Тема 1. Экономическая теория как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Экономическая теория как наука



План

1. Предмет экономки.

2. Функции экономики.

3. Методы экономического исследования

 

Литература:

I. Основная:

1. Архипов А.И. «Экономика»: учеб. Изд-во Проспект,2010г.

 2.Добрынин А.И. «Экономическая теория» «Питер» Санкт-Петербург 2010г.

II. Дополнительная:

1.Булатов А.С. Экономика, М. «Бек», 2007.

2. Мамедов О.Ю. Современная экономика (лекционный курс) Ростов –на- Дону, «Феникс» 2008.

3.Мамедов О.Ю. Современная экономика (семинарские занятия) Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008.

4.Носова С.С. Экономическая теория М.»Владос»2007.

5. Экономическая теория под. ред. В.Д. Камаева М. «Владос» 2005.

6. Добрынин А.И. «Экономическая теория» «Питер» Санкт-Петербург 2008.

7. Добрынин А.И.  « Задачи, логические схемы» «Питер» Санкт-Петербург 2008.

8. Витяпин В.И.Добрынин А.И. и др. Учебник М. Инфра-М. 2007.

9. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А. «Курс экономической теории» Киров «Издательство АСА» 2004.

10. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А. «Сборник экономических задач» Киров «Издательство АСА» 2004.

11. А.Г.Грязнова, В.М.Соколинский «Экономическая теория»; Учебное пособие – М.: КНОРУС 2006.

Темы рефератов:

1. Институционализм и кейнсианство как ведущие альтернативные школы

2. Методология экономической науки

3. История развития экономической теории

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Экономические школы и направления

2. Методы научного исследования и изложения

 

 

Основные понятия: Предмет экономической теории, ресурсы и факторы производства, экономический рост; экстенсивно (количественный прирост);интенсивно (качественное обновление); эффективность; неэффективность. методы научного исследования.

 

Цель Дать основные понятии предмета экономики. Выяснить цели экономического прогресса, определить функции экономической науки.

Задача: на основе анализа проблемы экономической ограниченности ресурсов. Сформировать научное представление об экономике как объекте изучения и объекте управления, навыки активного участия в экономических процессах на основе понимания законов и закономерностей развития экономики.

 

Предмет экономи ки

Экономика (с греч. - искусство ведения домашнего хозяйства) представляет собой национальное хозяйство какой-либо страны или его часть; совокупность производственных отношений, определяющих общественно-экономические формации, т.е. отношения людей по поводу производства, обмена, распределения и потребления каких-либо продуктов; комплекс экономических наук.

В настоящее время господствует то понимание природы экономической науки, которое выражено в определении английского экономиста Лайонела Роббинса: «Экономика - это наука, которая изучает поведение челове­ка с точки зрения отношений между его целями и ограничен­ными средствами, допускающими альтернативное использо­вание».

Экономическая теория – это наука, изучающая производственные отношения людей по поводу использования ограниченных ресурсов для производства материальных благ.

Предметом экономики является изучение экономических категорий и законов, которые действуют при использовании обществом ограниченных ресурсов, необходимых для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей членов этого общества.

Цели экономического прогресса:

1. Обеспечение потребностей каждого члена общества посредством большего количества и лучшего качества товаров и услуг при условии роста эффективности всех элементов общественного производства.

2. Справедливое распределение доходов между работающими и неработающими членами общества.

3. Эффективная занятость населения в соответствии с желаниями населения и потребностями общества.

4. Обеспечение социальной компенсации роста цен.

5. Участие во всемирном хозяйстве, поддержание эффективного торгового и финансового баланса в международных экономических отношениях.

Экономика призвана ответить на три основных вопроса: Что производить? Как произвести товары и услуги? Для кого производить?

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, когда соотношение выгоды/затраты - не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.

Экономика условно делится на макро- и микроэкономику. Макроэкономика - часть экономики, охватывающая экономические процессы в масштабах определенных территориальных границ. Микроэкономика - часть экономики, связанная с поведением отдельных экономических субъектов (потребители и производители) на отдельных рынках.

Функции экономической науки

Применительно к экономической теории функции означают те задачи, которые решает эта теория в системе познания объективного мира, а также ее задачи по отношению к другим научным дисциплинам.

Познавательная функция экономической теории заключается в научном познании (изучении) законов, закономерности и категорий экономической жизни в ее основных проявлениях о круговороте общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена, потребления). Она изучает сущностные, внутренние, определяющие связи реальных процессов. Экономическая теория познает законы и тенденции развития общества, особенно применительно к современному его состоянию.

Методологическая функция экономической теории проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных, историко-экономических, а также экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.

Выявленные экономической теорией законы (повышения производитель­ности труда), категории ("деньги", "финансы", "кредит" и т.д.) касаются всех экономических наук. Научное определение сущности этих законов, таким образом, относится к прерогативе экономической теории в целом.

Следующей функцией является прагматическая или практически- прогностическая. В связи с проблемой разработки и обоснования научных прогнозов следует указать и на возможности постановки экономических экспериментов, которые являются проверкой тех или иных форм хозяйствования в реальной экономической действительности, т.е. апробацией определенных теоретических выводов, гипотез, моделей.

Как и всякая другая наука, экономическая теория выполняет образовательную функцию. Она формирует экономическое мышление и соответствующее сознание, т.е. образовательная функция в конечном итоге определяет хозяйственное поведение, воздействует на общественную психологию. Знание основ экономической теории необходимо не только как элемент гуманитарного образования, но и для определения своего выбора в жизни. Человек с более широким кругозором и глубоким пониманием социальных сил современной экономики в конечном счете добьется большего материального успеха, чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу же приобрести практический опыт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.008 с.)