Переход евреев через Красное море 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход евреев через Красное море



Исх. 14–15

Тем временем, узнав, что евреи хотят уйти из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. В какой ужас пришли израильтяне, когда из тучи пыли вынырнули грозные колесницы! Евреи в оцепенении смотрели на приближающихся к ним египетских воинов и сетовали, что так легкомысленно позволили Моисею увести себя из земли Гесем, где лучше было бы жить в рабстве, чем погибнуть теперь от руки преследователей в пустыне. Моисей успокаивал отчаявшихся, уверяя, что Господь не покинет Свой народ в беде, если только они будут иметь глубокую веру в своего Создателя и Спасителя. С горячей молитвой о спасении евреев обратился Моисей к Богу, и Господь услышал Своего избранника. Облачный столп, который привел израильтян к Красному морю, опустился на землю между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Красного моря. По повелению Божию «... простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21). Как только образовалась суша посредине моря, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз поднял правую руку, и по его знаку водяные стены обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства. Чудесное избавление от страшной опасности привело евреев в неописуемый восторг. Это спасение никак нельзя было приписать самим себе; оно было, в собственном смысле, чудесным, и народ ликовал, прославляя Иегову и своего доблестного вождя Моисея. Евреи здесь еще раз убедились, что Бог их отцов выше всех богов египетских. От полноты своих благодарных сердец они воспели хвалебно-благодарственную песнь Господу, своему Помощнику и Покровителю. Когда закончилась песнь, началось народное ликование. Мариам, достойная сестра великих братьев освободителей, образовала хороводы и с тимпаном в руках вдохновляла женщин к пляскам, песням и играм. Это был самый счастливый день в истории избранного народа.

Чудесный переход через Красное море имеет огромное значение в истории еврейского народа: во-первых, благодаря этому переходу израильтяне окончательно избавились от египетского рабства и стали свободной нацией; во-вторых, совершившимся чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога; в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя – Моисея. И наконец, чудесный переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.

Но это событие имеет и преобразовательное значение. Переход евреев через Красное море прообразует новозаветное таинство Крещения. Подобно тому, как израильский народ, чудесно перейдя море, избавился от египетского рабства, так в водах Новозаветного Крещения христианин избавляется от рабства диаволу. Кроме этого, в переходе евреев через Чермное море Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии, Ее Приснодевство.

 

Синайское законодательство

Но как ни величественна была Синайская гора, еще возвышенней были слова Самого Бога, которые сквозь громовые раскаты, молнии и дым доносились до слуха народа. Слова эти были простые, общедоступные и исполненные такого глубокого значения, что легли в основу как человеческой нравственности, так и его законодательства. Это было знаменитое десятословие, те десять заповедей Божиих, в каждой из которых открывалась вековечная истина. В первой заповеди открывался народу Сам Иегова, как истинный единственный Бог, чудесное действие Которого евреи уже знали: это Он вывел их из Египта. Он – не изобретение человеческого воображения, не простой символ природы, подобно идолам язычников; не отвлечение человеческого ума, подобно богам Нила, не способным сочувствовать человеку, нет, Он единый, живой Бог со всеми свойствами личного Бытия. Но будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле.

В противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи, Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом – ни под видом небесных тел, как это было сильно распространено в Месопотамии, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии (вторая заповедь). Имя Иеговы так свято, что нельзя произносить его напрасно, т.е. не только при каком-нибудь клятвопреступлении или лжи, но и во всяком пустом суетном деле или разговоре (третья заповедь). Четвертой заповедью требовалось, чтобы евреи седьмой день недели (суббота) посвящали Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами. Обычай праздновать седьмой день недели (субботу) был и до Синайского законодательства, но с этого времени он получает законодательную силу. В пятой заповеди определяются обязанности человека к своим ближним и, прежде всего, требуется почтение к родителям. Почтение к родителям издавна считалось нравственною обязанностью детей, но это естественное чувство не имело еще высшей законодательной санкции, и потому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих престарелых родителей или оставлять их без помощи. У древних народов мать вообще занимала низшее положение и после смерти своего мужа оставалась в подчиненном положении у своего старшего сына. Но теперь было заповедано, что сын, хотя и становился главой семейства, должен был также почитать свою мать, как почитал отец. Шестая заповедь установила неприкосновенность жизни человека, ибо человек создан по образу Божию.

Древний мир утопал в похотях, вся жизнь людей отравлялась ядом животного сладострастия, и сами боги их изображались далеко не образцами целомудрия. Теперь голос с Синая заповедал: «не прелюбодействуй» (седьмая заповедь). С этого времени собственность провозглашалась священною, и воровство заклеймено как преступление (восьмая заповедь). Девятая заповедь запрещала вредить своему ближнему ложным свидетельством на суде и вообще лгать на своего ближнего когда бы то ни было. Но Синайский закон не только осуждал злые внешние дела, он проникал глубже и осудил даже злые помыслы, заповедав человеку не желать ничего такого, что противно основным законам нравственности (десятая заповедь). Что значила в сравнении с этим Синайским законодательством вся многовековая история индийцев, египтян и других народов, со всею их мудростью и исполинскими созданиями храмов и пирамид? Синайское законодательство в своих основных началах давалось на все будущие времена. Оно заложило основу истинной нравственности и человеческого достоинства в мире. Это был день рождения народа, отличившегося от всех народов, до этого существовавших в истории. Простые, но глубокие и вечные истины о духовном и личном Боге, о почитании родителей, о целомудрии, о святости человеческой жизни и его собственности, о чистоте, совести – все эти истины утверждены были на Синае в наследие всем последующим векам. В древности, конечно, были проблески высшего нравственного учения, но они были обыкновенно достоянием только немногих гениальных умов и никогда не достигали народных масс, так как проповедовались только в отвлеченных малодоступных положениях и не имели божественной санкции. Десятословие же было провозглашено Самим Богом и с таким неотразимым величием, и с такой изумительной простотой, что возвещенные в нем истины сразу же стали достоянием всего народа, задача которого была распространить этот закон на все человечество. Синайское законодательство не только устанавливает истинные воззрения на Божество и отношение к нему человечества, но и взаимные отношения между людьми ставит на совершенно новые социальные основы. В честь этого великого события израильский народ установил праздник Пятидесятницы, так как это событие произошло в пятидесятый день после выхода евреев из Египта.

 

РАЗЬЯСНЕНИЯ

Господь дал повеление Моисею пойти к народу и освятить его в ближайшие два дня. Люди должны омыть одежды свои и воздерживаться от супружеского общения, чтобы быть готовыми к третьему дню, когда сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай. Приготовление через омовение указывало на чрезвычайность предстоящего события. На третий день с наступлением утра раздался гром и блистали молнии. Над горою показалось густое облако. Затем послышался сильный трубный звук. Весь народ был в трепете. Гора Синай дымилась и сильно колебалась. Господь сошел на нее в огне. Звук трубный становился все сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему. Господь призвал Моисея на вершину горы, и он взошел.

На горе Синай произошло одно из самых величественных богоявлений за всю ветхозаветную историю. Господь явился, чтобы дать избранному народу закон. Еврейское слово Тора (учение, наставление) имеет более широкое значение, чем греческое Номос (закон), употребленное в Септуагинте (греческом переводе Библии). Последнее слово выражает скорее юридический аспект. Слово Тора, ставшее одним из самых значимых в жизни любого израильтянина, охватывает все стороны жизни израильского теократического общества.

Духовно-нравственным средоточием закона были десять заповедей (см.: Исх 20, 2–17; Втор 5, 6–21). После того как Господь объявил их народу, стоявшему у горы, Он дал Моисею две каменные доски (скрижали), на которых перстом Божиим были начертаны слова закона. Они содержали откровение Божие. Заповеди эти уникальны. Ни у одного народа древности ничего схожего мы не встречаем. Это доказывает их неземное происхождение. Первые четыре посвящены отношению человека к Богу. Другие шесть касаются отношения между людьми (см. текст заповедей и их объяснение на с. 438–450).

Вторая часть Синайского законодательства содержала обрядовый и гражданский закон. Он охватывал все стороны жизни израильского общества. Обрядовый закон включал установления, данные Богом о скинии (походном храме), жертвоприношениях, священстве, об очищении и др.

Гражданский закон во всех его частях был как бы изъяснением Десятисловия и давал подробные указания к их исполнению. К первой и второй заповедям относили законы об истреблении идолопоклонства, о чародеях, колдовстве, лжепророках. Поскольку речь шла о нарушении самой главной заповеди (Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. — Исх 20, 2), то законы предусматривали суровые меры наказания: Ворожеи не оставляй в живых (Исх 22, 18); Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен (Исх 22, 20).

Много было законодательных постановлений, относящихся к шестой заповеди (Не убивай. — Исх 20, 13). За убийство гражданский закон предусматривал смертную казнь. Законы различали преднамеренное и нечаянное убийства. Непреднамеренно убивший человека не подлежал осуждению на смерть. Однако, чтобы не совершилась над ним кровная месть со стороны родственников, ему предоставлялась возможность скрыться в специальных городах-убежищах. Их было шесть.

Закон предоставлял человеку право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или вора подкапывающего, убивал его, то кровь не вменялась убившему в вину (см.: Исх 22, 2). Но если уже взошло солнце, то вменялась ему в вину кровь, потому что он превышал меру необходимой самообороны. Любое убийство делало человека на время нечистым (даже участие в сражении с врагами избранного народа): пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день (Чис 31, 19).

Больше всего было постановлений, относившихся к заповеди не кради (см.: Исх 20, 15). Кроме прямых законов против хищения, были постановления, направленные против порчи чужой собственности, потравы, обвешивания и прочее. Законы эти были достаточно мягки. Так, вор, укравший вола, осла или овцу, должен заплатить вдвое (см.: Исх 22, 4).

По Синайскому законодательству для вынесения судебного приговора достаточно было двух или трех свидетелей, если даже осужденный приговаривался к смерти. Поэтому девятая заповедь строго запрещала лжесвидетельство. Если было доказано, что свидетель дал ложные показания, его постигало наказание, которое ранее грозило оговоренному им человеку. Свидетельские показания должны были быть совершенно одинаковы. В случае несовпадения они не принимались. Пророк Даниил, сличая показания двух старейшин, оклеветавших невинную девицу Сусанну, спас ее от позорной смерти (см.: Дан 13, 51–62).

Синайское законодательство было важнейшим событием в планах домостроительства спасения человечества: закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3, 24). На Синае не только израильский народ, но и весь род человеческий получил откровение. Это был свет и для других народов, пребывавших во тьме язычества.

Во время сорокадневного нахождения Моисея на горе Синай Аарон по требованию народа, переставшего верить, что их вождь вернется, изготовил из золота тельца (см.: Исх 32, 1–5). Это был идол. По мнению как древних авторов (Филон Александрийский, блаженный Иероним и другие), так и позднейших толкователей, в изготовлении тельца было подражание египтянам. Это подтверждается словами святого апостола и первомученика Стефана: отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его [Моисея] и обратились сердцами своими к Египту (Деян 7, 39). Изготовление тельца было грубым нарушением первой заповеди. Служение тельцу было отступничеством от Бога, означало духовный разврат. После того как Моисей уничтожил тельца, он второй раз взошел на гору Синай, чтобы вымолить прощение народу. Вождь народа обнаруживает величие своей души, жертвенно обращаясь к Богу: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх 32, 32). Господь простил народ.

Бог восстановил Завет с избранным народом. Он повелел Моисею изготовить новые скрижали и взойти на гору. Бог сошел в облаке и прошел перед Моисеем. Господь Бог подтвердил данные ранее обетования и напомнил заповеди, которые Он дал народу. Моисей пробыл на горе сорок дней и совершил великий молитвенный подвиг, превосходящий естественные человеческие возможности. Тридцать девять лет спустя он вспоминал: И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его; ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз (Втор 9, 18–19). Моисей возвращался с горы со скрижалями. Лицо его сияло так ярко, что он закрыл его покрывалом. Когда же входил перед лицом Господа, то покрывало убирал.

1.21. Иисус Навин и завоевание Обетованной земли (падение Иерихона, битва у Гаваона)

Иисус Навин

После того как Моисей возложил на Иисуса Навина свои руки, он исполнился духа премудрости... и делали так, как повелел Господь Моисею (Втор 34, 9). Как и Моисею, Иисусу Навину перед началом его деятельности вождя избранного народа было откровение от Господа. Бог поручает ему ввести народ в землю обетованную. Он троекратно призывает его быть твердым и мужественным. Божественный Промысл избирает для Своих планов людей, обещает им Свою помощь и поддержку, но от них самих требуются разум, воля и решимость. Иисус к этому времени был хорошо известен людям Израиля своими высокими личными качествами, поэтому народ с полным доверием отнесся к новому вождю.

Последний стан Израиля перед началом завоевания Ханаана был в Ситтиме (местность на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона). Отсюда Иисус Навин тайно послал двух юношей в Иерихон. Они вошли в дом Раав. К ней привел их Господь, ибо она своей верой возвышалась над соплеменниками. Раав знала о великом чуде в Чермном море, о победах над царями Аморрейскими Сигоном и Огом и верила в силу Бога Израиля: Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу (Нав 2, 11). Раав отвела юношей на кровлю дома и скрыла их в разложенных там снопах льна. Когда для них опасность миновала, она взяла с соглядатаев клятву сделать милость дому отца ее и спустила их по веревке чрез окно, так как дом ее был в городской стене.

После взятия Иерихона израильтяне выполнили обещание и сохранили жизнь Раав и ее родственникам. Она впоследствии вышла за иудейского князя Салмона. От этого брака родился Вооз, взявший в жены моавитянку Руфь, ставшую прабабушкой царя Давида. Таким образом Раав вошла в родословие Спасителя нашего Иисуса Христа (у евангелиста Матфея — Рахав — см.: Мф 1, 45).

 

Как к богоявлению на горе Синай по повелению Господа в течение двух дней народ освящался омовением одежд и предохранением от телесной нечистоты (см.: Исх 19, 10), так и Иисус Навин накануне того дня, в который должен был совершиться чудесный переход через Иордан, приказал омыть тело и переменить одежды. Господь сказал Иисусу: ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане (Нав 3, 8). Это было необходимо, чтобы народ со всей очевидностью увидел помощь Божию, поданную через главную святыню Израиля — ковчег завета. Чтобы дело Божественного всемогущества произвело на народ особое действие, Иисус заранее всенародно объявил о нем. Люди перед началом завоевания обетованной земли должны были укрепиться в вере.

Когда народ двинулся от своих шатров, чтобы перейти реку, священники понесли ковчег завета впереди. Как только несущие ковчег вошли в Иордан, течение реки остановилось. Вода стала стеною на большом расстоянии до Адама (город на Иорданской равнине). Народ перешел реку. Священники, несшие ковчег завета Господня, стояли все это время в середине сухого русла Иордана.

Когда переход через Иордан закончился, Господь повелел Иисусу положить двенадцать камней на месте, где стояли священники с ковчегом завета. Еще двенадцать камней представители колен должны были взять с собой, чтобы они были у них памятным знаком о чуде разделения воды Иордана.

Первый стан после перехода через Иордан был устроен в Галгале, находившемся на западном берегу реки. Здесь поставили двенадцать камней, которые взяли из Иордана, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни (Нав 4, 24).

В Галгале Господь повелел Иисусу сделать острые ножи и совершить обрезание над сынами Израиля. Все вышедшие из Египта израильтяне мужского пола были обрезаны, но они умерли в пустыне. Остальные все (родившиеся в пустыне) не были обрезаны.

Здесь же, в Галгале, на равнинах Иерихонских, сыны Израиля совершили Пасху в четырнадцатый день месяца нисан. На другой день Пасхи они ели опресноки и сушеные зерна. Манна перестала падать на землю. Люди стали питаться тем, что производила Ханаанская земля.

Когда Иисус Навин находился близ Иерихона, он имел видение: перед ним стоял человек с мечом. Иисус подошел к нему и спросил: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал, что является вождем воинства Господня. Иисус Навин пал лицом своим на землю и поклонился. Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято (Нав 5, 15).

Во время взятия Иерихона Господь вновь совершил великое чудо. Все способные к войне сыны Израилевы обходили город шесть дней. Впереди пред ковчегом завета шли семь священников с семью юбилейными трубами. В седьмой день Господь повелел обойти вокруг города семь раз: священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания (Нав 6, 3–4). Это чудо Господь совершил в назидание людям. Событие имело священный, а не военный характер. На это указывает и нарочито использованная символика семи: семь священников, семь юбилейных труб, семь дней обхождений с ковчегом вокруг города, семь раз в седьмой день. Стены Иерихона пали силою Божией, но для того чтобы это чудо совершилось, нужна была вера сынов Израилевых. Святой апостол Павел говорит: Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении (Евр 11, 30).

Иисус Навин предал город заклятию. Оно означало запрет что-либо брать из него. Только серебро, золото и медные и железные сосуды были отданы в сокровищницу дома Господня. Человек по имени Ахан взял из заклятого, и это навлекло на израильтян гнев Господень. Израильтяне потерпели поражение. Иисус из Иерихона послал около трех тысяч человек овладеть городом Гай, но жители его обратили их в бегство. Иисус, разодрав одежды, пал на землю пред ковчегом Господним и лежал до вечера. Он вместе со старейшинами посыпал прахом голову. Господь сказал Иисусу, что Израиль согрешил, взяв из заклятого. Когда зло было истреблено, Господь вновь явил Израилю помощь в войне за Ханаан.

Третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне, где были разбиты объединенные войска жителей Гаваона и южноханаанских царей. Когда противники Израиля побежали, Иисус воззвал к Господу и сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! (Нав 10, 12). Солнце остановилось, и луна стояла, пока израильтяне побеждали врагов. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля (Нав 10, 14). Прибавление свидетельствует о том, что событие это поражало воображение даже священного писателя, который прежде описал два других впечатляющих чуда.

После победы при Гаваоне южная часть Ханаана была покорена. Для присоединения северной области понадобилась решающая битва при Меромских водах над войсками царя Асора, который объединился с другими хананейскими царями. Господь подал помощь. Израильтяне поразили всех и преследовали их. Земля была завоевана, но некоторые области оставались в руках хананеев еще долгое время.

Господь повелел Иисусу Навину разделить всю землю обетованную на двенадцать уделов по числу колен Израилевых. Разделение совершалось с помощью жребия. Только колену Левия не был дан удел, так как Сам Господь был уделом для этого колена, предназначенного для служения Богу.

Чтобы число уделов не было меньше двенадцати, колено Иосифа было разделено на два полуколена: Манассии и Ефрема. Это было вполне законно, потому что патриарх Иаков более чем за четыре с половиной века до этого по внушению Божественного Промысла усыновил детей Иосифа.

По повелению Господа были выделены города-убежища, чтобы туда мог бежать всякий, убивший человека ненамеренно. Города эти защищали от кровной мести родственников убитого. Таких городов было шесть: Кедес в Галилее, Сихем на горе Ефремовой и Хеврон на горе Иудиной, Бецер в пустыне за Иорданом, Рамоф в Галааде и Голан в Васане.

Перед смертью Иисус Навин собрал все колена Израилевы в Сихем (старейшин Израиля, начальников, судей) и дал им от лица Господа завет хранить Ему верность: бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности (Нав 24, 14).

После этого Иисус, сын Навин, раб Господень, умер, прожив сто десять лет. Образ этого великого вождя на века сохранился в народной памяти. Многие святые отцы писали об Иисусе Навине как прообразе Спасителя. «Воеводство Иисуса Навина, — пишет святитель Кирилл Александрийский, — означало, что руководителем нашим после Моисея и закона стал Христос».

 

1.21.2. Завоевание Обетованной земли (падение Иерихона)

Нав. 5–6

Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным мечом. «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» – спросил у него храбрый вождь. «Нет, я вождь воинства Господня», – ответил незнакомец (Нав. 5:13– 14). Иисус Навин поклонился ему до земли и в знак уважения к святости места, по его повелению снял обувь. Тогда Архистратиг воинства Небесного открыл Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступную Иерихонскую крепость. Весь еврейский народ должен шесть дней, по одному разу, обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Затем он по знаку своего вождя должен громко закричать – и в это время с Божией помощью иерихонские стены разрушатся. Иисус Навин так и сделал. В течение шести дней подряд израильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен на расстоянии, безопасном от стрел и каменных снарядов. Осажденные взбирались на стены и с удивлением и страхом наблюдали за этими действиями, подозревая, что в них скрыт какой-то зловещий магический смысл. Ибо с тех пор, как стоит Иерихон, никогда еще не случалось, чтобы нападавшие вели себя так непонятно. Было в этом что-то тревожное, подвергающее дух осажденных тяжкому испытанию. Во главе шествия в боевом порядке шли вооруженные воины. Сразу за ними шли священники и громко трубили серебряными трубами. Потом шла группа священников, которые на позолоченных шестах торжественно несли святыню израильского народа – Ковчег Завета. Замыкала процессию толпа женщин, детей и стариков в праздничных одеждах. Все шли молча, и в воздухе разносилась только громкая игра труб. На рассвете седьмого дня Иисус Навин снова вывел свой народ из лагеря и шесть раз обошел вокруг стен, храня, как и прежде, строгое молчание. Однако, совершая седьмой круг, народ по данному сигналу громко закричал – и в это время совершилось чудо: стены города Иерихона затряслись до основания и обрушились. Израильские воины с разных сторон ворвались в город, и сражение началось на улицах Иерихона. Господь предал этот город заклятию, поэтому, за исключением Раав и ее родственников, израильтяне истребили всех его жителей. Под конец израильтяне подожгли дома, превратив крепость в пепелище. Они не предали пламени только золото, серебро и медь, ибо ценные металлы заранее были предназначены для нужд дома Господня. Падение Иерихона вдохновило израильтян к дальнейшим завоеваниям.

 

1.21.3. Завоевание Обетованной земли (битва у Гаваона)

Нав. 10

Иерусалимский царь узнал о трусливом поведении жителей Гаваона и, опасаясь, что другие ханаанские города захотят им подражать, решил жестоко проучить их. С этой целью он заключил союз с царями Хеврона, Лахиса, Еглона и Иармуфа и во главе объединенных вооруженных сил подошел к стенам Гаваона. Но жители Гаваона успели своевременно предупредить Иисуса Навина об опасности. Израильское войско немедленно выступило из Галгала и после форсированного марша, занявшего всю ночь, неожиданно появилось возле Гаваона. Разгорелся страшный бой, в котором коалиция пяти царей потерпела поражение. Наголову разбитые палестинцы в панике бежали, оставив на поле боя множество убитых. Отступавших не столько поражали мечи израильтян, сколько поражал их каменный град, обрушившийся на неприятеля с неба. Преследование хананеев продолжалось до самого вечера. От полного разгрома их могла спасти только ночная тьма. Тогда Иисус Навин, непоколебимо веря во всемогущество Бога, воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою!» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим... И не было такого дня ни прежде…ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав. 10:12–14). До захода солнца ханаанские войска были разбиты, а их города захвачены израильтянами. Скрываясь от преследования, все пятеро царей спрятались в пещере близ города Македа. По приказу Иисуса вход в пещеру завалили камнями, а после боя пленных привели к вождю израильтян. Иисус Навин повелел начальникам племен в знак торжества наступить ногами, «на выи царей сих». По военному обычаю царственных пленников потом повесили на пяти виселицах. Они висели там целый день. Только после захода солнца их сняли и бросили в ту пещеру, где они раньше прятались. Так победоносно для израильтян закончилась битва у Гаваона. В результате этой битвы Иисус Навин присоединил к уже завоеванным землям еще пять ханаанских городов.

 

 

Период судей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.032 с.)