Как избавиться от пристрастия к азартным играм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как избавиться от пристрастия к азартным играм



Современные подходы к лечению зависимых расстройств.

Первые попытки лечения зависимых пациентов предпринимались, вероятно, тогда, когда появилось понимание алкоголизма как болезни. Первые научно обоснованные материалы появились намного позже. Во всех работах важная роль отводилась и отводится психотерапии, как основному методу лечения данной категории пациентов.
Работа психотерапевта с зависимыми людьми основана на положении, что попытки пациентов в одиночку выдерживать длительную борьбу со своей зависимостью, соблюдая полное воздержание, приносят мало пользы.
Такое лечение может быть даже опасным, особенно при наличии наклонностей к самообвинению.
Позже было установлено, что непсихологическое лечение не приносит пользы, поскольку значимость химических веществ, вызывающих у пациента зависимость, обусловлена психологически.
Нельзя не отметить общие закономерности, которые необходимо учитывать при обращении к врачу:
— чем меньше времени прошло с момента возникновения зависимости, тем больше шансов на успех лечения;
— предварительное лечение помогает пациенту осознать, что он болен;
— не следует ожидать от пациента абсолютного воздержания в начале лечения.
Современная психотерапия обладает большим арсеналом методов лечения зависимых расстройств. На сегодняшний день описаны методы как индивидуальной, групповой, так и семейной терапии пациентов с данными видами расстройств. Зачастую выбор метода лечения зависит лишь от личного предпочтения психотерапевта, реже — самого пациента. Но по мнению большинства врачей, наилучший результат дает совместное применение индивидуальной, семейной и групповой (подобно «Анонимным алкоголикам») психотерапии.
На сегодняшний день одной из наиболее известных программ по борьбе с зависимыми расстройствами является система «12 шагов», по принципу которой работают такие организации, как «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы», «Анонимные игроки», «Анонимные обжоры» и т. д.
Данная система групповой терапии помогает человеку признаться в собственной слабости и принять мысль смирении и альтруизме, которые являются необходимой альтернативой эгоизму и эгоцентризму, возникающим в процессе развития болезни. Множество поддерживающих, активизирующих и управляющих элементов, с которыми пациенты сталкиваются с момента включения в программу, обеспечивают структуру и поддержку, компенсируя их слабость по саморегуляции.
Афоризмы в работе данных групп являются источником успокоения и комфорта, в чем больные крайне нуждаются, а пошаговый метод!! рекомендации и прямые указания: («поддерживай контакты, не теряйся, звони, знакомься с людьми, приходи на встречи, проси помощи» и т.д.) выстраивают последовательную линию развития. Человек получает помощь, способную поддержать и направить его на восстановление собственной жизни, часто уже разрушенной почти до основания.
Помимо этих практических элементов используется обращение к духовности, что заставляет прибегнуть к силам, находящимся за границами собственного «я», признать собственную зависимость от других людей и значимость отношений и ними. Оказывая преобразующее воздействие, эти терапевтические группы помогают пациенту изменять те части «я», которые отвечают за заботу о его собственной жизни. Пациент начинает управлять событиями своей жизни, противопоставляя себя ошибочному мнению зависимого человека о том, что со своими проблемами он может справиться в одиночку.
Успешность лечения в группах данного типа составляет не более 40—50 %, если считать всех пациентов, которые обращаются за помощью в эти организации.

Согласно американской классификации психических расстройств диагноз зависимости от азартных игр можно поставить, обнаружив хотя бы четыре признака из девяти следующих:
1) частое участие в игре и добывание денег для игры;
2) частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного времени, чем субьект намеревался ранее;
3) потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения;
4) беспокойство или раздражительность, если игра срывается;
5) повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю («охота за выигрышем»);
6) неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие;
7) учащение игры в ситуациях, когда грозит необходимость выполнить свои социальные и профессиональные обязанности;
8) принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры;
9) продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги, или несмотря на другие важные социальные, профессиональные или юридические проблемы, которые, как это хорошо известно субъекту, будут возникать из-за игры.

Некоторые теории связывают патологическую игру с «ошибками» мышления, иррациональными убеждениями и так называемой «иллюзией контроля».
Типичны следующие «ошибки» мышления игроков: персонификация игрового автомата («игровой автомат похож на меня») или типичное объяснение проигрыша («я проиграл потому, что был невнимателен»).
К иррациональным убеждениям относят следующие четыре стержневые характеристики:
— нетерпеливость и неспособность к длительным усилиям («я должен выиграть это в следующей ставке»);
- низкая устойчивость по отношению к ситуациям разочарования («это ужасно, если я не выиграю»);
- искажение самооценки («я ничто, если я не играю и не выигрываю»);
- преувеличение («я не могу существовать, если я не играю»).

«Иллюзия контроля» предполагает, что игрок верит в то, что может контролировать случайные события посредством различных способов ритуального поведения, например, скорости нажатия на кнопки игрового автомата.

Следующие теории объясняют поведение игрока доминирующими психологическими защитами, которые в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала.

Игровое поведение также связывают с нарушением в семейных и сексуальных отношениях, при этом большое значение уделяется решению вопроса о том, почему игрок не хочет возвращаться после работы домой — из-за нежелания встречаться с супругой или избегая скучной атмосферы обыденного семейного существования.

Характерными для «истинных» патологических игроков являются следующие диагностические признаки:
• у таких пациентов отмечается более высокий уровень интеллекта (IQ в среднем 120) по сравнению с популяционной нормой;
• патологические игроки оказываются, как правило, «трудоголиками», отличающимися высокими профессиональными достижениями;
• себя они часто описывают в крайних категориях — либо как очень хороших, либо как очень плохих, но почти все отмечают присущий им высокий уровень внутренней энергии, которую «порой просто некуда девать»;
• для личности патологических игроков характерным является избегание тяжелых конфликтов с помощью лжи, преувеличения и искажения фактов. Они обычно чрезмерно критичны к своим супругам, друзьям и членам семьи.
* Таким лицам присущи авантюризм и риск в делах;
• характерные особенности имеются у игроков при неформальном общении — они часто скучают среди людей. Они склонны продолжать свою деловую активность после работы с помощью телефонных переговоров;
• игроки, как правило, являются хорошими организаторами, но плохими исполнителями. В силу этого они инициируют различные проекты, но редко доводят их до конца;
• азартные игроки обычно не занимают денег, пока у них имеется какое-то их количество, но если занимают — то делают это в максимально возможных количествах и с нарастающей частотой. Вообще игроки считают, что деньги надо тратить, а не копить. Они предпочитают иметь деньги наличными, а не в виде чеков или кредитных карточек;
• игра является для них наиболее привлекательным способом получения удовольствия и релаксации, которые в процессе развития игровой зависимости обычно угасают.

??????????
В 1981 году Р. Л. Кастер описал «мягкие признаки» патологической игры, которые, по его мнению, заключены в особенностях поведения, свойственного людям, имеющим большой риск развития у них патологической игровой зависимости. Эти признаки являются дополнительными к основным диагностическим критериям патологической игровой зависимости. При этом Р. Л. Кастер подчеркивал, что «мягкие признаки» полезны не только для установления диагноза, но и для дифференцированных лечебных рекомендаций, поскольку позволяют на ранних этапах отличить пациента с «игровой» структурой характера.

В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии, подробно описанные Р. Л. Кастером и представленные в таблице.

Анализ игровых срывов в ходе психотерапии игроков позволил обнаружить и описать развитие фаз в поведении пациентов (воздержания, «автоматических фантазий», нарастания эмоционального напряжения, принятия решения, вытеснения принятого решения, реализации принятого решения).
Следовательно, существует игровой цикл, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами.

Фаза воздержания
. Характеризуется воздержанием от игры, главным образом, из-за отсутствия денег, давления ближайшего окружения или выраженного подавленного состояния вследствие очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс.
Фаза «автоматических фантазий». Главной характеристикой ее является учащение спонтанных фантазий об игре. Пациент проигрывает в своем воображении, как правило, состояние азарта и предвкушение выигрыша, сопровождающее начало игры, и вытесняет эпизоды проигрышей. Эти фантазии могут возникать либо на основе воспоминаний о своем прошлом игровом опыте, либо носить произвольный характер, базирующийся на воспоминаниях об игровой увлеченности героев художественных произведений или кинофильмов, и фактически оторванный от реальной ситуации. Название «автоматические» отражает возникновение их либо совершенно спонтанно, либо под действием косвенных стимулов. Так, у одного из наших пациентов игровые комбинации непроизвольно складывались при случайном наблюдении за номерами автомобилей.
Фаза нарастания эмоционального напряжения.
Главная черта этого этапа — нарастание эмоционального напряжения, которое, в зависимости от индивидуальных личностных и физиологических особенностей, может иметь тоскливо-подавленный, раздраженный, тревожный или смешанный характер, сочетающий в себе повышенную, но нецеленаправленную активность с нервозностью и раздражительностью. Иногда такое настроение сопровождается учащением фантазий об игре. В других случаях оно воспринимается пациентом как совершенно бессодержательное и даже направленное в сторону от игрового импульса (повышение сексуального влечения или стремление к интенсивным физическим и интеллектуальным нагрузкам).
Фаза принятия решения играть. Как правило, решение играть происходит двумя путями:
а) пациент под действием нарастающих фантазий в «телеграфном» стиле планирует способ реализации своего желания. Обычно это какой-нибудь «очень вероятный для выигрыша», по мнению пациента, вариант игрового поведения. Такой способ принятия решения играть характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую;
б) решение играть приходит сразу же после игрового эпизода, и в его основе лежит иррациональное убежде­ние в необходимости отыграться. Этот механизм принятия решения характерен для второй и третьей стадии заболевания, когда промежуток между игровыми эпизодами заполнен отчаянными попытками остановится, а каждый срыв воспринимается как нечто фатальное и необъяснимое.
Фаза вытеснения принятого решения. Это наиболее важный этап, который обусловливает беззащитность сознательного «Я» по отношению к желанию играть. Суть этой фазы заключается в том, что интенсивность осознаваемого больным желания играть начинает уменьшаться, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением, что, как правило, является отражением иррациональных схем мышления. Иногда в это время нормализуются или относительно улучшаются экономический и социальный статус больного. Сочетание вышеперечисленных условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого для себя риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (получение большой суммы денег на руки, прием алкоголя, попытка сыграть ради развлечения и отдыха и т. п.).
Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Очень часто игроки описывают этот период как состояние «транса», заявляют, что они «становятся как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные контраргументы, которые тут же отметаются всем набором описанных выше иррациональных схем мышления. У игрока в это время доминируют ложные представления о возможности контролировать себя и разумно подходить к вопросу вероятности выигрыша. Происходит смешение представлений о влиянии на игровой процесс (размер ставок, выбор комбинаций, различные ритуальные действия) с возможностью контролировать исход игры (выигрыш или проигрыш). В большинстве случаев, пока не проигрываются все деньги, игра не прекращается.

 

Фазы игрового цикла — основа создания индивидуальной программы психотерапии
Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. –

Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург. 2003.

При создании психотерапевтической программы мы, в соответствии с устоявшейся точкой зрения, исходили из того, что патологические игроки имеют:

  • высокий уровень психической активности,
  • низкий уровень контроля над импульсами,
  • неустойчивость к отрицательным эмоциям,
  • периодическую потребность в эмоциональной разрядке.

При этом в игровой ситуации они в течение длительного времени не способны контролировать игровой импульс. В немалой степени этому способствует набор неадекватных по отношению к азартным играм понятий и убеждений, сформированный в течение жизненного опыта. Анализ особенностей поведения и переживаний пациентов позволил нам прийти к выводу, что контроль над игровым импульсом теряется когда:
на подсознательном уровне (автоматических мыслей и представлений) решение играть уже принято;
• импульс к игре представляется игроку как доступный контролю, о чем свидетельствуют высказывания «если мне это действительно не надо, то я не буду играть», «на холодный рассудок проиграть и цель игры рациональна, например, — «чтобы финансовые проблемы»;
• подавляются эмоции, которые для «Я» игрока м ли бы свидетельствовать о наличии азартного желания Способы подавления различны: отвлечение, нагрузка или бессознательное вытеснение.
Таким образом, создаются условия для возникновения ситуации, когда пациент совершенно беззащитен для импульса, возникающего внезапно как взрыв, при определенных ситуациях (чаще всего — это наличие денег и свободного времени).

Этапы психотерапии

Диагностический этап. На этом этапе устанавливается диагноз патологической склонности к азартным играм, определяется стадиями игровой зависимости, и выясняются индивидуальные особенности фаз игрового цикла. В этот же период уточняются особенности личности пациента и создаются основы для дальнейшего «психотерапевтического сотрудничества». В случае наличия выраженной депрессии или каких-либо других сопутствующих расстройств решается вопрос о целесообразности назначения лекарственных средств.
Психообразовательный этап. Цель данного этапа состоит в том, чтобы добиться сознания пациентом невозможности вернуть свое первоначальное отношение к игре. Пациент постепенно понимает то, что он никогда не сможете солгать так называемым «социальным» игроком, использующим азартные игры лишь для развлечения и отдыха, и что необходимо избавиться от иллюзии каким-либо «чудодейственным» способом вернуться на первоначальный уровень отношение к игре.
Более того, пациент должен понять, что поиск путей к восстановлению способности «играть, как все» является самообманом. Наиважнейшим для такого понимания является признание своего пристрастия к игре как болезни, а не дурной привычки, которую можно заменить чем-то аналогичным, но безвредным. В связи с этим единственным выходом становится полный отказ от игры навсегда. При соблюдении всех этих условий возникает новое понимание существующей проблемы.
Цели данного этапа достигаются специальными психотерапевтическими упражнениями с использованием активного воображения пациента.
На индивидуальных занятиях игрок получает информацию о заболевании, причинах его возникновения, характерных симптомах, стадиях развития и фазах игрового цикла, способах наиболее эффективного лечения, ситуациях, провоцирующих ухудшение, способах нормализации отношений с социальным окружением. Обсуждаются соответствия индивидуального случая общим признакам игровой зависимости.

Психотерапевтические задания состоят в том, что бы пациент попытался представить свою будущую жизнь, «в которой никогда не будет азартной игры», и сконцентрировался на внутренних ощущениях, сопровождающих это представление. Если пациенту бывает трудно представить и, соответственно, эмоционально пережить полный отказ от игры, то ему предлагается вспомнить конкретные жизненные ситуации, когда надо было принимать решение играть или не играть (во всех реальных случаях конфликт этих мотивов разрешался в пользу первого). После того, как перед больным возникает дилемма либо играть до полного социального падения, либо не играть вообще, а так называемое компромиссное «играть как все» осознается, как невозможное, его желание играть обычно резко усиливается. Одновременно в результате такого прямого столкновения желания отказаться от игры с одновременно существующим (и даже усиливающимся) желанием играть увеличивается его критическое отношение к сложности существующей проблемы и осознание преобладания желания играть над другими мотивами.
Помимо решения основной задачи, такие упражнения подготавливают пациента к пониманию того, что отказ от игры влечет за собой период эмоционального напряжения, который ему придется пережить.
Этап создания стратегий контроля над импульсом к игре. Данный этап терапии начинается с анализа индивидуальных особенностей стадий игровой зависимости и фаз игрового цикла. На данном этапе важнейшим является понимание пациентом того, что:
— во-первых, с момента игрового срыва он не в состоянии проконтролировать свое поведение;
— во-вторых, отсутствие осознаваемого желания играть не связано напрямую с возможностью контроля над игровым импульсом.
Для пациента это означает, что если, как он считает, желания играть нет, это не является доказательством того, что в ближайшее время у него не может произойти очередной эпизод азартной игры. В связи с этим работа направлена на осознание им того обстоятельства, что, независимо от осознаваемого им отсутствия или наличия желания играть, он постоянно находится в «предигровой лихорадке» и не может контролировать внутренние и внешние обстоятельства, которые способствуют срыву.
В результате пациент обучается осознавать и различать следующие компоненты своего влечения: а) постоянное желание играть; б) резкое ситуационное усиление игрового импульса под воздействием внешних обстоятельств.
На этом этапе контроль над игровым поведением осуществляется:
— за счет сознательного отказа пациента от решения играть;
— предотвращения вытеснения этого решения из сознания в соответствующих фазах игрового цикла.
Это достигается, во-первых, благодаря обучению пациента навыкам определения момента принятия решения играть и, во-вторых, благодаря изменению иррациональных схем у

мозаключений и понятий, связанных с игрой.
Вначале пациент учится фиксировать явные признаки надвигающегося срыва (усиление фантазий об игре, нарастание эмоционального напряжения, появление уверенности в выздоровлении). В дальнейшем же — обучается фиксировать собственные «ошибки мышления» и исправлять их с помощью навыков, полученных в ходе терапии.
Регуляция состояний транса. Большинство игроков в ходе работы с ними признавали, что в тот момент, когда принимается решение играть, они словно становятся другими людьми — не могут думать о чем-либо, кроме игры, их отношение к игре из отрицательного (что бывает после проигрыша) или индифферентного становится резко положительным. Они вновь верят в то, что на этот раз точно выиграют, что этот день не похож на другие («фартовый» день), поэтому им повезет. По пути в игровое заведение они не замечают ни чего, словно находятся в каком-то дурмане.
Ошибочные схемы мышления игроков, касающиеся игры и игровых аппаратов (как, например, вера в счастливый для игры день), тесно связаны с определенным эмоциональным состоянием. Это состояние по своим характеристикам очень близко к состоянию транса и наступает после принятия решения играть. Получается, что игрок непроизвольно обучается сам индуцировать состояние транса (перед срывом), для этого нужно лишь принять решения играть. При этом, чем дольше игровой стаж, тем более легко больной может ввести себя в состояние игрового транса, тем самым, уходя от имеющейся действительности, от критического отношения к происходящему.
Все большее некритичное отношение пациентов к своему поведению обусловлено нарушением во взаимодействии между жизненными событиями и индивидуальными оценками и поступками. Вместо рационального ответа на ту или иную жизненную ситуацию у игрока сначала возникает желание играть, поддерживая значение прежних «ошибок мышления», которые еще более усиливают эмоциональное возбуждение и желание играть, вызывающее «игровой транс». На фоне этого трансового состояния «ошибки мышления» уже не связаны с решением «играть или не играть», а обеспечивают непрерывность игры до момента полного истощения финансовых или физических ресурсов.
Анализ ситуации, который пытается осуществить игрок после игры, происходит, как правило, на фоне подавленного настроения и ошибочных умозаключений, что заканчивается самоосуждением, самокритикой, обещанием «не играть». Это приводит к эмоциональной разрядке и прощению себя только относительно данного игрового эпизода.
Естественно, что регуляция возникновения, а точнее — «не возникновения» трансового состояния является важнейшим элементом психотерапии игроков.
Работа над «ошибками мышления». Наиболее часто у игроков встречаются два типа иррациональных установок — стратегические и тактические. Первый тип «ошибок мышления» обуславливает общее неосознаваемое положительное отношение к своей зависимости. Тактические «ошибки мышления» запускают и поддерживают механизмы возникновения «игрового транса». К стратегическим типам «ошибок мышления» относятся следующие внутренние убеждения:
— «деньги и работа решают все, в том числе и проблемы эмоций и отношений с людьми»;
— неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой;
— замещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.
К тактическим «ошибкам мышления» относятся:
— вера в «выигрышный — фартовый — день»;
— установка на то, что «обязательно должен наступить переломный момент в игре»;
— представление о том, «возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть»;
— эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче самому себе слова «никогда не играть»;
— убеждение, что «смогу играть только на часть денег»;
— восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.
Этап планирования. На разных этапах выздоровления требуются различные психотерапевтические воздействия на пациентов в соответствии с их меняющимся личностным и социальным качествами. Директивные методы начальных этапов терапии, направленные, главным образом, на самоконтроль и упорядочивание социальной жизни, должны сменяться методами, позволяющими создавать условия для сознательного стремления (мотивации) к здоровому образу жизни, освобождению от прежних «ошибок мышления», изменению всего стиля жизни. На данном этапе лечения пациенты начинают планировать иерархию своих будущих жизненных задач, в которых на первое место они обычно ставят расчет с долгами, восстановление финансового благополучия, нормализацию рабочих отношений, а задача контроля над игровым поведением имеет меньшее значение. В результате, в качестве главных мотивов поведения начинают выступать прежние потенциальные провокаторы зависимости. П

оэтому особенно важно на этом этапе вновь обсудить причины прежних срывов, однако основное внимание уделяется планированию событий ближайшего будущего.
Несколько обособленно стоит вопрос эмоциональной само регуляции игроков. Пока у пациента существует его увлечение, вопрос о том, как регулировать свое эмоциональное состояние для него не возникает. Но как только игра уходит из жизни, то необходимость найти способ эмоциональной регуляции становится жизненно важным. Азартная игра, представляющая собой квинтэссенцию взаимоотношения человека и денег, становится для игроков естественным путем получения эмоциональной разрядки, адекватной структуре их личности. На это указывают и исследования, касающиеся детского развития патологических игроков, многие из которых выросли в семьях, где способом решения большинства проблем, в том числе и эмоциональных, считались деньги и подарки. В дальнейшем игроки действовали по такой же схеме, пытаясь решить любую проблёму, в том числе, и эмоционального характера, с помощью денег. Поэтому в ходе терапии пациенты обучаются контролировать свое эмоциональное состояние, осваивают навыки саморегуляции. Немаловажная роль отводится поиску новых альтернативных методов взаимодействия с окружающими.


Теории возникновения болезней зависимости
Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. – Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург. 2003.

Природа данной группы заболеваний до сих пор полностью не изучена, хотя первые публикации, посвященные этой проблеме, появились в конце XIX—начале XX веков.
До 1926 года в литературе можно было найти описание отдельных специфических особенностей и форм болезней зависимостей, таких как алкоголизм, или кокаиновая зависимость. Естественно, что все публикации в той или иной мере затрагивали вопросы развития данных расстройств. В большинстве материалов авторы пытались описать особенности так называемой «зависимой личности», объяснить причины развития того или иного ее вида.
В 1963 году появляется научная статья, в которой делается предположение, что характерной особенностью всех этапов формирования болезней зависимости является импульсивность. В дальнейшем, при объяснении природы болезней зависимости, больше внимания уделяется факту непереносимости такими людьми состояния напряжения. Предлагалось исследовать следующие вопросы: «Почему у других людей, имеющих такое же чувство «голода», не развивается наркотическая зависимость? Почему для того, чтобы справиться с напряжением, одни прибегают к помощи алкоголя или барбитуратов, другие — к еде, а у третьих развивается гиперсексуальность? Существует ли дополнительный фактор, определяющий форму зависимости, и можно ли его распознать?»
Вслед за этим появляется утверждение, что у каждого человека присутствует ядро аддиктивных процессов, которое проявляется в таких мягких формах, как пристрастие к табаку, еде, сладостям или кофе.
В большинстве более поздних исследований основная роль отводится восприимчивости эмоциональной сферы у людей, страдающих зависимостями. Человек не склонен к зависимости, если он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и способен адекватно выражать их. Уязвимость системы эмоциональной саморегуляции у зависимых пациентов влияет на их способность управлять своими эмоциями, воздействует на самооценку, отношения с окружающими и способность заботиться о себе. Шактически, зависимость от чего-либо — это попытка решения жизненных проблем людьми, обладающими различными уровнями восприимчивости и способностями к быстрому восстановлению сил. Психологические факторы являются самыми важными предпосылками для развития зависимых расстройств.
Люди, страдающие болезнями зависимостей, словно ведут непрестанную борьбу с чувством стыда и вины, ощущением своей никчемности, с повышенной самокритичностью. Они малоспособны к преобразованию своих чувств и страдают от сильных эмоций. Увлечение предметом своей зависимости (азартными или компьютерными играми) представляет собой отчаянную попытку контролировать чувства, которые иначе кажутся неподвластными.
Нельзя не отметить концепцию подкрепления, как одну из ведущих в формировании зависимого поведения. Под положительным подкреплением (positive reinforcement, reward) п

онимают состояние, которое возникает при предъявлении животному какого-либо стимула (обычно эмоционально приятного, например, пищи голодному животному) и приводит к усилению последующего поведения. Отрицательное подкрепление (negative reinforcement) — состояние, возникающее при поведении, в результате которого организм избавляется от какого-либо стимула (обычно эмоционально неприятного, опасного для жизни). Положительное подкрепление человеком воспринимается как положительная эмоция.
Существует точка зрения, что функции подкрепления или вознаграждения выполняются специализированной системой нейронов мозга — химически специфической системой награды. Все виды удовольствия (от пищи, игры, половой активности и т. д.) ощущаются благодаря тому, что они активируют одну и ту же специализированную систему награды.
В российской психиатрии результаты ряда работ также указывают на единые механизмы возникновения и развития расстройств зависимого поведения. Выдвигается гипотеза о том, что становление черт зависимой личности происходит в процессе социализации, с участием врожденных и приобретенных мозговых нарушений. Процесс же формирования конкретного клинического варианта (наркотического, игрового, пищевого, сексуального, религиозного) во многом стихиен. Предполагается, что зависимая личность создается как каркас, на который нанизываются зависимости - фетиши. Характерными чертами данного типа личности являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать,— сказать «нет» (то, что в обиходе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость

критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, безоговорочное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.
Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества и желание его избегать. Часто встречается социальная неприспособленность, характеризующаяся узким кругом общения (может быть со многими людьми, но очень поверхностное), неумением высказаться, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением планировать свое время, неспособностью добиваться поставленных целей. Для них характерно отсутствие постоянной работы. Они часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие — нередко пребывают в состоянии депрессии.

 

Особенности поведения человека, страдающего болезнью зависимости к азартным играм
Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. – Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург. 2003.

 

На сегодняшний день не существует единой точки зрения на то, как возникают и развиваются болезни зависимости. Нет четкой закономерности между конкретным набором причинных факторов и симптомами зависимого поведения. Не существует отчетливой связи между специфическими зависимостями и зависимым поведением в целом, за исключением физических аспектов, связанных с действием конкретных наркотиков.
В нескольких работах российских психиатров предлагается в качестве единых диагностических признаков считать следующие:

Общие закономерности болезней зависимости

• эпизоды измененных состояний сознания при контакте с предметом (или деятельностью) — зависимости, которые проявляются в «особых состояниях сознания»;
• непреодолимость зависимости, характеризующейся приступообразностью, импульсивностью вне борьбы мотивов.

Нельзя не отметить еще одну особенность всех зависимых пациентов, а именно — нарушение эмоционального развития, характеризующееся следующими особенностями:

1) трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;
2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения;
4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

 

Нет точных данных, в чем же причина данных расстройств эмоциональной сферы.
В работах зарубежных специалистов также предлагаются теории возникновения и развития зависимых состояний.
Леон Вёрмсер предпринял попытку описания основных особенностей зависимой личности, заключающиеся в следующем.
Наркотики, алкоголь, или азартная игра постоянно используются в качестве искусственной защиты; они употребляются для избавления от переполняющих человека эмоций. При этом просматривается некоторая связь между значимым чувством и предпочитаемым видом зависимости. Например, некоторые игроки говорят, что играют только тогда, когда сильно раздражены, что игра действует на них успокаивающе.
У большинства людей, страдающих болезнями зависимости, обнаруживается так называемое «ядро страхов» (фобическое ядро), на котором и основывается последующая патология — обычно с сопутствующими страхами (и желаниями), встроенными в различные структуры, ограничения, обязательства, сопровождающими физическую и эмоциональную близость и любовные связи. Смысл их жизни и стремлений, все то, чего они жаждут больше всего на свете и от чего зависят, также сосредоточивается в одном объекте или одной ситуации. В случае с азартными игроками таким объектом становятся рулетка или игровой аппарат, а в качестве ситуации выступает игра.
Там, где есть страхи, всегда существуют защитные фантазии — выдуманные защитные фигуры или системы, особенным образом уравновешивающие существующие страхи. Такой поиск защиты от объекта страха и тревожной ситуации почти неизбежно приводит к зависимости, как только



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.026 с.)