Что такое лекция? Каковы ее цели? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое лекция? Каковы ее цели?



Лекция – одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

7. Какие требования предъявляются к практическим занятиям?

Подготовка практического занятия включает подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов, методических материалов, проверку готовности аудиторий, технических средств обучения. Сложность практических занятий рекомендуется наращивать постепенно, но постоянно. В решении задач студентам надо дать полную самостоятельность, прибегая к решению у доски только в тех случаях, когда возникают общие для всей аудитории затруднения.

Содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

Структура практического занятия

Типичными структурными элементами (практического) занятия являются:

- вводная часть,

- основная часть,

- заключительная часть.

Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий.

В ее состав входят:

- формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов;

- рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

- изложение теоретических основ работы;

- характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;

- характеристика требований к результату работы;

- вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств;

- проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;

- пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

- указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.

Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

- дополнительными разъяснениями по ходу работы;

- устранением трудностей при выполнении заданий работы;

- текущим контролем и оценкой результатов работы;

- поддержанием в рабочем состоянии технических средств;

- ответами на вопросы студентов.

Заключительная часть содержит:

- подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

- оценку результатов работы отдельных студентов;

- ответы на вопросы студентов;

- выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

- сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки преподавателем;

- изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.

Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной и производственной (профессиональной) практики. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

 

1.6. Предупреждение коррупции в образовании

Эссе на тему: Противодействие коррупции в образовательных учреждениях

Коррупция в сфере образования – очень большая проблема в современном мире. Проблема коррупции существовала и раньше, но была она не в таких масштабах, как существует на сегодняшний день. Под словом коррупция понимается «подкупаемость и продажность государственных должностных лиц». Международное право относит к субъектам коррупционных правонарушений лиц, занимающих общественные должности и оказывающие социальные услуги населению, должностные лица публичной службы, куда и включаются работники сферы образования.

Корру́пция (от лат. Corrumpere «растлевать», лат. Corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция способна воспрепятствовать экономическому росту и развитию в интересах общества в целом.

Помимо коррупции в высших эшелонах власти, в правоохранительных органах, коммерческих организациях, шоубизнесе, мелких предпринимателей и автоводителей, она получила значительное распространение и в сфере образования. Подкуп учителей и преподавателей стал обычным явлением, при этом в средней школе, например, коррупция оправдывается тем, что учителя получают очень маленькую зарплата. А в государственных высших учебных заведениях незаконно берется плата за поступление и за сдачу некоторых экзаменов. Всякого рода подарки и подношения в образовательной системе стали обычным делом, с которым серьезно никто не борется.

Лицензирование и аккредитация высших учебных заведений также имеют признаки коррупции. Проблема коррупции в лицензировании и аккредитации вузов, полностью не решена, потому что проверяющие инстанции по своим инструкциям всегда могут лишить прав на ведение образовательной деятельности любой университет или вуз. Причина в том, что какие-то недостатки в их деятельности и подготовке выпускников проверяющие всегда могут найти. Но руководители университетов и вузов, как и их проверяющие, понимают, что студенты должны учиться, что закрытие того или иного высшего учебного заведения создаст существенные проблемы не только для них, но и для органов власти. Поэтому нередко при неудовлетворительных результатах проверок деятельности вузов их руководители неформально договариваются с проверяющими о том, чтобы результаты этих проверок стали удовлетворительными. И вряд ли такие договорённости не сопровождаются передачей проверяющим тем или иным образом нелегальных денежных средств. Но доказать факты таких взяток практически никогда не удаётся в силу полной конфиденциальности соответствующих действий обеих сторон.

В современных вузах распространено обучение за взятки, которые даются преподавателям для получения зачета или экзамена, за курсовую или дипломную работу. Такого типа взятки даются как государственных, так и а негосудартсвенных вузах.

Возможны психологические методы противодействия взяточничеству в вузах, такие как, например:

 – Провокации взяток, особенностью такого метода является то, что специально подготовленный сотрудник (под видом, например, студента заочной формы обучения) предлагает взятку. В случае согласия взяточника увольняют, уведомляя остальных, что подобные проверки будут проводиться постоянно.

 – Повышение уровня заработной платы будет эффективным методом в борьбе с взяточничеством, так как при достаточно высоком уровне заработной платы риск ее потери перевешивает выгоды от взяток.

Также существуют регламентные методы, например:

 - Прием экзаменов в присутствии контролера – особенность применения в том, что в качестве контролера может выступать специалист, разбирающийся в предмете, с хорошей репутацией, возможно, заведующий кафедрой. Неэффективно в качестве третьего лица назначать человека, с которым экзаменатор находится в неформальных отношениях.

 - Дистанционное образование – в данном случае отсутствует возможность установления неформальных отношений и передача взятки затруднена.

Так же в дополнение к вышесказанному, можно отметить, что для противодействия взяточничеству в вузах их руководители могли бы использовать услуги правоохранительных органов. Но при таком методе значительно снизится уровень репутации вуза. Поэтому нередко для руководителей наиболее выгодным становится увольнение «по собственному желанию» преподавателей, уличенных во взяточничестве. Такое решение будет носить минимальный ущерб для репутации вуза.

Законодательные действия органов государственной власти в современных условиях не могут существенно снизить уровень взяточничества в вузах. Во-первых, государственные чиновники, которые должны будут бороться со взяточничеством, сами являются коррумпированными и потому снисходительно относящимися к фактам взяточничества. Во-вторых, борьба со взяточничеством в вузах невозможна без помощи добровольных осведомителей, которыми должны быть студенты. Большинство студентов, не заинтересовано в юридическом преследовании взяточников, потому что взятки выгодны студентам, иначе их бы не давали. Исключения составляют редкие случаи вымогательства преподавателями взяток в крупных размерах или постоянно в течение длительных периодов времени. Редкость таких случаев также определяет низкий уровень борьбы со взяточничеством в современных российских вузах.

Проблемы, связанные с возможными коррупционными отношениями, нарушениями Конституции РФ и законодательства РФ, возникают, прежде всего, в ситуациях необходимости осуществления дополнительных материальных затрат в денежной или иной форме при обучении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых гарантирована бесплатность получения образования.

Тема коррупции является очень актуальной, так как в последнее время она носит массовый характер и затрагивает многие сферы нашей жизнедеятельности.

Эффективная система противодействия коррупции в сфере образования должна формироваться как самостоятельная часть целостной многоуровневой систем предупреждения преступности и включать в себя выработку и реализацию мер социально-экономического, организационного, психологического, контрольного характера по недопущению коррупционных отношений и проявлений в образовательных учреждениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.008 с.)