй трети XVI в. и связано с женитьбой Ивана IV Грозного на дочери Романа Юрьевича Захарьина – Анастасии.

Родоначальником Романовых стал третий сын Романа Юрьевича – Никита Романович, активный участник Ливонской войны и многочисленных дипломатических переговоров. После смерти Ивана IV Никита Романович до конца 1584 г. возглавлял регентский совет. Из его сыновей наиболее известны Федор (Филарет) и Иван, входивший в состав правительства – «семибоярщины». После воцарения Михаила Федоровича Романова, сына Филарета, Иван и его сын Никита пользовались при дворе очень большим влиянием. В 1598 г. со смертью Федора Иоанновича пресеклась династия Рюриковичей. При подготовке выборов нового царя Федора Никитича Романова называли в качестве возможного кандидата на царский трон. При Борисе Годунове последовала опала Романовых и их ссылка. На Земском соборе 1613 г. Михаил Федорович Романов был избран русским царем.

Скопин‑Шуйский Михаил Васильевич (1586–1610) – князь, боярин, полководец. Родственник царя Василия Шуйского. Командовал подавлением восстания И. Болотникова. В 1610 г. во главе русско‑шведской армии освободил Москву от осады войск Лжедмитрия II. Пользовался большой популярностью в народе и политических кругах. По слухам, был отравлен.

Сусанин Иван Осипович (?–1613) – русский национальный герой, костромской крестьянин. По преданию, зимой 1613 г. завел польский военный отряд, искавший дорогу на Кострому, где в то время жил избранный царем Михаил Федорович Романов, в непроходимое лесное болото и погиб там вместе с поляками.

Шуйский Василий Иванович (Василий IV) (1552–1612) – русский царь в 1606–1610 гг. Сын князя Ивана Андреевича Шуйского, из рода суздальско‑нижегородских князей, боярин. В 1591 г. возглавил правительственную комиссию по расследованию обстоятельств гибели царевича Дмитрия в Угличе, объявившую причиной гибели болезнь царевича. После убийства Лжедмитрия I заговорщиками группа приверженцев Шуйского «выкрикнула» его царем. Шуйский дал крестоцеловальную запись, ограничившую его власть. В начале июня 1606 г. правительство Шуйского объявило Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия. Правление Шуйского проходило в обстановке борьбы за власть между различными княжеско‑боярскими группировками, а также крупнейшего восстания под руководством И.И. Болотникова, польской интервенции, новый этап которой начался в августе 1607 г. (авантюра Лжедмитрия II). Крупнейшее поражение царских войск в борьбе с поляками в июле 1610 г. у села Клушино, выступления городских низов против правления Шуйского привели к его падению. В сентябре 1610 г. был выдан правительством «семибоярщины» полякам и вывезен в Польшу, где вскоре умер в заточении.

Федор Алексеевич (1661–1682) – русский царь (1676–1682). Сын Алексея Михайловича и его первой жены М.И. Милославской. Ученик Симеона Полоцкого. Владел древнегреческим и польским языками, сочинял стихи, хорошо знал историю и географию. Отличался слабым здоровьем. Не смог примирить враждовавшие боярские группировки Милославских, Нарышкиных, Одоевских.

Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (1595–1657) – гетман Украины, в 1654 г. возглавил Переяславскую раду, объявившую о воссоединении Украины с Россией.

Культура

В русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от Средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода – заметное обмирщение. Этот процесс охватил все сферы культурной жизни. На развитие культуры также оказали влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими народами и странами.

Просвещение и научные знания. В XVII в. заметно возрастает число грамотных людей. По‑прежнему широко были распространены рукописные книги. Даже первая в России газета (предназначена она была для царя и называлась «Куранты») была рукописной. Она состояла в основном из иностранных новостей. Вместе с тем распространялась и печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. В начале 70‑х годов в Москве открывалась первая книжная лавка. Книгопечатание способствовало увеличению тиражей учебников по грамматике, арифметике. Особенно популярными были букварь («Азбука») Василия Бурцева, а в конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы». Все более насущной становилась потребность в учебных заведениях. Появляются школы при монастырях, даже при Печатном дворе. В 1687 г. открылась Славяно‑греко‑латинская академия, в которой обучали грамматике, риторике, философии, а также богословию. Выпускники становились священниками или чиновниками. Научных знаний в это время в России еще не было. В основном ценились практические знания. Например, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические знания по геометрии, механике, физике, химии. Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте иностранной медицины. Аптекарский приказ ведал подготовкой врачей и фармацевтов. Только в XVII столетии Россия познакомилась с гелиоцентрической системой Коперника, появились переводные книги по географии, природоведению. Географические знания того времени воплотились в географических картах. В Разрядном приказе была изготовлена «Книга Большого чертежа», а в Новгороде создан «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря». Географические сведения накапливались в связи с освоением Сибири. В конце века С. Ремизов создает «Чертежную книгу Сибири».

Литература. В литературе утвердились два течения: панегирическое (феодально‑охранительное) и народно‑обличительное. Самым крупным представителем первого был Симеон Полоцкий. Он получил духовное образование и стал учителем детей царя Алексея Михайловича. С его именем связано появление в русской литературе новых жанров – поэзии и драматургии. Видное место в творчестве Полоцкого занимала «хвалебная» литература, воспевавшая самодержавие и персону царя. Кроме того, Симеон был известен как яркий публицист, обосновывающий в своих трудах необходимость самодержавной власти.

Народно‑обличительная литература представлена наследием протопопа Аввакума. Он был ярким полемистом, убежденным обличителем существующей несправедливости. Его считают основоположником биографического жанра («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»). На примере своей жизни Аввакум повествует об искренней преданности идеям древнего благочестия, обличает официальную светскую и духовную власть. Кроме того, во всех деяниях и проповедях лидера старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, знаний и всего, что противоречило традициям русской старины. Страстность и убежденность Аввакума, его яркий, образный язык умножали число приверженцев старых церковных традиций. Помимо этого, он обогатил русский литературный язык элементами живой народной речи.

Широкое распространение получили бытовые повести. С одной стороны, их герои стремились избавиться от домостроевских традиций, с другой же, оказывалось, что все эти попытки тщетны. Например, сюжет «Повести о Горе‑Злочастии» – судьба молодого человека, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Заметный след в литературе оставили сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека. Повести «Шемякин суд» и повесть «О Ерше Ершовиче» характеризуют продажность и беспринципность судей, пародируют судебные порядки середины XVII в. В публицистических произведениях отражались события Смутного времени, звучал призыв к борьбе с иноземцами («Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Сказание… о Гришке Отрепьеве и о похождении его» и др.). Около 1630 г. создается «Новый летописец» (последня



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.07 с.)