По теме «Знакомство с микробиологической лабораторией» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «Знакомство с микробиологической лабораторией»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических занятий

по учебной дисциплине

«Основы микробиологии и иммунологии»

для студентов по специальностям

31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01. «Сестринское дело»

 

Студента (Ф.И.О.) Гонтарева Софья Игоревна

______________________________________________________

Группы _СД-21_____________________

 

 

Преподаватель Колесникова Наталья Ивановна

 

г. Валуйки, 2019 г.

 

 

Ф.И.О. студента ____Гонтарева Софья Игоревна___________ группа ____СД-21___

 

 

Практические занятие

Зарисуйте основные типы микозов, имеющие наибольшее значение для медицины.

6. Простейшие возбудители болезней человека (перечислить, зарисовать):

 

Ф.И.О. студента __Гонтарева Софья Игоревна__ группа _СД-21_

 

 

Практические занятие

По теме «Изучение морфологии микроорганизмов»

 

1. Письменно ответьте на вопросы:

Что такое бактерии?

Бакте́рии — домен (надцарство) прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона, однако само применение понятия вида к бактериям сопряжено с рядом трудностей.

Какую форму имеют кокки?

Кокки могут иметь ланцетовидную или овальную форму (пневмококки), а некоторые напоминают кофейное зерно (гонококки).

При какой температуре погибают споры бактерий?

Температура 120°С убивает большенство спор в течение получаса.

Укажите виды жгутиков

Монотрихи. Это бактерии с одним жгутиком.

Лофотрихи. У этих клеток на конце есть пучок отростков.

Перитрихи. Такие микробы имеют много отростков по всей поверхности.

Амфитрихи. У этих микроорганизмов двустороннее, или биполярное расположение жгутиков.

Зарисуйте строение бактериальной клетки, укажите ее структуру.

 

4.Ознакомьтесь с учебными таблицами основных пред­ставителей мира микроорганизмов, методической разработкой

По теме: «Изучение морфологии микроорганизмов»

Заполните в форме № 3 те графы, материалы для которых вы уже усвоили.

Форма № 3

 

Систематическое положение Размер Происхождение (растительное или животное) Особенности строения бактерий
1 2 3 4 5 6      

 

 

 

 

4.  Возьмите готовые препара­ты и изучите их под микроскопом при помощи иммерсионной систе­мы. Заполните форму.

Морфология бактерий Закономерности деления Расположение после деления Особенности формы Отдельные представители
         
         
         
         
         
         

Зарисуйте в тетрадь отдельных представителей группы кокков.

 

 

Заполните таблицу

Названия

бактерий

Форма

Окраска по Граму

шаровидная палочковидная извитая Положительная Отрицательная
Стрептококк + - + - +
Стафилококк + - - - +
Пневмококк - + - - +
Гонококк + - + + -
Менингококк + - + + -
Кишечная палочка + - - + -
Палочка дифтерии - + - - +
Возбудитель дизентерии          
Холерный вибрион - + + + -

Примечание:  наличие признака обозначается знаком +.

 

 

Заполните таблицу

 

Названия бактерий Капсульные Названия бактерий Образующие споры Не образующие споры
Пневмококк - Палочка брюшного тифа + +
Гонококк + Палочка столбняка - -
Менингококк + Палочка ботулизма - +
Палочка чумы + Палочка чумы + +
Палочка туляремии - Палочка дифтерии + -
Стрептококк + Палочка сибирской язвы - -
Стафилококк + Палочка туберкулеза + +

Примечание: В соответствующей графе поставить знак +

 

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

 

Практическое занятие

Практические занятия

Практическое занятие

Практическое занятие

Практическое занятие

               по теме «Химиотерапия инфекционных заболеваний»

Допишите фразы:

 

Химиотерапия – специфическое лечение ___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Антибиотики – химиотерапевтические препараты ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

По спектру действия антибиотики делятся_______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    

2.Заполните таблицу, используя учебный материал:

 

Ф.И.О. Основные научные открытия
1. П. Эрлих 2. А. Флеминг 3. З.В. Ермольева  

 

3.Укажите побочные влияния антибиотиков на организм человека:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

Практическое занятие

                                     по теме «Иммунитет, его виды»

 

1.Допишите определение:

 

Под термином «иммунитет» понимают ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Иммунология – наука, изучающая _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Перечислите:

 

Центральные органы иммунной системы___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Периферические органы иммунной системы________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Укажите виды иммунитета

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

Практические занятия

                                     по темам «Реакции иммунитета»

                              «Учёт результатов серологических р еакций»

1. Допишите определение:

 

Антиген – это полимер органической природы, _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Антитело – это _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических занятий

по учебной дисциплине

«Основы микробиологии и иммунологии»

для студентов по специальностям

31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01. «Сестринское дело»

 

Студента (Ф.И.О.) Гонтарева Софья Игоревна

______________________________________________________

Группы _СД-21_____________________

 

 

Преподаватель Колесникова Наталья Ивановна

 

г. Валуйки, 2019 г.

 

 

Ф.И.О. студента ____Гонтарева Софья Игоревна___________ группа ____СД-21___

 

 

Практические занятие

по теме «Знакомство с микробиологической лабораторией»

1. Заполните таблицу, используя учебный материал:

 

Ф.И.О. Основные научные открытия и изобретения  
1. Антоний Левенгук Наблюдаемые объекты зарисовывал, а наблюдения описывал в письмах (общим количеством около 300), которые на протяжении более чем 50 лет отсылал в Лондонское королевское общество, а также некоторым учёным. В 1673 году его письмо впервые было опубликовано в журнале Лондонского королевского общества «Философские записки» (англ. Philosophical Transactions).   Однако в 1676 году достоверность его исследований была поставлена под сомнение, когда он отослал копию своих наблюдений одноклеточных организмов, о существовании которых до этого времени ничего не было известно. Несмотря на репутацию исследователя, заслуживающего доверия, его наблюдения были встречены с некоторым скептицизмом. Чтобы проверить их достоверность, в Делфт отправилась группа учёных во главе с Неемией Грю, который подтвердил подлинность всех исследований. 8 февраля 1680 года Левенгук был избран действительным членом Лондонского Королевского общества.   В числе прочего, первым открыл эритроциты, описал бактерии (1683), дрожжи, простейших, волокна хрусталика, чешуйки эпидермиса кожи, зарисовал сперматозоиды (1677), строение глаз насекомых и мышечных волокон, нашёл и описал ряд коловраток, почкование гидр, открыл инфузории и описал многие их формы.
2. Луи Пастер Над бешенством Пастер систематически начал работать в конце 1880 года[136]. Обращение его именно к бешенству объяснялось двумя причинами: во-первых, что болезнь поражала и животных, и людей, то есть представляла естественный переход от ветеринарии к медицине. Во-вторых, данное заболевание, хотя и поражало относительно малое число людей, было чрезвычайно опасным и оказывало большое влияние на общественное сознание. Первоначально Пастер пытался отыскать возбудителя бешенства микроскопическим путём, исследуя слюну заражённых людей и животных, но не добился успеха; тогда никто не знал, что фильтрующийся вирус бешенства имеет крайне малые размеры[137]. В этих условиях было принято решение заниматься культивированием вируса (этот термин Пастер широко применял как синоним «возбудителя» вообще[138]) непосредственно в живых организмах. Одним из наиболее тяжёлых аспектов в исследовании бешенства был неопределённо большой инкубационный период заболевания. Для начала необходимо было найти метод надёжной передачи возбудителя от одного лабораторного животного к другому, а также сократить время заболевания. Эмиль Ру, понимая, что вирус поражает нервную систему, принял решение напрямую работать с мозгом. Для этого он провёл трепанацию черепа подопытной собаки и ввёл ей препарат нервной ткани животного, умершего от бешенства. Метод сработал: лабораторные собаки умирали в срок до двух недель после заражения. Однако быстрой изоляции возбудителя бешенства и его ослабления не получалось. Пришлось не менее 90 раз перезаражать лабораторных животных — морских свинок, собак, кроликов и обезьян. В основном для этого использовалась кровь, слюна или препараты мозга заражённых животных. Пастер и Ру при этом пользовались методом профессора Лионской национальной ветеринарной школы Поль-Виктора Гальтье, которому удалось заразить бешенством кролика от заражённой морской свинки[139].   Пастер с лабораторными кроликами К 1884 году Пастер был готов обнародовать предварительные результаты работ. В феврале и мае он представил доклады в Парижской академии наук, а в августе совершил поездку в Копенгаген на Всемирный медицинский конгресс[Прим. 9]. В своих докладах Пастер (на материале кроликов и морских свинок) описал технику последовательного заражения и ослабления вируса и объяснил, что ослабление происходит примерно через 25 промежуточных стадий. Ослабленный вирус тогда удалось получить только в организме подопытных обезьян. На выступлении в Копенгагене Пастер объявил, что ему удалось сделать 23 собаки полностью невосприимчивыми к бешенству. В этом же докладе исследователь прямо задавал вопросы о том, каким образом можно выработать иммунитет к бешенству у человека. Разброс инкубационного периода у человека необычайно велик — от месяца до года, что также ставило дополнительный вопрос, можно ли иммунизировать человеческий организм уже после укуса бешеным животным, но ещё до клинических проявлений заболевания[141][142].   В течение 1884 года удалось отработать надёжный метод ослабления вируса бешенства. Действительным его изобретателем был Эмиль Ру, однако приоритет публично был закреплён за Пастером. Метод заключался в сушке на воздухе спинного мозга кролика, заражённого бешенством. Теперь ежедневно один из ассистентов Пастера препарировал лабораторных кроликов, умерших от бешенства, и подвешивал их спинные мозги на просушку в колбу. Далее препарат нарезался и помещался в стерильный бульон. Схема вакцинации была многоступенчатой: в первый день вводился 14-дневный препарат, который не заражал подопытную собаку. Далее каждый день вводился всё более и более свежий препарат; последняя, четырнадцатая, инъекция гарантированно убивала неиммунизированное животное. Следующий шаг предусматривал испытания на людях, но Пастеру препятствовали этические проблемы. Уже с конца 1884 года он получал письма с просьбами о помощи заражённым людям, но неизменно отвечал, что не решается взять на себя такую ответственность[143][144].
3. Роберт Кох Открытия Роберта Коха внесли неоценимый вклад в развитие здравоохранения, охраны здоровья, гигиены, архитектуры, градостроительства, бактериологии, микробиологии в целом, а также в координацию исследований и практических мер в борьбе с такими инфекционными заболеваниями, как туберкулёз, холера, сибирская язва, брюшной тиф, малярия, чума крупного рогатого скота, сонная болезнь (трипаносомоз) и чума человека. В связи с этим его по праву считают основателем немецкой школы бактериологов.[14]
4. И.И. Мечников Научные труды Мечникова относятся к ряду областей биологии и медицины. В 1879 году открыл возбудителей микозов насекомых[23]. В 1866—1886 Мечников разрабатывал вопросы сравнительной и эволюционной эмбриологии, будучи (вместе с Александром Ковалевским) одним из основоположников этого направления. Предложил оригинальную теорию происхождения многоклеточных животных (см. Фагоцителлы теория). Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза (о чём доложил в 1883 на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем — фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях» — 1901; Нобелевская премия — 1908, совместно с П. Эрлихом). Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний. Мечников совместно с Э. Ру впервые вызвал экспериментально сифилис у обезьян (1903).   Мечников, обобщая открытые им явления иммунной функции фагоцитоза, практически сразу указал на роль фагоцитов в таких процессах, как атрофия, метаморфоз, репарация, регенерация, воспаление и инфекция. Илья Ильич Мечников утверждал, что полноценный иммунитет может быть гарантирован только при полноценности всех реакций фагоцитоза. При выпадении хотя бы одной из фаз фагоцитоза, вероятно развитие заболевания. Фактически это было первое научное объяснение болезней, возникающих на основе иммунодефицита, то есть на основе «выпадения» одного из механизмов клеточной защиты. Современные иммунологи пришли к этому заключению лишь в конце XX века, столкнувшись с явлением иммунодефицита, возникающего под действием вируса ВИЧ.[24]   Открытие фагоцитоза было положено Мечниковым в основу биологической (фагоцитарной) теории иммунитета, рассматривающей ведущую роль макроорганизма в процессах иммунитета, а также в основу биологической теории воспаления, теории атрофии, а позднее в основу его биологической теории старения.   Вопросы старения занимали значительное место в трудах Мечникова. Он считал, что старость и смерть у человека наступают преждевременно, в результате самоотравления организма микробными и иными ядами. Наибольшее значение Мечников придавал в этом отношении кишечной флоре. На основе этих представлений Мечников предложил ряд профилактических и гигиенических средств борьбы с самоотравлением организма (стерилизация пищи, ограничение потребления мяса, и др.).   Памятник Мечникову напротив Пастеровского института в Харькове Основным средством в борьбе против старения и самоотравления организма человека Мечников считал болгарскую молочнокислую палочку — Lactobacillus delbrueckii subsp. bulgaricus. Он первый в мире оценил значение открытия болгарского студента Стамена Григорова. Ещё в 1905 Мечников, как директор Института Пастера, пригласил молодого болгарина в Париж, чтобы он прочёл лекцию о своём открытии перед светилами микробиологии того времени.
5. Ф.А. Леш Автор более чем 20 научных работ, посвящённых, в частности, лечению туберкулёза и холеры. Им открыт (1873) и описан (1875) возбудитель амёбной дизентерии, предложены методы диагностики этого заболевания.
6. Д.И. Ивановский Ещё будучи студентом, Ивановский интересовался болезнями растений и изучал на Украине и в Молдавии распространение рябухи, уничтожавшей урожаи табака. Позднее его особенно заинтересовала мозаичная болезнь этого растения, ранее смешиваемая с рябухой. Он высказал гипотезу о бактериальном происхождении мозаичной болезни табака. Он считал, что фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо токсин, выделяемый ими и способный вызвать заболевание. Особые организмы, вызывавшие болезнь, — вирусы мозаичной болезни табака — удалось впервые увидеть в электронный микроскоп только в 1939 году. Пятилетний цикл работ по исследованию болезней табака был начат Ивановским в 1887 году, однако именно 1892 год, когда в февральском номере журнала «Сельское хозяйство и лесоводство» была опубликована статья Ивановского «О двух болезнях табака»[1][2], считается начальной точкой развития вирусологии, выросшей в самостоятельную область науки[3][4]. Краткая версия этой статьи на немецком языке была опубликована также в «Трудах Императорской академии наук Санкт-Петербурга»[5]. Доклад о своих работах Ивановский сделал на заседании Российской Академии наук 12 февраля 1892 года. Ивановскому удалось разглядеть в световой микроскоп и зарисовать скопления вирусов, которые позднее в СССР называли «кристаллами Ивановского»[6]
7. А. Флеминг Открыл лизоцим и впервые выделил пенициллин из плесневых грибов Penicillium notatum — исторически первый антибиотик.

 

 

2. Допишите фразы:

 

Микробиология – это наука, изучающая закономерности жизни и развития микроорганизмов в их единстве с окружающей средой, их свойства, а также процессы, которые они вызывают в макроорганизме и различных объектах окружающей среды.

 

Общая микробиология изучает строение и жизнедеятельность микроорганизмов, их распространенность в природе, наследственность и изменчивость.

 

Частная микробиология делится на медицинскую, ветеринарную, сельскохозяйственную, морскую, космическую, техническую.

 

Микробы могут находиться в _____________________________________________

 

 

 

3. Заполните, форму № 1, указав назначение каждого по­мещения в бактериологической лаборатории.

Форма № 1

 

Лабораторная комната Бокс с предбоксником Моечная Помещение для приготовления питательных сред Материальная комната
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

 

4. Заполните форму № 2, указав, для какой цели ис­пользуют каждый метод исследования.

 

Форма № 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.076 с.)