Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтетические и аналитические способы выражения грамматических значений. Агглютинирующая и фузионная тенденции в языке.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Грамматика как раздел языкознания. Морфология и синтаксис. Морфема как минимальная двусторонняя единица языка. Варианты морфем в языке (алломорфы) и её речевые экземпляры (морфы). Нулевые морфемы. «Грамматика» от древнегреческого «искусство правильно писать». Грамматика — это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений. Цель - описание грамматического строя языка как системы, его организации, категорий и их отношения друг к другу. Грамматика подразделяется на: 1) морфологию (др.греч. «наука о формах») – грамматическое учение о структуре слова и его словоформ. 2) синтаксис (др.греч. «построение») – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и о предложении. Центральные единицы грамматики: 1. морфологии - морфема и слово, 2. синтаксиса - словосочетание и предложение.
Морфология (словообразование) - учение о словоизменении Морфема - минимальная двусторонняя единица языка, которая обладает планом выражения и планом содержания, не делится на более простые единицы, обладающие теми же свойствами. Функция - сигнификативная (выражение грамматического значения).
Алломорфы – это тождественные по значению морфы, формальное различие между ними объясняется только их позицией в слове. Например, морфема {-ец} имеет два алломорфа -ец, -ц-; Сравните: Волгоград-ец и волгоград-ц-а. Саратов-ец и саратов-ц-а.
Классификация алломорфов: 1. Фонетически обусловленные алломорфемы - {хлеб-/хлеп} (закон оглушения звонких согласных на конце слова) - алломорфы морфемы мн.числа в анг. языке – {-z, -s, - iz } 2. Исторически обусловленные Например, {li:f / li:v-} (leaf-leaves) 3. Морфологически обусловленные В русском языке обнаруживаются у флексий глагола, при спряжении. {-ет} (пиш-ет), {-ит} (дыш-ит) В англ {-s (-es)} box- boxes Морфы – конкретные представители одной морфемы в речи: В саду садовод. Корневая морфема {сад-} представлена в этом предложение двумя своими морфами: сад-¹, сад-². Нулевая морфема - морфема, не обладающая произносительного-слуховым составом. Она выступает в формах: им. п. ед. ч. (в существительных на -ых м.р.: стол (нулевое окончание)).
Классификация морфем по значению (вещественные и грамматические) и по форме (сегментные корни и аффиксы; суперсегментные – значащее чередование, сдвиг ударения, изменение слогового акцента, морфемы-повторы). Все морфемы определяются как минимальные значимые части слова, но значения морфем не одинаковы. По значению морфемы выделяют: вещественные (корни) и грамматические (аффиксы). Корни и аффиксы различаются по их роли в слове. Корень – обязательная часть слова во всех языках мира. Слов без корней не бывает (исключение: вынуть). Аффиксы являются факультативными морфемами, т. е. их наличие в слове не обязательно. Корни бывают уникальными (-бужен), а аффиксы могут повторяться. Но аффиксы тоже обладают значением. Их важность была доказана Щербой. Пример: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. По форме морфемы делятся на сегментные (линейные) и суперсегментные (надлинейные). Сегментные единицы – корни и аффиксы. Позицию перед корнем занимают префиксы (приставки), а позицию после – постфиксы (суффиксы и окончания). Позиция между корнем бывает заполнена интерфиксами (водопровод). Примеры сегментных морфем из английского языка: оut – корень; throughout – сложное слово с 2мя корнями; outlook – приставка и корень. Инфикс – это аффикс, который вставляется внутрь корневой морфемы. Пример: vinco (побеждаю), где vic (корень) + n(инфикс) + o(флексия). Если прерывистый аффикс стоит между корнями, то это циркумфикс. Циркумфиксы встречаются в причастии немецкого языка. Пример: gemacht. Если прерывистый аффикс и прерывистый корень взаимно сцеплены друг с другом, то тогда это трансфикс. Пример: в арабском языке maktabun – «школа», где k, t, b – трехсогласный корень. Суперсегментные морфемы: 1. Значащее чередование морфем в фонеме; 2. Сдвиг ударения; 3. Изменение слогового акцента; 4. Морфемы-повторы.
1. Значащее чередование морфем в фонеме - главный показатель грамматического противопоставления в русских примерах: /р-р’/ старый- старь, где р – показатель прилагательного, а р’ – показатель существительного. 2. Сдвиг ударения рассматривается как морфема, если он основной показатель определенного грамматического значения; пример: ‘import – to im’port;
3. Изменения слогового акцента можно увидеть в китайско-тибетских языках. Здесь тон играет роль грамматической морфемы (в кит языке 4 тона). 4. Морфемы-повторы. Или по-другому редупликация - процесс, когда некоторые морфемы или части слов удваиваются. Повторы, передающие значение мн.ч.: в японском языке: яма (гора) и яма-яма (горы). Повторы бывают со значением интенсивности качества: синий-синий. Частичная редупликация: дадим, дадут от «дам» (будущее время, 1 лицо)
3. Словообразование. Понятие грамматического и лексического в языке. Грамматическое значение слова. Грамматическая форма. Словообразование – 1) образование производных слов по существующим в языке моделям с помощью аффиксации и других формальных средств; 2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования производных и сложных слов. Грамматическая форма – 1) обозначение языковых средств, служащих для выражения грамматических значений; 2) синоним «словоформы».Словоформа – это конкретный «представитель» слова в речи. Формы слова (грамматические формы) – это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям. Например, падежные формы русского существительного. Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем). Разграничение грамматического значения и лексического значения. Примеры: Король - правитель государства, монарх. - (ЛЗ) Король - сущ., ед.ч., им.п., м.р. - (ГЗ). ЛЗ индивидуально, оно принадлежит одному слову. ГЗ типовое, оно принадлежит к группе слов одного словообразовательного типа. Своеобразие ГЗ состоит в том, что оно (в отличие от ЛЗ) не называется прямо в нашей речи, а выражается попутно.
4. Основа производящая, производная и непроизводная. Способы словообразования. Понятие словообразовательного типа. В многоформенных словах выделяют формообразующую основу, т.е. ту часть слова, которая обязательно содержит корень и без изменений повторяет свой морфемный состав во всех грамматических формах этого слова. В словах книг-а, книг-и, книг-у формообразующей основой является книг-. Формообразующая основа может состоять из: • корня и словообразующего аффикса (ср. под–стакан–ник–); • нескольких корней (ср. лед–о–ход–), • нескольких корней и словообразующих аффиксов (ср. пар–о–ход–н–) Основа, которая из 2х однокоренных основ является наиболее простой по форме и по смыслу – производящая, более сложная – производная. Различаются: • Производные слова (дериваты); • Непроизводные слова.
Непроизводные слова – немотивирующие условные обозначения действительности, тогда как значение деривата определяется путем ссылки на значение соответствующего производящего. Пример: «волк» - немотивирующее слово, так как нет связи между значением слова и его звуковым оформление; «волчица», «волчонок» имеют внутреннюю форму, так как их значение опирается на их строение. Значение этих слов определяется значением их составных частей. Вывод: значение производного слова подсказывается его строением.
Способ словообразования – прием создания слова в языке в диахронии и средство выражения словообразовательного значения в синхронии. Все способы словообразования делятся на: аффиксальные и безаффиксные. Аффиксальные способы – это способы, при которых в словообразовательном процессе участвует один аффикс или комбинация аффиксов. К аффиксальным способам относятся: • префиксальный: читать → перечитать, • суффиксальный: сапог →сапожище, • префиксально-суффиксальный: море → при-мор-j-э, окно → под-окон-ник; • префиксально-постфиксальный: звонить → до-звонить-ся; • суффиксально-постфиксальный: гордый → горд-и-ть-ся; • префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот → о-банк-рот-и-ть-ся; • способ нулевой аффиксации: синий → син -0-0 (первый 0 — нулевой суффикс, второй 0 — нулевое окончание). • Способ сложения основ (иногда относят к безаффиксным): лесостепь, черно-белый. Сложение сочетается с аффиксацией: канат-о-ход-ец. Безаффиксные способы словообразования основаны на использовании усечения, конверсии и объединении в определенной последовательности самостоятельных слов или их символов. К безаффиксальным способам относятся: • словосложение (сращение): генерал-майор, англ., well-bread 'хорошо воспитанный'; • усечение (сокращение производящего слова без учета морфемного шва): зав, зам, англ. sec ← second 'cекунда', рro ← professional; • аббревиация (brevis 'короткий') — объединение сокращенных частей нескольких слов: вуз, филфак, МГУ, англ. Р.М. - Prime Minister; • повтор: маленький → маленький-маленький 'очень маленький', вьетнамск. oto 'красный' → otooto 'красноватый'; • конверсия: мороженое, столовая, англ. аре 'обезьяна' → to ape 'обезьянничать'. Одновременное использование двух или более разных типов, например: • конверсия с префиксацией: англ. саgе 'клетка' → un-саgе 'выпустить из клетки' • сращение с суффиксацией: рус. Немогузнайка Словообразовательный тип - группа слов, объединенных наличием общих признаков: а) принадлежность к одной части речи, б) общность части речи мотивирующего слова, в) тождество семантических отношений между производной и производящей основами, г) способ словообразования, д) тождество аффиксальных морфем (если они есть). Примеры: • Слова создатель и творец относятся к разным словообразовательным типам, так как различаются по признаку (д). • Слова конина и домина также относятся к разным типам, так как различаются по признаку (в).
• К одному словообразовательному типу относятся, например, слова создатель, учитель, писатель, мучитель, гонитель, следователь, поджигатель, вымогатель, обладатель, предатель, стяжатель, искатель, заклинатель, каратель, избиратель, спасатель, ревнитель, обвинитель, строитель и др.; Словообразовательное значение — это значение, которым производное слово отличается от мотивирующего слова; Например, производное слово сахарница отличается от мотивирующего сахар наличием значения 'вместилище'.
Особенности категории числа Не все существительные могут иметь обе формы числа. Семантика некоторых существительных не допускает счёта и, значит, у них противопоставление единственного числа и множественного числа лишено смысла, т.е. оно семантически нейтрализовано. Существительные, которые употребляются только в ед.ч. называются singularia tantum: молодёжь, бельё, баранина; news, means. Существительные, которые употребляются только во мн.ч. называются pluralia tantum: дрова, очки, брюки, trousers, spectacles. Все эти существительные относятся к разряду неисчисляемых. Категория падежа Падеж – морфолого-синтаксическая категория. В значении падежных форм отражены разнообразные синтаксические конструкции, поэтому трудно описать граммемы падежа, и передать смысл категории падежа в целом. Во многих языках грамматической категории падежа нет. Синтаксические конструкции в этих языках строятся без помощи синтетических грамматических средств (т.е. аналитически). Падежей не знают австронезийские языки, большинство романских языков, многие иранские языки (например, таджикский), абхазский язык и др. Категория предикативности Обычно в предложении сказуемым является глагол, однако иногда выступает имя (например, – «Он – студент»). Есть языки, в которых имя в функции сказуемого сопровождается особым морфологическим показателем. Такие языки обладают категорией предикативности. В русском языке эта категория обычно предается краткими формами прилагательного, выполняющими функцию предикатива (именной части сказуемого). Например: Эта река глубока. Этот дом высок. В тюркских языках категория предикативности сливается с категорией лица: например, узбекский язык – Мен студентман. Категория градуальности Это специфическая категория прилагательных и наречий в индоевропейских языках. Эта категория включает в себя две или три граммемы: положительную, сравнительную, а в некоторых языках ещё и превосходную степень.
Единицы синтаксиса. Наиболее очевидными и бесспорными единицами синтаксиса являются: 1. словосочетание, 2. предложение. Некоторые лингвисты также выделяют: 1. единое синтаксическое целое (абзац), 2. текст Проблема определения синтаксических единиц языка: некоторые лингвисты вообще отрицают качественную специфику синтаксиса. Например, ряд лингвистов американской дескриптивной школы считает основной единицей обоих уровней (морфологического и синтаксического) – морфему, с той только оговоркой, что морфология занимается описанием более тесно связанных соединении морфем (т.е. слов), в то время как синтаксис должен изучать более крупные и свободные соединения морфем (то есть предложения), включающие в свой состав эти более тесные соединения морфем.
Некоторые лингвисты считают основной единицей синтаксиса словосочетание и видят в предложении лишь комплекс словосочетаний Другие признают единственной реально существующей синтаксической единицей предложение, а словосочетание рассматривается лишь как способ распространенного выражения членов предложения. Предложение Предложение-высказывание – единица речи, т.е конкретное высказывание, извлечённое из речевого потока. Человек видит солнце. Предложение-модель - единица языка, т.е. отвлеченная от конкретной лексической наполненности модель построения предложений, существующая в том или ином языке. «подлежащее + сказуемое + дополнение».
Основные генеалогические семьи языков, составляющие лингвистическую карту СНГ и Российской Федерации: индоевропейские языки, кавказские языки, финно-угорские языки, тюркские языки, самодийские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки и палеоазиатские языки. Основа – индоевропейские языки. Родственные языки – общий источник (общие корни, аффиксы). Степень родства языков бывает дальней и близкой. Близкородственными являются русский и болгарский языки; немецкий и русский - родственные языки, но их родство более далекое. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов: семья, ветвь (группа), группа (подгруппа) родственных языков. Индоевропейская семья языков - самая распространенная. Эти языки являются основными языками почти для 150 народов. Индоевропейские языки распространены большей частью в Европе, но они сейчас используются в Азии и Америке и даже в Австралии и Африке. Мертвые бесписьменные языки – полабский, скифский, галльский, прусский, парфянский. Современные индоевропейские языки подразделяются на 10 групп. Типологическое сходство: все они принадлежат к типу флективных языков. Еще более удивительно то, что все индоевропейские языки обнаруживают общую материальную основу - общие корни, общие аффиксы и регулярные фонетические соответствия звуков. Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа. Внутри кавказских языков общепризнанно выделяются три группировки: • картвельская (южная) • абхазо-адыгская (северо-западная) • нахско-дагестанская (северо-восточная). До недавнего времени был распространён взгляд о родстве всех трёх групп. Однако близость всех трёх групп объясняется скорее типологической близостью и возможным существованием кавказского языкового союза, а не генетическим родством. Финно-угорские языки,одна из двух ветвей уральской семьи языков (наряду с самодийской). На финно-угорских языках говорят в некоторых частях восточной Европы и на севере Азии. Они подразделяются на две большие группы: финско-пермскую и угорскую. К угорским языкам относятся: венгерский, мансийский и хантыйский; каждый из них состоит из нескольких диалектов.
Т юркская семья языков. Языки, образующие ряд групп, в которые входят языки турецкий, азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский, кара-калпакский, уйгурский, татарский, башкирский, чувашский, балкарский, карачаевский, кумыкский, ногайский, тувинский, хакасский, якутский и др. К мертвым относятся языки половецкий, хазарский, булгарский и др.
Самодийские языки входят в уральскую языковую семью наряду с финно-угорскими. К самодийским языкам относятся селькупский, ненецкий, энецкий и нганасанский, а также мертвые языки Саянского нагорья и северного Присаянья – камасинский, койбальский и маторско-тайгийско-карагасский.
Монгольская языковая семья относится к языковым семьям Старого Света. И, хотя говорящих на монгольском языке людей не очень много – около 6,8 миллионов человек, – они получили достаточно широкое распространение. К монгольской языковой семье относятся монгольский язык, бурятский, калмыцкий языки, баоаньский, дагурский, дунсянский языки, монгорский и могольский языки.
Тунгусско-маньчжурские языки — группа близкородственныхязыков Сибири и Дальнего Востока, которые входят в алтайскую языковую семью. Т.‑м. я. распространены в Средней и Восточной Сибири, на побережье Охотского моря; кроме того, они представлены в КНР (Северо-Восточный Китай) и МНР.
Палеоазиатские языки – собирательный термин для языков в северной и северо-восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в арктической зоне Северной Америки. Народности, говорящие на палеоазиатских языках, населяют территорию от Ледовитого океана до низовьев Амура и от Берингова пролива до Енисея. Количество говорящих на этих языках – не более 25 тыс. человек. Палеоазиатские языки включают пять языковых семей, которые не обнаруживают прямых генетических связей: 1) чукотско-камчатская; 2) юкагирско-чуванская; 3) эскимосско-алеутская; 4) кетско-асанская; 5) нивхская.
Уральская семья языков. Уральская языковая семья, включает две ветви — финно-угорскую и самодийскую. Родство финно-угорских и самодийских языков доказал Э. Н. Сетяля. Был сделан вывод о существовании в прошлом уральского языка-основы и происхождении из него финно-угорских и самодийских языков. Несмотря на существование названия «уральские языки», изучение и описание финно-угорских и самодийских языков проводится зачастую отдельно, наряду с более широким по объёму термином «уралистика» продолжает существовать отрасль лингвистики «финно-угроведение», занимающаяся изучением финно-угорских языков.
УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ 1. Финно-угорские языки А. Угорская ветвь: 1) Венгерский; 2) Мансийский; 3) Хантыйский. Б. Прибалтийско-финская ветвь 1) Финский; 2) Эстонский; 3) Ижорский; 4)Карельский. В. Пермская ветвь 1) Коми-зырянский; 2) Коми-пермяцкий; 3) Удмуртский. Г. Волжская ветвь 1) Марийский; 2) Мордовские.
САМОДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ 1) Ненецкий; 2) Нганасанский; 3) Энецкий.
Алтайская семья языков. Алтайская — гипотетическая языковая семья, в которую включают тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую и японо-рюкюскую языковые ветви, а также корейский язык-изолят. На этих языках разговаривают на территории северо-восточной Азии, центральной Азии, Анатолии и восточной Европы (турки, калмыки). Группа названа в честь Алтайских гор, горной цепи в центральной Азии. У этих языковых семей множество схожих характеристик. Вопрос заключается в их источнике. Один лагерь, «алтаисты», рассматривает схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другой лагерь, «анти-алтаисты», рассматривает схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами. Некоторые лингвисты считают, что обе теории равновесны; их называют «скептиками». 1. ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ 1) турецкий; 2) азербайджанский; 3) туркменский; 4) гагаузский; 5) татарский; 6) башкирский; 7) алтайский; 8) тувинский; 9) якутский; 10) казахский; 11) киргизский; 12) узбекский; 13) чувашский.
2. МОНГОЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ 1) Монгольский; 2) Бурятский; 3)Калмыцкий.
3. ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ ЯЗЫКИ А. Сибирская группа 1) Эвенкийский; 2) Эвенский; Б. Маньчжурская группа 1) Маньчжурский. В. Амурская группа 1) Нанайский; 2) Удэйский.
4. ОТДЕЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, НЕ ВХОДЯЩИЕ НИ В КАКИЕ ГРУППЫ 1) Японский; 2) Корейский. Кавказская семья языков. Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (индоевропейскую, алтайскую или семитскую). 1. Западная группа: абхазско-адыгские языки 1) Абхазская подгруппа: • Абхазский; • Абазинский. 2) Черкесская подгруппа: • Адыгейский; • Кабардинский (кабардино- черкесский); • Убыхский. 2. Восточная группа: нахско-дагестанские языки 1) Нахская подгруппа: • Чеченский имеют письменность на русской основе. • Ингушский; • Бацбийский (цова-тушинский). 2) Дагестанская подгруппа: • Аварский; • Даргинский; • Лакский; • Лезгинский; • Табасаранский. 3. Южная группа: • Мегрельский; • Лазский; • Грузинский; • Сванский. Палеоазиатские языки а) Чукотско-камчатские языки: чукотский, алюторский, корякский б) Эскимосско-алеутские языки: алеутский в) Енисейские языки: кетский
Грамматика как раздел языкознания. Морфология и синтаксис. Морфема как минимальная двусторонняя единица языка. Варианты морфем в языке (алломорфы) и её речевые экземпляры (морфы). Нулевые морфемы. «Грамматика» от древнегреческого «искусство правильно писать». Грамматика — это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений. Цель - описание грамматического строя языка как системы, его организации, категорий и их отношения друг к другу. Грамматика подразделяется на: 1) морфологию (др.греч. «наука о формах») – грамматическое учение о структуре слова и его словоформ. 2) синтаксис (др.греч. «построение») – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и о предложении. Центральные единицы грамматики: 1. морфологии - морфема и слово, 2. синтаксиса - словосочетание и предложение.
Морфология (словообразование) - учение о словоизменении Морфема - минимальная двусторонняя единица языка, которая обладает планом выражения и планом содержания, не делится на более простые единицы, обладающие теми же свойствами. Функция - сигнификативная (выражение грамматического значения).
Алломорфы – это тождественные по значению морфы, формальное различие между ними объясняется только их позицией в слове. Например, морфема {-ец} имеет два алломорфа -ец, -ц-; Сравните: Волгоград-ец и волгоград-ц-а. Саратов-ец и саратов-ц-а.
Классификация алломорфов: 1. Фонетически обусловленные алломорфемы - {хлеб-/хлеп} (закон оглушения звонких согласных на конце слова) - алломорфы морфемы мн.числа в анг. языке – {-z, -s, - iz } 2. Исторически обусловленные Например, {li:f / li:v-} (leaf-leaves) 3. Морфологически обусловленные В русском языке обнаруживаются у флексий глагола, при спряжении. {-ет} (пиш-ет), {-ит} (дыш-ит) В англ {-s (-es)} box- boxes Морфы – конкретные представители одной морфемы в речи: В саду садовод. Корневая морфема {сад-} представлена в этом предложение двумя своими морфами: сад-¹, сад-². Нулевая морфема - морфема, не обладающая произносительного-слуховым составом. Она выступает в формах: им. п. ед. ч. (в существительных на -ых м.р.: стол (нулевое окончание)).
Классификация морфем по значению (вещественные и грамматические) и по форме (сегментные корни и аффиксы; суперсегментные – значащее чередование, сдвиг ударения, изменение слогового акцента, морфемы-повторы). Все морфемы определяются как минимальные значимые части слова, но значения морфем не одинаковы. По значению морфемы выделяют: вещественные (корни) и грамматические (аффиксы). Корни и аффиксы различаются по их роли в слове. Корень – обязательная часть слова во всех языках мира. Слов без корней не бывает (исключение: вынуть). Аффиксы являются факультативными морфемами, т. е. их наличие в слове не обязательно. Корни бывают уникальными (-бужен), а аффиксы могут повторяться. Но аффиксы тоже обладают значением. Их важность была доказана Щербой. Пример: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. По форме морфемы делятся на сегментные (линейные) и суперсегментные (надлинейные). Сегментные единицы – корни и аффиксы. Позицию перед корнем занимают префиксы (приставки), а позицию после – постфиксы (суффиксы и окончания). Позиция между корнем бывает заполнена интерфиксами (водопровод). Примеры сегментных морфем из английского языка: оut – корень; throughout – сложное слово с 2мя корнями; outlook – приставка и корень. Инфикс – это аффикс, который вставляется внутрь корневой морфемы. Пример: vinco (побеждаю), где vic (корень) + n(инфикс) + o(флексия). Если прерывистый аффикс стоит между корнями, то это циркумфикс. Циркумфиксы встречаются в причастии немецкого языка. Пример: gemacht. Если прерывистый аффикс и прерывистый корень взаимно сцеплены друг с другом, то тогда это трансфикс. Пример: в арабском языке maktabun – «школа», где k, t, b – трехсогласный корень. Суперсегментные морфемы: 1. Значащее чередование морфем в фонеме; 2. Сдвиг ударения; 3. Изменение слогового акцента; 4. Морфемы-повторы.
1. Значащее чередование морфем в фонеме - главный показатель грамматического противопоставления в русских примерах: /р-р’/ старый- старь, где р – показатель прилагательного, а р’ – показатель существительного. 2. Сдвиг ударения рассматривается как морфема, если он основной показатель определенного грамматического значения; пример: ‘import – to im’port; 3. Изменения слогового акцента можно увидеть в китайско-тибетских языках. Здесь тон играет роль грамматической морфемы (в кит языке 4 тона). 4. Морфемы-повторы. Или по-другому редупликация - процесс, когда некоторые морфемы или части слов удваиваются. Повторы, передающие значение мн.ч.: в японском языке: яма (гора) и яма-яма (горы). Повторы бывают со значением интенсивности качества: синий-синий. Частичная редупликация: дадим, дадут от «дам» (будущее время, 1 лицо)
3. Словообразование. Понятие грамматического и лексического в языке. Грамматическое значение слова. Грамматическая форма. Словообразование – 1) образование производных слов по существующим в языке моделям с помощью аффиксации и других формальных средств; 2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования производных и сложных слов. Грамматическая форма – 1) обозначение языковых средств, служащих для выражения грамматических значений; 2) синоним «словоформы».Словоформа – это конкретный «представитель» слова в речи. Формы слова (грамматические формы) – это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям. Например, падежные формы русского существительного. Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем). Разграничение грамматического значения и лексического значения. Примеры: Король - правитель государства, монарх. - (ЛЗ) Король - сущ., ед.ч., им.п., м.р. - (ГЗ). ЛЗ индивидуально, оно принадлежит одному слову. ГЗ типовое, оно принадлежит к группе слов одного словообразовательного типа. Своеобразие ГЗ состоит в том, что оно (в отличие от ЛЗ) не называется прямо в нашей речи, а выражается попутно.
4. Основа производящая, производная и непроизводная. Способы словообразования. Понятие словообразовательного типа. В многоформенных словах выделяют формообразующую основу, т.е. ту часть слова, которая обязательно содержит корень и без изменений повторяет свой морфемный состав во всех грамматических формах этого слова. В словах книг-а, книг-и, книг-у формообразующей основой является книг-. Формообразующая основа может состоять из: • корня и словообразующего аффикса (ср. под–стакан–ник–); • нескольких корней (ср. лед–о–ход–), • нескольких корней и словообразующих аффиксов (ср. пар–о–ход–н–) Основа, которая из 2х однокоренных основ является наиболее простой по форме и по смыслу – производящая, более сложная – производная. Различаются: • Производные слова (дериваты); • Непроизводные слова.
Непроизводные слова – немотивирующие условные обозначения действительности, тогда как значение деривата определяется путем ссылки на значение соответствующего производящего. Пример: «волк» - немотивирующее слово, так как нет связи между значением слова и его звуковым оформление; «волчица», «волчонок» имеют внутреннюю форму, так как их значение опирается на их строение. Значение этих слов определяется значением их составных частей. Вывод: значение производного слова подсказывается его строением. Способ словообразования – прием создания слова в языке в диахронии и средство выражения словообразовательного значения в синхронии. Все способы словообразования делятся на: аффиксальные и безаффиксные. Аффиксальные способы – это способы, при которых в словообразовательном процессе участвует один аффикс или комбинация аффиксов. К аффиксальным способам относятся: • префиксальный: читать → перечитать, • суффиксальный: сапог →сапожище, • префиксально-суффиксальный: море → при-мор-j-э, окно → под-окон-ник; • префиксально-постфиксальный: звонить → до-звонить-ся; • суффиксально-постфиксальный: гордый → горд-и-ть-ся; • префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот → о-банк-рот-и-ть-ся; • способ нулевой аффиксации: синий → син -0-0 (первый 0 — нулевой суффикс, второй 0 — нулевое окончание). • Способ сложения основ (иногда относят к безаффиксным): лесостепь, черно-белый. Сложение сочетается с аффиксацией: канат-о-ход-ец. Безаффиксные способы словообразования основаны на использовании усечения, конверсии и объединении в определенной последовательности самостоятельных слов или их символов. К безаффиксальным способам относятся: • словосложение (сращение): генерал-майор, англ., well-bread 'хорошо воспитанный'; • усечение (сокращение производящего слова без учета морфемного шва): зав, зам, англ. sec ← second 'cекунда', рro ← professional; • аббревиация (brevis 'короткий') — объединение сокращенных частей нескольких слов: вуз, филфак, МГУ, англ. Р.М. - Prime Minister; • повтор: маленький → маленький-маленький 'очень маленький', вьетнамск. oto 'красный' → otooto 'красноватый'; • конверсия: мороженое, столовая, англ. аре 'обезьяна' → to ape 'обезьянничать'. Одновременное использование двух или более разных типов, например: • конверсия с префиксацией: англ. саgе 'клетка' → un-саgе 'выпустить из клетки' • сращение с суффиксацией: рус. Немогузнайка Словообразовательный тип - группа слов, объединенных наличием общих признаков: а) принадлежность к одной части речи, б) общность части речи мотивирующего слова, в) тождество семантических отношений между производной и производящей основами, г) способ словообразования, д) тождество аффиксальных морфем (если они есть). Примеры: • Слова создатель и творец относятся к разным словообразовательным типам, так как различаются по признаку (д). • Слова конина и домина также относятся к разным типам, так как различаются по признаку (в). • К одному словообразовательному типу относятся, например, слова создатель, учитель, писатель, мучитель, гонитель, следователь, поджигатель, вымогатель, обладатель, предатель, стяжатель, искатель, заклинатель, каратель, избиратель, спасатель, ревнитель, обвинитель, строитель и др.; Словообразовательное значение — это значение, которым производное слово отличается от мотивирующего слова; Например, производное слово сахарница отличается от мотивирующего сахар наличием значения 'вместилище'.
Синтетические и аналитические способы выражения грамматических значений. Агглютинирующая и фузионная тенденции в языке. Способы выражения грамматических значений разнообразны. В большинстве языков мира различают ед. и мн. ч., но способы образования мн.ч. в разных языках различны. Например: в малайском языке – значение мн.ч. передается повтором. В русском языке формы мн.ч. образуются при помощи флексии или супплетивно. Например: стол-столЫ, человек – люди. В арабском языке для образования мн.ч. используются трансфиксы. Например: harb – война, hurub – войны. В нем. и англ. языках используются внутренние чередования – умлауты (введены Гриммом). В некоторых папуасских языках неодушевленные существительные не имеют мн.ч. Синтетический способ выражения грамматических значений предполагает возможность объединения в пределах 1-ого слова нескольких морфем. Способы: • Аффиксация (конфиксы – gelobt); • Редупликация (повтор). Пример: различие числа – повторы, звукоподражание «ку-ку», превосх. Степень «кызыл-кызыл»; • Внутренняя флексия (чередования). Пример: умлауты «Mutter - Mutter», «простить/упрощать»; • Супплетивизм (соединение разнокоренных слов «good – better – thebest, ich - mich); • Сложение основ (Пример: Kopfschmerz – kopf (голова), schmerz (боль); • Способ ударения (Пример: в чешск. яз. dviem (нисход.тон) - двум, dviem (восх.тон) – двумя). Аналитический способ выражения грамматического значения предполагает раздельное выражение лексических и грамматических значений слова. Аналитизм проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов, образующих в сочетании со полнознаменательными лексическими единицами сложные (аналитические) грамматические формы. Пример: б
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.26 с.) |