Роль и место общества в обеспечении национальной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место общества в обеспечении национальной безопасности



На протяжении длительной истории человеческих обществ по-разному оценивались роль и значение трех субъектов обеспечения безопасности: государства, общества и личности. Длительное время государство пыталось брать на себя все заботы по обеспечению внешней и внутренней безопаснос­ти страны, принижая роль общества в создании безопасных условий жизни для отдельной личности, социальной группы, со­циальной общности, целого государства.

Современная система обеспечения национальной безопасности России не ограничивается государственным уровнем. В нее включаются общество, и отдельные граждане. Общественная система обеспечения национальной безо пасности является составной частью общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является истина, что государство призвано служить обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства.

Наличие и одновременное функционирование государственной и общественной систем обеспечения национальной безопасности создает стабильность в стране и то «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед.

В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне общественной системы в России можно рассматривать: 1) органы местного самоуправления; 2) частный нотариат и адвокатура; 3) негосударственные охранные службы и детективные агентства; 4) общественные объединения и отдельные граждане.

Социальные общности на муниципальном уровне наиболее чувствительны к деятельности государственных органов по повышению качества жизни граждан. На местном уровне реализуется большинство жизненно важных интересов личности, социальной общности.

Органы местного самоуправления создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, реализуют гибкую систему управления, приспособленную к местным особенностям иусловиям безопасности, способствуют развитию инициативы и самостоятельности граждан. Правовые основы местного самоуправления определяются Конституцией России, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, Уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают руководителей. В вопросах обеспечения безо пасности значение имеет отнесение к полномочиям местного самоуправления получение от предприятий, расположенных на территории муниципального образования, необходимых сведений о проектах планов предприятий, обязательное согласование этих планов в соответствующих органах структуры местного самоуправления; внесение предложений по проектам планов промышленных предприятий по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения: рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий и ряд других.

В целях социальной защиты граждан местная администрация формирует фонд социальной защиты населения, распоряжается его средствами с его целевым назначением. Она призвана обеспечить витальные и социальные жизненно важные интересы личности.

Одним из негосударственных субъектов обеспечения безопасности личности выступает частный нотариат. Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 1993 г. Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охранять собственность путем совершенствования различных нотариаль­ных действий; предупреждать правонарушения, укреплять законность. Квалификационная деятельность частного нотариата как структурного компонента системы обеспечения национальной безопасности оказывает непосредственное влияние на материальное и духовное благополучие граждан, способствует укреплению безопасности как физических, так и юридических лиц в Российской Федерации.

Адвокатура призвана выполнять важнейшие функции, связанные с оказанием юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям. Адвокаты дают консультации, разъяснения, справки, советы по правовым вопросам; составляют документы юридического характера; представляют в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях ответчиков и истцов; осуществляют юридическое обслуживание учреждений, предприятий, организаций на договорной основе; ведут защиту граждан по уголовным делам и т. п.

Согласно Положению об адвокатуре, она является общест­венным объединением, формируемым на добровольной основе из лиц, имеющих высшее юридическое образование и занимаю­щихся адвокатской деятельностью. Она функционирует на прин­ципах самоуправления, самостоятельно решая внутренние воп­росы своей деятельности. Основной организационной формой и первичным звеном адвокатуры являются юридические кон­сультации, образуемые в городах и районах. Юридические консультации объединяются в коллегии адвокатов, которые об­разуются в субъектах Российской Федерации. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание или конференция членов коллегии.

Частные детективные и охранные службы оказывают физическим и юридическим лицам на основе взаимной договоренности услуги по защите интересов граждан, охране имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц и др. Их деятельность дополняет работу правоохранительных органов государства по защите законных прав и интересов граждан, предприятии и организаций. Основным законом, регламентирующим оказание услуг в сфере охраны и сыска, является Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Согласно закона, частные охранные предприятия имеют право на предоставление услуг по: 1) защите жизни и здоровья граждан от преступных посяга­тельств; 2) охране имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, физическими и техническими средствами; 3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслужи­вание средств пожарно-охранной сигнализации; 4) консультирование и подготовка рекомендаций по воп­росам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Частные детективные агентства осущест вляют: 1) сбор сведений по гражданским и уголовным делам; 2) сбор информации о предпринимательской деятельности с целью выявления надежности партнера клиента; установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию; 3) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов; 4) поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества.

На частных предприятиях создаются службы бе зопасности, которые являются структурными подразделениями предприятий и осуществляют как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шантажа.

Общественные объединения граждан в зависимости от орга низационно-правовых форм их создания можно разделить на следующие виды:

1) общественные организации (функционируют на основе членства и совместной деятельности для зашиты общих интересов объединившихся граждан);

2) общественные движения (состоят из участников без членства и преследуют социальные, политические и иные общественно-полезные цели);

3) общественные фонды (не имеющие членства общественные объединения, цель которых заключается в накоплении имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно-полезные цели);

4) общественные учреждения;

5) органы общественной самодеятельности;

6) союзы и ассоциации.

В зависимости от территориальной сферы деятельности об щественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные, местные. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и т. д.

Старейшей формой общественного объединения граждан являются профсоюзы. Статус профсоюзных организаций определяется Законом Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 1996 г. Закон определяет, что профсоюзы представляют собой доброволь ные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и за щиты их социальных прав и интересов.

В своей деятельности профсоюзы независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтроль­ны. Они защищают права своих членов на труд, ведут перегово­ры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение, соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством.

В обеспечение экологической безопасности значительный вклад вносят различные общественные организации «зеленых», мобилизуя общественность на борьбу с многочисленными случаями загрязнения окружающей природной среды и привлекая внимание властей к этой острой проблеме.

Общественные структуры имеют свою специфику в каждой сфере жизнедеятельности. Они возникают в различных юридических организационных формах - организаций, фондов, ассо­циаций, союзов, научно-исследовательских и информационных центров, акционерных обществ, консорциумов, товариществ с ограниченной ответственностью, школ, клубов, служб, групп и отделов, добровольных обществ, органов общественного самоуправления и т. д.

Общественная система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность перечисленных выше и других негосударственных структур, действующих в различных сферах жизнедеятельности общества и имеющих свои задачи. Возникновение многочисленных общественных структур происходит, как правило, стихийно и является реакцией граждан на реальное или вероятное возникновение угроз жизненно важным и просто важным интересам личности, социальной группы, общности и общества в целом. Тем самым общество осознанно включает дополнительные механизмы обеспечения национальной безопасности.

Выделим круг задач, которые призвана решать общественная система обеспечения наци ональной безопасности Российской Федерации:

1) методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государ­ством в целях защиты национальных интересов России в сфере безопасности;

2) проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов и важных интересов личности;

3) борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;

4) обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;

5) непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т. д.;

6) предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;

7) разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и другие.

Обе системы обеспечения национальной безопасности - государственная и общественная - должны работать в тесном взаимодействии. Однако такого взаимодействия пока еще нет.

Современное понимание национальной безопасности отражает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность безопасности личности и общества на всех уровнях - от международного до конкретного локального или регионального уровня.

Однако Концепция национальной безопасности Рос­сийской Федерации не уделяет должного внимания региональным и местным аспектам обеспечения национальной безопасности. Если понятие «национальная безопасность» охватывает все уровни социума, то региональная безопасность объемлет лишь часть территории России и социальную общность, проживающую на ней. При рассмотрении проблем региональной безопасности логично под регионом понимать субъект Федерации. Это связано с тем, что именно органы власти субъектов Федерации являются основным субъектом обеспечения региональной безопасности и основным агентом региональной политики в целом.

Под региональной безопасностью понимается защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.

Аналогично определяется безопасность на муниципальном (местном) уровне. Муниципальный уровень включает проблемы безопасности крупных городов, районов, других поселений, имеющих статус муниципальных образований.

 

 


Схема 3.1. Структура региональной безопасности

 

Крупные города, являющиеся субъектами Федерации, формально могут быть отнесены как к региональным, так и к муниципальным образованиям. Проблемы безопасности мегаполисов - экономической безопасности, борьбы с преступностью, продовольственного обеспечения, предупреждения чрезвычайных ситуаций, эколого-медицинских, атомных источников энергии - имеют несколько иное содержание и пути решения, чем в малых городах или сельских районах.

В муниципальных образованиях, включающих малые города, сельские населенные пункты, существуют свои, специфические угрозы жизненно важным интересам личности и социальной общности данного территориального образования: безработица, отсутствие необходимой социально-бытовой инфра­структуры; относительная недоступность медицинской помо­щи, других услуг, низкий уровень коммуникаций, удаленность от учреждений культуры и т. д.

В связи с наличием как внутренних, так и внешних угроз региональная безопасность должна обеспечиваться силами и средствами данного субъекта Федерации в тесном взаимодействии и при поддержке соответствующих сил и средств федеральной центра и других субъектов страны, где располагаются источники угроз.

В последние годы острой становится проблема регионального сепаратизма, Федерация может возникнуть только в результате такой трансформации политических, экономических, социальных, этнических, религиозных и других интересов, которая убедит большинство населения в необходимости федеративного устройства нашей страны.  

Тенденция подмены национальных интересов интересами отдельных этнорегиональных групп и кланов продолжает углубляться. К тому же в ходе распада СССР и становления российской государственности чрезвычайно запутанным оказался вопрос о суверенитете, что способствовало возникновению сепаратистских тенденций. Это порождает немало разногласий и споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Эти противоречия, вызванные как объективными, так и субъективными причинами, проявляются в различных формах и зачастую ведут к ослаблению внутрифедеральных связей и единой государственной власти. В результате проблема регионального сепаратизма превращается в одну из самых серьезных угроз национальной безопасности России.

Российские регионы всегда резко отличались по своим геополитическим и социально-экономическим характеристикам, но сегодня они стремительно разделяются на «богатые» и «бедные», что вызывает не только экономические, но и политические последствия: рост идеи сепаратизма, выхода из состава Российской Федерации, пересмотр административных границ страны и т.д. Для укрепления национальной безопасности страны необходимо обеспечить сохранение государственного суверенитета как единого и неделимого на всей территории России, пресечение процесса конфедерализма.

Во многих приграничных регионах необходимо решать задачи по противодействию экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств, а также по пресечению деятельности транснациональной организованной преступнос­ти и незаконной миграции. Все это сказывается на уровне национальной безопасности страны в целом.

Поэтому в существующих условиях приоритетным направ­лением в деятельности всех органов государственной власти, как в центре, так и на местах, должна стать борьба с угрозами безопасности различного характера, обеспечение внутренней безопасности. Это реальный путь преодоления кризисных явле­ний и ускорения развития страны.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что понимается под обеспечением национальной безопас ности?

2. В чем заключается сущность государственной политики обеспечения НБ?

3. Что такое система обеспечения НБ России и каков ее состав?

4. Каков состав государственных органов, сил и средств обе спечения НБ РФ?

5. Каковы основные задачи Совета Безопасности Россий ской Федерации?

6. Почему до сих пор вооруженные конфликты остаются неизжитыми?

7. Каковы закономерности спада и подъема военной актив ности?

8. В чем заключаются основные этапы урегулирования кон фликтов?

9. Каковы основные негосударственные субъекты обеспече ния НБ России?

10. В чем состоят задачи негосударственной систе мы обеспечения НБ?

11. Каковы основные негосударственные субъекты обеспече ния НБ России?

Тема 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.025 с.)