В 6 семестре - в форме экзамена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 6 семестре - в форме экзамена.



Утверждаю

Председатель Методического совета Юридического института

                                       Е.Е. Орлова

«21»            января     20 20  г.

Рабочая программа дисциплины

                     Б1.Б.36.2 Уголовно-исполнительное право                    

(шифр и наименование дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом подготовки)

                                                                                                                       

Специальность:

      40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности     

(шифр и наименование)

Специализация:

                                         Уголовно-правовая                                        

 (наименование профиля образовательной программы)

Формы обучения:

                                             очная, заочная                                           

Составитель:

                               Безопасность и правопорядок                              

(наименование кафедры)

                          доцент Тетюхин Игорь Николаевич                         

(должность, фамилия, имя, отчество составителя программы)

Тамбов 2020

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1614, и утвержденным учебным планом подготовки.

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Безопасность и правопорядок» протокол № 6 от 10.01.2020.

 

Заведующий кафедрой                                                  А.М. Попов

 

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Научно-методического совета по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности протокол № 1 от 14.01.2020.

 

Председатель НМСС                                     _             Р. Л. Никулин


 

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине и ее место в структуре ОПОП

1.1. В результате освоения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» у обучающихся должны быть сформированы компетенции, представленные в Таблице 1.

 

Таблица 1 –Формируемые компетенции и результаты обучения

 

Индекс компетенции / Структурной составляющей компетенции

Формулировка компетенции /

Структурные составляющие компетенции (результаты обучения)

1

2

ПСК-2

способностью осуществлять профессиональную деятельность, направленную на обеспечение деятельности органов и учреждений, осуществляющих исполнение уголовных наказаний

С1-ПСК2

знает нормы действующего уголовно-исполнительного законодательства России, иметь представление о пенитенциарном праве зарубежных государств

С2-ПСК2

уметь оперировать понятиями, принципами, категориями в области пенитенциарного законодательства

С3-ПСК2

владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в области исполнения уголовных наказаний

1.2. Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» входит в состав базовой части образовательной программы. До ее изучения обучающийся должен успешно освоить дисциплины «Конституционное право», «Юридическая психология», «Криминалистика», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Международное право».

 

1.3. Освоение данной дисциплины способствует более глубокому освоению обучающимися содержания образовательной программы; расширению и углублению знаний и умений, для последующего изучения всех предусмотренных учебным планом дисциплин, прохождения практик и Государственной итоговой аттестации.


 

2. Объём дисциплины

 

Объем дисциплины составляет 7 зачетных единиц, включая трудоемкость промежуточной аттестации.

Ниже приведено распределение общего объема дисциплины (в академических часах) по видам учебных занятий в период теоретического обучения.

 

Очная форма обучения

 

Виды работ Всего 5 семестр 6 семестр
1 2 3 4
Контактная работа обучающихся с преподавателем на учебных занятиях:      
занятия лекционного типа 54 18 36
лабораторные занятия 0 0 0
практические занятия 72 36 36
Самостоятельная работа обучающихся 90 54 36

Промежуточная аттестация обучающихся проводится:

в 5 семестре - в форме зачета;

В 6 семестре - в форме экзамена.

 

Заочная форма обучения

 

Виды работ Всего 4 курс
1 2 3
Контактная работа обучающихся с преподавателем на учебных занятиях:    
занятия лекционного типа 8 8
лабораторные занятия 0 0
практические занятия 12 12
Самостоятельная работа обучающихся 219 219

Промежуточная аттестация обучающихся проводится:

на 4 курсе - в форме зачета;

Раздел 1. Общая часть.

Раздел 2. Особенная часть.

Тема 6. Исполнение отдельных видов наказаний не связанных с изоляцией от общества.  

1. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ. 

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа. 

3. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ. 

4. Порядок и условия исполнения наказания в виде принудительных работ.

5. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 

6. Исполнение дополнительных видов наказания. 

Тема 9. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

1. Социально-правовое назначение, основание и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. 

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

3. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей. 

4. Режим в местах содержания под стражей и средства его обеспечения.  

Тема 10. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы. Классификация осужденных к лишению свободы и распределение их по видам исправительных учреждений.

1. Места отбывания лишения свободы.

2. Понятие и содержание классификации осужденных к лишению свободы. 

3. Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения.

4. Распределение осужденных к лишению свободы и порядок приема их в исправительные учреждения. 

5. Изменение вида исправительного учреждения. 

6. Дифференциация исполнения лишения свободы в зависимости от вида лишения свободы и установленного в нем режима.

Тема 11. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

1. Исполнение наказания в исправительных колониях общего режима. 

2. Исполнение наказания в исправительных колониях строгого режима. 

3. Исполнение наказания в исправительных учреждениях особого режима. 

4. Исполнение наказания в колониях-поселениях. 

5. Исполнение наказания в воспитательных колониях.

6. Тюрьмы: их виды, состав осужденных, условия отбывания. 

Тема 12. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения.  

1. Основные средства уголовно-исполнительного воздействия на осужденных.

2. Режим в исправительных учреждениях и его функции. 

3. Содержание режима в исправительных учреждениях. 

4. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания. 

5. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях. 

6. Режим особых условий в исправительных учреждениях. 

Тема 13. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

1. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы. 

2. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. 

3. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы. 

4. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы. 

Тема 14. Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.

1. Принципы и формы организации труда осужденных. 

2. Условия труда осужденных к лишению свободы.

 3. Оплата труда осужденных к лишению свободы. 

4. Охрана труда, страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы. 

5. Организация общеобразовательного и профессионально-технического обучения. 

Очная форма обучения

5 семестр

Номер
темы

Часы (академические), отведенные на изучение темы

занятия лекционного типа лабораторные занятия практические занятия самостоятельная работа
1 2 3 4 5
Тема 1 2   4 6
Тема 2 2   4 6
Тема 3 2   4 6
Тема 4 2   4 6
Тема 5 2   4 6
Тема 6 2   4 6
Тема 7-8 2   4 6
Тема 9-10 2   4 6
Тема 11-12 2   4 6

 

6 семестр

Номер
темы

Часы (академические), отведенные на изучение темы

занятия лекционного типа лабораторные занятия практические занятия самостоятельная работа
1 2 3 4 5
Тема 13 4   4 4
Тема 14 4   4 4
Тема 15 4   4 4
Тема 16 4   4 4
Тема 17-18 4   4 4
Тема 19-20 4   4 4
Тема 21-22 4   4 4
Тема 23 4   4 4
Тема 24 4   4 4

Очная форма обучения

4 курс

Номер
темы

Часы (академические), отведенные на изучение темы

занятия лекционного типа лабораторные занятия практические занятия самостоятельная работа
1 2 3 4 5
Тема 1-6 2   2 54
Тема 7-12 2   4 56
Тема 13-18 2   4 54
Тема 19-24 2   2 55

 

4. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся

Внеаудиторная СРС включает, в частности, следующие виды деятельности:

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- решение задач и упражнений;

- подготовку к мероприятиям текущего контроля, зачетам и экзаменам;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам (тестам);

- участие в выполнении коллективных проектов учебного назначения.

Задание:

1. По рекомендованной литературе изучить указанные выше вопросы.

2. По исследуемой теме подготовить устные сообщения. 

 

Тема 2. История развития уголовно-исполнительного права и законодательства.

1. Пенитенциарное законодательство и право России в Х – начале ХХ в.

2. Исправительно-трудовое законодательство и право России в советский период. 

3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. 

Задание:

1. По рекомендованной литературе исследовать историю развития и становления уголовно-исполнительно права России в Х в. - начале ХХ в. 

2. По рекомендованной литературе изучить понятие и сущность исправительно-трудового права России.

3. По исследуемой теме подготовить устные сообщения и доклады.

4. По исследуемой теме по желанию подготовить реферат.

 

Раздел 2. Особенная часть.

Тема 9. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

1. Социально-правовое назначение, основание и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. 

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. 

3. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей. 

4. Режим в местах содержания под стражей и средства его обеспечения.

  Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить особенности содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

2. По исследуемой теме подготовить устные сообщения и доклады.

 

Тема 10. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы. Классификация осужденных к лишению свободы и распределение их по видам исправительных учреждений.

1. Места отбывания лишения свободы.

2. Понятие и содержание классификации осужденных к лишению свободы. 

3. Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения.

4. Распределение осужденных к лишению свободы и порядок приема их в исправительные учреждения. 

5. Изменение вида исправительного учреждения. 

6. Дифференциация исполнения лишения свободы в зависимости от вида лишения свободы и установленного в нем режима.

Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы.

2. Рассмотреть особенности дифференциации исполнения лишения свободы в зависимости от вида установленного режима.

3. Изучить обстоятельства, при которых происходит изменение вида исправительного учреждения.

4. По исследуемой теме подготовить устные сообщения и доклады.

 

Тема 11. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

1. Исполнение наказания в исправительных колониях общего режима. 

2. Исполнение наказания в исправительных колониях строгого режима. 

3. Исполнение наказания в исправительных учреждениях особого режима. 

4. Исполнение наказания в колониях-поселениях. 

5. Исполнение наказания в воспитательных колониях.

6. Тюрьмы: их виды, состав осужденных, условия отбывания. 

Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

2. По исследуемой теме подготовить устные сообщения и доклады.

 

Тема 12. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

1. Основные средства уголовно-исполнительного воздействия на осужденных.

2. Режим в исправительных учреждениях и его функции.

3. Содержание режима в исправительных учреждениях.

4. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания. 

5. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.

6. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить основные средства уголовно-исполнительного воздействия на осужденных.

2. Изучить понятие режим в исправительных учреждениях, его функции и виды.

3. По исследуемой теме подготовить устные сообщения.

 

Тема 13. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

1. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

2. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.

3. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы.

4. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы.

Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить общую характеристику условий отбывания наказаний в исправительных учреждений разных типов.

2. Изучить виды условий отбывания наказания в исправительных учреждениях.

3. По исследуемой теме подготовить устные сообщения.

 

Тема 14. Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.

1. Принципы и формы организации труда осужденных.

2. Условия труда осужденных к лишению свободы.

3. Оплата труда осужденных к лишению свободы.

4. Охрана труда, страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы.

5. Организация общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

  Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить условия привлечения к труду осужденных.

2. Изучить условия получения осужденными общеобразовательного и профессионально-технического образования.

3. По исследуемой теме подготовить устные сообщения.

 

Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить особенности исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.

2. По исследуемой теме подготовить устные сообщения

 

Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить особенности исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

2. Рассмотреть особенности применения данного вида наказания в отношении отдельных категорий военнослужащих.

3. По исследуемой теме подготовить устные сообщения.

 

Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить основания освобождения от отбывания наказания.

2. Изучить порядок предоставления к досрочному освобождению от отбывания наказания.

3. Изучить особенности предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией, и контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания.

4. По исследуемой теме подготовить устные сообщения

 

Задание:

1. По рекомендуемой литературе изучить порядок и условия помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания.

2. Изучить условия социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания.

3. Рассмотреть порядок и условия осуществления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

4. По исследуемой теме подготовить устные сообщения.

 

Практические занятия

Номер темы Тема практического занятия Форма проведения
1 2 3
1 Уголовно-исполнительная политика. Общая характеристика уголовно-исполнительного права. Семинар
2 История развития уголовно-исполнительного права и законодательства. Защита рефератов
3 Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. Нормы уголовно-исполнительного права и уголовно-правовые отношения Презентации
4 Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания Решение задач, семинар
5 Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, и контроль за их деятельностью Групповая дискуссия, решение задач
6 Исполнение отдельных видов наказаний не связанных с изоляцией от общества Семинар, решение задач
7 Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы Презентации
8 Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста Групповая дискуссия, решение задач
9 Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Групповая дискуссия, решение задач
10 Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы. Классификация осужденных к лишению свободы и распределение их по видам исправительных учреждений Групповая дискуссия, решение задач
11 Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы Групповая дискуссия, решение задач
12 Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения Групповая дискуссия, решение задач
13 Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях Контрольная работа, семинар
14 Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы Групповая дискуссия, решение задач
15 Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы Групповая дискуссия, решение задач
16 Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях Групповая дискуссия, решение задач
17 Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе Групповая дискуссия, решение задач
18 Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих Групповая дискуссия, решение задач
19 Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части Групповая дискуссия, решение задач
20 Освобождение от отбывания наказания Групповая дискуссия, решение задач
21 Помощь осужденным, освобожденным от отбывания наказания и контроль за ними Групповая дискуссия, решение задач
22 Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни Групповая дискуссия, решение задач
23 Осуществление контроля за поведением условно осужденных Групповая дискуссия, решение задач
24 Уголовно-исполнительное (тюремное или пенитенциарное) право зарубежных стран (Франция, Германия, США, Англия, Япония, Китай). Международное сотрудничество в области исполнения наказания Групповая дискуссия, решение задач

Процедура промежуточной аттестации регламентируется Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Тамбовском государственном техническом университете.

Оценочные материалы представлены в «Фонде оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине», входящем в состав отдельного документа ОПОП «Фонд оценочных средств по дисциплинам (модулям), практикам и НИР, Государственной итоговой аттестации».


6. Перечень учебной литературы, информационных ресурсов и технологий

6.1 Основная литература

1. Уголовно-исполнительное право [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.Я. Лебедев [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 287 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66302.html.

2. Уголовно-исполнительное право [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Е.А. Антонян [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 279 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52648.html.

 

6.2 Дополнительная литература

1. Головастова, Ю.А. Уголовно-исполнительное право как отрасль российского права.Современный взгляд [Электронный ресурс]: монография / Ю.А. Головастова. – М.: Юриспруденция, 2017. – 212 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68045.html

2. Закаржевский, Н.Н. Исполнение (отбывание) наказания в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию [Электронный ресурс]: монография / Закаржевский Н.Н. – М.: Русайнс, 2015. – 154 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48897.html.

3. Иванов, А.А. Индивидуализация исполнения наказания в России. Теория, история и практика [Электронный ресурс]: монография / Иванов А.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15364.html.

4. Ментюкова, М.А. Уголовно-исполнительное право России [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Ментюкова. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2015. – 80 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64602.html.

5. Практикум по уголовно-исполнительному праву РФ [Электронный ресурс] / С.Л. Бабаян [и др.]. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2017. – 120 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74172.html.

6. Свирин, Ю.А. Исполнительное право России [Электронный ресурс]: монография / Ю.А. Свирин. – Саратов: Вузовское образование, 2017. – 270 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66861.html.

7. Уголовно-исполнительная политика, законодательство и право. Современное состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] / А.С. Александров [и др.]. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014. – 299 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23044.html.

8. Уголовно-исполнительное право России. Основные термины и определения [Электронный ресурс]: словарь / сост. Зарубин А.В. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2017. – 44 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73028.html.

9. Филимонов, В.Д. Институт права. Институт уголовного права. Институт уголовно-исполнительного права [Электронный ресурс] / В.Д. Филимонов, О.В. Филимонов. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014. – 253 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23012.html.

Подготовка к лекциям.

Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от Вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.

Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это Вами. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.

Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.

Работая над конспектом лекций, Вам всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Подготовка к практическим занятиям.

Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.

Рекомендации по работе с литературой.

Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого Вы знакомитесь с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравниваете весомость и доказательность аргументов сторон и делаете вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.

Следующим этапом работыс литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.

Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:

- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;

- обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;

- фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;

- готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;

- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;

- пользоваться реферативными и справочными материалами;

- контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;

- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам;

- пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);

- использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;

- повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;

- обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);

- использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).

Подготовка к промежуточной аттестации.

При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:

- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;

- внимательно прочитать рекомендованную литературу;

- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).


 

8. Материально-техническая база

 

По всем видам учебной деятельности в рамках дисциплины используются аудитории, оснащенные необходимым специализированным оборудованием.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.134 с.)