Определение и соотношение понятий цель, задача, объект, предмет исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и соотношение понятий цель, задача, объект, предмет исследования



Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания. Под объектом понимаются реальные факты, события, явления и процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

В одном исследовании невозможно решить все аспекты изучаемой проблемы, ее надо сузить, выбрать из нее «обозримый аспект», то есть стороны, свойства, характеристики, особенности, закономерности развития объекта, представляющие интерес для данного конкретного исследования. Они выступают в качестве предмета исследования.

Предмет исследования является более конкретным элементом по сравнению с объектом и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Исследователю необходимо выбрать самые значимые с практической и теоретической точки зрения предметы исследования, наиболее полно выражающие противоречие, существующее в сфере объекта и подлежащее исследованию.

Из объекта и предмета вытекают цель и задачи исследования.

Цель исследования выражает познавательные и практические потребности, ради которых оно проводится, показывает, как будут использованы его результаты. Четкая постановка цели предполагает глубокое познание и осознание закономерностей развития событий, происходящих в реальной жизни. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задачи отражают логическую последовательность (алгоритм) достижения цели исследования и получения его результатов.

Основные задачи исследования в научной работе могут быть ранжированы, например, в следующем виде:

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.

Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Следует учитывать, что при малом количестве задачи сливаются с целью и не выполняют своего предназначения - быть ее конкретизацией и критерием. Большое количество задач неизбежно вносит элементы перегрузки и неопределенности, утрачивается целенаправленность исследования.

Важным этапом является определение методики и методологии (совокупности методов, принципов, способов и приемов) научного исследования. Именно с помощью методов достигается возможность решения поставленной цели и задач научной работы. Следует не только определить оптимальный перечень методов (общенаучных и специальных, эмпирических и теоретических, количественных и качественных), необходимо их организовать в систему, определяющую порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Важно четко представлять себе общие возможности каждого метода, уметь, исходя из особенностей объекта, предмета, цели, задач исследования, правильно оценивать целесообразность применения того или иного метода. Только на этой основе может быть создана оптимальная методика исследования.

Нет методики исследования вообще, а есть конкретные методики исследования различных объектов, явлений, процессов, что придает каждому отдельному исследованию ярко выраженные индивидуализированные черты. Поэтому определенная совокупность методов продумывается исследователем для каждого этапа исследования.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения, взаимной связи и есть залог успешности исследования. Хорошо продуманная методика четко организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.

Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам

Гипотезы - обоснованные предположения о структуре исследуемых объектов, характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению проблем

Требования к гипотезам:

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

2. Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

3. Она должна быть простой (меньше возможных допущений).

4. Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений.

5. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне знаний.

6. В формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий.

Гипотеза – предположение, ответ исследователя на основной вопрос научного исследования. Поскольку гипотеза - это всего лишь предположение, то оно нуждается в проверке (доказательстве или опровержении).

Бывают: теоретическая, эмпирическая, основная, дополнительная, альтернативная.

Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Гипотезы – эмпирические предположения выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования. Поэтому их еще называют экспериментальными гипотезами.

Существует три уровня экспериментальных гипотез по их происхождению.

1. Теоретически обоснованные гипотезы – основываются на теориях или моделях реальности и представляют собой прогнозы, следствия данных теорий или моделей. Гипотезы этого уровня служат для проверки следствий конкретной теории или модели.

2. Научные экспериментальные гипотезы – выдвигаются для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями. Отличие их от гипотез первого уровня в том, что они не основаны на существующих теориях.

3. Эмпирические гипотезы – выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, т. е. формулируются для данного случая. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт.

Признаками продуктивной гипотезы являются адекватность, правдивость и возможность проверки. Адекватность гипотезы заключается в соответствии теории исследования его целям и задачам, а также в соотнесенности с изучаемой реальностью. Правдивость гипотезы состоит в том, что она базируется на реальных и научно обоснованных фактах и содержит логику здравого смысла. Возможность проверки гипотезы выступает в двух принципах: фальсифицируемости и верифицируемости. Принцип фальсифицируемости заключается в том, что в ходе эксперимента гипотеза может быть опровергнута. Этот принцип абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости состоит в том, что в ходе эксперимента гипотеза подтверждается. Этот принцип относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.009 с.)