Конспект 1. 2. Коменский Я. А. Великая дидактика // пед. Соч. – в 2-х Т. – Т. 1. Глава 19. – М. , 1982. – С. 364 -382. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект 1. 2. Коменский Я. А. Великая дидактика // пед. Соч. – в 2-х Т. – Т. 1. Глава 19. – М. , 1982. – С. 364 -382.



План.

1) Причины неэффективного обучения.

1.1 Во-первых, не было устанавливаемо никаких границ, до которых учащихся необходимо было доводить в течение каждого года, каждого месяца, каждого дня: все колебалось в ту и другую сторону.

1.2. Во-вторых, не было указано никаких путей, которые безошибочно вели бы к намеченной цели.

1.3. В-третьих, то, что было соединено природой, брали не вместе, а раздельно.

1.4. В-четвертых, искусство и наука едва ли где-либо передаются не в отрывках, а энциклопедически.

1.5. В-пятых, пользовались слишком разнообразными и разно-личными методами;

1.6. В-шестых, отсутствовал способ обучать всех учеников одного и того же класса одновременно;

1.7. В-седьмых, если в классе бывало несколько учителей, то из этого возникало только новое замешательство.

1.8. Наконец, при благосклонном отношении к этому учителей ученикам позволяли в школе или вне школы изучать другие книги.

2) Природосообразность в работе школы.

На будущее время нужно будет устранить эти препятствия и затруднения, нужно пользоваться без околичностей только тем, что прямо ведет к цели, или, как гласит обычное правило: где можно обойтись меньшим, не следует употреблять большего.

Именно у солнца на небесах.

Возьмем же себе здесь для подражания небесное солнце как блестящий образец природы. Хотя оно выполняет трудную и, по-видимому, бесконечную работу (а именно по всему земному шару распространяет свои лучи и доставляет свет, тепло, жизнь и рост всем элементам, всем их сочетаниям, минералам, растениям, животным, виды которых и отдельные экземпляры бесконечно многочисленны), однако его на все хватает, и оно ежегодно прекрасно справляется со всем кругом своих обязанностей.

3) Деятельность учителя.

 Сам учитель в качестве старшего наблюдателя будет только обращать внимание то на того, то на другого для проверки добросовестности преимущественно тех, кому он не доверяет. Например, то, что предложено выучить, пусть отвечает один и другой, и третий, скольких бы учитель ни вызывал еще одного за другим, как из числа последних, так и из числа первых учеников, в то время как весь класс будет слушать. В таком случае все всегда по необходимости будут готовы отвечать, так как каждый будет опасаться, что спросят именно его. Когда учитель заметит, что известный ученик начал отвечать свободно, то, убедившись в том, что он хорошо знает остальное, пусть предложит продолжить другому. Если и этот будет отвечать быстро, пусть учитель предложит далее третий период или параграф отвечать новому ученику. Таким образом, спрашивая немногих, он будет спокоен за всех.

4) Роль книг в обучении.

 Не следует допускать книг, не имеющих отношения к делу.

 Всякий знает, что при множестве предметов мысль рассеивается. Поэтому получится заметное сбережение сил в том случае, во-первых, если ученикам будут предоставлять только книги, предназначенные для занятий в данном классе, так чтобы постоянно было упражнение в том, что провозглашалось у древних при совершении жертвоприношений: "Это совершай". Ведь чем меньше посторонние книги будут отвлекать внимание, тем более будут занимать ум предназначенные.

Во-вторых, если школьные пособия такого рода, как доски, прописи, начальные пособия, словари, руководства по разным наукам и искусствам, заранее будут готовы. Ведь сколько, к сожалению, пропадает времени, пока, наконец, учителя (как это бывает) приготовят ученикам алфавитные таблицы, дадут образцы каллиграфии, продиктуют правила, тексты или переводы текста. Следовательно, будет выгодным, чтобы все книги, которые нужны по всем классам, имелись отпечатанными в большом числе, а те, которые требуют перевода на родной язык, должны быть представлены в переводе. Таким образом, все то время, которое нужно было бы потратить на диктовку, записывание и перевод, с несравненно большей пользой было бы употреблено на самое объяснение, повторение, на попытки подражания.

5) Пять специальных правил обучения.

Пять специальных правил:

I. Слова в соединении с вещами и наоборот.

II. Чтение и письмо вместе.

III. Упражнения в стиле должны одновременно развивать и ум и язык.

IV. Обучение других следует соединять с собственным учением.

V. Серьезное вместе с развлечением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.004 с.)