Лабораторная работа № 1 (Введение, часть 1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторная работа № 1 (Введение, часть 1)



 

Тема: Лабораторное оборудование. Порядок выполнения лабораторно-практических работ. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ.

Цель: Знакомство с лабораторным оборудованием, порядком выполнения работ и техникой безопасности при работе и противопожарной безопасностью.

 

Теоретическая часть

 

1. Меры безопасности.

При работе с электрооборудованием есть опасность поражения электрическим током и возникновения пожара. Поэтому нужно строго соблюдать правила по технике безопасности. Следует учесть, что безопасных условий труда не бывает и знать опасности конкретного объекта.

В лаборатории электроники на каждом рабочем месте есть выключатель электророзеток и вставлять вилки в розетки, а также их отключать нужно при положении этого выключателя.

При включенном оборудовании можно выполнять только те работы, которые невозможны без подачи напряжения: проводить измерения и воздействовать на регуляторы.

При нештатных ситуациях нужно обесточить рабочее место и доложить преподавателю.

Не включать стенд в розетку без разрешения преподавателя.

Изучить инструкции по ТБ и ППБ выданные преподавателем, внимательно выслушать и записать материал представленный преподавателем, расписаться в журнале инструктажа.

2. Цели лабораторных исследований.

В лаборатории проводится экспериментальное исследование схем. Для этого требуется собрать схему, отрегулировать ее и провести исследование по заданной программе. Итог работы – сравнение результатов эксперимента с теоретическими приложениями.

 

3. Порядок работы.

3.1. Ознакомиться с описанием работы.

3.2. Выполнить подготовительные операции, указанные в описании.

3.3. Собрать схему измерений на стенде.

3.4. Провести исследования схемы по программе.

3.5. Обработать результаты исследования. В случае расхождения результатов повторять измерения.

3.6. Отключить установку от электросети.

3.7. Предъявить тетрадь преподавателю для визирования.

4. Защита лабораторной работы.

4.1. Отчет, оформленный в соответствии с ЕСКД, предъявляется преподавателю в начале следующего занятия. Содержание отчета указано в инструкции к лабораторной работе.

4.2. При защите студент должен доказать обоснованность выводов и ответить на контрольные вопрос к работе. В случае нарушения правил оформления отчета зачет не проводиться.

 

Контрольные вопросы

1. Какие опасности поражения электрическим током присутствуют в лаборатории?

2. Как пользоваться огнетушителем?

3. Что нужно делать при возгорании электропроводки?

4. В каком порядке выполняется лабораторная работа?

5. Как определить расхождение результатов опытов и теории?

 

Литература:

1. Инструкции по ТБ и ППБ.

 

 

                                            Лабораторная работа №1 (Часть 2)

Тема: Соединение источников ЭДС в режимах источника и приемника электрической энергии.

Цель: 1. Приобретение практических навыков измерения.

2. Изучение согласного и встречного соединения источников ЭДС.

Порядок выполнения

 

Теоретическая часть

Электрическая цепь состоит из источника электрической энергии с ЭДС и внутренним сопротивлением r0 и потребителя с сопротивлением RН (рис. 1). Считая проводники идеальными можно считать: E=U0+UН,

где U0­­­­­-внутреннее падение напряжения на r0. UН-напряжение на нагрузке.

Так как сопротивление внутреннее и сопротивления нагрузки соединены последовательно, то общее сопротивление равно: RОБ=r0+RН

 

При последовательном соединении сопротивлений через них пропускают один и тот же ток I. Следовательно:U0=I∙r0,UН=I∙RН.

E=Ir0+I∙RН=I(r0+RН); I=E/(r0+RН)

Последняя формула называется законом Ома для полной цепи. Полная мощность в электрической цепи равна: P=E∙I. Мощность полезная равна: PН=UН∙I. Коэффициент полезного действия источника электрической энергии: η=PН/P×100%

Если в электрической цепи согласно включены несколько ЭДС (рис. 2), то общая ЭДС равна арифметической сумме. Если в электрическую цепь встречно включены ЭДС (Рис. 3), то общая ЭДС равна разности.

     
 

Задание и исходные данные

 

В работе в электрическую цепь с нагрузкой RН, включается источник электрической энергии согласно (рис. 4) и встречно (рис. 5) При согласном включении: Е=Е12

 

При встречном включении: Е=Е1–Е2, RН=1кОм

В режиме генератора U0=E–UН

В режиме потребителя U0=UН–E

Измерив ток в электрической цепи, определяют внутреннее сопротивление источников ЭДС. r0=U0/IОПЫТ, где IОПЫТ измеренный ток прибором. Расчетный ток в электрической цепи определяется: IР=E1±E2/(r0+RН); IР=E1+E2/(r01+ r02+RН); где r0-общее внутреннее сопротивление, r01-сопротивление E1, r02-сопротивление E2, где «+»-для согласованного включения, «–»-для встречного включения.

Полная мощность цепи равна: P=E∙IР

Мощность нагрузки равна: PН=UН∙IР

Мощность, затраченная в источниках ЭДС: P0=U0∙IР

Коэффициент полезного действия: η=PН/P∙100%

Оборудование

Стенд, Состав схемы: источники ЭДС; МА–миллиамперметр, V–вольтметр.

Ход работы

Не включая стенд в сеть 220В:

1. Установить на измерительных приборах переключатели рода тока «–/≈» -в положение «–» и максимальные пределы измерения приборов.

2. Установить тумблер в положение «=I/выкл.» в положение «=I». Измерить Е1 и Е2, подключив вольтметр V к клеммам.

3. Записать в таблицу E1,E2,RН(R7).

4. Отключить стенд и собрать схему (рис. 6), на наборном поле, согласного включения ЭДС.

5. Включить стенд.

6. Измерить вольтметром V напряжение на Е1, Е2, RН, ток I и занести в таблицу.

7. Тумблер «=Iвыкл.» установить в положение «выкл.» и собрать схему рис. 7

8. Повторить пункты 5, 6, 7.

9. В соответствии с методическими указаниями произвести расчет величин: «Расчетных данных» при согласованном и встречном включении источников Е1 и Е2.

 

Опытные данные

Расчетные данные

Соединение источников

E1 U1 E2 U2 UH IH rH U01 U02 r01 r02 I UH P1 P2 P01 P02 PH η
В В В В В мА кОм В В Ом Ом мА В Вт Вт Вт Вт Вт  
Согласное включение                                      
Встречное включение                                      

 

Содержание отчета

1. Наименование темы

2. Цель работы

3.  Схемы исследования

4. Таблицу

5. Формулы и расчетные данные согласного и встречного включения Е1 и Е2.

6. Краткие выводы по работе.

 

Контрольные вопросы

1. В каких единицах измеряются электрические величины.

2. Закон Ома для участка и полной цепи.

3. Чему равна полная мощность цепи.

4. Чему равна полезная мощность электрической цепи.

5. Чему равен коэффициент полезного действия.

 

Литература

Немцов М. В. Электротехника и электроника: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. - 2-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 432 с.

 

 

                                                 Лабораторная работа № 2

Тема: Смешанное соединение сопротивлений.

Цель работы: 1. Отработка практических навыков проведения эксперимента.

                     2. Исследования измерения токов и напряжений в Т-образной цепи при                                изменении сопротивлений на различных участках.

 

Порядок выполнения

 

Теоретическая часть.

Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из источника электрической энергии с ЭДС (Е) и внутренним сопротивлением r0 и потребителя, представляющего собой смешанное соединение трех резисторов R1, R2, R3 (Рис. 1). Считая проводники идеальными можно записать равенство E = U0+UН (1), где U0-внутреннее падение напряжения на r0; UН-напряжение на зажимах источника электрической энергии.

В свою очередь UН=UR1+UAB=I1∙R1+UAB (2)

В соответствии с первым законом Кирхгофа

I1=I2+I3=UAB/R2+UAB/R3=UAB(1/R2+1/R3) (3)

Из (3) UAB=I1/(1/R2+1/R3)=I1∙R2∙R3/(R2+R3) (4)

Подставим (4) во (2) UН=I1∙R1+I1∙[R2∙R3/(R2+R3)]=I1∙(R1+[R2∙R3/(R2+R3)]) (5)

Подставим (5) в (1) E=I1∙r0+I1(R1+[R2∙R3/(R2+R3)])=I1∙(r0+R1+[R2∙R3/(R2+R3)]) (6)

Закон Ома для полной цепи примет вид: I1=E/(r0+R1+[R2∙R3/(R2+R3)]) (7)

Задание и исходные данные

 

В работе исследуемая электрическая цепь (Рис. 2). Известны r1, r2, r3. UAB, E1- измеряют вольтметром. Опытные токи измеряют миллиамперметром mA1, mA2, mA3. Расчетные значения получают следующим образом:

 

 

Измерив напряжение на зажимах источника Е1 определяют U0=E–UH, определяют r0=U0/I1опыт определяют по mA1.

Расчетные токи определяют: Ток I1расч по формуле (7).

Определим расчетное напряжение UAB: UABрасч=E–I1расч(r0+r1)

Определяют: I2расч=UABрасч/r2=(E–I1расч(r0+r1))/r2

I3расч=UABрасч/r3=(E–I1расч(r0+r1))/r2

Сравниваем показания mA1, mA2, mA3 с расчетными.

Сравниваем показания вольтметра с расчетным UABопыт= UABрасч

 

Оборудование

Стенд, состав схемы: E1-источник ЭДС, mA-миллиамперметры, V-вольтметр, r1-резисторы R1=0,51 кОм или R2=1 кОм, r2-резисторы R4=1 кОм или R5=2 кОм, r3-резистор R7=1 кОм.

 

Ход работы.

1. Установить на измерительных приборах переключатели рода тока «=/» в положение «=» и максимальные пределы измерения.

2. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I» и измерить вольтметром E1 и записать в таблицу.

3. Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл».

4. Собрать схему для проведения опыта №1 (Рис. 4).

5. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I».

6. Снять показания mA1, mA2, mA3, напряжение на зажимах E1 и UAB и записать в таблицу 1-го опыта.

7.
 

Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл».

8. Собрать схему для проведения опыта №2 (Рис. 5).

9. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I».

10. Снять показания mA1, mA2, mA3, напряжение на зажимах E1 и UAB и записать в таблицу 2-го опыта.

11. Установить тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл».

12. Собрать схему для проведения опыта №3 (Рис. 6).

13. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I».

14.
 

Снять показания mA1, mA2, mA3, напряжение на зажимах E1 и UAB и записать в таблицу 3-го опыта.

15. Установить тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл».

16. Выключить стенд.

17. В соответствии с методическими указаниями рассчитать I1,I2,I3,U1,UAB и занести в таблицу.

 

№ опыта

Измеряемые величины

Расчетные величины

E UН r1 r2 r3 I1 I2 I3 U1 UАВ I1 I2 I3 U1 UАВ
В В кОм кОм кОм мА мА мА В В мА мА мА В В
1                              
2                              
3                              

 

Содержание отчета:

1. Наименование схемы.

2. Цель работы.

3. Состав схем стенда.

4. Схемы исследования.

5. Таблица

6. Расчетные формулы, расчеты.

 

Выводы по результатам измерений:

1) Как изменяется напряжение UAB при увеличении и уменьшении r2 при постоянных r1, r3.

Контрольные вопросы

1. Последовательное, параллельное соединение резисторов.

2. Закон Ома для участка и полной цепи.

3. Чем отличаются расчетные и опытные данные.

4. Влияние на токи и напряжения изменений r1, r2.

Литература.

Немцов М. В. Электротехника и электроника: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. - 2-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 432 с.

 

                                              

                           Лабораторная работа № 3

Тема: Опытная проверка законов Кирхгофа

Цель работы: 1. Отработка практических навыков проведения эксперимента.

                     2. Овладеть навыками и умениями расчета электрических цепей и аналитического сравнения с экспериментальными данными.

Порядок выполнения

Теоретическая часть.

Согласно первому закону Кирхгофа алгебраическая сумма токов ветвей, сходящихся в узле, равна нулю(рис.1):

          Рис.1

Обычно при расчете электрических цепей направления токов в ветвях, присоединенных к какой-либо точке разветвления, неизвестны. Поэтому для возможности самой записи уравнения первого закона Кирхгофа нужно перед началом расчета цепи произвольно выбрать так называемые положительные направления токов во всех ее ветвях и обозначить их стрелками на схеме. Действительные направления токов определятся в результате расчета.

Согласно второму закону Кирхгофа алгебраическая сумма напряжений на резистивных элементах замкнутого контура равна алгебраической сумме ЭДС, входящих в этот контур(рис.2):

Рис.2

Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из источника электрической энергии с ЭДС (Е) и внутренним сопротивлением r0 и потребителя, представляющего собой смешанное соединение трех резисторов R1, R2, R3 (Рис. 3). Считая проводники идеальными можно записать равенство E = U0+UН (1), где U0-внутреннее падение напряжения на r0; UН-напряжение на зажимах источника электрической энергии. Рис.3

Е2
В соответствии с первым законом Кирхгофа:

I1 – I2 – I3 =0

I1= I2+ I3

По второму закону Кирхгофа:

Для первого контура: E1 = I1∙ r0+ I1∙ R1+ I2∙ R2

Для второго контура:   – E2 = I3∙ r0+ I3∙ R3 – I2∙ R2

 

 

Задание и исходные данные

В работе исследуемая электрическая цепь (Рис. 5). Известны R1, R2, R3. UAB, E1, E2 - измеряют вольтметром. Опытные токи измеряют миллиамперметром mA1, mA2, mA3. Расчетные значения получают решив систему из трех линейных уравнений, составленных по законам Кирхгофа (Теоретическая часть):

Рис.4

Сравниваем показания mA1, mA2, mA3 с расчетными.

Проверяем первый закон Кирхгофа I1опыт = I2опыт + I3опыт

Сравниваем показания вольтметра с расчетным UABопыт= UABрасч

Проверяем второй  закон Кирхгофа: E1= U1опыт + UABопыт

                                                              E2= U3опыт + UABопыт

Оборудование

Стенд, состав схемы: E1-источник ЭДС, mA-миллиамперметры, V-вольтметр, r1-резисторы R2=1 кОм, R4=1 кОм, R7=1 кОм.

Ход работы.

1. Установить на измерительных приборах переключатели рода тока «=/» в положение «=» и максимальные пределы измерения.

2. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I» и измерить вольтметром E1 и записать в таблицу.

3. Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл».

4. Собрать схему для проведения опыта №1 (Рис. 5).

5. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I».

6.
 

Снять показания mA1, mA2, mA3, напряжение на зажимах E1, Е2 и UAB и записать в таблицу.

Е2
                                 Рис.5

7. Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл».

8. Выключить стенд.

9. В соответствии с методическими указаниями рассчитать I1,I2,I3,U1,UAB и занести в таблицу.

10. Сравнить расчетные данные с опытными.

 

№ опыта

Измеряемые величины

Расчетные величины

E1 E2 R1 R2 R3 I1 I2 I3 U1 UАВ I1 I2 I3 U1 UАВ
В В кОм кОм кОм мА мА мА В В мА мА мА В В
1                              

 

Содержание отчета:

1. Тема.

2. Цель работы.

3. Схемы исследования.

4. Таблица

5. Расчетные формулы, расчеты.

6. Выводы.

Выводы по результатам измерений:

1. Как изменяются токи I1,I2,I3 при уменьшении r2 в два раза при постоянных r1, r3;

2. Как изменяются токи I1,I2,I3 при увеличении r1 в два раза при постоянных r2, r3;

3. Как изменяется напряжение UAB при увеличении и уменьшении r2 при постоянных r1, r3.

Контрольные вопросы

1. Последовательное, параллельное соединение резисторов.

2. Закон Ома для участка и полной цепи.

3. 1-й и 2 –ой законы Кирхгофа.

4. Чем отличаются расчетные и опытные данные.

Литература.

Немцов М. В. Электротехника и электроника: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. - 2-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 432 с.

Лабораторная работа №4

Тема: Построение потенциальной диаграммы.

Цель работы: 1. Отработка практических навыков проведения эксперимента.

                  2. Отработка практических навыков определения потенциалов различных точек цепи, расчета и построения потенциальной диаграммы.

Порядок выполнения

 

Теоретическая часть.

Во многих случаях изучения и расчета электрических цепей полезно определить потенциалы отдельных точек электрической цепи и построить потенциальную диаграмму. Потенциал какой-либо точки электрической цепи равен напряжению между этой точкой и точкой цепи, потенциал которой принимают равным нулю, например, соединенной с землей. При определении потенциалов точек цепи пользуются соотношениями:

PAB = rI2, UAB = RAB/I = rI                                           (1)

РВБ = E2I + Rвт2I2, UВБ = PВБ/I = E2 + Rвт2I                             (2)

E1= UАБ + Uвт1 = UАБ + Rвт1I, UАБ = E1 – rвт1I                          (3)

U = φ+ – φ= E ± rвтI,                                              (4)

где знак «+» относиться к работе в режиме потребителя, а знак «–» относиться к работе в режиме генератора.

Определим потенциалы точек Б, В, Г и Д цепи, схема замещения которой дана на рис. 1. Из данных на схеме направлений тока I и ЭДС E1 и E2 следует, что источник с ЭДС E1 работает в режиме потребителя, а источник с ЭДС E2 – в режиме генератора.

 

Ток на участке цепи, обладающем только сопротивлением, всегда направлен от точки с более высоким потенциалом к точке с меньшим потенциалом. Поэтому точка Б имеет больший потенциал, чем точка А. По (1) разность потенциалов φБ – φА=UБА=r1I. Так как точка А заземлена, то φА=0 и φБ= r1I.

Потенциал φБ точки Б является потенциалом отрицательного ввода первого источника, а потенциал φВ точки В является потенциалом положительного вывода того же источника. Напряжение на выводах источника можно выразить как разность потенциалов, и, учитывая, что источник с ЭДС E1 работает в режиме потребителя, можно написать аналогично (2)

UВБ = φВ – φБ= E + rвт1I,

откуда потенциал

φВ = φБ + E + rвт1I.                                                 (4а)

Следует обратить внимание на то, что в реальной цепи нет таких двух точек, между которыми существовало бы напряжение, равное rвт1I или ЭДС Е1. Физической величиной является сумма этих величин Е1+ rвт1I = UВБ. Разделение этой суммы на слагающие с соответствующее графическое изображение.

По (1) потенциал φ больше φВ на величину r2I, таким образом,

φГ = φВ + r2I.

Источник с ЭДС Е2 работает в режиме генератора. Разность потенциалов между положительным и отрицательным его выводами аналогична (3)

UГД =

откуда

φД = φГ – E2 + rвт2I.                                             (4б)

Наконец, потенциал φА точки А выше потенциала φД точки Д на величину r3I, т. е. φА– φД= r3I, откуда

φА = φД + r3I

и должно получиться φА = 0, если правильно вычислен ток.

Графическое изображение изменения потенциала в электрической цепи в зависимости от сопротивлений участков (элементов) этой цепи называется потенциальной диаграммой. На графике на оси абсцисс откладывают в масштабе сопротивления участков (элементов) цепи в порядке следования их друг за другом в цепи. По оси ординат откладывают в масштабе значения потенциалов.

Задание и исходные данные

 

Стенд, состав схемы: E1, Е2 - источники ЭДС, mA-миллиамперметр, V-вольтметр, R1=0,51 кОм, R6=0,75 кОм, R7=1 кОм. Схема исследования:

Подготовка к работе.

18. Установить на измерительных приборах переключатели рода тока «=/~» в положение «=» и максимальные пределы измерения.

19. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I». Измерить значение E1, Е2.

20. Записать в таблицу 1 значение r1, r2, r3 и величину Е1, Е2.

21. Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл».

Ход работы.

1. Собрать схему рис. 2.

2. Включить источник постоянного тока и измерить напряжение на потенциальных точках: В, С, Д, Е относительно точки А, и напряжение UСД.

Примечание: Соединить левую клемму вольтметра с точкой А, при отклонении стрелки вольтметра влево от 0, концы вольтметра поменять местами, а полкученное значение потенциала точки записать со знаком «–».

3. Собрать схему рис. 3. Повторить измерение по п. 2. Данные занести в таблицу 1.

4. По данным E1, E2, r1(R1), r2(R6), r3(R7) теоретически рассчитать потенциалы точек А, В, С, Д, Е и напряжение UСД, данные расчета занести в таблицу 1.

По данным таблицы для каждого опыта в отдельности на миллиметровой бумаге в масштабе построить потенциальные диаграммы, на основании опыта и расчетных данных.

Содержание отчета:

1. Наименование и цель работы.

2. Состав измерительного стенда.

3. Схемы исследования.

4. Таблицу, расчет по схемам, графики.

5. Краткие выводы по работе.

 

№ опыта

Величины

E1 Е2 r01 r1 r2 r3 I φА φВ φС φД φЕ UСА
В В кОм кОм кОм кОм мА В В В В В В

Опыт №1

Из опыта                          
Из расчета                          

Опыт №2

Из опыта                          
Из расчета                          

Контрольные вопросы

  1. Что такое потенциал?
  2. Что такое напряжение?
  3. Чему равна разность потенциалов?
  4. Чему равен ток в веточке если известны потенциалы узлов и величина ЭДС?
  5. Как направлен ток в веточке, если известны потенциалы узлов?

Литература.

1. Лоторейчук Е.А. «Теоретические основы электротехники»,М/ИД «Форум», 2013

2. Немцов М. В. Электротехника и электроника: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. - 2-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 432 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.176 с.)