Сущность и состав региональных финансов, финансовый потенциал региона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и состав региональных финансов, финансовый потенциал региона.



Развитие российских регионов непосредственно зависит от сложившегося состояния и результативности функционирования региональных финансов. Региональные финансы тесно связаны с административно-территориальной организацией страны и типом ее государственного устройства. В странах с федеративным устройством они функционируют на субфедеральном уровне, причем принципы их организации, состав и элементы могут различаться.

Задача эффективного и равномерного оказания общественных услуг населению, проживающему на территории государства, требует такого распределения обязанностей между органами власти разных уровней, которое бы способствовало сокращению издержек государства на предоставление общественных благ в соответствии с конкретными потребностями граждан. Этим определяется объективная необходимость существования региональных финансов. С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание экономического и социального развития регионов, которые в силу каких-либо негативных условий отстали в экономическом и социальном развитии от других регионов страны.

Региональные финансы как экономическая категория представляют собой совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования финансовых ресурсов, необходимых для социально- экономического развития региона.

Научная дискуссия

Существуют различные подходы к определению понятия «региональные финансы», к их составу и структуре. Региональные финансы рассматривают:

– как денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти субъекта РФ, т.е. централизованные финансы;

– как денежные фонды субъектов РФ, а также финансы самостоятельных экономических субъектов, локализованных на территории региона, т.е. централизованные и децентрализованные финансы.

Такие подходы позволяют выделить региональные финансы в узком и широком смысле слова.

Региональные финансы в узком смысле слова включают бюджет субъекта РФ, территориальные внебюджетные фонды, государственный кредит субъекта РФ.

В широком смысле слова региональные финансы охватывают финансы региональных органов государственной власти (бюджеты, внебюджетные фонды, субфедеральный государственный кредит) и финансы самостоятельных экономических субъектов, участвующих в воспроизводстве на территории региона (финансы унитарных предприятий субъекта РФ, финансы организаций иных форм собственности, финансы домашних хозяйств и финансовых посредников – организаций банковского сектора, фондового рынка, страхового сектора).

Финансовые ресурсы регионасостоят из внутренних, привлеченных извне и заемных ресурсов.

Внутренние финансовые ресурсы включают:

– ресурсы предприятий и организаций, расположенных в регионе;

– средства населения;

– собственные доходы регионального бюджета; – средства внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы предприятий и организаций, расположенных на территории региона, представляют собой сумму чистой прибыли, амортизационных отчислений, а также доходов от акций и других видов ценных бумаг.

Трактовка экономической сущности финансового потенциала в литературе, существенно различается. Эти различия существуют даже в рамках одного подхода.

 

Таблица 1. Различные подходы к определению понятия «финансовый потенциала.

 

Подходы Авторы Содержание определения

1. Ресурсный подход

 

Колесникова Н.А. финансовые ресурсы шести основных субъектов экономики
Коломиец А. Л. Мельник А. Д.   совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона  
Лексин, В. Н. Швецова А. Н. совокупный потенциал собственных финансовых ресурсов региона  

2. Результативный подход

 

Боровикова Е.В. потенциальные величины доходов, с учетом параметров неиспользуемых резервов, неучтенных поступлений и потерь в результате влияния различных рискообразующих факторов
Сабитова Н. М.   способность имеющихся ресурсов региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени
Мерзликина Г. С., Шаховская Л.С. результат рыночной оценки потенциальных доходов, факторов производства в денежной форме, возможных к получению

3. Ресурсно-целевой подход

 

Булатова Ю.И. это совокупность накопленных, привлекаемых и образующихся в результате хозяйственной деятельности финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение экономических агентов, обусловливающих достижение стратегических целей социально-экономического развития региона
Зенченко С. В. совокупность имеющихся на территории финансовых и денежных ресурсов, необходимых для поддержания устойчивости экономической деятельности региона
Тишутина О. И. совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых внутри региона, средств, привлеченных на коммерческой основе извне, региональных резервов, а также потенциальный доход от их использования, обусловливающие социально-экономическое развитие конкретной территории
Каменева Е.В. общая сумма финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субфедеральных органов власти и управления, которые объективно могут быть использованы ими для выполнения функций, возложенных на данный уровень власти

4. Процессно-ресурсный подход

Исаев Э.А. способность финансовой системы и механизма регулирования формированию совокупного потенциала финансовых ресурсов
Атаева А.Г. совокупные финансовые возможности, которые преобразуются в финансовые ресурсы

 

 

Средства населения – часть его денежных доходов, остающаяся после вычета расходов на личное потребление и уплаты налогов. Их перспективная величина оценивается на основании тенденций роста фонда оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, выплат пенсий, стипендий, пособий и т.д., а также с учетом тенденций изменения доли временно свободных средств, используемых на накопление.

Собственные доходы регионального бюджета включают все доходы, формируемые за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов (доходы от использования и продажи государственного или муниципального имущества, земли, от платных услуг государственных и муниципальных организаций, финансовая помощь от других бюджетов и т.д.).

Средства внебюджетных фондов формируются за счет части отчислений от доходов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и др., остающихся на территории региона.

Средства бюджета и внебюджетные фонды образуют блок централизованных финансовых ресурсов, находящихся в управлении регионального уровня власти.

Сопоставление величины собственных бюджетных средств региона с основными направлениями их расходования в перспективе позволяет оценить финансовое положение региона и его возможности в решении социальных и экономических задач. В результате определяется отнесение регионов к категории обеспеченных, слабообеспеченных и необеспеченных.

В качестве инструмента для оценки уровней обеспеченности региона соответствующими бюджетными и финансовыми ресурсами используются относительные показатели:

• показатель финансовой обеспеченности (частное от отделения суммарной величины собственных финансовых ресурсов региона на численность населения региона);

• показатели собственной и полной бюджетной обеспеченности (рассчитываются на душу населения региона на основе данных о собственных доходах регионального бюджета, а также с учетом размера финансовых ресурсов, привлекаемых в бюджет со стороны);

• показатель влияния хозяйственного потенциала региона (определяется соотношением финансовых ресурсов предприятий различных видов деятельности и форм собственности в расчете на одного жителя региона).

По оценке Минфина РФ, уровень бюджетной обеспеченности субъекта, рассчитывается соотношением индексов налогового потенциала и бюджетных расходов на душу населения на его территории. В настоящее время бюджетная обеспеченность регионов за счет собственных доходов характеризуется глубокой дифференциацией. У большинства регионов бюджетная обеспеченность ниже средней по России.

В целях повышения бюджетной обеспеченности региона определяется возможность увеличения его финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств.

К заемным ресурсам относятся долгосрочные и краткосрочные кредиты банка и других финансовых организаций. Имеются в виду банковские и бюджетные ссуды и бюджетные ассигнования, облигации региональных займов и другие ценные бумаги, выпущенные региональными финансовыми организациями для покрытия бюджетного дефицита (в соответствии с федеральным законодательством).

Привлеченными ресурсами является долевой капитал сторонних инвесторов, которыми могут выступать предприятия, организации, частный капитал из других регионов, средства внебюджетных фондов, а также средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной или возвратной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, субсидии, бюджетных ссуд и т.д.

Трансферты – экономические ценности, передаваемые одним участником финансовых отношений другому в одностороннем порядке (дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.013 с.)