Позаказный метод учета затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позаказный метод учета затрат



В индивидуальном или мелкосерийном производстве калькулировать себестоимость удобнее всего позаказным методом.

Чаще всего позаказный метод применяют в тяжелом машиностроении, судостроении, самолетостроении, строительстве, опытных (вспомогательных) производствах, НИОКР, в типографском и издательском деле, мебельной промышленности и др.

Объектом учета и калькулирования в позаказном методе яв­ляется отдельный производственный заказ, открываемый заранее на определенное количество продукции, на конкретную работу (услугу).

Каждому заказу присваивается номер, который указы­вается на всех документах по затратам, относящимся к данному заказу (лимитно-заборные карты и требования на материалы, маршрутные листы, карты выработки и др.).

Фактическая себестоимость изделий (работ, услуг), изготав­ливаемых по заказу, определяется после его выполнения.

При изготовлении крупных изделий (выполнении работ, ус­луг) с длинным технологическим циклом заказы могут выдаваться не на изделие (работу, услугу) в целом, а на отдельные его сбо­рочные единицы, представляющие собой законченные конструк­ции, либо на отдельные этапы работ, услуг.

Аналитический учет ведется в карточках, открываемых на каждый заказ, в которые записывают затраты по статьям кальку­ляции.

Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат про­изводства со дня его открытия до дня выполнения и закрытия. Окончание работ по заказу фиксируют в накладной или акте на сдачу выполненных готовых изделий или работ. фактическая себестоимость единицы продукции по заказу (Сф.ед) определяется следующим образом:

 


 

где ФЗвып — фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции по заказу;

Квып — количество выпущенной готовой продукции по заказу.

 

Рассмотрим пример калькулирования себестоимости продук­ции по позаказному методу.

Пример. В феврале в производстве находятся два заказа, открытые в январе:

• № 1 — на 20 шт. изделий А;

• № 2 — на 50 шт. изделий Б.

На 01.02.20xx г. по каждому из заказов были учтены затраты:

• А — 4885 руб.;

• Б — 8770 руб.

За февраль 20хх г. по заказам были произведены следующие затраты:

заказ № 1 — 8755 руб.

заказ № 2 — 12 665 руб.

В феврале 20хх г. по заказу № 1 был выявлен окончательный брак в про­изводстве.

Потери от брака составили, руб.:

стоимость материалов  60,0

заработная плата производственных рабочих 30,0

отчисления на социальные нужды   9,0

общепроизводственные расходы                                     20,0

потери от брака              119,0

списано на виновников брака 19,0

Итого потери от брака 100,0

В течение февраля заказ № 1 был выполнен полностью,

а по заказу № 2 был произведен частичный выпуск в количестве 30 шт., остальные изделия в количестве 20 шт. остались в незавершенном производстве.

По данным инвентаризации рассчитана производственная себестоимость незавершенного производства по заказу № 2: 5385 руб.

Ниже приведен расчет себестоимости изделий, выпущенных в феврале по заказам № 1 и № 2.

№1:

4885+8755+100=13740

с\с ед А: 13740/20=687 руб за ед А

№2:

8770+12665-5385=16050

с\с ед Б: 16050/30=535

 
Учет затрат по методу начисления

Затраты, которые собирают по каждому заказу, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы

Прямые затраты относятся непосредственно на изготавливаемую продукцию, выполняемые заказы, договоры, услуги и т. д. Внутри заказа расходы группируют по элементам затрат:
– сырье и материалы за минусом возвратных отходов;
– зарплату производственных рабочих или исполнителей проектов, а также страховые взносы, начисленные на нее;
– стоимость спецоборудования;

– услуги соисполнителей и субподрядчиков.

Косвенные расходы

Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ, при данном методе учета относят к косвенным накладным затратам. Они составляют значительную часть расходов и подразделяются, как правило, на две группы: общепроизводственные и общехозяйственные. Их распределяют по заказам согласно принятой базе.
Таким образом, необходимо сначала выбрать базу для распределения (это может быть оплата труда производственного персонала, основные материалы при изготовлении этой партии продукции и т. д.). Затем рассчитать ставку распределения путем деления суммы косвенных затрат на величину базы распределения. И наконец, определить сумму косвенных затрат.
Пример.

ООО «Дизайн» в сентябре месяце выпустило 20 комплектов штор и 30 покрывал.

Прямые затраты составили на выпуск:

20 комплектов штор 10 000 руб.,

30 покрывал – 7500 руб.

Косвенные расходы составили 26 000 руб.

Для удобства расчета предположим, что общество больше ничего в этом месяце не выпускало и «незавершенки» у него в работе нет.
Определим полную производственную себестоимость продукции и распределим косвенные расходы двумя способами.

Вариант 1. За базу распределения примем прямые расходы.
Тогда сумма косвенных затрат, учитываемая в себестоимости:
– штор – 14 857,14 руб. (26 000 × 10 000: (10 000 + 7500));
– покрывал – 11 142,86 руб. (26 000 × 7500 / (10 000 + 7500)).
Себестоимость единицы продукции по видам равна:
– комплекта штор – 1242, 86 руб. ((10 000 руб. + 14 857,14 руб.): 20 шт.);
– покрывала – 621,43 руб. ((7500 руб. + 11 142,86 руб.): 30 шт.).


Вариант 2. Распределим косвенные расходы равномерно на единицу продукции.
Косвенные расходы, учитываемые в себестоимости:
– штор – 10 400 руб. (26 000 руб. × 20 шт. / (20 шт. + 30 шт.));
– покрывал – 15 600 руб. (26 000 руб. × 30 шт. / (20 шт. + 30 шт.)).
Себестоимость единицы продукции по видам составила:
– комплекта штор – 1020 руб. ((10 000 руб. + 10 400 руб.): 20 шт.);
– покрывала – 770 руб. ((7500 руб.+15 600 руб.) / 30 шт.).


Выбор метода калькулирования себестоимости продукции необходимо закрепить в бухгалтерской учетной политике предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.007 с.)