Глава II . Опытно-экспериментальная работа по применению икт на уроках иностранного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Опытно-экспериментальная работа по применению икт на уроках иностранного языка



Для обоснования теоретических положений, выдвинутых в данной исследовательской работе, была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа № 1». Реализация опытной работы проходила с участием обучающихся 10 «А» класса, которые ранее изучали английский язык с применением нескольких ИКТ на уроках.

Опытно-экспериментальная работа преследовала цель подтвердить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.

В задачи опытной работы входило:

· Установить исходный уровень знаний обучающихся 10 «А» класса по теме «Present Simple and Present Progressive», а также уровень заинтересованности в изучении английского языка до внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;

· Способствовать повышению заинтересованности и увеличению уровня знаний через различные методические приемы работы с ИКТ;

· Применить разработанный методический комплекс;

· Определить конечный уровень знаний обучающихся 10 «А» класса по теме «Present Simple and Present Progressive», а также уровень заинтересованности в изучении английского языка после внедрения современных ИКТ.

Решение данных задач позволило проверить эффективность достижения поставленной нами цели и определить условия выполнения опытно-экспериментальной работы. Специфика респондентов также повлияла на формирование условий опытно-экспериментальной работы.

Опытная работа выполнялась при следующих условиях:

1. Варьируемые условия:

· Использование выбранной методики;

2. Неварьируемые условия:

· Количество обучающихся группы;

· Одинаковый возраст обучающихся (16-17 лет);

· Схожий уровень знаний по заданной теме и уровень заинтересованности;

· Использование одного УМК;

· Изучение одной и той же темы во время проведения опытно-экспериментальной работы;

· Проведение уроков одним учителем.

В соответствии с поставленной целью и выделенными задачами были определены основные методы проведения опытно-экспериментальной работы:

· Опыт;

· Наблюдение;

· Тестирование.

Опытная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап

Цель: проверка первоначального уровня знаний обучающихся по теме «Present Simple and Present Progressive», а также уровень заинтересованности в изучении английского языка до использования современных ИКТ на уроках английского языка. Для этого был разработан и проведен грамматический тест по данной теме (см. Приложение 1).

В качестве контроля были составлены различные вопросы по теме, которые обучающиеся уже проходили в рамках школьной программы. На данном этапе 12 обучающихся 10 «А» класса из экспериментальной группы приняли участие в опытно-экспериментальной работе. Контрольная группа обучающихся на данном этапе составила 13 человек. Результаты опытно-экспериментальной работы отображены в таблице 1 и таблице 2.

На основе проведенного теста были определены уровни знаний и заинтересованности обучающихся:

· Низкий – выполнено верно 59 % теста;

· Средний – выполнено верно 60-89 % теста;

· Высокий – выполнено верно 90-100 % теста

Таблица 1

Результаты определения уровня знаний по теме «Present Simple and Present Progressive» у экспериментальной группы обучающихся

Обучающиеся Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ученик 1 +    
Ученик 2 +    
Ученик 3 +    
Ученик 4 +    
Ученик 5   +  
Ученик 6 +    
Ученик 7 +    
Ученик 8   +  
Ученик 9 +    
Ученик 10 +    
Ученик 11 +    
Ученик 12   +  

Результаты теста показали, что из 12 обучающихся экспериментальной группы 10 «А» класса трое выполнили верно 60-79 % заданий, а остальные – менее 59 %. Основываясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что преобладающий уровень знаний по грамматической теме в группе низкий, но также присутствует и средний уровень. Такие показатели можно объяснить тем, что данный материал по грамматике в УМК был пройден вскользь, недостаточно времени было уделено отработке данных времен на практике, в речевых ситуациях.

Также нами был определен уровень знаний по теме «Present Simple and Present Progressive» у контрольной группы обучающихся. Результаты теста отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты определения уровня знаний по теме «Present Simple and Present Progressive» у контрольной группы обучающихся

Обучающиеся Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ученик 1   +  
Ученик 2 +    
Ученик 3   +  
Ученик 4 +    
Ученик 5 +    
Ученик 6 +    
Ученик 7 +    
Ученик 8   +  
Ученик 9   +  
Ученик 10   +  
Ученик 11 +    
Ученик 12   +  
Ученик 13 +    

 

По результатам теста видно, что из 13 обучающихся контрольной группы 10 «А» класса 6 выполнили верно 60-79 % заданий, а остальные – менее 59 %. Это позволяет нам сделать вывод, что преобладающий уровень знаний по грамматической теме в группе немного ниже среднего. Однако, уровень знаний по данной теме в контрольной группе выше, чем в экспериментальной. 

В учебном процессе необходимо уделять большое внимание формированию языковой компетенции обучающихся, всем аспектам языка и всем видам речевой деятельности. С этой целью, на следующем этапе нашего исследования, мы провели серию уроков с использованием соответствующих методов и приемов с применением современных информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка.

Формирующий этап

Цель: разработать, апробировать методику работы с информационно-коммуникационными технологиями на уроках английского языка

Для решения поставленных задач исследования на данном этапе использовались следующие методы исследования:

- беседа с учителем иностранного языка по проблеме исследования;

- изучение учебно-планирующей документации для того, чтобы выяснить динамику развития;

 - изучение учебника по английскому языку на предмет наличия приемов и методов использования различных ИК-технологий на уроках иностранного языка;

 - проведение серии уроков английского языка с использованием разработанной методики;

При разработке программы опытного обучения использовались непосредственно те информационно-коммуникационные технологии, которые были доступны не только учителю, но и обучающимся. Далее мы подробно расскажем о них.

Занятия строились в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Для работы с обучающимися при помощи информационно-коммуникационных технологий были изучены методические материалы и пособия, а также Интернет-ресурсы. После проведенного тестирования обучающимся было объяснено, что использование на занятиях информационно-коммуникационных технологий позволяют разнообразить урок, тренировать и задействовать все виды речевой деятельности, а также являются ценными источниками информации, так как дают доступ к аутентичным учебникам британских издательств.

Практическое исследование длилось в течение педагогической практики. Обучающиеся 10 «А» класса занимались по учебнику английского языка под редакцией О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English». Учебник состоит из 4 разделов. В период практики мы работали с первым разделом «In harmony with yourself». Так как все задания по грамматике в данном разделе были посвящены работе с временами, за основу теста на констатирующем этапе были взяты Present Simple Tense и Present Continuous Tense.

Вводный и заключительный уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий предполагали проведение первичного теста для выявления уровня знаний обучающихся по данной грамматической теме и повторного контрольного теста для сбора и анализа полученных результатов после внедрения ИКТ в учебный процесс.

Уроки английского языка строились по требованиям ФГОС, и ИКТ применялись фактически на разных этапах урока, где они были необходимы.  Более тщательное изучение данных английских времен проходило на занятиях при помощи электронных аутентичных учебников, а именно Oxford University Press, Oxford Practice Grammar, English Grammar and Vocabulary (Macmillan).

На протяжении всей опытно-экспериментальной работы некоторое время уделялось работе с временами. Для совместной работы учебники выводились на экран. Вместе с обучающимися отрабатывался грамматический материал, в тетрадях делались записи, а также специальные таблицы и конструкции для лучшего запоминания. Для промежуточного контроля освоения обучающимися полученных знаний материал распечатывался и раздавался. Разнообразие заданий в данных учебниках позволило глубже погрузиться в английский язык. У обучающихся начали появляться ассоциативные связи между грамматикой и коммуникацией, так как упражнения направлены также на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. На занятиях использовались разные формы работы: индивидуальная (для контроля), парная (для диалогов), групповая (для составления таблиц, кластеров, скриптов).

Стоит также отметить, что к некоторым издательствам были прикреплены аудиоматериалы, что позволило также потренировать навыки аудирования при помощи аутентичной английской речи. Как известно, аутентичная иностранная речь полна идиом и различных по сложности лексических выражений, а также грамматических и синтаксических конструкций. Работа с аудиотекстом проходила в три этапа (предтекстовый, текстовый, послетекстовый). Задания на снятие фонетических, лексических, грамматических трудностей разного уровня основывались на применении обучающимися своих гаджетов. Так, для решения лексических заданий обучающиеся должны были воспользоваться электронными словарями (Oxford Dictionary, Cambridge Dictionary). Преимущества использования аутентичных словарей очевидны. Вся информация дана на английском языке. Дефиниции слов даны соответственно также на английском языке, читая и анализируя их, обучающиеся значительно обогащают свой словарный запас, учатся правильно употреблять новую лексику. Обучающимся 10 «А» класса понравилось работать с электронными словарями из-за быстрого доступа и достоверной и обширной информации, содержащейся в них по каждому английскому слову.

Кроме того, для каждого занятия готовились презентации с использованием фото-, видео- и аудиоматериалов. УМК «Rainbow English» содержит большое количество лексики, которая должна быть в активном запасе у обучающихся. На запоминание различных фраз, идиом, коллокаций дается некоторое количество упражнений, но их недостаточно, чтобы обучающиеся смогли в столь краткие сроки их выучить. Для этого на уроках и использовался всевозможный наглядный материал, заготовленный в презентациях. Введение новой лексики по мере прохождения тем раздела осуществлялось беспереводным методом ее представления при помощи картинок и фотографий.

Также на одном из завершающих уроков нами был разработан и проведен веб-квест на тему «Holidays and celebrations in the U.К.». Данный веб-квест состоял из 4 этапов. Чтение текста (с соблюдением всех этапов работы с текстом), просмотр видео, ответы на вопросы по видео и создание презентации или подкаста об одном из праздников. Обучающиеся были поделены на 4 группы, у каждой группы были свои задания и тексты. Начать веб-квест было разрешено в классе. Также при чтении текстов обучающимся было дано дополнительное задание на закрепление времен Present и Simple Present Continuous. Хотя это не относилось к самому веб-квесту, но он дал возможность еще раз вспомнить и закрепить пройденный материал перед решением повторного теста. Данный формат урока был новым для обучающихся. Все были увлечены работой в группах, действовали быстро и активно.

На протяжении опытно-экспериментальной работы этапы урока были последовательны, логичны. Очередность этапов учебной работы на уроке вызвала повышенную активность обучающихся и способствовала их мотивации к изучению английского языка даже на старшем этапе обучения.

После проведения занятий с применением ИКТ и методических приемов работы с ними среди обучающихся 10 «А» класса был проведен устный опрос, по которому мы сделали вывод, что им понравилось работать в таком формате. Особый интерес у обучающихся вызвал тот факт, что при изучении материала использовались разные ИКТ, а также учитывались интересы обучающихся при их отборе. Все представленное выше было бы невозможно включить в учебный процесс без информационно-коммуникационных технологий.

Контрольный этап

На контрольном этапе, целью которого было определить степень эффективности апробированной методики и применения ИКТ и проанализировать результаты, нами были сформулированы следующие задачи:

1. провести повторный тест на определение уровня знаний обучающихся по теме «Present Simple Tense and Present Continuous Tense» после применения ИКТ;

3. сравнить данные, полученные в ходе проведения итогового диагностирования с первичными, и сделать выводы о целесообразности использования ИКТ и методических приемов работы с ними в процессе обучения иностранному языку.

Чтобы установить конечный уровень знаний по теме, нами был проведен тот же грамматический тест, который был дан обучающимся на формирующем этапе. На данном этапе участие в опытной работе приняли 12 обучающихся экспериментальной группы 10 «А» класса, а также 13 обучающихся контрольной группы. Результаты определения конечного уровня знаний по теме отображены в таблице 3 и таблице 4.

Таблица 3

Результаты определения конечного уровня знаний по теме «Present Simple and Present Progressive» у экспериментальной группы обучающихся

Обучающиеся Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ученик 1   +  
Ученик 2   +  
Ученик 3   +  
Ученик 4 +    
Ученик 5   +  
Ученик 6   +  
Ученик 7 +    
Ученик 8   +  
Ученик 9 +    
Ученик 10   +  
Ученик 11 +    
Ученик 12   +  

 

Результаты теста показали, что из 12 обучающихся экспериментальной группы 8 человек выполнили верно 60-89 % заданий, четверо – менее 59 %.

При сравнении результатов обеих самостоятельных работ в виде теста было отмечено, что уровень знаний обучающихся 10 «А» класса по теме  «Present Simple and Present Progressive» после внедрения ИКТ в процесс обучения повысился.

Также нами был проведен тот же тест у контрольной группы обучающихся. Результаты теста отражены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты определения конечного уровня знаний по теме «Present Simple and Present Progressive» у контрольной группы обучающихся

Обучающиеся Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ученик 1   +  
Ученик 2 +    
Ученик 3   +  
Ученик 4 +    
Ученик 5 +    
Ученик 6   +  
Ученик 7 +    
Ученик 8   +  
Ученик 9 +    
Ученик 10   +  
Ученик 11 +    
Ученик 12   +  
Ученик 13   +  

 

По результатам теста видно, что из 13 обучающихся контрольной группы 10 «А» класса 7 выполнили верно 60-79 % заданий, а остальные – менее 59 %. Это позволяет нам сделать вывод, что уровень знаний по данной теме у контрольной группы обучающихся остался примерно на том же уровне, каким был на констатирующем этапе.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

- Низкий уровень. При сравнении результатов теста мы видим, что на констатирующем и контрольном этапах опытной работы произошло сокращение низкого уровня знаний по теме среди обучающихся экспериментальной группы. В то время как уровень знаний обучающихся контрольной группы остался практически неизменным.

- Средний уровень. Результаты теста на констатирующем и контрольном этапах показали, что уровень знаний обучающихся экспериментальной группы по данной теме повысился на 41 %. Таким образом, большинство обучающихся экспериментальной группы достигли среднего уровня знаний. Уровень знаний обучающихся контрольной группы повысился лишь на 7 %. 

- Высокий уровень. До опытной работы высокого уровня знаний по теме не наблюдалось ни у кого. На контрольном этапе также ни один обучающийся не достиг данного уровня. Скорее всего, это было связано с ограниченностью во времени.

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.024 с.)