Синтетические и аналитические способы выражения грамматических значений. Агглютинирующая и фузионная тенденции в языке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтетические и аналитические способы выражения грамматических значений. Агглютинирующая и фузионная тенденции в языке.



Грамматика как раздел языкознания. Морфология и синтаксис. Морфема как минимальная двусторонняя единица языка. Варианты морфем в языке (алломорфы) и её речевые экземпляры (морфы). Нулевые морфемы.

«Грамматика» от древнегреческого «искусство правильно писать».

Грамматика — это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений.

Цель - описание грамматического строя языка как системы, его организации, категорий и их отношения друг к другу.

Грамматика подразделяется на:

1) морфологию (др.греч. «наука о формах») – грамматическое учение о структуре слова и его словоформ.

2) синтаксис (др.греч. «построение») – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и о предложении.

 Центральные единицы грамматики:

 1. морфологии - морфема и слово,

 2. синтаксиса - словосочетание и предложение.

 

Морфология (словообразование) - учение о словоизменении

Морфема - минимальная двусторонняя единица языка, которая обладает планом выражения и планом содержания, не делится на более простые единицы, обладающие теми же свойствами.

Функция - сигнификативная (выражение грамматического значения).

 

Алломорфы – это тождественные по значению морфы, формальное различие между ними объясняется только их позицией в слове.

Например, морфема {-ец} имеет два алломорфа -ец, -ц-;

Сравните: Волгоград-ец и волгоград-ц-а. Саратов-ец и саратов-ц-а.

 

Классификация алломорфов:

1. Фонетически обусловленные алломорфемы

- {хлеб-/хлеп} (закон оглушения звонких согласных на конце слова)

- алломорфы морфемы мн.числа в анг. языке – {-z, -s, - iz }

2. Исторически обусловленные

Например, {li:f / li:v-} (leaf-leaves)

3. Морфологически обусловленные

В русском языке обнаруживаются у флексий глагола, при спряжении.

{-ет} (пиш-ет), {-ит} (дыш-ит)

В англ {-s (-es)} box- boxes

Морфы – конкретные представители одной морфемы в речи:

В саду садовод. Корневая морфема {сад-} представлена в этом предложение двумя своими морфами: сад-¹, сад-².

Нулевая морфема - морфема, не обладающая произносительного-слуховым составом.

Она выступает в формах: им. п. ед. ч. (в существительных на -ых м.р.: стол (нулевое окончание)).

 

Классификация морфем по значению (вещественные и грамматические) и по форме (сегментные корни и аффиксы; суперсегментные – значащее чередование, сдвиг ударения, изменение слогового акцента, морфемы-повторы).

Все морфемы определяются как минимальные значимые части слова, но значения морфем не одинаковы. По значению морфемы выделяют: вещественные (корни) и грамматические (аффиксы).

Корни и аффиксы различаются по их роли в слове. Корень – обязательная часть слова во всех языках мира. Слов без корней не бывает (исключение: вынуть). Аффиксы являются факультативными морфемами, т. е. их наличие в слове не обязательно.

Корни бывают уникальными (-бужен), а аффиксы могут повторяться. Но аффиксы тоже обладают значением. Их важность была доказана Щербой. Пример: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

По форме морфемы делятся на сегментные (линейные) и суперсегментные (надлинейные).

Сегментные единицы – корни и аффиксы.

Позицию перед корнем занимают префиксы (приставки), а позицию после – постфиксы (суффиксы и окончания).

Позиция между корнем бывает заполнена интерфиксами (водопровод).

Примеры сегментных морфем из английского языка: оut – корень; throughout – сложное слово с 2мя корнями; outlook – приставка и корень.

Инфикс – это аффикс, который вставляется внутрь корневой морфемы. Пример: vinco (побеждаю), где vic (корень) + n(инфикс) + o(флексия).

Если прерывистый аффикс стоит между корнями, то это циркумфикс. Циркумфиксы встречаются в причастии немецкого языка. Пример: gemacht.

Если прерывистый аффикс и прерывистый корень взаимно сцеплены друг с другом, то тогда это трансфикс. Пример: в арабском языке maktabun – «школа», где k, t, b – трехсогласный корень.

Суперсегментные морфемы:

1. Значащее чередование морфем в фонеме;

2. Сдвиг ударения;

3. Изменение слогового акцента;

4. Морфемы-повторы.

 

1. Значащее чередование морфем в фонеме - главный показатель грамматического противопоставления в русских примерах: /р-р’/ старый- старь, где р – показатель прилагательного, а р’ – показатель существительного.

2. Сдвиг ударения рассматривается как морфема, если он основной показатель определенного грамматического значения; пример: ‘import – to im’port;

3. Изменения слогового акцента можно увидеть в китайско-тибетских языках. Здесь тон играет роль грамматической морфемы (в кит языке 4 тона).

4. Морфемы-повторы. Или по-другому редупликация - процесс, когда некоторые морфемы или части слов удваиваются.

Повторы, передающие значение мн.ч.: в японском языке: яма (гора) и яма-яма (горы).

Повторы бывают со значением интенсивности качества: синий-синий.

Частичная редупликация: дадим, дадут от «дам» (будущее время, 1 лицо)

 

3. Словообразование. Понятие грамматического и лексического в языке. Грамматическое значение слова. Грамматическая форма.

Словообразование – 1) образование производных слов по существующим в языке моделям с помощью аффиксации и других формальных средств; 2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования производных и сложных слов.

Грамматическая форма – 1) обозначение языковых средств, служащих для выражения грамматических значений; 2) синоним «словоформы».Словоформа – это конкретный «представитель» слова в речи.

Формы слова (грамматические формы) – это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям. Например, падежные формы русского существительного.

Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем).

Разграничение грамматического значения и лексического значения.

Примеры:

Король - правитель государства, монарх. - (ЛЗ)

Король - сущ., ед.ч., им.п., м.р. - (ГЗ).

ЛЗ индивидуально, оно принадлежит одному слову.

ГЗ типовое, оно принадлежит к группе слов одного словообразовательного типа.

Своеобразие ГЗ состоит в том, что оно (в отличие от ЛЗ) не называется прямо в нашей речи, а выражается попутно.

 

4. Основа производящая, производная и непроизводная. Способы словообразования. Понятие словообразовательного типа.

В многоформенных словах выделяют формообразующую основу, т.е. ту часть слова, которая обязательно содержит корень и без изменений повторяет свой морфемный состав во всех грамматических формах этого слова.

В словах книг-а, книг-и, книг-у формообразующей основой является книг-.

Формообразующая основа может состоять из:

• корня и словообразующего аффикса (ср. под–стакан–ник–);

• нескольких корней (ср. лед–о–ход–),

• нескольких корней и словообразующих аффиксов (ср. пар–о–ход–н–)

Основа, которая из 2х однокоренных основ является наиболее простой по форме и по смыслу – производящая, более сложная – производная.

Различаются:

• Производные слова (дериваты);

• Непроизводные слова.

 

Непроизводные слова – немотивирующие условные обозначения действительности, тогда как значение деривата определяется путем ссылки на значение соответствующего производящего. Пример: «волк» - немотивирующее слово, так как нет связи между значением слова и его звуковым оформление; «волчица», «волчонок» имеют внутреннюю форму, так как их значение опирается на их строение. Значение этих слов определяется значением их составных частей. Вывод: значение производного слова подсказывается его строением.

Способ словообразования – прием создания слова в языке в диахронии и средство выражения словообразовательного значения в синхронии.

Все способы словообразования делятся на: аффиксальные и безаффиксные.

Аффиксальные способы – это способы, при которых в словообразовательном процессе участвует один аффикс или комбинация аффиксов.

К аффиксальным способам относятся:

• префиксальный: читать → перечитать,

• суффиксальный: сапог →сапожище,

• префиксально-суффиксальный: море → при-мор-j-э, окно → под-окон-ник;

• префиксально-постфиксальный: звонить → до-звонить-ся;

• суффиксально-постфиксальный: гордый → горд-и-ть-ся;

• префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот → о-банк-рот-и-ть-ся;

• способ нулевой аффиксации: синий → син -0-0 (первый 0 — нулевой суффикс, второй 0 — нулевое окончание).

• Способ сложения основ (иногда относят к безаффиксным): лесостепь, черно-белый. Сложение сочетается с аффиксацией: канат-о-ход-ец.

Безаффиксные способы словообразования основаны на использовании усечения, конверсии и объединении в определенной последовательности самостоятельных слов или их символов.

К безаффиксальным способам относятся:

• словосложение (сращение): генерал-майор, англ., well-bread 'хорошо воспитанный';

• усечение (сокращение производящего слова без учета морфемного шва): зав, зам, англ. sec ← second 'cекунда', рro ← professional;

• аббревиация (brevis 'короткий') — объединение сокращенных частей нескольких слов: вуз, филфак, МГУ, англ. Р.М. - Prime Minister;

• повтор: маленький → маленький-маленький 'очень маленький', вьетнамск. oto 'красный' → otooto 'красноватый';

• конверсия: мороженое, столовая, англ. аре 'обезьяна' → to ape 'обезьянничать'.

Одновременное использование двух или более разных типов, например:

• конверсия с префиксацией: англ. саgе 'клетка' → un-саgе 'выпустить из клетки'

• сращение с суффиксацией: рус. Немогузнайка

Словообразовательный тип - группа слов, объединенных наличием общих признаков:

а) принадлежность к одной части речи,

б) общность части речи мотивирующего слова,

в) тождество семантических отношений между производной и производящей основами,

г) способ словообразования,

д) тождество аффиксальных морфем (если они есть).

Примеры:

• Слова создатель и творец относятся к разным словообразовательным типам, так как различаются по признаку (д).

• Слова конина и домина также относятся к разным типам, так как различаются по признаку (в).

• К одному словообразовательному типу относятся, например, слова создатель, учитель, писатель, мучитель, гонитель, следователь, поджигатель, вымогатель, обладатель, предатель, стяжатель, искатель, заклинатель, каратель, избиратель, спасатель, ревнитель, обвинитель, строитель и др.;

Словообразовательное значение — это значение, которым производное слово отличается от мотивирующего слова;

Например, производное слово сахарница отличается от мотивирующего сахар наличием значения 'вместилище'.

 

Особенности категории числа

Не все существительные могут иметь обе формы числа. Семантика некоторых существительных не допускает счёта и, значит, у них противопоставление единственного числа и множественного числа лишено смысла, т.е. оно семантически нейтрализовано.

Существительные, которые употребляются только в ед.ч. называются singularia tantum: молодёжь, бельё, баранина; news, means.

Существительные, которые употребляются только во мн.ч. называются pluralia tantum: дрова, очки, брюки, trousers, spectacles.

Все эти существительные относятся к разряду неисчисляемых.

Категория падежа

Падеж – морфолого-синтаксическая категория. В значении падежных форм отражены разнообразные синтаксические конструкции, поэтому трудно описать граммемы падежа, и передать смысл категории падежа в целом.

Во многих языках грамматической категории падежа нет. Синтаксические конструкции в этих языках строятся без помощи синтетических грамматических средств (т.е. аналитически). Падежей не знают австронезийские языки, большинство романских языков, многие иранские языки (например, таджикский), абхазский язык и др.

Категория предикативности

Обычно в предложении сказуемым является глагол, однако иногда выступает имя (например, – «Он – студент»). Есть языки, в которых имя в функции сказуемого сопровождается особым морфологическим показателем. Такие языки обладают категорией предикативности.

В русском языке эта категория обычно предается краткими формами прилагательного, выполняющими функцию предикатива (именной части сказуемого). Например: Эта река глубока. Этот дом высок.

В тюркских языках категория предикативности сливается с категорией лица: например, узбекский язык – Мен студентман.

Категория градуальности

Это специфическая категория прилагательных и наречий в индоевропейских языках.

Эта категория включает в себя две или три граммемы: положительную, сравнительную, а в некоторых языках ещё и превосходную степень.

 

Единицы синтаксиса.

Наиболее очевидными и бесспорными единицами синтаксиса являются:

1. словосочетание,

2. предложение.

Некоторые лингвисты также выделяют:

1. единое синтаксическое целое (абзац),

2. текст

Проблема определения синтаксических единиц языка: некоторые лингвисты вообще отрицают качественную специфику синтаксиса.

Например, ряд лингвистов американской дескриптивной школы считает основной единицей обоих уровней (морфологического и синтаксического) – морфему, с той только оговоркой, что морфология занимается описанием более тесно связанных соединении морфем (т.е. слов), в то время как синтаксис должен изучать более крупные и свободные соединения морфем (то есть предложения), включающие в свой состав эти более тесные соединения морфем.

Некоторые лингвисты считают основной единицей синтаксиса словосочетание и видят в предложении лишь комплекс словосочетаний

Другие признают единственной реально существующей синтаксической единицей предложение, а словосочетание рассматривается лишь как способ распространенного выражения членов предложения.

Предложение
как единица языка и речи

Предложение-высказываниеединица речи, т.е конкретное высказывание, извлечённое из речевого потока. Человек видит солнце.

Предложение-модель - единица языка, т.е. отвлеченная от конкретной лексической наполненности модель построения предложений, существующая в том или ином языке. «подлежащее + сказуемое + дополнение».

 

Основные генеалогические семьи языков, составляющие лингвистическую карту СНГ и Российской Федерации: индоевропейские языки, кавказские языки, финно-угорские языки, тюркские языки, самодийские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки и палеоазиатские языки.

Основа – индоевропейские языки. Родственные языки – общий источник (общие корни, аффиксы).

Степень родства языков бывает дальней и близкой. Близкородственными являются русский и болгарский языки; немецкий и русский - родственные языки, но их родство более далекое. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов: семья, ветвь (группа), группа (подгруппа) родственных языков.

Индоевропейская семья языков - самая распространенная. Эти языки являются основными языками почти для 150 народов. Индоевропейские языки распространены большей частью в Европе, но они сейчас используются в Азии и Америке и даже в Австралии и Африке.

Мертвые бесписьменные языки – полабский, скифский, галльский, прусский, парфянский.

Современные индоевропейские языки подразделяются на 10 групп.

Типологическое сходство: все они принадлежат к типу флективных языков.

Еще более удивительно то, что все индоевропейские языки обнаруживают общую материальную основу - общие корни, общие аффиксы и регулярные фонетические соответствия звуков.

Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа.

Внутри кавказских языков общепризнанно выделяются три группировки:

• картвельская (южная)

• абхазо-адыгская (северо-западная)

• нахско-дагестанская (северо-восточная).

До недавнего времени был распространён взгляд о родстве всех трёх групп. Однако близость всех трёх групп объясняется скорее типологической близостью и возможным существованием кавказского языкового союза, а не генетическим родством.

Финно-угорские языки,одна из двух ветвей уральской семьи языков (наряду с самодийской). На финно-угорских языках говорят в некоторых частях восточной Европы и на севере Азии. Они подразделяются на две большие группы: финско-пермскую и угорскую. К угорским языкам относятся: венгерский, мансийский и хантыйский; каждый из них состоит из нескольких диалектов.

 

Т юркская семья языков. Языки, образующие ряд групп, в которые входят языки турецкий, азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский, кара-калпакский, уйгурский, татарский, башкирский, чувашский, балкарский, карачаевский, кумыкский, ногайский, тувинский, хакасский, якутский и др. К мертвым относятся языки половецкий, хазарский, булгарский и др.

 

Самодийские языки входят в уральскую языковую семью наряду с финно-угорскими. К самодийским языкам относятся селькупский, ненецкий, энецкий и нганасанский, а также мертвые языки Саянского нагорья и северного Присаянья – камасинский, койбальский и маторско-тайгийско-карагасский.

 

Монгольская языковая семья относится к языковым семьям Старого Света. И, хотя говорящих на монгольском языке людей не очень много – около 6,8 миллионов человек, – они получили достаточно широкое распространение.

К монгольской языковой семье относятся монгольский язык, бурятский, калмыцкий языки, баоаньский, дагурский, дунсянский языки, монгорский и могольский языки.

 

Тунгусско-маньчжурские языки — группа близкородственныхязыков Сибири и Даль­не­го Востока, которые входят в алтайскую языковую семью.

Т.‑м. я. распространены в Средней и Восточной Сибири, на побережье Охотского моря; кроме того, они представлены в КНР (Северо-Восточный Китай) и МНР.

 

Палеоазиатские языки – собирательный термин для языков в северной и северо-восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в арктической зоне Северной Америки.

Народности, говорящие на палеоазиатских языках, населяют территорию от Ледовитого океана до низовьев Амура и от Берингова пролива до Енисея.

Количество говорящих на этих языках – не более 25 тыс. человек.

Палеоазиатские языки включают пять языковых семей, которые не обнаруживают прямых генетических связей: 1) чукотско-камчатская; 2) юкагирско-чуванская; 3) эскимосско-алеутская; 4) кетско-асанская; 5) нивхская.

 

 

Уральская семья языков.

Уральская языковая семья, включает две ветви — финно-угорскую и самодийскую. Родство финно-угорских и самодийских языков доказал Э. Н. Сетяля. Был сделан вывод о существовании в прошлом уральского языка-основы и происхождении из него финно-угорских и самодийских языков. Несмотря на существование названия «уральские языки», изучение и описание финно-угорских и самодийских языков проводится зачастую отдельно, наряду с более широким по объёму термином «уралистика» продолжает существовать отрасль лингвистики «финно-угроведение», занимающаяся изучением финно-угорских языков.

 

УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ

1. Финно-угорские языки


А. Угорская ветвь:

1) Венгерский;

2) Мансийский;

3) Хантыйский.

Б. Прибалтийско-финская ветвь

1) Финский;

2) Эстонский;

3) Ижорский;

4)Карельский.

В. Пермская ветвь

1) Коми-зырянский;

2) Коми-пермяцкий;

3) Удмуртский.

Г. Волжская ветвь

1) Марийский;

2) Мордовские.

 


 

САМОДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

1) Ненецкий;

2) Нганасанский;

3) Энецкий.

 

Алтайская семья языков.

Алтайская — гипотетическая языковая семья, в которую включают тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую и японо-рюкюскую языковые ветви, а также корейский язык-изолят. На этих языках разговаривают на территории северо-восточной Азии, центральной Азии, Анатолии и восточной Европы (турки, калмыки). Группа названа в честь Алтайских гор, горной цепи в центральной Азии.

У этих языковых семей множество схожих характеристик. Вопрос заключается в их источнике. Один лагерь, «алтаисты», рассматривает схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другой лагерь, «анти-алтаисты», рассматривает схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами. Некоторые лингвисты считают, что обе теории равновесны; их называют «скептиками».

1. ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ


1) турецкий;

2) азербайджанский;

3) туркменский;

4) гагаузский;

5) татарский;

6) башкирский;

7) алтайский;

8) тувинский;

9) якутский;

10) казахский;

11) киргизский;

12) узбекский;

13) чувашский.


 

2. МОНГОЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ

1) Монгольский; 2) Бурятский; 3)Калмыцкий.


 

3. ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ ЯЗЫКИ


А. Сибирская группа

1) Эвенкийский;

2) Эвенский;

Б. Маньчжурская группа

1) Маньчжурский.

В. Амурская группа

1) Нанайский;

2) Удэйский.

 

 


 

4. ОТДЕЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, НЕ ВХОДЯЩИЕ НИ В КАКИЕ ГРУППЫ

1) Японский;

2) Корейский.

Кавказская семья языков.

Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (индоевропейскую, алтайскую или семитскую).

1. Западная группа: абхазско-адыгские языки

1) Абхазская подгруппа:

• Абхазский;

• Абазинский.

2) Черкесская подгруппа:

• Адыгейский;

• Кабардинский (кабардино- черкесский);

• Убыхский.

2. Восточная группа: нахско-дагестанские языки

1) Нахская подгруппа:

• Чеченский имеют письменность на русской основе.

• Ингушский;

• Бацбийский (цова-тушинский).

2) Дагестанская подгруппа:

• Аварский;

• Даргинский;

•  Лакский;

• Лезгинский;

• Табасаранский.

3. Южная группа:

• Мегрельский;

• Лазский;

• Грузинский;

• Сванский.


Палеоазиатские языки

а) Чукотско-камчатские языки: чукотский, алюторский, корякский

б) Эскимосско-алеутские языки: алеутский

в) Енисейские языки: кетский

 

Грамматика как раздел языкознания. Морфология и синтаксис. Морфема как минимальная двусторонняя единица языка. Варианты морфем в языке (алломорфы) и её речевые экземпляры (морфы). Нулевые морфемы.

«Грамматика» от древнегреческого «искусство правильно писать».

Грамматика — это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений.

Цель - описание грамматического строя языка как системы, его организации, категорий и их отношения друг к другу.

Грамматика подразделяется на:

1) морфологию (др.греч. «наука о формах») – грамматическое учение о структуре слова и его словоформ.

2) синтаксис (др.греч. «построение») – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и о предложении.

 Центральные единицы грамматики:

 1. морфологии - морфема и слово,

 2. синтаксиса - словосочетание и предложение.

 

Морфология (словообразование) - учение о словоизменении

Морфема - минимальная двусторонняя единица языка, которая обладает планом выражения и планом содержания, не делится на более простые единицы, обладающие теми же свойствами.

Функция - сигнификативная (выражение грамматического значения).

 

Алломорфы – это тождественные по значению морфы, формальное различие между ними объясняется только их позицией в слове.

Например, морфема {-ец} имеет два алломорфа -ец, -ц-;

Сравните: Волгоград-ец и волгоград-ц-а. Саратов-ец и саратов-ц-а.

 

Классификация алломорфов:

1. Фонетически обусловленные алломорфемы

- {хлеб-/хлеп} (закон оглушения звонких согласных на конце слова)

- алломорфы морфемы мн.числа в анг. языке – {-z, -s, - iz }

2. Исторически обусловленные

Например, {li:f / li:v-} (leaf-leaves)

3. Морфологически обусловленные

В русском языке обнаруживаются у флексий глагола, при спряжении.

{-ет} (пиш-ет), {-ит} (дыш-ит)

В англ {-s (-es)} box- boxes

Морфы – конкретные представители одной морфемы в речи:

В саду садовод. Корневая морфема {сад-} представлена в этом предложение двумя своими морфами: сад-¹, сад-².

Нулевая морфема - морфема, не обладающая произносительного-слуховым составом.

Она выступает в формах: им. п. ед. ч. (в существительных на -ых м.р.: стол (нулевое окончание)).

 

Классификация морфем по значению (вещественные и грамматические) и по форме (сегментные корни и аффиксы; суперсегментные – значащее чередование, сдвиг ударения, изменение слогового акцента, морфемы-повторы).

Все морфемы определяются как минимальные значимые части слова, но значения морфем не одинаковы. По значению морфемы выделяют: вещественные (корни) и грамматические (аффиксы).

Корни и аффиксы различаются по их роли в слове. Корень – обязательная часть слова во всех языках мира. Слов без корней не бывает (исключение: вынуть). Аффиксы являются факультативными морфемами, т. е. их наличие в слове не обязательно.

Корни бывают уникальными (-бужен), а аффиксы могут повторяться. Но аффиксы тоже обладают значением. Их важность была доказана Щербой. Пример: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

По форме морфемы делятся на сегментные (линейные) и суперсегментные (надлинейные).

Сегментные единицы – корни и аффиксы.

Позицию перед корнем занимают префиксы (приставки), а позицию после – постфиксы (суффиксы и окончания).

Позиция между корнем бывает заполнена интерфиксами (водопровод).

Примеры сегментных морфем из английского языка: оut – корень; throughout – сложное слово с 2мя корнями; outlook – приставка и корень.

Инфикс – это аффикс, который вставляется внутрь корневой морфемы. Пример: vinco (побеждаю), где vic (корень) + n(инфикс) + o(флексия).

Если прерывистый аффикс стоит между корнями, то это циркумфикс. Циркумфиксы встречаются в причастии немецкого языка. Пример: gemacht.

Если прерывистый аффикс и прерывистый корень взаимно сцеплены друг с другом, то тогда это трансфикс. Пример: в арабском языке maktabun – «школа», где k, t, b – трехсогласный корень.

Суперсегментные морфемы:

1. Значащее чередование морфем в фонеме;

2. Сдвиг ударения;

3. Изменение слогового акцента;

4. Морфемы-повторы.

 

1. Значащее чередование морфем в фонеме - главный показатель грамматического противопоставления в русских примерах: /р-р’/ старый- старь, где р – показатель прилагательного, а р’ – показатель существительного.

2. Сдвиг ударения рассматривается как морфема, если он основной показатель определенного грамматического значения; пример: ‘import – to im’port;

3. Изменения слогового акцента можно увидеть в китайско-тибетских языках. Здесь тон играет роль грамматической морфемы (в кит языке 4 тона).

4. Морфемы-повторы. Или по-другому редупликация - процесс, когда некоторые морфемы или части слов удваиваются.

Повторы, передающие значение мн.ч.: в японском языке: яма (гора) и яма-яма (горы).

Повторы бывают со значением интенсивности качества: синий-синий.

Частичная редупликация: дадим, дадут от «дам» (будущее время, 1 лицо)

 

3. Словообразование. Понятие грамматического и лексического в языке. Грамматическое значение слова. Грамматическая форма.

Словообразование – 1) образование производных слов по существующим в языке моделям с помощью аффиксации и других формальных средств; 2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования производных и сложных слов.

Грамматическая форма – 1) обозначение языковых средств, служащих для выражения грамматических значений; 2) синоним «словоформы».Словоформа – это конкретный «представитель» слова в речи.

Формы слова (грамматические формы) – это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям. Например, падежные формы русского существительного.

Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем).

Разграничение грамматического значения и лексического значения.

Примеры:

Король - правитель государства, монарх. - (ЛЗ)

Король - сущ., ед.ч., им.п., м.р. - (ГЗ).

ЛЗ индивидуально, оно принадлежит одному слову.

ГЗ типовое, оно принадлежит к группе слов одного словообразовательного типа.

Своеобразие ГЗ состоит в том, что оно (в отличие от ЛЗ) не называется прямо в нашей речи, а выражается попутно.

 

4. Основа производящая, производная и непроизводная. Способы словообразования. Понятие словообразовательного типа.

В многоформенных словах выделяют формообразующую основу, т.е. ту часть слова, которая обязательно содержит корень и без изменений повторяет свой морфемный состав во всех грамматических формах этого слова.

В словах книг-а, книг-и, книг-у формообразующей основой является книг-.

Формообразующая основа может состоять из:

• корня и словообразующего аффикса (ср. под–стакан–ник–);

• нескольких корней (ср. лед–о–ход–),

• нескольких корней и словообразующих аффиксов (ср. пар–о–ход–н–)

Основа, которая из 2х однокоренных основ является наиболее простой по форме и по смыслу – производящая, более сложная – производная.

Различаются:

• Производные слова (дериваты);

• Непроизводные слова.

 

Непроизводные слова – немотивирующие условные обозначения действительности, тогда как значение деривата определяется путем ссылки на значение соответствующего производящего. Пример: «волк» - немотивирующее слово, так как нет связи между значением слова и его звуковым оформление; «волчица», «волчонок» имеют внутреннюю форму, так как их значение опирается на их строение. Значение этих слов определяется значением их составных частей. Вывод: значение производного слова подсказывается его строением.

Способ словообразования – прием создания слова в языке в диахронии и средство выражения словообразовательного значения в синхронии.

Все способы словообразования делятся на: аффиксальные и безаффиксные.

Аффиксальные способы – это способы, при которых в словообразовательном процессе участвует один аффикс или комбинация аффиксов.

К аффиксальным способам относятся:

• префиксальный: читать → перечитать,

• суффиксальный: сапог →сапожище,

• префиксально-суффиксальный: море → при-мор-j-э, окно → под-окон-ник;

• префиксально-постфиксальный: звонить → до-звонить-ся;

• суффиксально-постфиксальный: гордый → горд-и-ть-ся;

• префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот → о-банк-рот-и-ть-ся;

• способ нулевой аффиксации: синий → син -0-0 (первый 0 — нулевой суффикс, второй 0 — нулевое окончание).

• Способ сложения основ (иногда относят к безаффиксным): лесостепь, черно-белый. Сложение сочетается с аффиксацией: канат-о-ход-ец.

Безаффиксные способы словообразования основаны на использовании усечения, конверсии и объединении в определенной последовательности самостоятельных слов или их символов.

К безаффиксальным способам относятся:

• словосложение (сращение): генерал-майор, англ., well-bread 'хорошо воспитанный';

• усечение (сокращение производящего слова без учета морфемного шва): зав, зам, англ. sec ← second 'cекунда', рro ← professional;

• аббревиация (brevis 'короткий') — объединение сокращенных частей нескольких слов: вуз, филфак, МГУ, англ. Р.М. - Prime Minister;

• повтор: маленький → маленький-маленький 'очень маленький', вьетнамск. oto 'красный' → otooto 'красноватый';

• конверсия: мороженое, столовая, англ. аре 'обезьяна' → to ape 'обезьянничать'.

Одновременное использование двух или более разных типов, например:

• конверсия с префиксацией: англ. саgе 'клетка' → un-саgе 'выпустить из клетки'

• сращение с суффиксацией: рус. Немогузнайка

Словообразовательный тип - группа слов, объединенных наличием общих признаков:

а) принадлежность к одной части речи,

б) общность части речи мотивирующего слова,

в) тождество семантических отношений между производной и производящей основами,

г) способ словообразования,

д) тождество аффиксальных морфем (если они есть).

Примеры:

• Слова создатель и творец относятся к разным словообразовательным типам, так как различаются по признаку (д).

• Слова конина и домина также относятся к разным типам, так как различаются по признаку (в).

• К одному словообразовательному типу относятся, например, слова создатель, учитель, писатель, мучитель, гонитель, следователь, поджигатель, вымогатель, обладатель, предатель, стяжатель, искатель, заклинатель, каратель, избиратель, спасатель, ревнитель, обвинитель, строитель и др.;

Словообразовательное значение — это значение, которым производное слово отличается от мотивирующего слова;

Например, производное слово сахарница отличается от мотивирующего сахар наличием значения 'вместилище'.

 

Синтетические и аналитические способы выражения грамматических значений. Агглютинирующая и фузионная тенденции в языке.

Способы выражения грамматических значений разнообразны. В большинстве языков мира различают ед. и мн. ч., но способы образования мн.ч. в разных языках различны. Например: в малайском языке – значение мн.ч. передается повтором. В русском языке формы мн.ч. образуются при помощи флексии или супплетивно. Например: стол-столЫ, человек – люди. В арабском языке для образования мн.ч. используются трансфиксы. Например: harb – война, hurub – войны. В нем. и англ. языках используются внутренние чередования – умлауты (введены Гриммом). В некоторых папуасских языках неодушевленные существительные не имеют мн.ч.

Синтетический способ выражения грамматических значений предполагает возможность объединения в пределах 1-ого слова нескольких морфем.

Способы:

• Аффиксация (конфиксы – gelobt);

• Редупликация (повтор). Пример: различие числа – повторы, звукоподражание «ку-ку», превосх. Степень «кызыл-кызыл»;

• Внутренняя флексия (чередования). Пример: умлауты «Mutter - Mutter», «простить/упрощать»;

• Супплетивизм (соединение разнокоренных слов «goodbetterthebest, ich - mich);

• Сложение основ (Пример: Kopfschmerzkopf (голова), schmerz (боль);

• Способ ударения (Пример: в чешск. яз. dviem (нисход.тон) - двум, dviem (восх.тон) – двумя).

Аналитический способ выражения грамматического значения предполагает раздельное выражение лексических и грамматических значений слова.

Аналитизм проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов, образующих в сочетании со полнознаменательными лексическими единицами сложные (аналитические) грамматические формы. Пример: б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.26 с.)