Развития территориального общественного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития территориального общественного самоуправления



ПРОЕКТ

 

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДО 2030 ГОДА

 

 

МОСКВА

                                                                    2020 год                                                                        

УДК

ББК

 

Под общей редакцией

Председателя Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Б. Кидяева,

Заместителя председателя Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.Б. Шулепова,

Председателя Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, доктор юридических наук И.В. Бабичева,

 

Авторский коллектив:

М.В. Бобкова, член Правления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, сопредседатель Региональной ассоциации ТОС Рязанской области

И.А. Грибанская, начальник управления по работе с населения города Калуги

А.Н. Диденко, почетный председатель Федерального экспертного совета по местному

и общественному самоуправлению и местным сообществам при Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, член Правления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления

К.А. Задумкин, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент

Е.П. Забелина, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Н.А. Катаева, член Правления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, президент Фонда поддержки инициатив местного сообщества «Вятская Соборность»

А.Н. Козловский, первый заместитель председателя Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Ю.С. Немцева, председатель Ревизионной комиссии Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления.

Д.В. Сизев, Сопредседатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, руководитель исполнительной дирекции Ассоциации ТОС Республики Коми

Л.А. Склярова, Сопредседатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, глава Новопавловского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края

А.В. Сурдина, главный специалист отдела финансовой поддержки ТОС дирекции Общенациональной ассоциации ТОС

Е.С. Шомина, Сопредседатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, доктор политических наук, профессор НИУ "Высшая школа экономики"

О.А. Уржа, член Экспертного совета Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, академик РАЕН, доктор социологических наук, профессор.

З.Г. Юдин, директор Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления.

УДК

ББК

©ОАТОС, 2020

СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ

 

Стр.

1. Основные положения Стратегии ………………………………………………….

4
 

2. Оценка современного состояния развития ТОС в Российской Федерации ……

7
 

3. Принципы, цель и задачи Стратегии ………………………………………………

17
 

4. Направления и этапы совершенствования системы ТОС ………………………...

18

 

 

5. Участие ТОС в решении задач, стоящих перед регионами

и муниципалитетами …………………………………………………………………...

24

 

 

6. Механизмы и инструменты реализации Стратегии ……………………………...

27

 

 

7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии ………………………………….

30

 

 

Приложение 1 «Динамика количество ТОС в Российской Федерации

(в разрезе субъектов и федеральных округов)»..…………………………………...

32

 

 

Приложение 2 «Сведения о законах субъектов Российской Федерации

и иных нормативных правовых актах, регулирующих поддержку территориального общественного самоуправления» ………………………………

35

 

 

Приложение 3 «Общая схема организации территориального общественного самоуправления в Российской Федерации» ………………………………………...

40

 

 

Приложение 4 «Описание уровней организации системы ТОС» …………………

48
     

 

           

 

 

 

Основные положенияСтратегии

1.1. Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) является документом стратегического планирования, в котором определены приоритеты, цели, задачи и этапы развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации.

Стратегия подготовлена на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Научной концепции развития ТОС в Российской Федерации утвержденной Общим собранием ОАТОС 1 ноября 2017 года,Европейской хартии местного самоуправления.

При разработке Стратегии учтены основные положения отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, указов, посланий и поручений Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, определяющих основные направления развития местного самоуправления в Российской Федерации.Также предусмотрена синхронизация положений Стратегии и разрабатываемых Основ государственной политики Российской Федерации в области местного самоуправления до 2030 года.

Кроме того, Стратегия учитывает предложения активных участников территориального общественного самоуправления (далее – ТОС); сложившуюся практику организации ТОС в регионах Российской Федерации; мнения и опыт экспертов Общенациональной ассоциации ТОС; инициативы общественников, озвученные в ходе проведения различных собраний и встреч, посвященных развитию ТОС.

1.2. Основой правового демократического государства является разветвленная система институтов гражданского общества, представляющих собой совокупность свободно и легально организуемых, тесно взаимосвязанных, самоуправляемых социальных групп и основанных на традициях и опыте общественных отношений, возникающих в процессе реализации инициатив, интересов, потенциальных возможностей индивидуума и общества в целом.

Развитие форм самоорганизации граждан на уровне своего дома, улицы, района, села, кооператива служит платформой для построения гражданского общества, формирование которого является приоритетной задачей для органов власти всех уровней. Одна из таких форм, предусмотренных российским законодательством, – территориальное общественное самоуправление.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Из данного определения видно, что законодатель не относит ТОСы к виду публичной власти, но признает их институтом местного самоуправления. Они предназначены для реализации собственных инициатив жителей в общественно полезной деятельности, осуществляемой при решении вопросов местного значения. Эти вопросы перечислены в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона №131-ФЗ. Их непосредственное решение возложено на население и органы местного самоуправления. Именно они, в отличие от ТОСов наделены властными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, ТОСы следует характеризовать как особую, территориально организованную форму общественной, гражданской активности в сфере местного самоуправления. ТОС не являются формой прямого народовластия, органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления. ТОСы представляют собой форму участия населения в осуществлении местного самоуправления, являются институтом местного самоуправления. При этом без реально действующего территориального общественного самоуправления местное самоуправление вряд ли может быть эффективным.

Связь территориального общественного самоуправления и публично-властных институтов местного самоуправления обусловливает общественные черты местного самоуправления. В процессе их взаимодействия возникают и формулируются общественные интересы, которые посредством инициативной деятельности населения транслируются на уровень местной публичной власти. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения в сфере местного самоуправления и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств составляют основное содержание территориального общественного самоуправления.

Как институт гражданского общества, имеющий специфическую публично-ориентированную цель и сферу социально полезной деятельности ТОСы являются связующим звеном между населением и муниципальным уровнем публичной власти. Они резерв развития демократии и реального вовлечения жителей муниципальных образований в управление общественными процессами способствуют повышению качества жизни населения, формированию у граждан чувства патриотизма, снижению уровня социальной напряженности.

Анализ развития территориального общественного самоуправления позволил установить, что эффективность этого института гражданского общества снижается в равной мере при двух крайностях: пассивного ожидания стихийного создания ТОСов или, напротив, насаждения ТОСов «сверху» при отсутствии сформированного территориального сообщества, заинтересованности в общественном служении. При этом опыт некоторых субъектов РФ показывает, что административный путь формирования самоуправляющихся территорий позволил быстро и рационально внедрить в практику новую модель. Однако, такая практика не стимулировала граждан на использование ТОСов для решения местных проблем. Так как жители оказались недостаточно информированными о возможностях и полезности данной системы.

1.3. Важность института ТОС определяется рядом выполняемых им функций:

1.3.1. Идентификационно-пространственная. Формирует сопричастность жителя конкретной территории к своему дому, двору, микрорайону, селу или городу.

1.3.2. Социально-ориентационная. Задает модели конструктивного сотрудничества и созидательного гражданского поведения жителей.

1.3.3. Политическая. Обеспечивает постоянную возможность осуществления права жителей на непосредственное участие в принятии решений, касающихся развития конкретной территории.

1.3.4. Индикаторная. Осуществляет мониторинг качествапредоставления коммунальных, муниципальных, государственных и других услуг в границах ТОС.

1.3.5. Стабилизационная. Позволяет сигнализировать о возможных негативных изменениях качества жизни в результате действий третьих лиц и коллективно реагировать на такие угрозы.

1.3.6. Экспрессивная. Дает возможностьактивным жителям удовлетворить потребности в доверии, уважении, одобрении и признании.

1.3.7. Инструментальная. Позволяет привлекать жителей к непосредственному участию в процессе обустройства ТОС, объединять и концентрировать ресурсы власти, бизнеса, некоммерческих организаций (далее – НКО) и других организаций (в том числе внешних по отношению к границам ТОС)на решении стоящих перед ТОС задач.

1.3.8. Мобилизационная. Обеспечивает низкую степь тревоги в случае возможной чрезвычайной ситуации за счет быстрогооповещения и четкой мобилизации жителей.

1.3.9. Образовательная. Позволяет активным жителям получить навыки практической организационной и управленческой работы, глубоко разобраться в законодательных ограничениях и хозяйственных вопросах, связанных с управлением многоквартирным домом, районом, селом или городом.   

1.4. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части городской или сельской территории для самостоятельной и под свою ответственность осуществляемой реализации собственных инициатив в сфере вопросов местного значения непосредственно или через создаваемые органы ТОС.

Территория ТОС – территория проживания граждан, в границах которой осуществляется или предполагается осуществление ТОС.

Инициативная группа – группа граждан, имеющих право на участие в ТОС и объединившихся в целях созыва учредительного собрания (конференции) ТОС.

Собрания (конференции) граждан по вопросам ТОС – форма непосредственного осуществления населением ТОС, представляющая собой созываемое и проводимое в порядке, установленном Уставом ТОС, собрание граждан для обсуждения и решения вопросов местного значения в границах территории ТОС.

Комитет ТОС (КТОС) – орган управления ТОС, сформированный в порядке, определенном Уставом ТОС, для решения текущих (оперативных) вопросов по управлению и деятельности ТОС.

Устав ТОС – учредительный документ ТОС, принятый гражданами на учредительном собрании (конференции) ТОС и зарегистрированный в порядке, установленном Уставом муниципального образования.

ТОС выступает связующим звеном между жителями и органами местного самоуправления (далее – ОМСУ) и являются системным институтом развивающегося гражданского общества в Российской Федерации.

1.5. Настоящая Стратегияопределяет основные направления деятельности, приоритеты, цели, задачии этапы развития ТОС в Российской Федерации.Она учитывает уровень развития ТОС в стране и предполагает дальнейшее развитие системы ТОС; расширение взаимодействия органов ТОС с региональными органами власти, ОМСУ, депутатами всех уровней, НКО, субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – МСП); повышение гражданской активности и ответственности жителей за решение социально-экономических задач, связанных с развитием муниципалитетов.Основные положения Стратегии базируются на результатах анализа деятельности органов ТОС в Российской Федерации, предложенияхкомитетов ТОС, зарубежном опыте работы ТОС.

 

2. Оценка современного состояния развития ТОС в Российской Федерации

2.1. Территориальное общественное самоуправления имеет глубокие исторические корни. Одним из заметных его проявлений являлись сельские общины и общества. До отмены крепостного права в России вследствие проведенной государственной реформы 1837 г. существовали сельские общества в деревнях. С 1861 г. они появились и в селениях помещичьих крестьян, которые Указом императора Александра II были освобождены от крепостной зависимости. Поэтому можно сказать, что до 1917 г. Россия уже имела практику использования при решении местных вопросов территориальных институтов общественного самоуправления.

Данная система была изменена после установления советской власти. Так, во всех российских городах с 1917 г. появились домовые комитеты. 19 августа 1924 г. было утверждено Положение ЦИК и СНК СССР об аренде и жилищной кооперации. Согласно положению, учреждались новые органы общественного контроля – жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы). Они были созданы для рационального использования муниципальных домовладений, переданных населению муниципальной единицы в наем от органов местного хозяйства. Это был этап подъема местного самоуправления в Советском Союзе. В 30-х годах XX века, с переходом государства на командно-плановое управление, развитие местного самоуправления, как самостоятельного вида публично-властной деятельности было приостановлено. Из владения населения были изъяты и жилой фонд, и финансы, то есть то, что и является предметом и средством самоуправления в муниципальных единицах.

Ростки местного самоуправления вновь появились в середине 50-х годов минувшего века. Так, в 1957 г. Советом Министров СССР была разрешена организация жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) на основе выдачи ссуд. К этому времени относится и возрождение домовых комитетов. Постепенно возвращалось само понятие местного самоуправления, возрастала активность населения муниципальных единиц.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС официально прозвучал термин «самоуправление». Съезд отметил, что «для нас демократия – это подлинная власть народа, это всемерное развитие самостоятельности и активности трудящихся масс, их самоуправление».

Далее вопросы самоуправления нашли конституционное закрепление. В ст. 144 Конституции РСФСР 1978 г. было закреплено, что одной из обязанностей местных Советов народных депутатов было развитие общественных инициатив и самодеятельности граждан. В ней было установлено, что местные Советы народных депутатов должны осуществлять руководство органами общественной самодеятельности граждан. Данное правило было закреплено и в соответствующих законах РСФСР о поселковом и сельском Совете, о городском и районном Советах народных депутатов.

В середине 1970-х гг. общественные институции получили название органов общественной самодеятельности. Их спектр был широк и включал сельские, уличные, квартальные и домовые комитеты, родительские комитеты, женские советы, советы при медицинских и культурно-просветительских учреждениях, добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Органы общественной самодеятельности на этом этапе развития самоуправления осуществляли деятельность в различных сферах местной жизни. Их основными функциями являлись организаторская и воспитательная работа по месту жительства граждан, а также взаимодействие с местными органами государственной власти. Органы общественной самодеятельности избирались на общих собраниях местными жителями и в своей деятельности были подотчетны избирателям и местным Советам.

3 сентября 1985 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР. Этот Указ был первым документом, закрепляющим системный подход при организации общественного самоуправления по месту жительства. Этим нормативным актом все общественные сельские, уличные, квартальные комитеты РСФСР становились органами общественной самодеятельности населения. Они должны были образовываться по территориальному принципу. Главной целью становилась содействие Советам народных депутатов в деятельности по привлечению населения, для того чтобы решать вопросы общегосударственного и местного значения. С демократизацией советского общества шло активное возрождение местного самоуправления.

Конституционное закрепление данного института произошло в декабре 1990 года, когда во вторую часть ст. 145 Конституции СССР Законом СССР от 26.12.1990 года было внесено положение: «В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать в соответствии с законодательством республик органы территориального общественного самоуправления, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии». Так в 1990 году местное самоуправление рассматривалось в качестве одного из элементов единой системы социалистического самоуправления народа, призвало к участию в управлении действовавшие ранее на местном уровне органы общественной самодеятельности.

Первым законодательным актом, который закрепил и вывел местное самоуправление на новый уровень, стал закон СССР от 9 апреля 1990 г. № 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Данный акт ввел в систему государственной власти местное самоуправление, определив его как самоорганизацию граждан для решения непосредственно или через выбираемые представительные органы вопросов местного значения, возникающих в соответствующем населенном пункте. Этим законом органы ТОС наделялись властными полномочиями путём их передачи от местных Советов на постоянной основе.

 

В 1988 году в Москве (Братеево) появился первый ТОС. Таким образом, тосовское движение насчитывает 32 года. Юридический статус ТОС был закреплен принятом в 1991 году Законе Российской Федерации от 6 июля1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Так, ст. 2 Закона устанавливала, что местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления – местную администрацию, местные референдумы, собрания граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы ТОС. Данный Закон образовал два правовых института ТОС – как формы непосредственной демократии и как органов ТОС.

Включение органов ТОС в систему МСУ, то есть в систему публичной власти местного уровня, вызвало различное отношение в научной среде.

1. Поддержка идеи включения органов ТОС, органично дополнявших местные органы власти, в систему местного самоуправления и оценка ее как повышение статуса таких органов.

2. Возражение против такого смешения, поскольку это может привести к тому, что органы ТОС станут либо «опорными пунктами» Советов, интегрированными в механизм власти, либо конкурирующими с ними органами, организующими население для более эффективного влияния, даже давления на власть, пытающимися, по возможности, заменить их.

На практике роль органов ТОС оказалась неоднозначной. Многие из них использовались местными властями в собственных интересах: местной администрацией – в целях десоветизации муниципальной власти, местными Советами – в целях удержания власти в своих руках. Наиболее ярким примером является опыт деятельности органов ТОС г. Москвы. Созданные в 1988 г. на волне протестного движения жителей в отдельных районах г. Москвы (Арбат, Братеево, Кальяново) впоследствии, с 1990 года, они насаждались сверху, Московским городским Советом, а с 1991 г. стали использоваться в качестве инструмента борьбы с советами, но теперь уже районного уровня.

Однако применить положения Закона № 1550-1 не удалось, так как во второй половине 1993 года полномочия Советов народных депутатов всех уровней были прекращены, что способствовало утрате функциональности и территориального общественного самоуправления.

Современный этап становления ТОС начинается с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Она позволила создать принципиально новую правовую ситуацию в области местного самоуправления: была определена его роль в осуществлении власти народа, закреплены статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также были установлены правовые гарантии местного самоуправления. Однако в Конституции Российской Федерации установлены лишь общие принципы функционирования всей системы местного самоуправления. В связи с этим требовалось законодательное решение вопроса об осуществлении территориального общественного самоуправления.

После событий 1993 года судьба многих органов ТОС и вовсе оказалась под вопросом. Большинство из них были распущены. Для сохранившихся ТОСов местные администрации, сосредоточившие в своих руках муниципальную власть, создавали неприемлемые условия работы, в том числе отбирали помещения, вводили требование перерегистрации и т.д. Лишь в отдельных, довольно редких случаях, оказавшиеся наиболее мудрыми главы местного самоуправления использовали потенциал ТОС в целях решения местных проблем, приобретавших все более острый характер в условиях нараставшего социально-экономического кризиса (г. Тольятти).

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые в правовой системе страны дал определение ТОС как самоорганизации граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. При этом его регулирование было отнесено к законодательству субъектов РФ и правовым актам местного самоуправления. Поэтому с 1995 года институализация ТОС осуществлялась законами субъектов Российской Федерации как вида общественной составляющей местного самоуправления. Последующая муниципальная реформа остро поставила проблему ТОС. Оказалось, что не все муниципальные образования способны обеспечить правовое регулирование организации и деятельности ТОС.

Субъекты Российской Федерации, наделенные широкими правотворческими полномочиями в сфере организации местного самоуправления, в своем большинстве осторожно подходили к институту ТОС. Не решая в целом проблему его правовой природы, отдельные из них (Иркутская, Читинская, Томская области) подчеркивали, что орган ТОС не является органом местного самоуправления. Законом же Республики Башкортостан орган ТОС определялся в качестве не имеющего членства общественного объединения.

В ряде субъектов Российской Федерации определялась организационно-правовая форма субъекта ТОС как юридического лица: в Чукотском автономном округе и Курганской области субъекты ТОС подлежали регистрации в качестве общественных организаций, в Московской области - в качестве органа общественной самодеятельности, в Воронежской области - в качестве органа территориального общественного самоуправления.

Практически единообразно ими решался вопрос о субъектах ТОС: таковыми назывались органы ТОС. Лишь отдельные из них к решению этого вопроса подходили иначе. Принятый одним из первых закон г. Москвы, призванный отчасти «компенсировать» фактическое отсутствие местного самоуправления в Москве через институт ТОС, признал субъектами ТОС территориальную общину и ее органы. Вслед за этим в Московской области субъектами ТОС были названы территориальные сообщества и их органы, в Чукотском автономном округе (в первом законе, действовавшем до 2001 г.) и Курганской области – непосредственно территориальное общественное самоуправление, в Саратовской области - территориальный субъект ТОС, территориальное сообщество, территориальная коммуна и др., в Республике Мордовия - территориальное сообщество.

Были предприняты неоднократные попытки принятия федерального закона о ТОС. Но они оказались неудачными.Было несколько подходов к решению проблемы:

1. Органы ТОС предлагалось рассматривать в качестве органов местного самоуправления.

2. Второй подход видел в органах ТОС органы общественной власти, регистрируемые как представительные органы власти.

3. Третий подход отрицал какое-либо властное начало в правовой природе ТОС в силу отсутствия обязательных атрибутов органа власти (общеобязательность решений, обязательность создания).

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) проявляются новые тенденции, как в правовом регулировании территориального общественного самоуправления, что отразилось на его практическом развитии. ТОС получило прямое федеральное регулирование и гарантии своей деятельности. В то же время территориальное общественное самоуправление было выведено из числа сфер, в которых субъекты РФ вправе осуществлять правовое регулирование. Из ч. 11 ст. 27 в совокупности с ч. 1 ст. 6 Федерального закона №131-ФЗ следует, что субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации ТОС в своем законодательстве.

 

2.2. В 2020 году по данным ежегодного совместного мониторинга Общенациональной ассоциации ТОС и Министерства юстиции РФ, в Российской Федерации насчитывается 34874 ТОСовв 84 субъектах РФ (таблица и приложение 1).Органы ТОС не созданы только в Чукотском автономном округе.В 2021 году в рамках совместной программы ОАТОС и Фонда «АТР АЭС» в данном регионе будут организованы ТОС). При этом в качестве юридического лица зарегистрированы и ведут свою деятельность 2437 ТОСа (в 62 субъектах РФ), что составляет 6,9% от общего количества органов ТОС по стране. При этом за пять лет мониторинга количество ТОС выросло с 23 504 почти на 50%, по количеству субъектов РФ, охваченных движением ТОС выросло с 56 до 84 субъектов РФ.

При этом движение ТОС распространено крайне неравномерно не только в масштабе страны, но порой их количество существенно разнится в соседних субъектах Российской Федерации со схожими социально-демографическими параметрами. Так по данным Мониторинга большинство органов ТОС ведут свою работу в субъектах Центрального федерального округа (9 577 ТОС (27,5%) от общего числа), на втором месте субъекты Южного федерального округа (8 537 ТОС (24,5%) от общего числа) на третьем месте субъекты Приволжского федерального округа (6 240 ТОС (17,9%) от общего числа), но внутри федеральных округов количественный состав органов ТОС также неравномерен. Лидером по количеству органов ТОС является Краснодарский край – 6164 ТОСа, следом Республика Бурятия – 2195, далее Белгородская область – 2127.

Таблица

Количество ТОС в Российской Федерации (в разрезе федеральных округов), ед.

Округ

Количество ТОС

зарегистрированных ОМСУ         

в том числе количество ТОС

в статусе юрлица

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
ЦФО 7197 8558 8847 9577 283 197 217 233
ЮФО 8662 8678 9164 8537 1370 1196 1198 849
ПФО 5586 5371 6212 6240 409 515 642 725
ДФО 651 980 2666 3470 29 46 153 134
СФО 2366 3273 1936 2595 199 213 60 249
СЗФО 2425 1703 1955 2332 130 134 144 144
СКФО 226 902 1275 1311 21 13 17 16
УФО 490 776 987 812 54 104 110 87
Всего 27603 30241 33042 34874 2495 2418 2541 2437

 

Из общего числа ТОСов в качестве юридического лица зарегистрированы только 2437 (6,9%). Как показывают данные Мониторинга, зарегистрированные ТОСы расположены на территории субъектов Российской Федерации также неравномерно. Более половины всех зарегистрированных ТОСов (756 ТОС – 31 %) находится в Волгоградской области. Причина этого в том, что на протяжении более 10 лет органы государственной власти Волгоградской области оказывали всестороннюю поддержку развитию ТОСов. Следующий после Волгоградской области регион по численности зарегистрированных ТОСов – Ульяновская область, 337 зарегистрированных ТОСа. На третьем месте Пермский край – 137 ТОСов в качестве юридических лиц.

В 18-и субъектах Российской Федерации нет ни одного зарегистрированного ТОСа (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Республика Калмыкия, Крачаево-Черкесская республика, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Республика Северная Осетия – Алания, Амурская область, Курганская область, Кемеровская область, Липецкая область, Мурманская область, Оренбургская область, Орловская область, Ярославская область, Санкт – Петербург, Чукотский автономный округ).

В 21-м субъекте созданы и зарегистрированы региональные ассоциации ТОС (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Карелия, Республика Коми, Краснодарский край, Пермский край, Архангельская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Иркутская область, Кировская область, Курская область, Московская область, Псковская область, Рязанская область, Свердловская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра).

На ряду с региональными ассоциациями ТОС в муниципалитетах создаются городские и районные ассоциации ТОС. Они являются координаторами органов ТОС на территории, представляют проекты активистов ТОС на поддержку грантооператорам, также являются методическими и ресурсными центрами органов ТОС на местах.

Неравномерный характер развития ТОС в субъектах Российской Федерации говорит о том, что успешность деятельности ТОС зависит не столько от экономико-географических причин, а в значительной степени от внимания региональных и местных властей к этой теме, что проявляется в наличии (либо отсутствии) различных механизмов и форм поддержки.

К настоящему времени в 11 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о государственной поддержке ТОС.

В ряде регионов в той или иной форме предусматривают бюджетные средства на поддержку ТОС, в том числе в рамках программных методов поддержки. В большинстве регионов такая поддержка реализуется в форме межбюджетных трансфертов, поддерживающих муниципальные программы развития ТОС. Встречается адресная поддержка из регионального бюджета проектов, реализуемых ТОС или с их участием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.071 с.)