Национальная безопасность России в ее правовых документах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная безопасность России в ее правовых документах



 

Сегодня наша страна оказалась в зоне воздействия широкого спектра угроз, создавших реальную опасность существова­нию России и ее гражданам. Возникла необходимость разработки концептуального документа, в котором были бы отражены долговременные стратеги­ческие задачи и приоритеты в осуществлении политики национальной безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI веке.

В течение ряда лет руководством России предпринимались определенные усилия, направленные на преодоление негативных явлений и угроз, порожденных как современной действительностью, так и собственно российской историей. Принятие в 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а в 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – «Стратегия НБ РФ») стало нормативно-правовой базой в формировании государственной политики в сфере национальной безопасности (общая структура «Стратегии НБ РФ дана на схеме 1.4.»).

В первом разделе «Общие положения» Стратегии дается трактовка основные терминов в сфере национальной безопасности.

Во втором разделе «Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития» дается характеристика России в мировом сообществе, фиксируется ее место в рамках данного сообщества. Обозначаются взаимоисключающие тенденции в мире: первая - укрепление экономических и политических позиции значительного числа госу­дарств, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами.

И вторая тенденция – попытка США и ее союзников сохранения однополярного мира. Проявляется она через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, главным образом, военно-силовые решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

В перспективе для России объективно сохраняется общность интересов с другими государствами по многим проблемам международной безопасности - в противодействии распространению оружия массового уничтожения, предотвращении и урегулировании региональных конфликтов, борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, в решении экологических проблем глобального характера, в обеспечении ядерной и радиационной безопасности.

 

Схема 1.4.  Сфера и субъекты обеспечения национальной безопасности России

В третьем разделе «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» определены национальные интересы России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Раскрывая содержание национальных интересов Стратегия определяет восемь сфер обеспечения защиты: экономическую, внутриполитическую, социальную, международную, информационную, военную, пограничную, экологическую. Обеспечение защиты национальных интересов осуществляется институтами государства во взаимодействии с общественными организациями.

В четвертом разделе «Обеспечение национальной безопасности» определены структуры и пути обеспечения НБ. Обеспечение национальной безопасности - комплекс мер политическо­го, правового, экономического, военного, информационного, социального, экологического и другого характера и это дело как государства, так и народа.

В пятом разделе «Организационные, нормативные, правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии» раскрыт механизм реализации национальной безопасности в стране.

В шестом разделе Стратегии «Основные характеристики состояния национальной безопасности» определены ее основные характеристики.

Такова структура шести разделов Стратегии. Этот важный концептуальный документ отражает необходимость выделить национальную безопасность как главную проблему в развитии российской государственности и общества. Данная Стратегия в полном объеме изложена на стр. 150-170 настоящего Пособия.

Однако среди сфер обеспечения национальных интересов отсутствует такая важная сфера, как демографическая, что непонятно в виду явной депопуляции русской и большинства других наций России. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации демографические интересы не включены в систему национальных интересов и не подпадают под защиту в разделе третьем, где классифицируются угрозы национальной безопасности.

Правовую основу Стратегии национальной безопасности страны представляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О безопасности», «Об обороне», федеральные конституционные и федеральные законы, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией, регламентирующие сферу национальной, коллективной, региональной и глобальной безопасности.

Гарантии безопасности обеспечиваются в современном мире в значительной степени по-прежнему силой или угрозой применения силы. И, тем не менее, все большее значение в мире приобретают научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие несиловые факторы обеспечения национальной безопасности.

Образование Российской Федерации как государства выдвинуло проблемы обеспечения национальной безопасности в число первостепенных задач. Это не могло не отразиться на содержании нормативно-правовых актов и, в частности, действующего Закона России «О безопасности» от 28.12.2010 года.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности законом определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления. В соответствии со ст. 2 Закона основными принципами обеспечения безопасности являются:

«1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.»

Ст. 3 Закона определяет содержание деятельности по обеспечению безопасности: «1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.».

Главной целью обеспечения безопасности Российской Федерации является создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности. Экономическое, политическое, международное и военно-стратегическое положение страны должно исклю­чать опасность ослабления роли России как субъек­та международного права, создавать благоприятные условия для развития нации.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска и другие органы.

Что касается средств, то безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политичес кими, экономическими, правовыми, военными, организацион ными и ресурсными. Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения НБ.

Основные ресурсы обеспечения, помимо объективных преимуществ географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, достаточно высоким научно-техническим потенциалом, возможностями ее природы и недр и рядом других факторов.

Перечень механизмов федерального вмешательства широк: объявление режима чрезвычайного положения; введение прямого президентского правления; перераспределение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; использование процедуры импичмента; роспуск законодательных органов власти; меры финансового воздействия; отмена незаконного решения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации; ликвидация субъекта Федерации как самостоятельного образования и др.

Обратимся к Г.Гегелю, который отмечал, что «сила страны состоит не в количестве ее жителей и солдат, не в плодородии земли и не в количестве территории, а в том, как посредством разумного соединения частей в единую государственную власть все это используется для реализации ве­ликой цели - совместной защиты» (Гегель Г.-В.-Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 104).

Контрольные вопросы по теме:

1. Каковы основные функции, выполняемые людьми в про цессе своей жизнедеятельности?

2. Каковы взаимоотношения между категориями «развитие» и «безопасность»?

3. Что такое безопасность жизнедеятельности?

4. Что понимается под термином «национальная безопас ность»?

5. Что такое система национальной безопасности?

6. Каковы принципы обеспечения национальной безопас ности России?

7. Каковы основания для деления НБ на внутреннюю и внешнюю?

8. Какова классификация НБ по сферам жизнедеятельности?

9. Что понимается в США под термином «национальная бе зопасность»?

10. Каковы особенности американского подхода к проблеме НБ?

13. Какова структура американской системы обеспечения безопасности?

14. Что включает в себя «Стратегия национальной безопасности»?

Тема 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.014 с.)