Основные государственные законы 23 апреля 1906 года в системе конституционных актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные государственные законы 23 апреля 1906 года в системе конституционных актов



Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.

 Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

 Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:

 - нарастающий политический кризис;

 - беспорядки в стране;

 - общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.

 Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г.

 В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

 Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

 Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.

 Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".

 Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России

 1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

 2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:

 - обязанности граждан (всеобщая воинская повинность — ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29);

 - определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 — неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу;

 - ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;

 - ст. 39 признает свободу вероисповедания.

 3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.

 Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:

 1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.

 2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.

 3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».

 4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.

 

 

27. Чрезвычайно-уставное законодательство в период с 1906 по 1917 годы и его влияние на характер российского конституционализма

Чрезвычайное законодательство - это специальные нормативные акты,. принимаемые государством при особых (чрезвычайных) обстоятельствах, которыми глава государства или по его поручению высшие государственные чиновники наделяются исключительными, дискретными полномочиями, ограничивающими или приостанавливающими действие общих законов в целях влияния на политическую или иную ситуацию, предотвращения экстремального развития социальных процессов и обеспечения общественного порядка, вводимыми в стране в целом или в пределах ее отдельных территорий, когда иными мерами сделать это невозможно.
В становлении и развитии чрезвычайного законодательства в России можно выделить два этапа. Первый - до принятия Основных законов российской империи в редакции 1906 г., второй - после издания указанных законов и до I Мировой войны.
В свою очередь, первый этап включает два периода. Первый период мы рассматриваем до принятия Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. Он характеризуется тем, что в сфере регулирования обеспечения общественного порядка в особых условиях действовало боле двадцати несогласованных между собой актов. Это вносило несогласованность как в само законодательство, так и практическую деятельность различных административно-полицейских учреждений. Второй период следует считать с принятия «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 14 августа 1881 г. и до Основных законов Российской империи в редакции 1906 г. Специфичной чертой данного периода становится переход определения конкретизирующих положений в сфере формирования чрезвычайных узаконений (постановления Комитета министров, циркуляры и распоряжения министра внутренних дел) на уровень правительства. При этом необходимо отметить, что полномочия министра внутренних дел ограничивались предварительным согласованием его действий с императором или Комитетом министров. Только «в случаях не терпящих отлагательств» он мог действовать самостоятельно, но с последующим соблюдением спец.процедуры
Главная задача чрезвычайного законодательства на первом этапе состояла в предупреждении и пресечении деяний, направленных против общественных и государственных устоев российской империиРазвитие чрезвычайного законодательства уже в этот период пошло по трем основным направлениям;
1) развитие административно-полицейских мер;

2) становление военно-полицейских мер как результат использования армии в решении внутриполитических проблем;
3) использование военного судопроизводства в отношении гражданских лиц.
Второй этап развития чрезвычайного законодательства, который берет начало с издания Основных законов Российской империи в редакции 1906 г существенно изменился порядок формирования чрезвычайного законодательства.
Указанный период характеризуется тем, что чрезвычайные узаконения использовались для фактической замены общего законодательства. Для этого использовался механизм, определенный статьей 87 Основных законов, позволяющий на определенный срок вводить в той или иной местности (или на всей территории страны) действие положений чрезвычайных (временных) законов. Затем действие таких законов продлевалось и они становились «постоянными». При этом деятельность Государственной Думы различных созывов в силу неустойчивости политической ситуации, а также приостановления и роспуска самой Думы, не способствовали нормальному законодательному процессу.

В начале XX в., с принятием Основных законов 1906 г. и поэтапным введением уголовного Уложения 1903 г., изменяется не только понимание чрезвычайного законодательства, но и происходит определение составов преступлений, направленным против «общественных и государственных порядков». Теперь это стало относиться к преступлениям против общественного и государственного строя.
Для наказания по преступлениям против государственного строя достаточно было иметь намерение

Основанием к применению чрезвычайных законов, исходя из смысла их. положений и предусмотренных мер, а также полицейско-охранительных законов общего характера выступали:
- ситуации, «когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным...»

- нарушение «общественных и государственных порядков» массового характера («массовое преступление»)
Что касается правовой природы чрезвычайного законодательства, то до издания Основных законов Российской империи в редакции 1906г. чрезвычайно-указное право императора являлось Основным источником формирования законов чрезвычайного характера являлись указы императора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.009 с.)