Количество возможных событий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество возможных событий



Количество возможных событий

 

Требуется из заданного набора объектов построить всевозможные комбинации по заданному же количеству элементов.

Например, имеется три цветных карандаша (белый (Б), черный (Ч), красный (К)). Сколькими способами можно их разложить на столе? Перечислим все возможные перестановки карандашей:

1. БЧК

2. БКЧ

3. ЧКБ

4. ЧБК

5. КБЧ

6. КЧБ

 

А если имеется три числа (1, 2, 3). Сколько двузначных чисел можно построить? В данной задаче можно строить числа из одинаковых цифр!

1. 11

2. 12

3. 13

4. 21

5. 22

6. 23

7. 31

8. 32

9. 33

Получили 9 различных чисел.

 

Теперь попробуем выяснить, сколько трехзначных чисел можно построить из двух различных чисел (4, 5):

1. 444

2. 445

3. 454

4. 455

5. 544

6. 545

7. 554

8. 555

Таких чисел оказалось 8.

 

И так, если имеется n позиций, в которых можно поместить любой из m объектов,

 

то всевозможных событий (расстановок, вариантов …) будет mn.

 

Содержательный подход к измерению количества информации

 

К измерению информации применяют 2 подхода: содержательный и алфавитный.

 

 

Для содержательного подхода необходимо понять неопределенность знаний, вероятностные события.  С позиции содержательного подхода к измерению информации решается вопрос о количестве информации в сообщении, получаемом человеком.

 

Неопределенность знаний

 

Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знаний. 

Неопределенность знания о результате некоторого события – это число возможных вариантов события (бросания монеты, кубика, вытаскивания жребия).

 

Вы, бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка? Есть два варианта результата бросания монеты. Причем, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим. В таком случае они равновероятны. Неопределенность знаний о результате равна двум. Игральный кубик с шестью гранями может с равной вероятностью упасть на любую из них. Значит, неопределенность знаний о результате бросания равна шести.

Сообщение уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет для него 1 бит информации.

 

Вернемся к примеру с монетой. После того, как вы бросили монету и посмотрели на нее, вы получили зрительное сообщение, что выпал, например, орел. Произошло одно из двух возможных событий. Неопределенность знаний уменьшилась в два раза: было два варианта, остался один. Значит, узнав результат бросания монеты, вы получили один бит информации.

 

Равновероятные события

 

Рассматривается следующая ситуация:

1) человек получает сообщение о некотором событии; при этом заранее известна неопределенность знания человека об ожидаемом событии. Неопределенность знания может быть выражена либо числом возможных вариантов события, либо вероятностью ожидаемых вариантов события;

2) в результате получения сообщения неопределенность знания снимается: из некоторого возможного количества вариантов оказался выбранным один;

3) по формуле вычисляется количество информации в полученном сообщении, выраженное в битах.

 

Формула, используемая для вычисления количества информации, зависит от ситуаций, которых может быть две:

1. Все возможные варианты события равновероятны. Их число конечно и равно N.

2. Вероятности (p) возможных вариантов события разные и они заранее известны:

{pi}, i = 1.. N, такие что p1+ p2+… pN =1

 

Здесь по-прежнему N — число возможных вариантов события.

 

Вводя понятие вероятности, следует сообщить, что вероятность некоторого события - это величина, которая может принимать значения от нуля до единицы. Вероятность невозможного события равна нулю (например: “завтра Солнце не взойдет над горизонтом”), вероятность достоверного события равна единице (например: “Завтра солнце взойдет над горизонтом”).

Вероятность некоторого события определяется путем многократных наблюдений (измерений, испытаний). Такие измерения называют статистическими. И чем большее количество измерений выполнено, тем точнее определяется вероятность события.

Математическое определение вероятности звучит так: вероятность равна отношению числа исходов, благоприятствующих данному событию, к общему числу равновозможных исходов.

 

События равновероятны, если ни одно из них не имеет преимущества перед другими.

 

Если обозначить буквой i количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, то величины i и N связаны между собой формулой Хартли:

  (1)

 

Величина i измеряется в битах. Отсюда следует вывод:

 

1 бит — это количество информации в сообщении об одном из двух равновероятных событий.

 

Формула Хартли — это показательное уравнение. Если i — неизвестная величина, то решением уравнения (1) будет:

  (2)

Формулы (1) и (2) тождественны друг другу. Иногда в литературе формулой Хартли называют формулу (2).

Пример 1.1. Сколько информации содержит сообщение о том, что из колоды карт достали даму пик?

В колоде 32 карты. В перемешанной колоде выпадение любой карты — равновероятные события. Если i — количество информации в сообщении о том, что выпала конкретная карта (например, дама пик), то из уравнения Хартли i = 5 бит:  2i = 32 = 25

Пример 1.2. Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом 3 на шестигранном игральном кубике?

 

Считая выпадение любой грани событием равновероятным, запишем формулу Хартли: 2i = 6. Отсюда: i = log26 = 2,58496 бит.

 

Можно решить задачу и так:

Из уравнения Хартли: 2i = 6. Поскольку 22 < 6 < 23, следовательно,   2 < i < 3.  

При содержательном подходе количество информации может быть выражено дробной величиной.

 

Пример 1.3. На автобусной остановке останавливаются два маршрута автобусов: №5 и №7. Ученику дано задание: определить, сколько информации содержит сообщение о том, что к остановке подошел автобус №5, и сколько информации в сообщении о том, что подошел автобус №7.

 

Ученик провел исследование. В течение всего рабочего дня он подсчитал, что к остановке автобусы подходили 100 раз. Из них — 25 раз подходил автобус №5 и 75 раз подходил автобус №7.

Сделав предположение, что с такой же частотой автобусы ходят и в другие дни, ученик вычислил вероятность появления на остановке автобуса №5:

и вероятность появления автобуса №7:

 

Количество информации в сообщении об автобусе №5 вычисляем:

i 5 = log24 = 2 бита.

Количество информации в сообщении об автобусе № 7 равно:

 

i 7 =log2(4/3)=log24–log23=2–1,58496=0,41504 бита.

 

Обратите внимание на следующий качественный вывод: чем вероятность события меньше, тем больше количество информации в сообщении о нем. Количество информации о достоверном событии равно нулю. Например, сообщение “Завтра наступит утро” является достоверным и его вероятность равна единице. Из формулы (3) следует: 2i = 1

Отсюда, i = 0 бит.

 

Если число N не является целой степенью числа 2, то число log2N не является целым. Тогда проводят округление в большую сторону по формуле:

  (5)

 

Приведем таблицу для логарифмов по основанию 2:

 

N i N i N i N i
1 0,00000 17 4,08746 33 5,04439 49 5,61471
2 1,00000 18 4,16993 34 5,08746 50 5,64386
3 1,58496 19 4,24793 35 5,12928 51 5,67243
4 2,00000 20 4,32193 36 5,16993 52 5,70044
5 2,32193 21 4,39232 37 5,20945 53 5,72792
6 2,58496 22 4,45943 38 5,24793 54 5,75489
7 2,80735 23 4,52356 39 5,28540 55 5,78136
8 3,00000 24 4,58496 40 5,32193 56 5,80735
9 3,16993 25 4,64386 41 5,35755 57 5,83289
10 3,32193 26 4,70044 42 5,39232 58 5,85798
11 3,45943 27 4,75489 43 5,42626 59 5,88264
12 3,58496 28 4,80735 44 5,45943 60 5,90689
13 3,70044 29 4,85798 45 5,49185 61 5,93074
14 3,80735 30 4,90689 46 5,52356 62 5,95420
15 3,90689 31 4,95420 47 5,55459 63 5,97728
16 4,00000 32 5,00000 48 5,58496 64 6,00000

При решении задач, если N не является степенью числа 2, то его можно заменить на N', где N' – ближайшая к N степень числа 2 такая, что N'>N.

Информационный объем текста

 

Алфавитный подход используется для измерения количества информации в тексте, представленном в виде последовательности символов некоторого алфавита. Такой подход не связан с содержанием текста. Количество информации в этом случае называется информационным объемом текста, который пропорционален размеру текста — количеству символов, составляющих текст. Иногда данный подход к измерению информации называют объемным подходом.

Каждый символ текста несет определенное количество информации. Его называют информационным весом символа. Поэтому информационный объем текста равен сумме информационных весов всех символов, составляющих текст.

    (5)

 

Здесь предполагается, что текст — это последовательная цепочка пронумерованных символов. В формуле (5) i 1обозначает информационный вес первого символа текста, i 2—информационный вес второго символа текста и т.д.; K —размер текста, т.е. полное число символов в тексте.

 

Алфавит - это множество различных символов, используемых для записи текстов.

Мощность алфавита – это количество символов (целое число), используемых в алфавите.

 

Следует иметь в виду, что в алфавит входят не только буквы определенного языка, но все другие символы, которые могут использоваться в тексте: цифры, знаки препинания, различные скобки, пробел и другие.

 

Определение информационных весов символов может происходить в двух приближениях:

1) в предположении равной вероятности (одинаковой частоты встречаемости) любого символа в тексте;

2) с учетом разной вероятности (разной частоты встречаемости) различных символов в тексте.

 

Графическая информация

 

Один из самых важных вопросов при организации обработки графических данных — это представление и кодирование цвета.

В простейшем случае, когда на устройстве назначения всего два цвета, используется всего один бит, состояние которого и задает цвет. Если же цветов становится больше, то такой подход уже не может решить задачу.

Существует несколько способов кодирования цвета, применяемых при обработке как растровой, так и векторной графики.

Для описания градации одного цвета применяется обычное кодирование, в котором номер обозначает градацию. Чем больше значение, тем сильнее проявляется цвет. Для устройств-мониторов (в которых точка самостоятельно излучает свет) 0 обычно соответствует отсутствию цвета, а максимальное значение — максимальной светимости точки. Таким образом, появляется возможность задавать оттенок на монохромном мониторе.

В случае, когда используется печатающее устройство, на котором чернильная точка либо есть, либо нет, оттенок задается некоторой матрицей (например — 4 х 4 точки), количество чернильных точек в матрице точек будет образовывать оттенок.

В более сложных случаях, когда речь идет о кодировании сложного цвета с большим количеством оттенков, рассматривают разложение цвета на несколько отдельных компонентов, которые, смешиваясь (т.е. действуя в одной точке), образуют заданный цвет.

Компоненты цвета и способ образования из них видимого оттенка образуют цветовую модель.

Цветовые модели разрабатывались задолго до появления вычислительной техники, в психологии восприятия. Существует большое количество цветовых моделей, которые создавались и вводились разными авторами для описания и исследования зрения человека. С появлением проекционной и печатающей аппаратуры, с учетом технических требований были разработаны новые модели, учитывающие в первую очередь физические и технические аспекты формирования конкретного цвета.

Для каждого конкретного изображения все, что передается одним из компонентов цвета, также называется “каналом”.

Наиболее популярны сейчас следующие модели:

Модель восприятия HLS

Модель подразумевает образование цвета из трех основных компонентов:

H ue — оттенок цвета;

L ights — яркость;

S aturation — насыщенность.

При ее использовании считается, что все оттенки заданы на едином цветовом круге. Поэтому первый параметр задает градус поворота от эталонного оттенка (0 — белый). Остальные параметры задаются в процентах как положение между максимальными и минимальными доступными значениями.

Модель также известна под названиями HSL, HIS и другими.

Эта модель наиболее приближена к человеческому восприятию и описанию цвета. Она применяется в основном для описания цвета при анализе его восприятия человеком.

 

Аддитивная модель цвета RGB

В этой модели цвет образуется смешиванием трех компонентов:

R ed — красный;

G reen — зеленый;

B lue — голубой.

В данном случае цвет образуется из света нескольких источников (в том случае, когда источники излучают свет и он может быть “просуммирован”); модель является аддитивной.

Самыми популярными “потребителями” модели RGB являются мониторы, в которых цвет каждого пикселя растра складывается из трех компонентов, проекторы и сканеры, которые чаще всего регистрируют отраженный свет.

Именно цветовая модель RGB используется и при описании возможностей различных графических устройств. Цветовое пространство в этом случае характеризуют количеством битов, отводимых на сохранение цвета. Чаще всего используются режимы HighColor (16 бит, в соотношении 5:6:5 или 5:5:5) и TrueColor (24 бита, в соотношении 8:8:8).

Профессиональные программы обработки графической информации позволяют работать с расширенным представлением, когда на одну компоненту отводится не 8, а 16 бит.

Каждый компонент задается силой светимости, 0 соответствует отсутствию света. Таким образом, цвет 0-0-0 — это черный, цвет из равных долей каждого компонента — один из оттенков серого, а цвет с максимальными значениями компонентов — белый.

Субстрактивная модель цвета CMYK

Если необходимо сформировать цвет точки из несветящихся самостоятельно компонентов, то аддитивная модель применяться не может, поскольку формируется цвет точки не из самостоятельного излучения, а из отраженного. Поэтому для формирования цвета при печати была разработана субстрактивная — вычитающая модель цвета (удобнее рассматривать отраженную, а не поглощенную компоненту). В ней цвет формируется из трех основных компонентов:

C yan — голубой;

M agenta — фиолетовый;

Y ellow — желтый.

Эти цвета получаются вычитанием из чистого белого цветов аддитивной модели.

Формально, при смешивании в равных максимальных долях они должны давать черный цвет. Поскольку на практике точного черного цвета при смешивании не получается, то в модель добавляется компенсирующий четвертый компонент, blaс K —черный. Почему именно последняя буква взята в сокращение, точно не известно.

Эта модель формирования цвета используется при печати как в типографиях, так и в современных печатающих устройствах. В некоторых моделях для уточнения добавляют еще четыре цвета — осветленных, для достижения точности оттенков.

Следует отметить, что преобразование из трехкомпонентной модели в четырехкомпонентную не может быть математически точным и всегда проходит с некоторыми искажениями. По этой причине оборудование при профессиональном использовании требует калибровки, а печать — учета большого количества параметров.

Именно из-за использования такой модели часто при печати сложных материалов указывают “печать в три краски” или “печать в четыре краски”.

Название цвета

Интенсивность

Красный Зеленый Синий
Черный 00000000 00000000 00000000
Красный 11111111 00000000 00000000
Зеленый 00000000 11111111 00000000
Синий 00000000 00000000 11111111
Белый 11111111 11111111 11111111

 

Переведя в 16-ричную систему счисления имеем:

Название цвета

Интенсивность

Красный Зеленый Синий
Черный 00 00 00
Красный FF 00 00
Зеленый 00 FF 00
Синий 00 00 FF
Белый FF FF FF

 

Пример 4.2. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor="#XXXXXX", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом <body bgcolor="#FFFFFF">?

 

Переведем шестнадцатеричное значение цвета в двоичное представление:

F F F F F F

1111 1111 1111 1111 1111 1111

 

Как видно, интенсивность каждого байта максимальна. Значит, цвет страницы будет самым ярким, т.е. белым.

Количество возможных событий

 

Требуется из заданного набора объектов построить всевозможные комбинации по заданному же количеству элементов.

Например, имеется три цветных карандаша (белый (Б), черный (Ч), красный (К)). Сколькими способами можно их разложить на столе? Перечислим все возможные перестановки карандашей:

1. БЧК

2. БКЧ

3. ЧКБ

4. ЧБК

5. КБЧ

6. КЧБ

 

А если имеется три числа (1, 2, 3). Сколько двузначных чисел можно построить? В данной задаче можно строить числа из одинаковых цифр!

1. 11

2. 12

3. 13

4. 21

5. 22

6. 23

7. 31

8. 32

9. 33

Получили 9 различных чисел.

 

Теперь попробуем выяснить, сколько трехзначных чисел можно построить из двух различных чисел (4, 5):

1. 444

2. 445

3. 454

4. 455

5. 544

6. 545

7. 554

8. 555

Таких чисел оказалось 8.

 

И так, если имеется n позиций, в которых можно поместить любой из m объектов,

 

то всевозможных событий (расстановок, вариантов …) будет mn.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.119 с.)