Раздел 1 Возрастная физиология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 Возрастная физиология



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» являются формирование у студентов базиса знаний о возрастных особенностях функционирования организма человека и физиологических основах психической деятельности.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов базовые знания о биологической сущности человека, необходимые для полноценного усвоения курсов психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности и других дисциплин.

2. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности организма человека на различных возрастных этапах онтогенеза.

3. Опираясь на современные достижения в области физиологии и психофизиологии, вооружить студентов знаниями о физиологических механизмах восприятия, внимания, памяти, функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, эмоциональных состояний, стресса и других психофизиологических процессов и явлений.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла.

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплины «Биология». 

Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения возрастной физиологии и психофизиологии, имеют практическую направленность и необходимы для дальнейшего изучения таких учебных дисциплин как «Общая психология», «Педагогика»,«Психология профессионального образования», «Безопасность жизнедеятельности».

Основное значение возрастной физиологии и психофизиологии в образовании бакалавра заключается в приобретении навыков и умений, необходимых для работы с детьми и подростками в школе и средних специальных учебных заведениях. Процесс подготовки будущего бакалавра к пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, должен осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом психофизиологических особенностей студентов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Биология»:

Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

Умения: решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.  

Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· безопасность жизнедеятельности.

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина является базовой в части «Профессиональный цикл»

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ОПОП ВО.

Общекультурные компетенции:

способен использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-3)

готовностью поддерживать уровень физической подготовки обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

готовностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Общепрофессиональные компетенции:

способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОПК-2);

Профессиональные компетенции:

готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК-8);

готовностью к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29).

 

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· основные физиологические понятия; 

· вопросы общей и частной возрастной физиологии;

· нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков;

· физиологические механизмы психических процессов и состояний.

Уметь:

· самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой;

· формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов;

· использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методиками изучения функционального состояния организма;

· методиками оценки психофизиологических показателей человека.

 

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость составляет

· Аудиторная: 3 зачетных единиц /108 часов

· Самостоятельная: 56 часов – дневное отделение; 98 часов – заочное отделение.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

семестр

Всего зачетных единиц (часов)

семестр

Всего зачетных единиц (часов)

Семестр

з/о полный срок обучения з/о сокращенный срок обучения
Общая трудоемкость дисциплины 3/108 1-й 3/108 1-й 3/108 1-й
Аудиторные занятия 52   12   10  
Лекции 18 1-й 4 1-й 4 1-й
практические занятия 34   8   6  
семинарские занятия -   -   -  
             
лабораторные работы -   -   -  
другие виды аудиторных занятий -   -   -  
Самостоятельная работа 56 1-й 96 1-й 98 1-й
изучение теоретического курса 30 1-й 60 1-й 60 1-й

 

 

Таблица 1(окончание)

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) семестр Всего зачетных единиц (часов) семестр Всего зачетных единиц (часов) семестр
      з/о полный срок обучения   з/о сокращенный срок обучения  
курсовая  (контрольная) работа -   20   20  
домашние задания 10   -   -  
подготовка к экзамену 16   16   18  
Вид промежуточного контроля зачет   зачет   зачет  

 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Консультации
1  Возрастная физиология 1   9 20 20    
1.1 Введение в возрастную физиологию 1 1 1 - - Еженед. Контрольные вопросы – 1  
1.2 Организм – сложная  открытая саморегулирующаяся система 1 2 1 - 2 Еженед. тест – 1
1.3 Возрастные особенности  соматических и вегетативных функций 1 3 - 4 2 Еженед. Практическое задание- 3 Программированный контроль – 3

 

 

Таблица 2 (продолжение)

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Консультации
1.4 Общая физиология нервной системы 1 3 1 - 2 Еженед. Программированный контроль – 3
1.5 Частная физиология центральной нервной системы   1 4 1 2 2 Еженед. Анализ и решение конкретной ситуации – 4 Контрольные вопросы проблемного характера – 4
1.6 Физиология больших  полушарий головного мозга   1 4 1 2 2 Еженед. Выступление на семинаре - 4 Практическое задание - 4  
1.7 Физиология сенсорных систем   1 5 - 6 2 Еженед. Практическое задание - 5 Программированный контроль – 5
1.8 Физиология высшей нервной деятельности   1 6 2 2 2 Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 6 Практическое задание – 6    

 

Таблица 2 (продолжение)

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Консультации
1.9 Врожденная и приобретенная деятельность организма   1 7 - - 2 Еженед. Домашнее самостоятельное задание - 7  
1.10 Учение И.П. Павлова о типах  высшей нервной деятельности   1 8 2 2 2 Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 8 Практическое задание – 8
1.11 Биологическое созревание и  психическое развитие 1 9 - - 2 Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 9  
2 Психофизиология 1   9 14 36    
2.1  Введение в психофизиологию   1 10 1 - -   Контрольные вопросы - 10  
2.2 Психофизиология  эмоционально–потребностной   сферы 1 11 1 2 4 Еженед. Выступление на семинаре – 11  
2.3 Психофизиология внимания  и восприятия информации  1 12 1 2 4 Еженед. Деловая игра – 12 Анализ и решение конкретной ситуационной задачи – 12  

 

Таблица 2 (продолжение)

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Консультации
2.4  Психофизиология памяти и научения 1 13 2 2 4 Еженед.  Ролевая игра - 13 Анализ и решение конкретной ситуационной задачи - 13    
2.5 Психофизиология речи и мыслительной деятельности   1 14 - 2 6 Еженед. Анализ и решение конкретной ситуационной задачи – 14  
2.6  Функциональное состояние 1 15 - - 4 Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 15  
2.7 Психофизиология профессиональной деятельности 1 16 - 2 6 Еженед. Ролевая игра – 16
2.8 Биологические ритмы 1 17 2 2 4 Еженед. Выступление на семинаре – 17  
2.9 Психофизиология умственного труда 1 17 2 2 4 Еженед. Анализ и решение конкретной ситуационной задачи – 17
  Итого за семестр 108   18 34 56   Зачет

 

4.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 2. Психофизиология

Тема 2.1. Введение в психофизиологию. Психофизиология – наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Предмет, цель и задачи психофизиологии, ее связь с другими науками. Методы психофизиологии. Методы исследований работы головного мозга, электрической активности кожи, полиграфия.

Тема 2.2. Психофизиология эмоционально–потребностной сферы. Понятие потребности. Классификация потребностей. Мотивация как фактор организации поведения. Виды мотиваций. Физиологические теории развития мотиваций. Эмоции. Нейроанатомические субстраты эмоций. Классификация эмоций, их характерные черты. Компоненты эмоций. Биологическая теория эмоций П.К.Анохина и потребностно-информационная теория эмоций П.В.Симонова. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга и эмоции. Эмоции и здоровье. Влияние эмоций на деятельность человека.    Тема 2.3. Психофизиология внимания и восприятия информации. Понятие и виды внимания. Ориентировочная реакция как физиологическая основа непроизвольного внимания. Нейрофизиологические механизмы внимания. Значение таламуса и фронтальных зон коры головного мозга в организации внимания.

Детекторная концепция кодирования информации в нервной системе. Нейроны - детекторы. Гипотезы о механизмах восприятия. Концепции детекторной и частотной фильтрации. Топография приема, переработки и хранения информации. Специализированная роль левого и правого полушарий головного мозга. Концепция Е.Н.Соколова о роли нейронов новизны и тождества в процессах восприятия информации. Теория фильтра.

Тема 2.4 Психофизиология памяти и научения Память как особая форма отражения действительности. Процессы памяти (запоминание, хранение, воспроизведение информации), закономерности их протекания. Классификация памяти. Временная организация памяти. Этапы формирования энграмм. Время перехода энграмм из краткосрочной в долговременную память. Теории памяти. Теория Д.Хебба, синаптическая, реверберационная, биохимическая теории. Системы регуляции памяти. Нарушения памяти. Использование различных приемов мнемотехники в процессах обучения и укрепления памяти.

Понятие научения. Формы научения: пассивное, оперативное, научение с помощью наблюдения, инсайт. Теории научения. Представление о нейрофизиологических механизмах научения. Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой деятельности.

Тема 2.5. Психофизиология речи и мыслительной деятельности Речь как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Основные звенья речи. Локализация центров речи, их физиология и функциональное единство. Онтогенез речи. Афазия. Речевая киностезия. Экспрессивная, импрессивная, внутренняя речь. Речевая функциональная асимметрия. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления. Электроэнцефалографические корреляты мышления. Интеллект, его физиологическая основа и аспекты. Факторы, определяющие уровень развития интеллекта.

Тема 2.6 Функциональное состояние.    Определение функционального состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Методы диагностики функциональных состояний. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования.

Физиология сна. Виды сна. Онтогенез физиологического сна. Стадии формирования сна. Фазовые состояния ЦНС. Сон «быстрый» и «медленный». Изменение сознания во время сна. Теории развития сна. Сновидения. Функциональное значение сна.

Физиология стресса. Определение стресса. Классификация стрессов. Физиологический механизм развития стресса. Г.Селье о стрессе как общем адаптационном синдроме. Стадии развития стресса. Эустресс и дистресс. Стресс, поведение и здоровье человека. Управление стрессорными реакциями. Обратная связь в регуляции функциональных состояний и поведения человека.

Тема 2.7. Психофизиология профессиональной деятельности. Роль психофизиологии в решении практических задач психологии труда. Методы исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Психофизиологические функциональные состояния. Биологическая обратная связь как средство саморегуляции, эффективности выполнения профессиональной деятельности, поддержания работоспособности и надежности человека. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности

Тема 2.8. Биологические ритмы. Биологические ритмы. Хронобиология и биоритмология. Природные и биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. Понятие о биологических часах. Синхронизаторы. Внешняя и внутренняя синхронизация биоритмов. Пейсмекеры. Биоритмы и работоспособность. Индивидуальные биоритмы работоспособности. Десинхроноз, причины его возникновения и значение. Профилактика десинхроноза. Значение учения о биоритмах в педагогике.

Тема 2.9. Психофизиология умственного труда. Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда; эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде; интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха);

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Возрастная физиология и психофизиология» используются следующие формы:

● лекции; практические занятия, в рамках которых решаются задачи, обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; проводятся ролевые игры, контрольные работы;

● тестирование по отдельным темам дисциплины;

● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий; подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

● рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра

● консультирование студентов по вопросам учебного материала, решения ситуационных задач, подготовке к деловым и ролевым играм.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

 

Практическое занятие 1

Задание 1. Входной контроль.

Задание 2. Письменно ответить на следующие вопросы:

1. Дать определения понятия следующим дефинициям: физиология, психофизиология, онтогенез.

2. Перечислить основные методы физиологических исследований, привести примеры.

3. Каких известных ученых-физиологов вы знаете? Перечислите и укажите их основные достижения в этой области науки.

 

Практическое занятие 2

Цель: рассмотреть понятия гомеостаз, регуляция, саморегуляция.

Задание 1. При помощи учебника письменно ответить на следующие вопросы:

1. Что такое гомеостаз?

2. Что такое саморегуляция и регуляция функций в организме? Чем они отличаются?

3. Дайте определению терминам: гуморальная регуляция, гормоны, железы внутренней секреции.

4. Что такое положительные и отрицательные обратные связи?

 

Практическое занятие 3

Тема: «Физиология крови»

Цель: изучить строение и функции крови. Рассмотреть возрастные особенности системы крови.

Задание 1. Составить сравнительную характеристику клеток крови.

Задание 2. Провести микроскопирование клеток крови человека.

Задание 3. Изучить классификацию групп крови человека.

Задание 4. Изучить процесс свертывания крови.

Задание 5. Изучить сущность и виды иммунитета.

Задание 6. Составить словарь новых терминов, встречающихся в тексте и в учебно-методической литературе по теме «Физиология крови», дать им определение.

Задание 7. Ответить письменно на вопросы.

1. Какие функции выполняет кровь?

2. Каков химический состав плазмы?

3. Что представляет собой сыворотка крови?

4. Каков механизм транспорта кровью кислорода и углекислого газа?

5. Дайте характеристику фагоцитарным свойствам лейкоцитов.

6. Какую роль в иммунитете играют лимфоциты?

Практическое занятие 4

Тема: «Физиология сердечно-сосудистой системы»

Цель: освоить методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Измерить частоту сердечных сокращений.

Задание 2. Измерить уровень артериального давления.

Задание 3. Рассчитать величину должного артериального давления.

Задание 4. Определить резервы сердечно-сосудистой системы.

Задание 5. Составить прогноз физического состояния организма человека методом регрессии по Е.А. Пироговой.

Практическое занятие 5

Тема «Физиология дыхательной системы»

Цель: овладеть методами оценки показателей внешнего дыхания. Изучить возрастные особенности дыхательной системы.

Задание 1. Определить минутный объем дыхания.

Задание 2. Определить показатели фактической и должной жизненной емкости легких.

Задание 3. Определить тренированность дыхательной мускулатуры

Задание 4. Определить объем форсированного выдоха и индекс Тиффно.

Задание 5. Провести пробы с задержкой дыхания в состоянии покоя.

Задание 6. Пробы с задержкой дыхания после физической нагрузки.

Практическое занятие 6

Тема: «Физиология центральной нервной системы»

Цель: приобрести навыки исследования функционального состояния центральной нервной системы человека и ознакомиться с ее возрастными особенностями.

Задание 1. Изучить возрастные особенности нервной системы.

Задание 2. Исследовать сухожильные рефлексы.

Задание 3. Исследовать двигательные функции мозжечка.

Практическое занятие 7

Тема: «Физиологи вестибулярной сенсорной системы»

Цель: исследовать состояние вестибулярной сенсорной системы с помощью функциональных проб.

Задание 1. Наблюдать нистагм головы и глаз при вращении.

Задание 2. Определить функциональные возможности вестибулярной сенсорной системы (проба Воячека).

Практическое занятие 8

Тема: «Физиология кожной сенсорной системы»

Цель: ознакомиться с методами изучения свойств кожной сенсорной системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить пространственный порог тактильной чувствительности разных участков кожи.

Задание 2. Исследовать температурную адаптацию рецепторов кожи.

Практическое занятие 9

Тема: «Физиология зрительной сенсорной системы»

Цель: ознакомиться с методами изучения функционального состояния зрительной сенсорной системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить остроту зрения.

Задание 2. Определить поле зрения.

Задание 3. Выявить слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).

Задание 4. Наблюдать за изменением диаметра зрачка в зависимости от освещения.

Задание 5. Изучить аккомодацию глаза.

Практическое занятие 10

Тема: «Физиология условных рефлексов»

Цель: ознакомиться с условиями выработки условных рефлексов и с возрастными особенностями их образования.

Задание 1. Выработать зрачковый условный рефлекс.

Задание 2. Выработать условный мигательный рефлекс на звуковой раздражитель.

Задание 3. Выработать навык зеркального письма.

Практическое занятие 11

Тема: «Функциональная межполушарная асимметрия»

Общие положения

Цель: исследовать функциональную межполушарную асимметрию.

Задание 1. Определить степень функционального доминирования правой руки.

Задание 2. Выявить сенсорную асимметрию.

Тема: «Сигнальные системы действительности»

Цель: овладеть методами определения типов высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем. Изучить возрастные особенности формирования сигнальных систем.

Задание. Определить тип высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем.

Практическое занятие 12

Тема: «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека»

Цель: исследовать свойства нервной системы человека и определить тип высшей нервной деятельности.

Задание 1. Определить силу нервной системы методом многократной рефлексометрии.

Задание 2. Определить уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Задание 3. Определить подвижность нервных процессов (тест Бурдона).

Практическое занятие 13

Тема: «Физиология внимания»

Цель: изучить свойства внимания и его возрастные особенности.

Задание 1. Изучить величину колебания внимания.

Задание 2. Исследовать устойчивость произвольного внимания пробой «Перепутанные линии».

Задание 3. Изучить избирательность вынимания (тест Мюнстерберга).

 

 

Практическое занятие 14

Тема: «Физиология памяти»

Цель: изучить свойства памяти и ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить объем кратковременной вербальной памяти.

Задание 2. Определить объем кратковременной невербальной памяти.

Задание 3. Определить объем кратковременной образной памяти.

Задание 4. Определить объем смысловой кратковременной памяти.

Тема: Биологические ритмы

Практическ ое занятие 15

Тема: определение внутреннего отсчета времени

Цель: выявить преобладание в коре больших полушарий процессов возбуждения или торможения.

Задание 1. Дать характеристику понятия уравновешенности нервных процессов.

Задание 2. Провести пробу «индивидуальная минута»

Практическое занятие 16

Тема: определение биоритмологического типа человека

Цель: определить биоритмологический тип человека.

Задание 1. При помощи теста определить свой биоритмологический тип.

Задание 2. Составить рекомендации по рациональному использованию бюджета времени с учетом биоритмологическог типа.

Практическое занятие 17

Тема: исследование целенаправленной деятельности человека

Цель: выявить влияние предварительной постановки цели на результат деятельности.

Задание 1. Провести пробу с таблицей (цифра-буква).

Задание 2. Сделать вывод о зависимости результата деятельности от поставленной цели.

 

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

 Домашние семестровые задания для студентов очной формы обучения

Выполнение, оформление и подготовка к защите домашних семестровых заданий (ДСЗ) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задания, необходимые для выполнения домашних семестровых заданий (ДСЗ) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, выдает преподаватель, осуществляющий проведение практических занятий с указанием рекомендуемых литературных источников.

Домашние семестровые задания выполняются с целью практической проработки разделов дисциплины, что способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развивает творческую инициативу и самостоятельность, повышает интерес к изучению дисциплины и прививает навыки научно-исследовательской работы. Домашние семестровые задания по дисциплине выполняются каждым студентов в рамках самостоятельной работы по следующим тематикам:

ДСЗ 1. «Организм – сложная открытая саморегулирующаяся система» состоит из пояснительной записки (не менее 12–15 страниц), которая обязательно должна содержать следующие разделы:

1. Введение.

2. Уровни организации жизнедеятельности организма. Единство организма и внешней среды. Внутренняя среда организма. Гомеостаз.

3. Заключение

ДСЗ 2. «Физиология больших полушарий головного мозга» состоит из пояснительной записки, включающей следующие разделы:

1. Введение.

2. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Парная деятельность больших полушарий и особенность ее развития в онтогенезе.

3. Рефлексометрия как метод оценки функционального состояния ЦНС. Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий и ее взаимоотношений с подкорковыми структурами. Основные ритмы электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Формирование ЭЭГ в онтогенезе.

4. Заключение.

ДСЗ 3. «Врожденная и приобретенная деятельность организма» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Инстинкты как сложные безусловные цепьевые рефлексы, формирующие врожденную форму поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов.

3 Динамический стереотип, его физиологическая сущность, особенности и значение в процессе обучения и формирования навыков. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в обучении.

4. Заключение.

ДСЗ 4. «Биологическое созревание и психическое развитие» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Общие понятия о созревании. Критерии созревания. Биологический возраст. Проблема акселерации и ретардации развития и подростков. Критические и сензитивные периоды развития, их характерные особенности.

3. Динамика и гетерохронность созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие. Гетерохронность в созревании больших полушарий головного мозга и формирование особенностей психики человека.

4. Заключение.

ДСЗ 5 «Психофизиология эмоционально–потребностной сферы» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга и эмоции. Эмоции и здоровье. Влияние эмоций на деятельность человека.

3. Заключение.

ДСЗ 6. «Психофизиология речи и мыслительной деятельности» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Речь как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Основные звенья речи. Локализация центров речи, их физиология и функциональное единство.

3. Онтогенез речи. Афазия. Речевая киностезия. Экспрессивная, импрессивная, внутренняя речь. Речевая функциональная асимметрия.

4. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления. Электроэнцефалографические корреляты мышления. Интеллект, его физиологическая основа и аспекты. Факторы, определяющие уровень развития интеллекта.

5. Заключение.

ДСЗ 7 «Функциональное состояние» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Определение функционального состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Методы диагностики функциональных состояний.

3. Физиология стресса. Определение стресса. Классификация стрессов. Физиологический механизм развития стресса. Г.Селье о стрессе как общем адаптационном синдроме. Стадии развития стресса. Эустресс и дистресс. Стресс, поведение и здоровье человека. Управление стрессорными реакциями. Обратная связь в регуляции функциональных состояний и поведения человека.

4. Заключение.

ДСЗ 8. «Психофизиология профессиональной деятельности» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Роль психофизиологии в решении практических задач психологии труда. Методы исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.

3.  Психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

4. Заключение.

ДСЗ 9. «Биологические ритмы» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Биологические ритмы. Хронобиология и биоритмология. Природные и биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. Понятие о биологических часах. Синхронизаторы. Внешняя и внутренняя синхронизация биоритмов. Пейсмекеры.

3. Биоритмы и работоспособность. Индивидуальные биоритмы работоспособности. Десинхроноз, причины его возникновения и значение. Профилактика десинхроноза. Значение учения о биоритмах в педагогике.

4. Заключение.

ДСЗ 10. «Психофизиология умственного труда» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда). Эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде.

3. Интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха.

4. Заключение.

Каждое домашнее семестровое задание выполняется, оформляется и защищается студентом самостоятельно.

Подготовка к защите домашнего семестрового задания осуществляется самостоятельно каждым студентом с проработкой разделов лекционного материала, охватывающего тему данного ДСЗ, включает в себя выполнение ДСЗ и оформление пояснительной записки в соответствии с требованиями.

Пояснительная записка оформляется на листах белой бумаги форматом А4 и включает следующие разделы: титульный лист, введение, четкое и логичное изложение материала, сопровождаемые в случае необходимости графическими иллюстрациями и рисунками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.232 (0.199 с.)