Познавательные возможности социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательные возможности социологии.



 

Главное предназначение социологии, как и любой теоретической дисциплины, состоит в том, чтобы обес­печивать приращение знаний, добывать новую инфор­мацию. Эти знания возникают в результате того, что весь потенциал исследовательских возможностей социо­логической науки сосредоточивается в пределах конк­ретного проблемного участка социосферы. Социология предпринимает целенаправленные усилия по расшиф­ровке тех значений и смыслов, которыми изобилует данная социосфера. При этом ее поисковые стратегии раз­ворачиваются на нескольких уровнях.

Первый уровень имеет методологический характер, и его можно обозначить как уровень метасоциологии. Здесь осуществляются фундаментальные исследования, касающиеся возможностей применения универсальных познавательных принципов к анализу социальной ре­альности. Здесь же выявляются главные ценностные и нормативные ориентиры, определяющие основные проб­лемные магистрали, в направлении которых движутся авангардные группы ученых-социологов.

На втором уровне располагается теоретическая со­ циология, формулирующая гипотезы, выстраивающая аргументированные концепции, которые объясняют ме­таморфозы, совершающиеся с теми или иными реалия­ми в социальных контекстах цивилизационных систем. На этом уровне анализ ведется с использованием позна­вательных средств психологических, демографических, статистических и других научно-теоретических и научно-практических дисциплин. При этом объяснительные модели строятся, как правило, в пределах ограниченныхнормативных пространств и локальных смыслов, что позволяет им избегать явных внутренних противо­речий. Но замкнутость, искусственная самодостаточность выстраиваемых семантических сфер зачастую придает формулируемым объяснениям упрощенно-схематический характер.

Третий уровень — область эмпирической социологии, в наибольшей степени приближенной к практике непос­редственных социальных отношений, позволяющей со­циологу переместиться из тиши кабинетов и читальных залов в гущу человеческих масс и суету «живой жиз­ни». Здесь проводится практическая работа, ведутся раз­личные формы наблюдений, ставятся эксперименты, организуются опросы, анкетирования, позволяющие собирать конкретные социальные факты, которые затем обрабатываются, группируются, обобщаются, ложатся в основание теоретических предположений или же служат подтверждению или опровержению уже имеющихся гипотез.

Все три уровня необходимы в равной степени, у каж­дого имеются свои конкретные задачи, и все они нужда­ются друг в друге, поскольку только все вместе, в качествe методологически неразрывного триумвирата, они способны добывать полноценную социологическую ин­формацию и осуществлять то приращение качествен­ных, добротных знаний, без которого наука не может существовать.


ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Принцип детерминации

 

В распоряжении социологии имеется ряд общих ме­тодологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В пер­вую очередь это принцип детерминации, требующий исходить из того, что общественные отношения, соци­альные институты со всеми сопутствующими им социогенными структурами способны задавать существую­щим структурам отношений и сознания определенную целевую направленность и содержательно-смысловую конфигурацию.

Важно различать такие виды детерминации как номотетическую (осуществляющуюся посредством необхо­димости) и эвентуальную (проявляющуюся посредством случайности). Традиционно считалось, что лишь первая играет существенную роль, задавая социальным реали­ям исходные параметры. В классическую эпоху пробле­мы эвентуальной детерминации пребывали на перифе­рии научных интересов, и лишь в XX в. благодаря в первую очередь развитию синергетики изменилось отно­шение к роли этой разновидности детерминации в сфере социальной реальности.

Принцип противоречия.

 

В свете принципа противоречия социальная реаль­ность предстает в виде разнообразных коммуникатив­ных и мотивационных коллизий — конфликтов, анта­гонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов и т. д. Выявление в социальном феномене внутренних оппозиций противостоящих друг другу сторон — это в определенном смысле схематизация того, что происхо­дит в социальной действительности. В отношениях между противоположностями за каждой из сторон всегда остается еще очень многое из того, что невозможно полностью учесть даже в самом обстоятельном исследо­вании и что полноправно присутствует в «живой жиз­ни» человека, пребывающего внутри социальной ре­альности.

Эта невозможность объять необъятное, однако, не препятствует теоретическому анализу. Обращая основ­ное внимание на социальные противоречия, социологи­ческое сознание исходит из того, что эти противоре­чия — тоже «живая жизнь», причем взятая в ее наибо­лее существенном измерении.

В социологических исследованиях принимается во внимание то, что в каждом социальном феномене со­держатся и могут быть выявлены различные по своей значимости пары противоположных сторон, свойств, качеств, функциональных особенностей, взаимообусловливающих и одновременно взаимоисключающих друг друга, находящихся в отношениях взаимозависимости и вместе с тем обладающих относительной самостоя­тельностью.

Отношения противоположностей предполагают содер­жательно-функциональную «асимметрию» сторон, т. е. наличие ведущей и ведомой, доминирующей и подчи­ненной сторон, каждая из которых обладает собствен­ной тенденцией изменений, подчиняющейся как внеш­ним воздействиям, так и внутренней логике своего само­развития.

Каждое конкретное социальное противоречие прохо­дит в своем развитии ряд ступеней от возникновения до окончательного разрешения. Оно представляет собой об­щественное отношение, где стороны связаны непосред­ственными и опосредованными, постоянными и пере­менными, материальными и духовными узами между собой и со всей социальной системой. В зависимости от их содержательно-функциональных особенностей про­тиворечия могут либо способствовать стабилизации об­щественной системы, упорядочению ее структур, повы­шению степени ее цивилизованности, либо же, напро­тив, способствовать ее дезорганизации, дестабилизации и деструкции.

Все социальные противоречия возникают, обостряются и разрешаются при непременном участии социальных субъектов, при посредстве их конструктивных или деструктивных усилий. При этом сами противоречия являются следствиями действия одних конкретных факторов и одновременно причинами возникновения других, столь же конкретных явлений и процессов. Каждое частное противоречие, разрешаясь, неизбежно ведет к тому, что в пределах того же ареала социального пространства неизбежно возникают новые противоречия. В этом состоит неустранимый драматизм социального существования людей, где гармония относительна, а противоборство в самых разных его формах абсолютно и неизбывно.

За счет динамики возникновения, обострения и разрешения бесчисленного множества конкретных противоречий в сфере социальной реальности совершаются благотворные или злокачественные изменения.

Принцип рационализации.

 

Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку, прежде всего на построение сугубо рациональных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Рациональное понимание выглядит при этом как процесс смыслообразования, в результате которого объективные смыслы, содержащиеся в предмете, соединяются с субъективными смыслами, являющимися личным достоянием индивидуального сознания, и образуется нечто третье, проливающее дополнительный свет на суть вещей, процессов и отношений.

Рациональное понимание — это не только овладение знаниями в виде информации, имеющейся в данный момент в распоряжении социологов и подлежащей усвоению. В индивидуальном сознании эта информация обретает субъективно-личностную окрашенность, изменяет содержательную конфигурацию под воздействием расставленных исследователем специфических смысловых акцентов. Так создается предпосылочная интеллектуальная ситуация, обусловливающая процесс максимально аутентичного понимания.

Принцип эмпиризма.

 

Для того чтобы социологическая картина исследуемой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фактов. Среди социологов всегда находится достаточно большое количество представителей их профессионального цеха, считающих, что именно работа с конкретными социальными фактами является их главной задачей, а статистические выкладки представляются им вершиной социологической мудрости. Как бы то ни было, социология располагает достаточно эффективным инструментарием для анализа фактов реальной социальной жизни. В ее распоряжении имеются разнообразные методы и методики эмпирических исследований. С их помощью осуществляются сбор и обработка первичной информации, добывается такая информация о деятельности правовой системы, которую сами юристы с их традиционными аналитическими средствами добыть не в состоянии.

Достоинством эмпирической социологии является ее способность получать объективную информацию о состоянии дел в социальной сфере, предоставлять ее в распоряжение не только государственных институтов, но и гражданского общества. А это помогает контролировать деятельность различных сфер социальной системы и своевременно принимать меры по ее совершенствованию. Объективность и беспристрастность получаемой информации являются ее важными свойствами.

Когда некая реалия недосягаема для непосредственного эмпирического изучения (например, исчезла из настоящего и осталась в историческом прошлом), но от нее остались некие единичные тексты, письменные документы, то для социолога они могут служить источником информации. Документы в качестве артефактов свидетельствуют о действительных, некогда существовавших, первичных фактах жизни общества и личности.

Для сбора информации из области исторической социологии определенный интерес может представлять фольклор — древние мифы, народные сказки, легенды, а также различные этнографические данные. Социологи, наделенные художественным чутьем, могут успешно работать с литературными произведениями как источниками социально-исторической информации. Так, французские социологи склонны считать, что добротный материал по социологии собственности присутствует в романах «Человеческой комедии» О. Бальзака, а по социологии семьи — в многотомной эпопее Э. Золя «Ругон-Маккары».

Для подтверждения гипотез и опровержения, противоречащих им предположений социологи могут моделировать необходимые им социальные коллизии — реально-ситуационно или в воображении. Сферой разнообразных мысленных экспериментов можно считать талантливые драмы, романы, новеллы, созданные выдающимися художниками слова, в которых исследуются разные аспекты социальных отношений, сложные структуры индивидуального сознания.

В этом же предметно-проблемном ареале пребывают вопросы, связанные с использованием биографического метода, позволяющего:

а) собирать необходимую информацию психологического, социологического, морально-правового характера;

б) формулировать гипотезы, касающиеся особенностей отношения конкретной личности или определенной категории индивидов к тем или иным социальным явлениям и процессам;

в) строить предположения о характере сознания, особенностях социального поведения лиц, интересующих исследователей.

Активное использование биографического метода началось в первые десятилетия XX в. Оно связано с выходом работ У. Хили «Преступник» (1915), «Душевные конфликты и неправильное поведение» (1917), 3. Фрейда «Достоевский и отцеубийство» (1928). Многие западные исследователи, в том числе Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Г. Д. Лассуэлл, Д. Г. Мид, У. А. Томас, обращались к изучению личных документов, писем, дневников с целью приобретения достоверных сведений о мотивах социального поведения интересующих их людей. Эмпирические данные биографического характера позволяют реконструировать сложнейшие мотивационные коллизии внутренней жизни индивидов, оказавшихся в экстраординарных условиях ситуаций самоубийства, совершения преступления, тюремного заключения и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.014 с.)