Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Экономическая теория как наука
План 1. Предмет экономки. 2. Функции экономики. 3. Методы экономического исследования
Литература: I. Основная: 1. Архипов А.И. «Экономика»: учеб. Изд-во Проспект,2010г. 2.Добрынин А.И. «Экономическая теория» «Питер» Санкт-Петербург 2010г. II. Дополнительная: 1.Булатов А.С. Экономика, М. «Бек», 2007. 2. Мамедов О.Ю. Современная экономика (лекционный курс) Ростов –на- Дону, «Феникс» 2008. 3.Мамедов О.Ю. Современная экономика (семинарские занятия) Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008. 4.Носова С.С. Экономическая теория М.»Владос»2007. 5. Экономическая теория под. ред. В.Д. Камаева М. «Владос» 2005. 6. Добрынин А.И. «Экономическая теория» «Питер» Санкт-Петербург 2008. 7. Добрынин А.И. « Задачи, логические схемы» «Питер» Санкт-Петербург 2008. 8. Витяпин В.И.Добрынин А.И. и др. Учебник М. Инфра-М. 2007. 9. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А. «Курс экономической теории» Киров «Издательство АСА» 2004. 10. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А. «Сборник экономических задач» Киров «Издательство АСА» 2004. 11. А.Г.Грязнова, В.М.Соколинский «Экономическая теория»; Учебное пособие – М.: КНОРУС 2006. Темы рефератов: 1. Институционализм и кейнсианство как ведущие альтернативные школы 2. Методология экономической науки 3. История развития экономической теории
Вопросы для самостоятельной работы студентов 1. Экономические школы и направления 2. Методы научного исследования и изложения
Основные понятия: Предмет экономической теории, ресурсы и факторы производства, экономический рост; экстенсивно (количественный прирост);интенсивно (качественное обновление); эффективность; неэффективность. методы научного исследования.
Цель Дать основные понятии предмета экономики. Выяснить цели экономического прогресса, определить функции экономической науки. Задача: на основе анализа проблемы экономической ограниченности ресурсов. Сформировать научное представление об экономике как объекте изучения и объекте управления, навыки активного участия в экономических процессах на основе понимания законов и закономерностей развития экономики.
Предмет экономи ки Экономика (с греч. - искусство ведения домашнего хозяйства) представляет собой национальное хозяйство какой-либо страны или его часть; совокупность производственных отношений, определяющих общественно-экономические формации, т.е. отношения людей по поводу производства, обмена, распределения и потребления каких-либо продуктов; комплекс экономических наук.
В настоящее время господствует то понимание природы экономической науки, которое выражено в определении английского экономиста Лайонела Роббинса: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование». Экономическая теория – это наука, изучающая производственные отношения людей по поводу использования ограниченных ресурсов для производства материальных благ. Предметом экономики является изучение экономических категорий и законов, которые действуют при использовании обществом ограниченных ресурсов, необходимых для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей членов этого общества. Цели экономического прогресса: 1. Обеспечение потребностей каждого члена общества посредством большего количества и лучшего качества товаров и услуг при условии роста эффективности всех элементов общественного производства. 2. Справедливое распределение доходов между работающими и неработающими членами общества. 3. Эффективная занятость населения в соответствии с желаниями населения и потребностями общества. 4. Обеспечение социальной компенсации роста цен. 5. Участие во всемирном хозяйстве, поддержание эффективного торгового и финансового баланса в международных экономических отношениях. Экономика призвана ответить на три основных вопроса: Что производить? Как произвести товары и услуги? Для кого производить? Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, когда соотношение выгоды/затраты - не что иное, как показатель эффективности хозяйствования. Экономика условно делится на макро- и микроэкономику. Макроэкономика - часть экономики, охватывающая экономические процессы в масштабах определенных территориальных границ. Микроэкономика - часть экономики, связанная с поведением отдельных экономических субъектов (потребители и производители) на отдельных рынках.
Функции экономической науки Применительно к экономической теории функции означают те задачи, которые решает эта теория в системе познания объективного мира, а также ее задачи по отношению к другим научным дисциплинам. Познавательная функция экономической теории заключается в научном познании (изучении) законов, закономерности и категорий экономической жизни в ее основных проявлениях о круговороте общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена, потребления). Она изучает сущностные, внутренние, определяющие связи реальных процессов. Экономическая теория познает законы и тенденции развития общества, особенно применительно к современному его состоянию. Методологическая функция экономической теории проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных, историко-экономических, а также экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний. Выявленные экономической теорией законы (повышения производительности труда), категории ("деньги", "финансы", "кредит" и т.д.) касаются всех экономических наук. Научное определение сущности этих законов, таким образом, относится к прерогативе экономической теории в целом. Следующей функцией является прагматическая или практически- прогностическая. В связи с проблемой разработки и обоснования научных прогнозов следует указать и на возможности постановки экономических экспериментов, которые являются проверкой тех или иных форм хозяйствования в реальной экономической действительности, т.е. апробацией определенных теоретических выводов, гипотез, моделей. Как и всякая другая наука, экономическая теория выполняет образовательную функцию. Она формирует экономическое мышление и соответствующее сознание, т.е. образовательная функция в конечном итоге определяет хозяйственное поведение, воздействует на общественную психологию. Знание основ экономической теории необходимо не только как элемент гуманитарного образования, но и для определения своего выбора в жизни. Человек с более широким кругозором и глубоким пониманием социальных сил современной экономики в конечном счете добьется большего материального успеха, чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу же приобрести практический опыт.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.008 с.) |