Тема: «Конституционное право» (семинар) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Конституционное право» (семинар)



Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Понятие конституционного права.

2. Понятие конституционного строя.

3.Понятие государственного устройства РФ.

4. Конституционные основы местного самоуправления в России.

 

Основные понятия и определения:

1. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов, руководить действиями других лиц.

2. Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

3. Кодификация – форма систематизации, представляющая собой упорядочение нормативно-правового материала с изменением его внутреннего содержания путем издания единого, внутренне согласованного нормативно – правового акта.

4. Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: устройство общества и государства, объем прав и свобод человека и гражданина, механизм осуществления государственной власти.

5. Легальность власти — соответствие власти действующему законодательству.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что является предметом конституционного права РФ?

2.Когда и в каком порядке была принята действующая Конституция РФ?

3.Что является «высшей ценностью» РФ?

4.Кто может стать Президентом РФ?

5.Какие стадии составляют законодательный процесс в РФ?

6.Какими конституционными правами не обладают иностранные граждане и лица без гражданства в РФ?

7.Какая исключительная обязанность возлагается на граждан РФ?

 

Практическое занятие 3

Тема: «Гражданское право» (семинар)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.Понятие гражданского права (предмет, метод, источники).

2.Гражданское правоотношение.

3.Объекты гражданских прав.

4. Субъекты гражданских прав.

5. Сделки в гражданском праве.

 

Основные понятия и определения:

1. Дееспособность - способность субъекта лично, самостоятельно (своими действиями) осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности.

2. Нормативно-правовой договор – соглашение между равноправными субъектами, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права.

3. Правовое отношение — возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь, участники которой наделены субъективными правами и юридическим обязанностями и обеспеченная государством.

4. Физическое лицо — человек — субъект права (носитель прав и обязанностей).

5. Юридическое лицо — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Каково содержание правоспособности физических лиц?

2.Возможно ли ограничение правоспособности гражданина?

3.Что такое гражданская дееспособность?

4.В каких случаях допускается ограничение дееспособности граждан и в чем оно выражается?

5.Что такое опека и попечительство?

6.Что относится к актам гражданского состояния?

7.Каковы основные признаки юридического лица?

8.Какие организационно-правовые формы юридических лиц вам известны?

 

Практическое занятие 4

 Тема: «Административное право» (семинар)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Понятие административного права (предмет, субъекты, источники, принципы).

2. Административно-правовые отношения.

3.Административное правонарушение (определение, состав).

4.Понятие административной ответственности и виды административных наказаний.

 

Основные понятия и определения:

1. Деликтоспособность - способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

2. Объект правоотношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности.

3. Правонарушение — общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, причиняющие вред личности, обществу и государству и влекущее юридическую ответственность.

4. Правосубъектность - юридическое свойство субъекта права, включающее способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности, а так же способность своими действиями их осуществлять.

5. Санкция правовой нормы - часть нормы права, предусматривающая неблагоприятные последствия за неисполнение предписаний, содержащихся в данной норме

 

Вопросы для самоконтроля

1.Чем административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности?

2.В чем различие признаков и юридического состава административного правонарушения?

3.Каково содержание и значение протокола об административном правонарушении?

4.Каковы предельные размеры административных штрафов для граждан, должностных лиц и юридических лиц?

5.Какие обстоятельства отягчают административную ответственность?

 

Практическое занятие 5

 Тема: «Трудовое право» (семинар)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.Понятие трудового права (предмет, метод, источники, принципы, функции трудового права).

2.Трудовые правоотношения (определение понятия, признаки и стороны трудовых правоотношений).

3.Трудовой договор (понятие, обязанности сторон, содержание трудового договора).

4. Дисциплина труда (определение понятия, трудовой распорядок).

 

Основные понятия и определения:

1. Трудовое право — самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере наемного труда

2. Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности.

3. Льгота правовая – законодательно установленная форма облегчения правового положения отдельных категорий субъектов, выражающаяся в дополнительном предоставлении особых прав и привилегий либо в освобождении от обременяющих обязанностей.

4. Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.

5. Трудовая дисциплина – сознательное, добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей, добровольное соблюдение установленного порядка, своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений администрации по работе.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие условия нельзя вносить в трудовой договор?

2.Как оформляется приём работника на работу?

3.С какой целью проводится испытание при приёме на работу?

4.Вправе ли работодатель уволить работника в период временной нетрудоспособности работника?

5.Какие нарушения трудовой дисциплины относятся к категории грубых нарушений?

6.Каковы особенности увольнения несовершеннолетних работников при расторжении трудового договора по инициативе работодателя?

7.Кто пользуется преимущественным правом на оставление на работе при сокращении штатов или численности работников?

 

Практическое занятие 6

 Тема: «Семейное право» (семинар)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Семейное право (понятие, предмет, метод, основные принципы).

2.Порядок заключения и прекращения брака.

3.Взаимные права и обязанности супругов (личные и неимущественные правоотношения между супругами).

4.Ответственность по семейному праву(понятие, особенности).

 

Основные понятия и определения:

1. Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

2. Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

3. Моногамия — единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов.

4. Алименты – это денежные обязательства между членами одной семьи, которые выплачиваются протяженное время.

5. Усыновление (удочерение) — форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что по семейному кодексу РФ является препятствием для заключения брака?

2.В каких случаях брак признается недействительным? Каковы последствия признания брака недействительным?

3.Какие права и обязанности приобретают граждане, вступившие в брак?

4.Каково содержание правоотношений между родителями и детьми?

5.В каких случая родителей лишают родительских прав, а в каких – только ограничивают?

6.Кто из членов семьи может быть связан алиментными отношениями?

7.Что является основанием прекращения алиментных отношений?

8.Каковы права и обязанности несовершеннолетних детей?

 

Практическое занятие 7

 Тема: «Уголовное право» (круглый стол)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.Уголовное право (понятие, предмет, метод, задачи и принципы).

2.Понятие преступления (признаки преступления и характеристика элементов состава преступления).

 3.Соучастие в преступлении (понятия и виды соучастников).

 

Основные понятия и определения:

1. Алиби – в уголовном процессе – обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения.

2. Вина – психическое отношение лица к совершенному правонарушению и его последствиям.

3. Вменяемость – психическое состояние лица, при котором он способен осознавать значение совершаемых им деяний и руководить ими.

4. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

5. Наказание – особая мера государственного принуждения, предусмотренная Уголовным кодексом РФ, она применяется по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в ограничении прав и свобод этого лица.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы признаки преступления?

2.В чем заключается общественная опасность преступления?

3.В чем заключается уголовная противоправность преступления?

4.В чем заключается виновность в преступлении?

5.В чем заключается наказуемость как признак преступления?

6.Кто является субъектом преступления?

7.Что представляет собой объект преступления?

8.В чем заключается объективная сторона преступления?

 

Практическое занятие 8

 Тема: «Экологическое право» (дискуссия)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.Экологическое право как отрасль права (понятие, предмет, метод, субъекты экологического права).

2. Экологические правоотношения (понятие, объекты и субъекты экологических правоотношений).

3.Экологические правонарушения (понятие и виды экологических правонарушений).

 

Основные понятия и определения:

1. Заказник — это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

2. Заповедник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена; на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

3. Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

4. Экологический кризис — это устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей природной среды.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что является предметом экологического права РФ?

2.Чем отличается заказник от заповедника?

3.Что такое экологическое правонарушение?

 

 

3.3 Методические указания к изучению дисциплины

3.3.1 Методические указания по работе на лекции

 

1. Записать тему, план, рекомендованную литературу.

2. Не старайтесь дословно записать лекцию. В записях нужно отразить основное: самые важные положения, выводы, доказательства лектора, фиксируя главнейшие факты, указывая источники. Обычно лектор помогает студентам записать основные мысли.

3. Сложные, важные, дискуссионные и т.п. мысли в процессе записи лекции рекомендуется отмечать определенными значками на полях или в тексте. Рекомендуется широко использовать общепринятые сокращения, условные обозначения различных терминов, слов, понятий.

4. Необходимо, чтобы внешнее оформление лекции наглядно отражало ее план, логическую структуру, облегчало использование записанного материала в процессе самостоятельной работы. Каждый вопрос, перечисление аргументов, положений, которые раскрывают проблему, выводы, необходимо записывать с нового абзаца, выделяя, подчеркивая их. На каждом листе конспекта рекомендуется оставлять чистые поля, где при необходимости можно дописать дополнительный материал.

5. Конспект лекции необходимо доработать. После лекции надо прочитать записи, продумать логическую структуру, осмыслить основные положения темы, привести в порядок записи.

6. В конце доработки конспект лекции должен быть дополнен словарем основных юридических терминов, при необходимости - хронологической таблицей основных событий, а так же списком дополнительной литературы. Конспекты лекций преподаватель может взять на проверку.

 

3.3.2 Методические указания по подготовке практических занятий

Подготовку к практическим занятиям обучающийся должен начинать с изучения учебной литературы и основных законодательных актов по теме занятия. После этого ему целесообразно подготовить развернутый план ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на практическом занятии для мотивированного ответа. Наличие конспектов к практическим занятиям преподаватель проверяет перед каждым занятием.

Обучающийся может использовать для подготовки к практическим занятиям дополнительные материалы. Обучающиеся должны принимать активное участие в обсуждении темы, они могут выступать с рефератами по обсуждаемым проблемам.

Основными формами работы на практических занятиях являются выступления по вопросам темы и письменные самостоятельные работы по вопросам практического занятия. В отдельных случаях по поручению преподавателя студенты готовят доклады или рефераты.

Обучающемуся следует обратить внимание на то, что законодательство, регулирующее сферу правоотношений, постоянно меняется. Чтобы избежать ошибок в толковании конкретного нормативно-правового акта, рекомендуется использовать информационный банк справочно-правовой системы Консультант Плюс, пополненный на момент обращения. В силу этого нормативно-правовые акты, рекомендованные к темам, указаны в действующей редакции, а источник публикации – первоначальный.

Определения основных понятий, которые перечисленные в конце каждого плана практического занятия, обучающиеся должны самостоятельно выучить наизусть. Определение некоторых понятий по курсу обучающийся записывает на лекции и может воспользоваться глоссарием в данном методическом пособии.

При оценке выступлений учитываются глубина знаний по теме занятия, культура речи, система письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию выводов, а также умению использовать нормативные акты.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.1 Задания для самостоятельной работы по курсу для обучающихся очной формы обучения

1. Составьте схему основных признаков государства.

2. Составьте схему «Форма политического режима».

3. Составьте схему «Форма территориального устройства».

4. Составьте схему «Форма правления».

5. Составьте схему «Основные органы государственного управления Камчатского края».

6. На конкретном примере покажите, как возникают правоотношения в сфере гражданского оборота.

7. Дайте анализ пропорциональной избирательной системы России, укажите ее положительные и отрицательные стороны.

8. Составьте регламент внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции России в соответствии с Конституцией России и действующим законодательством.

9. Соотнесите категории «исполнительная власть» и «государственное управление», перечислите источники административного права.

10. На конкретном примере покажите состав административного правонарушения.

11. Приведите примеры на каждое основание возникновения гражданских прав и обязанностей из статьи 8 ГК РФ.

12. Составьте схему «Виды недействительных сделок».

13. Дайте перечень юридических действий, которые вправе совершать несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в РФ (с указанием условий).

14. Составьте проект доверенности.

15. На конкретном примере из УК РФ покажите состав уголовного преступления.

16. Ознакомьтесь с составами преступлений, предусмотренными статьями 169, 170, 172, 187 УК РФ, и определите характер и степень общественной опасности преступлений.

17. Найдите в Особенной части УК РФ пять составов, где потерпевший от преступления выступает в качестве обязательного признака.

18. Подберите в УК РФ по две статьи Особенной части, предусматривающие в качестве обязательного признака объективной стороны:

- только деяние;

- деяние и общественно опасные последствия.

19. Ознакомьтесь с составами преступлений, предусмотренных статьями 106, 124, 321 УК РФ. Определите признаки субъекта преступления в данных составах.

20. Дайте юридическую характеристику субъектов преступления, предусмотренных гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

21. На конкретных примерах покажет связь семейного права с другими отраслями права РФ.

22. Составьте примерный брачный договор.

23. Проанализируйте особенности региональной законодательство РФ в сфере семейного права.

24. Сравните алиментные обязательства членов семьи.

25. Сравните правовые основания и последствия лишения и ограничения родительских прав.

26. В соответствии с законодательством РФ опишите процедуру оформления на работу.

27. Составьте примерный текст срочного трудового договора.

28. Составьте таблицу «Различия трудового договора и гражданско-правового договора».

29. Укажите отличия материальной ответственности работника от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Приведите примеры.

30. В каком порядке и с каким работником можно заключать письменные договоры о полной материальной ответственности? Каким нормативным актом данное положение регулируется?

31. Опишите особенности законов, решений о бюджете Камчатского края.

32. Опишите суть принципа сбалансированности бюджета. Приведите примеры.

33. Составьте схему «Система органов валютного контроля в РФ».

34. Используя тексты Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, заполните таблицу, указав конкретные статьи названных документов.

 

Таблица 1 – Права и свободы человека

Группы прав и свобод человека Всеобщая декларации прав человека ООН Конституция Российской Федерации
Гражданские    
Политические    
Экономические    
Культурные    

 

35.  Заполните таблицу.

Таблица 2 - Особенности республиканского правления

Параметры для сравнения Президентская республика Парламентская республика Смешанная республика
Порядок избрания президента      
Порядок образования правительства      
Ответственность правительства      
Право роспуска парламента у президента      
Наличие поста премьер-министра      
Объем полномочий президента      
Примеры современных государств      

 

36. На конкретном примере опишите состав административного правонарушения.

37. Опишите состав преступления Р. Раскольникова из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

38. Укажите сходства понятий «правовое государство» и «гражданское общество».

39. Укажите, какие на Ваш взгляд, принципы конституционного строя, зафиксированные в Конституции РФ, реализованы в современном обществе, а какие остаются декларативными.

40. Заполните таблицу.

 

Таблица 3 - Отрасли российского права

Название отрасли Предмет правового регулирования Метод правового регулирования Основные нормативные правовые акты отрасли (с указанием даты принятия и вступления в силу)
Конституционное право      
Административное право      
Финансовое право      
Гражданское право      
Семейное право      
Трудовое право      
Уголовное право      
Экологическое право      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.11 с.)