Архитекторы В. Месхишвили, Г. Курдиани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитекторы В. Месхишвили, Г. Курдиани




 

Рис. 1.22. Ажурные элементы обеспечивают естественное проветривание                многоярусной автостоянки


 

Выбор типа ограждения может быть продиктован чаще всего градостроительной ситуацией и экономическими соображениями. В условиях существующей городской застройки решение фасадов автостоянки должно соответствовать контексту исторически сложившейся застройки. Примером может служить проект открытой многоэтажной автостоянки на Большой Конюшенной в Санкт-Петербурге, выполненный в архитектурно-проектном центре Мамошина. Пластическое решение фасадов автостоянки предусмотрено в контексте смежных зданий эпохи модернизма (рис.1.23).

 

 

    

 

 

Рис.1.23. Гараж на Большой Конюшенной в Санкт-Петербурге


 

 1.6. Нормативные требования к гаражам-стоянкам
(изложены согласно рекомендациям [5,23,26,30 и 31])

 

 Многоэтажные надземные закрытые гаражи и автостоянки следует размещать в зданиях 1-й,2-й и 3-й степеней огнестойкости. Подземные автостоянки следует размещать в сооружениях не ниже 2-й степени огнестойкости. Надземные открытые автостоянки могут размещаться в сооружениях не ниже 4-й степени огнестойкости. В зависимости от степени огнестойкости надземные закрытые и открытые автостоянки возводятся не свыше 9 этажей. Подземные автостоянки могут иметь не более 5 этажей.

 Автостоянки допускается пристраивать и размещать в зданиях другого назначения 1-й или 2-й степени огнестойкости, за исключением общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов, детских дошкольных и лечебных учреждений. Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа. Автостоянки, встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. В многоквартирных жилых зданиях встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом (например, техническим).

При необходимости устройства в составе автостоянки помещений для сервисного обслуживания автомобилей следует предусматривать для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие помещения могут предусматриваться в автостоянках (за исключением автостоянок открытого типа и встроенных в жилые здания) и должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку.

Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.

Для въезда и выезда автомобилей должны предусматриваться рампы или наклонные междуэтажные перекрытия. При количестве автомобилей на всех этажах свыше 1000 должно предусматриваться не менее двух раздельных двухпутных рамп. Одна из рамп – для подъема, другая – спуска.

 Общее число рамп должно определяться расчетом, исходя из условия эвакуации всех автомобилей из здания в течение 1 часа при движении автомобилей со скоростью 15 км/час и интервалом между ними 20 м.

 В гаражах-стоянках малой вместимости (до 100 мест) допускаются (в том числе и по рампам) совмещенные въезды и выезды шириной 3,0-3,5 м.

 В гаражах-стоянках средней вместимости (до 1000 мест) следует проектировать раздельные въезды и выезды шириной по 3,0-3,5 м при минимальной ширине разделительной полосы не менее 1 м на двухпутной рампе или по двум однопутным рампам.


 

 В гаражах-стоянках большой вместимости (более 1000 мест) следует устраивать раздельные въезды и выезды по двухпутным рампам, которые необходимо размещать на расстоянии не менее 20 м один от другого.

Въезды и выезды из подземных и надземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом и цокольном этажах не допускается.

В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами или тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре. Устройство тамбур-шлюзов для подземных автостоянок, кроме одноэтажных, обязательно.

Устройство неизолированных рамп допускается в открытых автостоянках, а также в зданиях 1-й и 2-й степени огнестойкости, класса СО и С1, при этом суммарная площадь этих этажей (полуэтажей), соединенных неизолированными рампами, не должна превышать 10400 кв.м. Устройство общей неизолированной рампы между подземными и надземными этажами не допускается.

Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки – 5 м, ширина 2,3 м (для инвалидов, пользующихся креслами-колясками – 3,5 м).

Расчетные параметры рампы с учетом габаритов автомобиля "Волга":

 - ширина проезжей части однопутной прямолинейной рампы –

не менее 2,6 м;

 - ширина проезжей части криволинейных рамп - не менее 3,6 м;

 - наружный радиус кривой поворота проезжей части криволинейной

рампы - не менее 7,3 м.

 Продольный уклон рампы по оси движения не должен превышать:

 - для прямолинейных рамп - не более 18%;

 - для криволинейных рамп - не более 13%;

 - открытых (незащищенных от атмосферных осадков) - не более 10%;

- наклонных рамповых полов - не более 6%;

- на рампах с пешеходным движением должен предусматриваться

тротуар шириной не менее 0,8 м.

 Поперечный уклон рамп на виражах не должен превышать 6%.

 С обеих сторон проезжей части рамп должны предусматриваться колесоотбойные барьеры высотой 0,1 м и шириной по верху не менее 0,2 м, между проездами двухпутной рампы устраивается разделительный барьер шириной по верху не менее 0,3 м. Вместо одного из барьеров может быть устроен тротуар, который на криволинейных рампах должен располагаться с внутренней стороны.

С каждого этажа пожарного отсека автостоянок (кроме механизированных) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, лестничные клетки или на лестницу 3-го типа. Допускается один из эвакуационных выходов предусматривать на изолированную рампу.

Допустимое расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего выхода следует принимать:

- в подземных автостоянках - 20 м при тупиковом расположении места хранения и 40 м - при расположении его между эвакуационными выходами;

- в надземных автостоянках - 25 м при тупиковом расположении места хранения и 60 м - при расположении его между эвакуационными выходами.

Для вертикального перемещения пешеходов и эвакуации в гаражах и автостоянках необходимы лестницы и лифты. Лестницы в качестве путей эвакуации должны иметь ширину не менее 1 м. В зависимости от числа этажей и мест хранения требуется один или несколько лифтов. С учетом обслуживания инвалидов необходима установка не менее 1 лифта. Кабина лифта должна иметь размеры, предусматривающие размещение носилок длиной 2,1 м для транспортировки больного. Выходы на каждом этаже гаража должны быть обозначены с помощью ясных и хорошо видимых указателей. Верхний край бордюра перед выходом необходимо соединить с уровнем пола небольшим пандусом, чтобы обеспечить проезд инвалидов в колясках и небольших тележек.

Многоэтажные (многоярусные) автостоянки должны иметь выходы на кровлю зданий в соответствии с требованиями СНиП 21- 01- 97.

 Въезды и выезды из автостоянок должны иметь закругления бортов тротуаров и газонов радиусом не менее 8 м.

 Перед въездными воротами автостоянок следует устраивать площадки накопления из расчета не менее 5% вместимости здания. Минимальная длина площадки накопления - 12 м. Площадь участка накопления определяется из расчета 25 кв.м на 1 машино-место.

Здания (сооружения) механизированных автостоянок могут предусматриваться надземными с использованием незащищенного металлического каркаса. Механизированные автостоянки допускается пристраивать к зданиям другого назначения только у глухих стен этих зданий с пределом огнестойкости не менее REI 150.

Блок автостоянки с механизированным устройством может иметь вместимость не более 100 машино-мест и высоту здания не более 28 м. При необходимости компоновки автостоянки из нескольких блоков их следует разделять противопожарными перегородками 1-го типа. Для технического обслуживания систем механизированных устройств по ярусам допускается устройство открытой лестницы из негорючих материалов. В механизированных стоянках открытого типа в ограждающих конструкциях допускается применение сетки из негорючих материалов. При этом должно обеспечиваться сквозное проветривание этажей.

 Число лифтов в механизированных автостоянках следует принимать из расчета один стационарный лифт на каждые 100 автомобилей, один передвижной лифт на каждые 200 автомобилей, но во всех случаях не менее 2-х лифтов.

 Высота этажа в гаражах и автостоянках рампового типа должна составлять в чистоте 2,0 м. В механизированных и автоматизированных гаражах высота может быть снижена (при условии использования специальных устройств для установки автомобилей на место без пуска двигателей) до 1,7 - 1,8 м.

 В помещениях технического обслуживания и ремонта, оборудованных подъемными механизмами, высота этажа в чистоте должна быть не менее 3,9 м.

 Внутренние проезды в гаражах и автостоянках проектируются на две полосы движения. Минимальный радиус поворотов для автомобилей малого класса - 5,5 м, для автомобилей среднего класса - 6,5 м.

 Движение автомобилей в пределах гаража или автостоянки должно быть правосторонним, поточным, а при вместимости более 100 машино-мест - без пересечения потоков движения.

 В закрытых многоэтажных гаражах для устранения мелких неисправностей могут быть предусмотрены осмотровые канавы на уровне пола первого этажа. Размеры осмотровых канав следует предусматривать с учетом следующих требований:

 - длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритов длины автомобиля;

 - ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи расчетного автомобиля с учетом устройства наружных и внутренних реборд;

 - глубина осмотровой канавы должна быть от 1,3 до 2,5 м.

 На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15 м.

 На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.

 Тупиковые осмотровые канавы объединяются в торцах общей траншеей со спуском по лестнице шириной не менее 0,7 м. Один спуск должен обслуживать не более 3-х осмотровых канав.

Количество ворот из первого этажа гаража должно приниматься:

 - при количестве автомобилей в помещении до 50 - 1 ворота;

 - от 50 до 200 - двое ворот;

 - более 200 - дополнительно одни ворота на каждые 200 автомобилей.

 В многоэтажных автостоянках для въезда и выезда со второго и вышележащих этажей должны приниматься одни ворота на однопутную рампу. Размеры ворот должны быть не менее 2,5x2,0 м.

 При проектировании многоэтажной стоянки с подвальным или цокольным этажом должны быть предусмотрены рассредоточенные выезды непосредственно наружу.

 При проектировании подземных автостоянок следует соблюдать следующие требования:

 - в автостоянках допускается размещать помещения только для хранения автомобилей;

 - автостоянки следует разделять противопожарными перегородками на секции вместимостью не более 100 автомобилей и глухой противопожарной перегородкой на каждые 200 автомобилей.

 Каждая секция должна иметь не менее 2-х рассредоточенных ворот для выезда и не менее 2-х эвакуационных выходов для людей.

 С каждого этажа стоянки должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов через закрытые лестничные клетки, имеющие непосредственный выход наружу. Эвакуация из первого этажа обеспечивается через непосредственные выходы наружу.

 Минимальная ширина эвакуационных дверей - 0,8 м.

 Ширина маршей лестничных клеток - не менее 1,0 м.

 Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша. Ширина наружных дверей из лестничных клеток - не менее ширины марша лестницы.

 Расстояние от верха проезжей части рампы до выступающих элементов покрытия (перекрытия) или до низа оборудования должно быть не менее 2,0 м. Высота помещений гаража-стоянки от пола до низа выступающих частей коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей должна быть не менее 2,0 м.

 Двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

 Ширину входных тамбуров в вестибюль или лестничную клетку следует принимать более ширины дверных проемов на 0,5 м (по 0,25 м с каждой стороны). Глубина тамбура должна быть не менее 1,2 м.

 Помещения для хранения легковых автомобилей допускается проектировать без естественного освещения или с недостаточным по биологическому воздействию естественным освещением.

 При прямоугольной расстановке автомобилей в закрытом манеже шаг расстановки должен быть не менее 2,3 м, а ширина внутреннего проезда при установке автомобиля задним ходом - не менее 6,1 м. При организации открытой одно- или многоярусной стоянки нормативные расстояния должны быть увеличены на 0,1 м.

 В помещениях стоянок следует предусматривать колесоотбои вдоль стен, к которым автомобили устанавливаются торцевой или продольными сторонами. Высота колесоотбоев должна быть не менее 0,12 м.

 Расстояние от стены до края колесоотбоя должно быть не менее:

 - при расстановке автомобилей параллельно стене - 0,4 м;

 - при расстановке автомобилей перпендикулярно стене задним ходом - 1,2 м.

Ширина ворот в свету при проезде перпендикулярно плоскости ворот должна превышать расчетную ширину автомобиля на 0,7 м (т.е. для "Волги" ширина ворот должна быть 2,5 м). При проезде под углом к плоскости ворот, их ширина должна превышать ширину автомобиля на 1,0 м, высота ворот должна превышать высоту автомобиля на 0,2 м.

 Проезжая часть однопутной рампы должна превышать ширину автомобиля для:

 - прямолинейной рампы - на 0,8 м;

 - криволинейной рампы - на 1,0 м.

 Размещение колонн в проездах не рекомендуется.

В автостоянках требования к расходам воды на пожаротушение, системам вентиляции следует принимать как для складских зданий, относящихся по пожарной опасности к категории В.

 Температура воздуха в помещении закрытой отапливаемой стоянки в холодный период года должна быть не менее +5 °C. Для обеспечения требуемых условий воздушной среды в помещениях закрытых стоянок следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.

 В помещениях закрытых стоянок, включая рампы, удаление воздуха следует предусматривать из верхней и нижней зон помещения поровну. Воздуховоды для удаления воздуха из нижней зоны этажа допускается располагать в колесоотбоях и тротуарах на рампах. В стоянках с изолированными рампами венткамеры следует предусматривать на каждом этаже. В стоянках с открытыми рампами венткамеры допускаются общими для всех этажей.

В неотапливаемых автостоянках достаточно предусматривать отопление только вспомогательных помещений.

В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 18 м.

В подземных автостоянках системы вентиляции должны быть раздельными для каждого этажа.

Системы вытяжной противодымной вентиляции должны предусматриваться из помещений закрытых стоянок и из изолированных рамп. Удаление дыма необходимо предусматривать через вытяжные шахты, как правило, с искусственным побуждением.

В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, устройство дымоудаления через открываемые проемы не допускается.

 Полы в стоянках должны выполняться с уклонами к трапам для удаления стоков от мытья полов и шланговой мойки автомобилей.

 Для очистки канализационных стоков перед спуском их в городскую канализацию должны быть предусмотрены подземные очистные сооружения. Для встроенных и пристроенных автостоянок следует предусматривать устройство самостоятельных инженерных коммуникаций (вентиляции, водопровода, электросетей и т.п.).

Глава 2.

Гаражи и автостоянки постоянного и временного хранения

 

 2.1. Общая часть

 

 Гаражи предназначены для постоянного хранения легковых автомобилей индивидуального и общественного (такси) пользования. Причем гаражи, как правило, располагаются вне жилой застройки и используются для постоянного хранения и обслуживания автомобилей. В гаражах обслуживание автомобилей осуществляется как силами постоянного квалифицированного персонала, так и силами самих владельцев, обслуживание которыми ограничивается ежедневным осмотром, мелким ремонтом и шланговой мойкой автомобиля.

 Для хранения автомобилей в жилой застройке могут сооружаться закрытые и открытые автостоянки - одно- или многоярусные сооружения. Такие сооружения возводятся в жилых микрорайонах, на границах жилой застройки, а также вблизи мест массового тяготения - общественные и торговые центры, крупные рынки, спортивные залы и стадионы. Эти автостоянки могут сооружаться отдельно стоящими, пристроенными и встроенными в здания другого назначения. Они также могут быть надземными и подземными.

 По способам перемещения автомобиля внутри здания гаражи и автостоянки подразделяются на рамповые, полумеханизированные и механизированные (автоматизированные). Основными типами многоэтажных гаражей и автостоянок являются: ярусные с рампами, рамповые стоянки и механизированные. Могут быть различные комбинации из элементов вышеназванных типов.

 Постоянное и временное хранение автомобилей предусматривается как в отапливаемых закрытых помещениях с принудительной вентиляцией, так и в открытых многоярусных стоянках с естественной вентиляцией. Длительность кратковременного хранения на открытых автостоянках регулируется, в основном, соображениями рентабельной эксплуатации автостоянки, а также надежностью запуска двигателя при отрицательных температурах в зимнее время.

По мнению О. Силла [7] открытые гаражи более экономичны, а с ростом числа автостоянок, вызванным дальнейшей моторизацией населения, открытые гаражи найдут наибольшее распространение. Построить открытый многоэтажный гараж значительно проще, чем здание с традиционно сплошным массивным ограждением. В то же время открытый гараж может иметь такой фасад, что его внешний вид будет удачно гармонировать с общим архитектурным решением существующей застройки.

 Строительство открытых автостоянок приобрело на Западе большое распространение. Так, по данным арх. Г.Е.Голубева [8], в Швеции хранение автомобилей в неотапливаемых открытых многоэтажных гаражах составляет 30-35%; а большинство многоэтажных стоянок в США - это стоянки без наружных стен.

 

 

 2.2. Рампы и рамповые сооружения

 

 В этих сооружениях рампы применяют, в основном, двух типов:

 - рампы движения (прямолинейные или криволинейные), предназначенные только для движения (подъем или эвакуация);

 - рампы смешанного назначения - для движения и размещения стоянок автомобилей.

 В современных автостоянках за рубежом в одном и том же здании применяются сразу два типа рамп: для въезда и стоянок используют рампы смешанного назначения, а для эвакуации используют "экспресс-рампы", т.е. рампы для движения. Эти рампы могут быть прямолинейными, пристроенными с наружной стороны здания, но в большинстве случаев их устраивают спиральными с наружной стороны основного объема или в центре автостоянки. Как показывает практика сооружения гаражей и автостоянок, возможны многочисленные варианты рамп [4]. На рис.2.1 представлены наиболее распространенные:

 "a"  - прямолинейные рампы с односторонним движением;

 "б" - рампы с двусторонним движением при ступенчатом расположении полов;

 "в" - рампы с концентрическим движением при ступенчатом расположении полов;

 "г" - рампы с односторонним движением при ступенчатом расположении полов;

 "д" - переплетающиеся спиральные рампы одного направления, обслуживающие за один виток два этажа;

 "е" - концентрические спиральные рампы для подъема и спуска;

 "ж" - рампы смешанного типа с двусторонним движением;

 "з" - рампы смешанного типа с односторонним движением и связующими элементами в середине уклона пола.

 Прямолинейные рампы по схеме "а", предназначенные только для движения, обычно располагают по краям здания в виде пристройки. При ступенчатом расположении полов в смежных манежах, которые обычно используются на наклонных территориях, возможны различные варианты рамповых систем: "б", "в" и "г".

 Для гаражей и автостоянок, сооружаемых на очень узких участках, рекомендуется применение рамп с двухсторонним движением по схеме "б". Вариант по схеме "в" применять не рекомендуется, особенно для гаражей и автостоянок с кратковременным хранением автомобилей, так как по этой схеме проезд пересекается как поднимающимися, так и опускающимися автомобилями.

 Наилучший вариант - по схеме "г", где рампы расположены в виде двух отдельных путей с односторонним движением, причем одна рампа служит для движения вниз, а другая - вверх. Эта система движения автомобилей внутри здания, как и при спиральных рампах, имеет то преимущество, что получаются короткие участки для перемещения автомобилей, относительно малое время подъема, а значит и меньшее выделение выхлопных газов.

 Наиболее перспективной для гаражей и автостоянок со спиральными рампами является схема "д", когда две переплетающиеся спиральные рампы одного направления служат одна - для подъема, другая - для спуска. В экстренных случаях обе рампы используются для эвакуации (рис.2.2).

 Спиральные рампы по схеме "е" (рис.2.3) требуют большей площади для рамповой башни и, в сравнении со схемой "д", характеризуются большим временем внутреннего перемещения автомобилей.

 Из двух схем "ж" и "з" - рамп с наклонными полами, схема "ж" - с двухсторонним движением, предназначена только для строительства небольших автостоянок.

 Скатные автостоянки, т.е. сооружения с рампами смешанного типа, могут быть наиболее целесообразным решением при ограниченной этажности (до 3-х этажей). Уклон полов в таких гаражах не должен превышать 5%. Указанный уклон облегчает мытье полов, борьбу с солевой коррозией железобетонных конструкций, распространенной в городских гаражах и автостоянках с горизонтальными полами (рис.2.4).

 Наряду с вышеописанными рамповыми системами получили применение сооружения, предназначенные для открытого хранения автомобилей и обеспечивающие ввиду их многоярусности эффективное использование земельной площади (рис.2.5 и 2.6)[8,10].

 В этих сооружениях каждый ярус, являющийся стоянкой, представляет собой изогнутую по дуге плоскость, которая одним или двумя концами опирается на землю. Заезд и выезд с каждого яруса осуществляется на уровень земли, а сама стоянка является аналогом рампового сооружения с наклонным полом. Наиболее экономичным считается сооружение, имеющее не менее 3-х и не более 5-ти ярусов. При большем количестве ярусов протяженность этого сооружения может превысить 1000 м, что связано со значительной потерей времени при парковке.

 Применение различных типов рамп и рамповых сооружений ограничивается действующими противопожарными нормами, допускающими применение неизолированных рамп только для открытых автостоянок, а также в зданиях 1-й и 2-й степени огнестойкости, класса С0 и С1, при этом суммарная площадь их этажей (полуэтажей), соединенных неизолированными рампами, не должна превышать 10400 кв.м [26]. Таким образом, действующие нормативы ограничивают пластические возможности для зданий автостоянок ниже 2-й степени огнестойкости из-за необходимости применения только пристроенных изолированных рамп.

Рис. 2.1. Наиболее распространенные типы рамп

 

 Количество рамп определяется в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок – на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации [26].

При количестве в автостоянке до 1000 машин возможно применение одной двухпутной рампы. Недостатком двухпутной рампы является встречное движение автомобилей. Предпочтительно иметь две однопутные рампы, когда одна предназначена для спуска, а другая - для подъема на яруса. В автостоянках с наклонными полами для выезда необходимо устраивать специальные скоростные рампы с предельно допустимыми уклонами. Чаще всего это будет спиральная рампа. В цилиндрических стоянках с наклонными полами для эвакуации может служить спиральная рампа, расположенная в центре стоянки (рис.2.4).

 

 

 2.3. Рамповые гаражи и автостоянки

 

 В рамповых сооружениях габариты здания и тип рампы чаще всего диктуются размерами и конфигурацией земельного участка. При использовании квадратных участков обычно используются либо спиральные рампы, либо цилиндрические стоянки с наклонными полами, имеющими уклон не более 6%. Вместимость таких гаражей и автостоянок ограничивается 200-300 автомобилями. Для многоэтажных гаражей и автостоянок, расположенных на вытянутых прямоугольных участках шириной 35-40 м, можно применять различные системы рамп. В таких сооружениях можно организовать хранение автомобилей в четыре ряда. Автомобили обычно устанавливаются перпендикулярно к проезду с обеих сторон. При горизонтальных стоянках возможно устройство ступенчатых этажей (рис. 2.7,а) и использование полурамп. Нависание одного этажа над другим значительно снижает ширина здания, особенно при строительстве многоярусных автостоянок.

 В крупных гаражах и автостоянках для выезда требуются специальные выездные рампы, непосредственно связанные со стоянкой ("экспресс-рампы"). Для этой цели обычно используются пристроенные рампы, изолированные от стоянок, в виде одноходовых винтовых рамп для однополосного движения.

 Зарубежный опыт эксплуатации подсказывает необходимость ограничения этажности стояночных гаражей 5-ю наземными этажами и вместимости до 500 машино-мест. Это связано с самостоятельной установкой водителями автомобилей на стоянку, так как в больших гаражах они затрачивают много времени на внутренних проездах, а также с радиусом обслуживания. При увеличении вместимости стоянки увеличивается радиус пешеходной доступности пользователей до целей поездки.


Рис. 2.3. Винтовая рампа. Въездная и выездная полосы рядом друг с другом. Схема "е" Рис. 2.2. Двухходовая винтовая рампа. Въезд и выезд друг над другом. Схема "д"

Рис. 2.4.Многоэтажный цилиндрический скатный гараж
с центральной двуходовой рампой:

а - первый этаж; б - верхний этаж; в - схема разреза

 

Рис. 2.5.Варианты наклонных многоярусных плоскостей
для открытого хранения автомобилей

Рис. 2.6."Гараж-мост" с перекрытиями больших радиусов для застройки протяженных участков вдоль автомобильных и железных дорог. Конкурсный проект для Москвы. Арх. Г.А.Донцов и др. Продольный разрез и схема плана

 

 При определении этажности открытой временной стоянки необходимо учитывать психологию пользователей, нуждающихся в кратковременном хранении своих автомобилей. Наиболее привлекательны для них 1-2-х этажные стоянки, открытые со всех сторон для обзора. По мнению проф. Шестокаса [35] рамповые ярусные стоянки, как правило, не должны превышать 4-5 этажей. Это связано в основном с навыками вождения малоопытных водителей, которым приходится затрачивать много времени для постановки на место автомобиля на верхних ярусах. Поэтому при определении этажности рампового гаража или автостоянки необходимо иметь в виду степень соответствия данного сооружения потребностям клиентов. При назначении этажности многоярусной стоянки, особенно закрытой, отапливаемой, следует предусмотреть возможность использования мест на верхних этажах не для кратковременного, а для длительного хранения или сдачу в аренду постоянным клиентам [7].

Рис. 2.7.Ширина ярусов хранения автомобилей в рамповых гаражах-стоянках (а); размеры гаражей с механическими транспортирующими устройствами (б):

I - транспортная башня и продольное размещение;
II - лифты и поперечное перемещение;
III - патерностер, вертикальный и горизонтальный

 

 Важную роль в характеристике автостоянки играет число автомобилей в час, которое она сможет принять без ущерба для пользователей. Во избежание пробок вблизи ярусных стоянок, для укорочения пешеходных переходов от мест стоянки автомобилей до целей поездок рекомендуется планировать их возведение средней вместимостью от 500 до 1000 автомобилей [7]. Наличие двух рамп в таких стоянках может обеспечить беспрепятственный въезд и выезд 1000 автомобилей в час [5].

 В больших и крупных гаражах и автостоянках въезды и выезды по возможности должны быть отделены друг от друга. Автостоянки следует располагать так, чтобы входы и выходы пользователей были ориентированы на торговую или жилую улицу, а въезд и выезд автомобилей осуществлялся с противоположной стороны, по возможности с боковой улицы со слабым движением.

 Въезды и выезды из здания предпочтительно располагать по отношению к дорогам с однополосным движением так, чтобы потоки въезжающих и выезжающих автомобилей не пересекались между собой и совпадали с направлением движения по дороге.

 При проектировании многоярусных автостоянок для кратковременного хранения автомобилей необходимо учитывать ряд особенностей этого типа сооружений. Прежде всего то, что, как правило, это неотапливаемые открытые сооружения с естественной вентиляцией, это сооружения со специальным обслуживанием, призванным максимально удовлетворить запросы пользователей.

 Строительство открытых гаражей (автостоянок) получило в Западной Европе и США большое распространение. В российских условиях, особенно Сибири, строительство открытых многоярусных стоянок сдерживается особенностями эксплуатации автомобилей в суровых климатических условиях, отсутствием специализированной строительной базы и проектов для возведения экономичных и относительно дешевых стоянок, а также отсутствием нормативов по возведению многоярусных стоянок с естественной вентиляцией и без отопления. На основании действующих нормативов [23] автомобильный транспорт должен быть защищен при хранении от метеорологических и прочих воздействий внешней среды. Хранение автомобилей в холодных районах рекомендуется предусматривать в отапливаемых помещениях при температуре плюс 5°С. Открытое длительное хранение легкового транспорта рекомендуется только в районах со средней температурой января не ниже минус 5°С. Эти рекомендации продиктованы тем, что при температуре ниже 0°С хранение автомобиля вызывает замерзание воды в системе охлаждения двигателя, затрудняет запуск двигателя, нарушает действия механизмов автомобиля. Современный автомобиль, приспособленный для работы в зимних условиях, может без вреда стоять в неотапливаемом помещении. Неудобства возникают только при запуске холодного двигателя при выезде. По данным д-ра техн. наук Л.Н. Давидовича [10], продолжительность безопасного остывания двигателя колеблется в зависимости от прочих факторов от 8 до 4 час при 0°С, от 3 до 1,5 час при минус 10°С, от 2 до 1 час при минус 20°С и от 1,5 до 0,5 час при минус 30°С. Основываясь на этих данных, а также с учетом того, что в настоящее время уже имеются средства, обеспечивающие легкий запуск холодного двигателя и предохраняющие его от чрезмерного износа из-за холодного масла, можно с определенностью говорить о возможности кратковременного хранения автомобилей в открытых многоярусных стоянках без какого-либо ущерба для их эксплуатации. К этому выводу приводит также практика открытых наземных платных кратковременных стоянок в сибирских городах. С точки зрения сохранности автомобиля неотапливаемые стоянки имеют некоторые преимущества по сравнению с отапливаемыми. По данным О.Бюттнера [4] в открытых гаражах в северных районах США автомобиль, въезжающий в гараж во время метели, ввозит в него больше снега, чем проникает в гараж через внешние вентиляционные проемы. Оттаивание снега, налипшего на автомобиль, в теплой стоянке приводит к большей коррозии, чем содержание автомобиля в холодном гараже.

 В условиях России немаловажное значение имеет защита ярусов автостоянок от снегозаносов. Однако устройство сплошного ограждения по контуру ярусов невозможно без принудительной вентиляции. Поэтому для эффективной естественной вентиляции в открытых гаражах, 1/3 площади наружных стен должна оставаться открытой [7]. Атмосферные воздействия могут быть исключены при частичном ограждении наружных стен с помощью наклонных реек или решетчатых конструкций. Для эффективного естественного проветривания могут также использоваться отверстия над полом и под потолком в наружных ограждениях площадью не менее 0,06 кв.м на одно место стоянки на ярусе (рис.2.8). Количество и площадь проемов в стенах зависят также и от ширины яруса. При ширине здания до 36, 48 и 54 м соответственно не менее 30, 60 и 85% площадей боковых и задней стен между ярусами должны быть постоянно открытыми. При ширине здания более 54 м естественная вентиляция малоэффективна. Нормативами [26] для открытых автостоянок установлена ширина здания не более 40 м, при этом высота поэтажных парапетов не должна превышать 1 м.

Рампы, особенно открытые, незащищенные от атмосферных воздействий, представляют повышенную аварийную опасность. При проектировании рамп необходимо уделить внимание и вопросу их вентилирования, так как по ним движутся автомобили с форсированными двигателями. В наружных рампах эффективное естественное проветривание обеспечивается максимальной открытостью их внешней стороны на улицу, а в рампах, расположенных внутри стоянки, - за счет устройства в покрытии над ними вентиляционного отверстия, которое создает так называемый "каминный эффект".

Наружные рампы следует защищать от льда и снега. В качестве конструктивных мероприятий рекомендуется устройство навесов над рампами или подогрев проезжей части. Для обогрева рамп на Западе [4] успешно применяются как электрические, так и водяные системы с автоматическим управлением отопления. При этом конструкция рампы должна быть многослойной. С целью изоляции нижней несущей конструкции от верхней, которая периодически подвергается нагреву, между верхним покрытием и нижней конструкцией прокладывается теплоизоляционный слой из жесткого пенопласта. Поверхность покрытия проезжей части рампы рекомендуется [7] делать рифленой путем нанесения слоя износостойких зернистых материалов. Для предотвращения падения автомобилей с рамп необходимо устраивать ограждение высотой не менее 0,9 м, способное выдержать удары автомобилей.

 

Рис. 2.8.Устройство фасадов, обеспечивающее естественную вентиляцию:

а) жалюзи возле междуэтажных перекрытий;

б) вентиляция через



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.126 с.)