Возникновение государства Русь. Варяжская проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение государства Русь. Варяжская проблема



       По мере исчезновения равенства внутри племен и между племенами, усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая бы стояла над обществом и регулировала отношения в нем. Кроме того, необходимость в такой силе вызывалась и потребностями, возникавшими при взаимоотношениях с соседними народами. Такой силой является государство, выполняющее функции управления обществом, регулирования отношений между его членами, организации его внешней политики. В складывающихся государствах не было сложного аппарата управления.отлаженного сбора налогов и т.д. О появлении государства свидетельствовало лишь наличие правителя, которому подчинялось население достаточно большой территории. Такой правитель собирал с населения дань, осуществлял суд, созывал ополчение.

       Первоначально образовались так называемые племенные княжения. Князь племенного союза получал дань со всех входивших в него племен. У восточных славян, как и у ряда других народов, долгое время лань собиралась в ходе полюдья — кругового объема правителем подвластных земель для сбора продуктов лесных промыслов и сельскохозяйственного производства. Опорой князя была его дружина, состоявшая из воинов-профессионалов, оторвавшихся во многом от общинной среды и зависимых от князя.Однако вече продолжало играть существенную роль. На вече избирались князья, решались важнейшие вопросы племени или союза племен. Со временем княжеская власть стала передаваться по наследству, но без одобрения веча ни одно серьезное действие князя было невозможно.

       В IX в. по мере подчинения одними племенными союзами других сложилось два крупных предгосударственных образования — на юге с центром в Киеве, на севере с центром в Новгороде. Между ними шла борьба за первенство. Согласно древнерусской летописи она завершилась в 882 г.. когда новгородский князь Олег захватил Киев и сделан его своей столицей, «матерью городов русских».

4. Первые русские князья

       После утверждения в Киеве Олег неоднократно воевал с хазарами и другим кочевым народом - печенегами. Он освободил ряд славянских племен от дани хазарам. В 907 г. Олег, собрав ополчение всех восточнославянских племен, совершил успешный поход на Константинополь (Царьград). Был заключен выгодный для Руси договор с Византией (911 г.). После смерти Олега правителем Руси стал Игорь. Ему удалось сохранить единство молодого государства, присоединить земли союза уличей. В 941 г. Игорь предпринял неудачный поход на Царь-град. В 944 г. он начат новый поход, однако византийцы предпочли заключить с ним мирный договор. Попытка Игоря собрать дополнительную дань с древлян закончилась его гибелью в 945 г. В Киеве остался княжить четырехлетний сын Игоря Святослав, фактически власть оказалась в руках его матери княгини Ольги. Первым ее деянием была месть древлянам. Их стольный город Коростень был сожжен. Затем княгиня совершила объезд подвластных земель и установила пункты и нормы сбора дани. Дань превращалась постепенно в государственный налог. Ольгу можно считать подлинной устроительницей государства на Руси. В 957 г. Ольга возглавила посольство в Константинополь. Здесь она провела переговоры с императором и была крещена по православному обряду.

Деятельность Святослава

       Сын Игоря и Ольги Святослав прославился как один из крупнейших русских полководцев. С момента своего возмужания он всю жизнь провел в походах. Вначале он подчинил Киеву вятичей, которые до того платили дань хазарам. Разграбив государство Булгария в среднем течении Волги, Святослав нанес сокрушительный удар по Хазарскому каганату. После похода Святослава каганат пришел в полный упадок. На Северном Кавказе появились владения Руси с центром в городе Тмутаракани. Вскоре к Святославу обратились византийцы с предложением помочь им в борьбе против Болгарского царства. В 967 г. киевский князь начал поход на Балканы. Он разгромил болгар, но уходить не захотел и объявил город Переяславец-на-Дунае центром своих владений. План Святослава заключался в создании обширного государства, включавшего земли всех славян и Византии. Византийцы сумели организовать набег печенегов на Киев. Получив от княгини Ольги известие об осаде Киева, Святослав поспешил на север. Князь разбил кочевников, но вернуться на Дунай смог только после смерти матери. В это время обстановка там изменилась. Власть в Византии захватил опытный полководец Иоанн Цимисхий. Он отвоевал почти все болгарские земли. Около двух лет шла кровопролитная война между дружиной Святослава и византийской армией. Большая часть дружинников полегла в этих боях. В 971 г. Святослав вынужден был заключить мирный договор, согласно которому русские покидали Болгарию, а византийцы не препятствовали их уходу. Однако на обратном пути в районе днепровских порогов остатки дружины Святослава подверглись нападению печенегов. В бою с ними князь погиб.

Крещение Руси

       Крещение Руси связано с правлением Владимира.Несмотря на то, что в Киеве хорошо было известно христианство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вреден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам. Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии. Остановив свой выбор на христианстве. В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси. Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или даже открытым исполнением языческих обрядов (двоеверие). Но в дальнейшем православие стало одной из основ жизни русского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.004 с.)