Из детства льва николаевича толстого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из детства льва николаевича толстого



Родился я в 1828 году в деревне Ясная Поляна. Там прошло мое детство. Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась.

Дома отец, кроме занятий хозяйством и нами, детьми, много читал. Он собирал библиотеку.

Помню, как он раз заставил меня прочесть ему полюбившиеся мне и выученные мною наизусть стихи Пушкина «К морю» и «Наполеону».

Старший брат Николенька был на шесть лет старше меня. Он был удивительный мальчик … Так вот он-то, когда нам с братьями было – мне пять, Митеньке шесть, Сереже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми. Не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, все будут любить друг друга.

Главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага.

И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает. (214 сл.)

(По Л. Толстому)

Задание к тексту

По составленному плану напишите изложение от третьего лица:

1. Воспоминание о родителях.

2. Любимый брат Николенька.

3. Главная тайна, как сделать людей счастливыми.

ДОБРЫЕ СКАЗКИ

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Андерсеном.

Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления нового года.

В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке.

Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли, и в комнате началось такое веселое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.

Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Андерсена.

Я сел под елку и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки.

Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

Я начал читать и зачитался так, что почти не обратил внимания на нарядную елку.

Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги … (179 сл.)

(По К. Паустовскому)

АРХИВ СТАРОГО АИСТА

На усадьбе Михайловского издревле живет аист. Говорят, что эта птица приносит счастье тому месту, где она поселилась…

Много лет назад аист жил на огромной старой кривой сосне, стоявшей на околице, на выходе со двора в сторону озера Маленец. Когда эта сосна засохла — в нее ударила молния, расщепила ствол дерева и повредила гнездо, — сосну спилили, древний пушкинский насельник перебрался на другое место, во фруктовый сад, на старую березу, и жил здесь до войны. Когда же пришла война и фашисты стали рубить Михайловские рощи, аист отсюда ушел совсем. Он вернулся только вместе с людьми, когда фашистов не стало и в Михайловское вновь пришли тишина и мир. Аист вновь поселился на березе, гнездо было очень большое, а береза уже ветхая: во время войны немало ран нанесли ей осколки вражьих снарядов и пуль.

Летом 1956 года налетел на Михайловское ураган и повалил березу на землю вместе с гнездом.

Три года птицы летали над Михайловским, подыскивая для себя новое удобное место... И вот наконец птица остановила свой выбор на высокой липе, что стоит при входе на усадьбу с восточной стороны ее — там, где экскурсоводы начинают свой рассказ о деревенском Пушкине. С тех пор на этой липе наши аисты вырастили много поколений.

(С. Гейченко)

ЕЖИК

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.

Шагах в двух от меня пробежал круглый, встопорщенный еж. На иголках у него были какие-то зеленоватые шарики. Еж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился куда-то по своим делам. Скоро еж опять вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. С минуту удивленно глядел на меня из-под насупленных бровей, потом направился к своему тайнику. Выйдя оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. На рассвете ежик пришел с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошел совсем близко ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Все повторилось и на следующий день. Ежик словно подрядился снабжать меня едой — приносил то яблоки, то груши. (129 сл.)

(По Ю. Збанацкому)

Задание к тексту

Напишите изложение по составленному плану:

1. Шорох в кустах.

2. Как ежик хозяйничал.

3. На следующий день.

ЖАВОРОНОК

Милее всего мне жаворонок — певец весны. Воспевателем весны обычно считают соловья, но соловей поет редко и недолго; его милая песня скоро умолкает; кроме того, соловей — житель рощи, да и то не всякой; в поле его не увидишь.

Жаворонок не поет, а звенит целый день, от зари до зари, в поле, в степи, у леса, где только есть земля и воздух. Он первый запевает и кончает одним из последних. Весною он поет, когда еще подснежник пробуравливает землю; утром он поет, когда еще звезды бледнеют на небе. Когда он поет, его не видно. Его нежная песнь незримо звенит, а он сам поднимается к небу легко и прямо. Он льет свои мелодии, исчезнув в голубой высоте, колыхаясь на одном месте, счастливый своей близостью к небу и солнцу. Он так счастлив, что, пока есть свет и тело, он парит и поет, не зная усталости, не желая отдыхать.

Оттого я люблю жаворонка больше всех поющих птиц. (151 сл.)

(По Д. Кайгородову)

Изложение с дополнительным творческим заданием

РАДУГА

Улыбнулось из-за тучи солнышко, затих, перестал дождь. Быстро прокатилась гроза.

С деревьев, с обмытых позеленевших листьев берез падают тяжелые капли.

Хорошо бегать босиком по намокшей лесной траве!

Туча дальше и дальше.

Глуше и глуше гром…

А над лесом, над вершинами умытых деревьев, над широкой рекою, над полями раскинулась по всему небу, загорелась семи­цветная радуга. (54 сл.)

(По И. Соколову-Микитову)

Задание к тексту

Напишите изложение, дополнив его описанием прогулки в лес перед грозой, по плану:

1. Прогулка в лес.

2. Гроза.

3. Лес после грозы.

4. Радуга.

Класс

В ГОСТЯХ У ПУШКИНА

С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его.

Я поехал и к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели. Вдруг крутой поворот, и, как будто неожиданно, сани вломились в приотворенные ворота при громе колокольчика.

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим.

Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один — почти голый, другой — весь забросанный снегом. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, и чуть не задушил её в объятиях.

Все это происходило на маленьком пространстве. Комната была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик.

В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и пр. Везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожжённые кусочки перьев. Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни.

Дверь во внутренние комнаты была заперта, дом не топлен. Помаленьку прибрались; подали нам кофе, мы уселись с трубками. Беседа пошла правильнее. (228 сл.)

(По И. Пущину)

Вопросы и задания к тексту

1. Как в тексте передаются чувства друзей при встрече?

2. Что вы узнали о комнате поэта? О его жизни в Михайловском?

3. Напишите подробное изложение от 3-го лица (друг поэта, Пущин, Иван Иванович).

КОМНАТА ПУЛЬХЕРИИ ИВАНОВНЫ

Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучками. Множество узелков и мешков с семенами, цветочными, огородными, арбузными, висело по стенам. Множество клубков с разноцветною шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетия, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала все, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится.

Стулья в комнате были деревянные, массивные, какими обыкновенно отличается старина; они были все с высокими выточенными спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски; они не были даже обиты матернею. Треугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, которых мухи усеяли черными точками, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, — вот все почти убранство комнаты.

На стеклах окон звенело страшное множество мух, которых всех покрывал толстый бас шмеля, иногда сопровождаемый пронзительными визжаниями ос; но как только подавали свечи, вся эта ватага отправлялась на ночлег и покрывала черною тучею весь потолок. (165 сл.)

(По Н. Гоголю)

Вопросы и задания к тексту

1. Чем комната Пульхерии Ивановны напоминает склад?

2. Действительно ли Н.В.Гоголь считает Пульхерию Ивановну «большой хозяйкой»?

3. Напишите подробное изложение по плану:

4. Комната-склад.

5. Убранство комнаты:

а) старинные стулья;

б) столики, зеркала и ковер.

3. «Страшное множество мух».

Сжатое изложение

ЭТАЖИ ЛЕСА

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды – еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы – еще повыше; на равной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Однажды обрушилась погнившая береза. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было гнездо синички- гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые перышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.

Синички не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети…

Гаечки суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж.

Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенцов. (247 сл.)

(По М. Пришвину)

Вопросы и задания к тексту

1. Что вы узнали об этажах леса?

2. Что произошло в результате падения старой березы?

3. Как вели себя синички-родители?

4. Какая помощь была оказана птичкам?

5. Напишите сжатое изложение. Более подробно опишите эпизод, который особенно запомнился вам.

План

1. Этажи леса.

2. Птенчики в опасности.

3. Волнение родителей.

4. Помощь людей.

РЯБИНА

Я очень люблю это скромное ветвистое деревце, почти повсюду растущее в наших лесах. Люблю её перистые зелёные листочки, шелестящие даже при лёгком ветерке. Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. С давних пор русские крестьяне сажали рябину под окнами своих деревянных изб.

Рябину можно увидеть и на севере нашей страны, где не растут плодовые деревья – яблони и груши. Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корой.

Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса, поют, заливаются на опушках и на берегах рек и лесных ручьев звонкоголосые соловьи. Скромные, похожие на большие желтоватые гроздья цветы рябины малозаметны, не отличаются пышной красотой.

Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца. Ягоды лесной рябины жёстки и невкусны. Летом их не клюют птицы и не трогают люди. Только поздней осенью, когда опадёт с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими. Подойдешь у украшенной гроздями красных ягод рябине – смотришь не насмотришься. В осеннюю позднюю пору ягодами рябины кормятся дрозды-рябинники. Ягоды рябины висят на деревьях до зимнего снега, и надолго остаются в наших лесах пролётные дрозды. На белом снегу под ветками рябин краснеют чешуйки расклёванных птицами ягод.

В русских деревнях собирают поздней осенью тронутые морозом гроздья красной рябины. Их связывают пучками, вешают на морозе под крышами домов и сараев. Промёрзшая рябина очень вкусна и ароматна. Ребятишки русских лесных деревень лакомятся мёрзлой сладкой рябиной. Умелые хозяйки варят из рябины вкусное, немного горьковатое варенье, засахаривают гроздья рябины в густом сиропе. (255 сл.)

(По И. Соколову-Микитову)

Вопросы и задания к тексту

1. За что автор любит рябину?

2. Что можно рассказать о рябине, растущей на севере?

3. В какое время года цветет это деревце?

4. Какую пользу приносит рябина?

5. Напишите подробное изложение по плану, сохраняя при этом наиболее яркие слова и выражения:

6. Рябина – скромное, веселое деревцо.

7. Цветы рябины ранней весной.

8. Рябина летом и поздней осенью.

9. Любимое деревце русских деревень.

 

ХЛЕБНЫЕ КРОШКИ

В магазине было холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб.

У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили, протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжёлый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха.

А у другой стороны прилавка кучкой столпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, измождённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны тёплыми платками и шарфами. Ноги — в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.

Как только у продавщицы, разрезавшей буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нёс её в рот.

Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь.

Продавщица не бранилась, не покрикивала на детей, не говорила: «Не мешайте работать! Уйдите!». Она молча делала своё дело: отпускала людям их блокадный паёк. Люди брали хлеб и отходили.

А кучка ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.

(В. Карасева)

Вопросы и задания к тексту

1. О каком времени говорится в рассказе?

2. На что писательница обращает особое внимание в описании внешности детей?

3. Какая деталь дополняет коллективный портрет героев рассказа?

4. Напишите подробное изложение, включив в него описание внешности ленинградских детей. Используйте начало плана, который дополните самостоятельно.

5. В одном из магазинов военного Ленинграда.

6. Блокадный паек.

В ЗИМНЮЮ СТУЖУ

Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом. Целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты — природные северяне. Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. Вдруг один клест, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку.

Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.

Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел небольшое гнездо, а в нём, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка.

Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.

Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. (203 сл.)

(По Г. Скребицкому)

Задание к тексту

Озаглавьте текст по-иному, передайте его содержание с изменением лица рассказчика.

ПОСЛЕДНИЙ ПОДВИГ

Каждый, наверное, слышал о знаменитом советском летчике Валерии Чкалове. Это он первым в мире пролетел из Москвы в Америку без посадки через Северный полюс. Но не все, возможно, знают, какой подвиг совершил этот бесконечно мужественный человек в последнюю минуту своей жизни.

Чкалов был военным летчиком-испытателем. Ранним утром 15 декабря 1938 года Чкалов испытывал только что выпущенный заводом истребитель. Набрав высоту, летчик начал постепенно увеличивать скорость, бросать машину вниз и снова взмывать кверху, делать резкие повороты и «мертвые петли».

И вдруг могучий рев мотора неожиданно прервался… Еще перебой… еще. И мотор смолк. Самолет пролетел по инерции сотню-другую метров и пошел к земле, быстро теряя высоту.

Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближайший к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красной шубке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху машиной?!

И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решение, такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь.

Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолет в сторону, где на пути виднелись кирпичные здания мастерских…

Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели. (208 сл.)

(По А. Дорохову)

ГОЛУБАЯ ЕЛЬ

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.

Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (218 сл.)

(По Т. Тэсс)

БЕЛЫЕ ФОНАРИКИ

Почему с майского ландыша начинается в лесу время белых цветов?

Синий подснежник, желтая примула, сон-трава, медуница – все цветы ранней весной не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут мёдом, а больше лесной свежестью.

Запах — это хитрость цветка. Им они приманивают пчел и шмелей. Лишь у того цветка, который они опылили, завяжутся семена.

Но зачем хитрить подснежнику и медунице? Ранней весной у пчел и шмелей в почете каждый цветок. Его легко разыскать глазами. В апреле лес ещё прозрачный, он ещё не оделся листвой, и в нижнем этаже светло.

Но пришёл май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась. В верхнем этаже словно закрыли зелёные ставни, сумрачно стало внизу.

Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ребята собирали подснежники. И совсем другие в лесу цветы. Как правило, цветы белые. И любка цветет белым, и калина, и рябина, и малина. Особенно милы для всех белые фонарики.

Опять перед нами загадка.

Теперь уже трудно различить синее или лиловое пятнышко. Цветок должен сверкать, должен манить.

Только один цвет можно различить в темноте – белый. Словно белые фонарики, светятся в чаще его цветы ландыша. Они указывают путь мошкам, которые их опыляют: «Мы здесь! Летите сюда!»

Если белый фонарик запутался в траве, мошка найдет его вслепую по сильному аромату.

Белым ландышем кончается лесная весна.

Наступает тенистое лето. (217 сл.)

Вопросы и задания к тексту

1. Какие цветы появляются в лесу в апреле?

2. Что можно о них рассказать?

3. Почему с майского ландыша начинается в лесу время белых цветов?

4. Напишите подробное изложение по плану:

5. Лесные цветы в апреле.

6. Время белых лесных цветов с сильным запахом.

7. Белые фонарики.

 

Выборочное изложение

ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ

Не разгибая спины трудится писец. Чуть свет садится к столу и работает до вечерней зари. Перед ним — раскрытая книга в кожаном переплёте с медными пряжками. Всего несколько страниц в день успевает переложить справа нале- во писец. Книгу он не читает — переписывает. Старательно выводит букву за буквой, то и дело макая кисточку в глиняный горшочек с краской.

С краской?

Да, это не оговорка. Ведь чернила тоже принадлежат к большому семейству красок. Как все краски, чернила бывают разных цветов: красные, синие, зелёные. Но сначала они были лишь чёрного цвета. Поэтому за ними и оста- лось такое название — чернила.

С давних пор на Руси знали много способов их приготовления.

На лесной полянке под валежником растёт гриб. Неказистый на вид: тоненький, худосочная ножка, синенькая шляпка. Грибники проходят мимо: кому он нужен — обыкновенная поганка!

Поганка, да необыкновенная. Супа из неё не сваришь. А вот получить хорошие чернила — на это гриб годится. Недаром его называют чернильным грибом.

Только не надо срывать его раньше срока — пусть подрастёт и состарится. Когда шляпка гриба почернеет, обвиснет, превратится в студенистую массу, стоит собрать несколько таких шляпок в пузырёк — чернила готовы. Способ простой, им издавна пользовались.

Готовили чернила также из вишнёвых косточек и особенно часто из чернильных «орешков». Конечно, они росли не на чернильном дереве, да и не орехи это вовсе, а всего-навсего небольшие наросты на листьях дуба. Хорошие получались чернила из «орешков».

Но писец готовил чернила и другим способом. Он взял кору молодой ольхи. Положил в горшок. Залил квасом. Поставил вариться в печь. Потом опустил в горшок несколько железных гвоздей. Теперь осталось одно: терпеливо ждать. Только через двенадцать дней будут готовы скорописные чернила.

Своё название они получили не оттого, что с их помощью рука переписчика двигалась быстрее. Просто эти чернила быстрее высыхали: можно было скорее перевернуть страницу и начать переписывать следующую. Сколько на этом выгадаешь времени!

Долгие месяцы и даже годы уходили на переписку одной книги. Так продолжалось до изобретения печатного станка. (310 сл.)

(По А. Владимирову, Н. Осипову)

Задание к тексту

Напишите изложение на тему «Способы приготовления чернил на Руси» по следующему плану:

1. Чернила – это краски.

2. Материал для изготовления чернил:

а) чернильный гриб;

б) чернильные «орешки»;

в) вишневые косточки;

г) кора молодой ольхи.

3. Созревание чернил.

4. Чернила готовы.

ШИПОВНИК

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот… Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Ее нет! Где она! Она плывет под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется: утирается после купания всем небом!

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе потому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался и мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути!

Эти кусты объемисты, с дюжину детей надо соединить в цепочку, чтобы окружить один. Ствол не виден, зато множественны его расчленения – ветки, ветки, ветки… (193 сл.)

(Ю. Олеша)

КРЫМ

Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья.

Таков Крым. Поэтому он стал, как говорили в старину, «источником вдохновения» для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов.

Прелесть крымской земли раскрывается для иных медлительно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда. И каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль, какую вызывают воспоминания о детстве, и надежду еще раз увидеть эту «полуденную землю».

Крым оставил глубокий след в нашем искусстве. Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Куприна, Грина, художников — Кончаловского, Дейнеки. Этот список людей, полюбивших Крым и обязанных ему многими откровениями в своем творчестве и многими радостями, можно длить без конца, так же как и список вещей, написанных о Крыме.

Что такое вдохновение? Это полнота сил, располагающая к наилучшему восприятию впечатлений и передаче их другим. Таково, в общих чертах, пушкинское определение. Эту полноту сил, это вдохновение Крым дарит нам щедро во всем, — не только в широких пейзажах, покрытых солнечной желтой дымкой, но и в каждой, даже незначительной вещи — в цветке миндаля, в стрельчатом освещении сосновых лесов, в куске разбитой черепицы, в колючем ржавом дубняке, в запахе водорослей, намытых прибоем. Во всем — в весенних туманах и прогретой солнцем каменистой земле, в самом воздухе этого чудесного уголка нашей страны. (209 сл.)
(По К. Паустовскому
)

ДИКАЯ ЯБЛОНЬКА

Как она очутилась за полем, уже почти у самой лесной заставы, никто не знает в деревне.

Птица несла и обронила зернышко, или, может, мальчишка ел яблоко, а огрызок швырнул в земляничную траву. Кто знает? Одно ясно: нарочно ее никто не сажал.

Но яблонька родилась за полем и стала расти. Расти год от года, сил набираться. Тут, на крутущем угоре, раньше деревенских яблонь встречала она румяное солнышко и дольше их купала ветви в зоревых спокойных закатах. Зато уж от хлестких дождей и ветров-буянов доставалось ей. Ой, доставалось! И гнули, и крутили, и ветви ломали, и яблоки обивали.

Не было ей защиты, никто не ухаживал за нею. Так и жила она, справляясь, как могла, со всеми испытаниями. И вот что дивно: год за годом густо, щедро обсеивала свои ветки яблоньками, не крупными, но краснобокими. Держались они до самых заморозков, и тогда, к удивлению всех, дичок преображался: кислинка сбавлялась, а медку прибывало.

Уже сады были пусты, ветер-листодер раздевал и дикую яблоню, а яблоки держались. И все угощались ими, кто сколько хотел.

И это были самые счастливые дни яблони: долго-долго снились ей потом и тропы, и людские голоса. (193 сл.)

(По В. Бочарникову)

ЯЗЫК

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Предание говорит: не всем гостям было приятно слышать это объяснение Эзопа. (210 сл.)

(Из книги «Язык мой – друг мой»)

Изложение с дополнительным творческим заданием

КУСОК ХЛЕБА

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.

Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.

Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

— Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле.

Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами.

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:

— Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? (186 сл.)

(По А. Нуйкину)

Задание к тексту

Напишите подробное изложение, ответьте, о чем мог задуматься старик?

Класс

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и особенно усердно занимался итальянским и французским языками и для практики пробовал переводить. Случайно попалась ему тоненькая книжка знаменитого французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить басню о тростинке и дубе, которая ему очень нравилась.

Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. Пришлось ему поступать на службу в тверской губернский суд. В одиннадцать лет он был в чине подканцеляриста. У него было свое место за столом, заваленным бумагами, и его уже называли Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник-повытчик не раз бил его. Крылов уже перечитал все, что было в отцовском сундуке. Жадно читал все, что попадалось под руку, что можно было достать. Приходили в Тверь и журналы, в них говорилось иногда о трудной жизни крепостных крестьян, высмеивалось невежество, чванство дворян, их тупое безразличие к наукам.

Умный, наблюдательный мальчик начинал постепенно понимать, где правда. Он видел, как его сослуживцы обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, а виноватым оказывался бедняк. Службу и своего начальника Крылов возненавидел.

Ему шел уже четырнадцатый год. Широкоплечий, рослый подросток с умными серыми глазами, он казался гораздо старше своих сверстников. Оставаться в Твери он больше не хотел и уговарил мать уехать в Петербург, где надеялся еще поучиться, познакомиться с писателями, увидеть настоящий театр.

«В этом необыкновенном человеке были заложены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: «выбирай любое»,— так много лет спустя писал о нем один из его друзей.
И действительно, Крылов мог бы стать замечательным актером, быть выдающимся художником: он прекрасно рисовал, мастерски играл на скрипке. У него были большие способности к математике. Но Крылов решил стать писателем. (276 сл.)

(Н. Шер)

Вопросы и задания к тексту

1. Что свидетельствовало о трудолюбии маленького Крылова?

2. Какие обязанности выполнял Ванюша в губернском суде?

3. О чем поведали ему книги?

4. За что возненавидел Крылов службу?

5. Почему Крылов уезжает в Петербург?

6. Что автор пишет о способностях Ивана Андреевича? (Необыкновенный человек, умный, наблюдательный, очень трудолюбив; мог стать замечательным актером, выдающимся художником, прекрасно рисовал, мастерски играл на скрипке; жадно читал; большие способности к математике и др.)

7. Напишите изложение по плану:

8. Трудолюбие маленького Крылова.

9. Служба в губернском суде.

10. Любовь к книгам.

11. Ненависть к службе.

12. Переезд в Петербург.

13. Необыкновенный человек.

«Я ПАМЯТНИК ВОЗДВИГ СЕБЕ…»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.188 с.)