Национально-государственное строительство и его трудности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-государственное строительство и его трудности



        Распад СССР и последовавший за ним глубокий кризис нанесли мощный удар по самой государственной идее в России. Возникла серьезная угроза целостности Российской Федерации. В начале 90-х годов казалось, что вслед за СССР распадется и Россия. Кризисные явления в экономике сопровождались ростом сепаратистских настроений в бывших автономных республиках и автономных областях. В конце 1991 — начале 1992 г. в ряде республик прошли съезды национальных движений под лозунгами борьбы за национальную независимость.

        Наибольшего развития дезинтеграционные процессы достигли в Северо-Кавказском регионе. С началом болезненных рыночных преобразований оживилась политическая оппозиция, и недолговременная политическая консолидация конца 1991 г. сменилась нарастающим конфликтом между законодательной и исполнительной ветвями российской власти. Ослаблением федерального центра воспользовались лидеры субъектов федерации. Сепаратистские движения и центробежные тенденции в регионах усилились. Стремление к независимости либо к большей самостоятельности проявлялось не только в национальных республиках (Татарстан, Чечня, Башкортостан), но и в некоторых ненациональных регионах (Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток). Центральная власть, пытаясь сохранить целостность страны, была готова предоставить существенную самостоятельность и дополнительные полномочия национальным автономиям, пойти на любые уступки, если этим удастся снизить опасность их отделения. Отсюда известное выражение Б. Н. Ельцина: «Берите независимости столько, сколько сможете проглотить»

        Юридическим оформлением политической сделки стал Федеративный договор, подписанный в Москве 31 марта 1992 г. Он разграничил предметы ведения между федеральным центром и органами власти субъектов федерации, а также внес изменения в структуру Российской Федерации: наряду с республиками субъектами федерации были признаны 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения. Из автономных республик Федеративный договор не подписали Татарстан и Чечня.

       Федеративный договор, укрепив целостность государства, в то же время не устранил противоречий устройстве: асимметричность федерации, неравенство субъектов и пр. Против ущемления своих прав стали выступать такие субъекты Российской Федерации, как края и области, требуя себе такого же статуса, как у республик. Все более стал проявляться на региональном уровне юридический сепаратизм. В 1992-1993 гг. до принятия новой Конституции, несколько субъектов федерации приняли свои конституции. Первыми, опережая федеральное законотворчество, это сделали те субъекты федерации, которые стремились данными юридическими мерами обеспечить себе максимальную политическую и экономическую независимость от России. В 1992 г. были приняты конститу_ ции республиками Татарстан и Саха (Якутия), а также дудаевским режимом Чечни. В 1993 г. к ним присоединились республики Тыва (Тува),

        В этом процессе региональным политическим элитам удалось отстоять свои позиции при принятии законов «О прокуратуре», «О милиции» и т.п., добившись влияния на кадровые решения. Однако, пожалуй, главным их успехом стало введение выборности губернаторов. Часто этот шаг рассматривали как одну из мер, приведших к потере «управляемости» федерацией по вертикали.

        Уже после введения в действие новой Конституции РФ обнаружились многочисленные существенные ее расхождения с уставами и конституциями субъектов федерации. Федеральная власть обращала на это внимание. По отдельным наиболее грубым расхождениям выносил решения Конституционный Суд, по противоречиям в законах вносила свои представления прокуратура. Однако это была эпизодическая и непоследовательная реакция. Власть, к примеру, закрывала глаза на очевидные и масштабные отклонения от Основного закона в конституциях республик Татарстан, Ингушетия, Тыва, Чувашия. Это было проявлением слабости государства, вынужденного идти на постоянные компромиссы, чтобы сохранить свою целостность.

       Национально-государственное строительство в Российской Федерации в начале 90-х годов было осложнено в ряде регионов территориальными спорами и межэтническими конфликтами. Осенью г. в Чечено-Ингушетии произошли события, приведшие к самопровозглашению Независимого Чеченского государства. 4 июня Верховный Совет России принял закон об образовании Ингушской Республики. Однако сделано это было без определения границ этой республики, что привело к обострению территориальных споров в регионе: между Чечней и Ингушетией по поводу Сунженского_Еайона и.межДУ Ингушетией и Северной Осетией.

        По данным Прокуратуры РФ, в период вооруженного конфликта с 31 октября по 5 ноября 1992 г. погибло 583 человека, в том числе 350 ингушей и 192 осетина. Боевые действия привели к громадным разрушениям жилого фонда и появлению десятков тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. 2 ноября 1992 г. в ряде районов Северной Осетии и Ингушетии указом президента РФ было объявлено чрезвычайное положение, которое с тех пор периодически продлевалось. Только 20 марта 1993 г. в Кисловодске президенты Северной Осетии и Ингушетии подписали соглашение, в котором стороны впервые заявили о готовности совместно решать проблему возвращения беженцев и вынужденных переселенцев из обеих республик.

 Проблема Чечни

       15 октября 1994 г. силы объединенной оппозиции предприняли наступление на Грозный, взяли под контроль его восточную и северо-западную части, но, не подучив поддержки населения, уже на следующий день былиПзьгауждены отойти 30 _ноября 1994 г. был издан указ президента РФ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», во исполнение которого предусматривалось провести специальную операцию соединениями и частями Вооруженных Сил совместно с войсками МВД и подразделениями ФСК Российской Федерации.

        11 декабря 1994 г. объединенная группировка войск, Началась полномасштабная война.9 января,ос,-сийских войскВыда1доведена ДО_70,5 тыс. человек. Завершающий этап операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований начался утром 3 февраля. В последующие дни штурмовые отряды блокировали и уничтожили основные очаги сопротивления боевиков, а 22 февраля операции в Грозном были завершены.

        В течение марта-июня федеральные войска очистили от армии Дудаева практически все крупные населенные пункты Чечни

       18 июня 1995 г. все боевые операции в Чечне были прекращены. Но начавшийся в октябре 1995 г. сложный переговорный процесс был сорван в результате покушения на командующего российскими войсками генерала А.С.Романова. Военные действия продолжились. Война Гвыявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал. После провала операции федеральных войск в январе 1996 г. по обезвреживанию боевиков С. Радуева в Кизляре и Первомайском в самой России усилились требования прекратить военные действия.

       Документ подписали президент РФ Б. Н. Ельцин и А. А. Масхадов, избранный в марте 1997 г. президентом Чеченской республики Ичкерия.

        Чеченские лидеры рассматривали это соглашение как фактическое признание независимости республики. После 1997 г. переговорный процесс был практически свернут. А. А. Масхадов стал проводить курс на достижение реальной независимости от России. В конкретных условиях того времени признание независимости Чеч­ни могло вызвать усиление сепаратистских тенденций в других регионах России. Затягивание решения проблемы рано или поздно вело к новому противостоянию.

        Между тем на территории республики действовали крупные вооруженные формирования, неподконтрольные ее руководству. Слабость законно избранной власти Чеченской Республики привела к тому, что в ней стали возможными массовые и грубейшие нарушения прав личности представителями этих формирований, в том числе захваты заложников с целью получения выкупа.

       2 августа 1999 г. в республику Дагестан с территории Чечни вторглись вооруженные формирования численностью до 2 тыс.человек. Президент А. А. Масхадов заявил о своей непричастности к данной акции и ее осуждении. Однако он не предпринял эффективных мер для предотвращения вторжения. К 10 августа оказалось, что боевики контролируют более 10 селений в Цумадинском и Ботлихском районах Дагестана. На защиту своих селений встали до 5 тыс. дагестанских добровольцев. Расчеты боевиков на массовую поддержку местных жителей и духовенства не оправдались. По решению правительства РФ в Дагестан были направлены воинские подразделения Министерства обороны и Министерства внутренних дел.

        В августе-сентябре 1999 г. незаконные формирования были частично рассеяны и уничтожены федеральными войсками в Дагестане, частично вытеснены на территорию Чечни. В дальнейшем на территорию Чеченской Республики были введены войска. Кроме вторжения незаконных вооруженных формирований в Дагестан в качестве повода для переноса боевых действий в Чечню российским руководством были названы и совершенные в России террористические акты — взрывы жилых домов в городах Москве, Буйнакске (Республика Дагестан) и Волгодонске (Ростовская область), унесшие многие сотни человеческих жизней.

        Началась вторая чеченская кампания, получившая официальное название контртеррористической операции. Президент Чеченской Республики А. А. Масхадов, не пытавшийся предотвратить вторжение формирований Ш. Басаева и Э. аль-Хаттаба в Дагестан, после ввода в республику федеральных сил возглавил сопротивление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.005 с.)