В сфере государственной молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сфере государственной молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма



 

Методические рекомендации

 

Казань, 2009


ББК 65.290-2

 С 11

 

Составители:

Алексеев С.А.–старший преподаватель Казанского государственного энергетического университета, специалист РЦМИПП, к.с.н.

 

Якупова Н.А   – методист РЦМИПП

С 11Составлениепланов и программв сфере государственной молодежной

политики, физической культуры, спорта и туризма: Метод. рекомендации /

Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ. РЦМИПП. - Казань, 2009. – 64 с.

 

© Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

© Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ

Содержание

 

1. Предисловие……………………………………………………………….………………... 4  
2. Планирование деятельности в сфере государственной молодежной политики,физической культуры, спорта и туризма……………………………………………………….   5
2.1. Цели, принципы, этапы, методы, виды планирования…………………………………... 5  
2.2. Перспективное планирование……………………………………………………………. 8  
2.3. Структура информации к коллегии «Итоги работы Министерства по делам    молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан за 2008 год»……………………   42  
3. Разработка программв сфере государственной молодежной политики,физической культуры, спорта и туризма…………………………………………………………………….   44  
3.1. Основные положения разработки программ…………………………………………….. 44  
Основные понятия………………………………………………….……………………… 44  
Паспорт целевой программы…………………………………………….……………….. 45  
Структура целевой программы…………………………………………….……………… 45  
Содержание разделов программы………………………………………………………… 45  
Требования, предъявляемые к целям программы……………………………………….. 46  
3.2. Нормативное обеспечение разработки и реализации целевых программ……............... 47  
3.3. Характеристика основных целевых программ Республики Татарстан и Российской Федерации………………………………………………………………………………………...   54  
4. Список использованной литературы……………………………………………………... 64  

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях современного общества в значительной степени повышается роль организационно-управленческих факторов, усиливается стратегическая функция государственного управления. Это закономерно, так как сегодня эффективная деятельность государства, его субъектов и исполнительных органов требуют четкой концепции социально-экономического развития, наличия долгосрочных и краткосрочных планов и программ. Деятельность любого хозяйствующего субъекта, любой организации базируется на перспективных планах и программах в соответствии с прогнозами социально-экономического развития города, региона и страны в целом.

Одним из важных аспектов здесь является и то, что реализация различных программ приводит к внедрению современных технологий. При подобном подходе органы власти и хозяйствующие субъекты должны решать новые задачи: управление стоимостью, рисками, человеческими ресурсами, качеством, контрактами, сроками. Сегодня уже невозможно обойтись только подготовкой обоснованных управленческих решений – необходимы конкретные инструменты их реализации. То есть плановый подход способствует формированию принципиально иной культуры труда в целом и управления в частности и позволяет определить «ближние цели», не отменяя определенных ранее стратегических задач. Все это требует от руководителей умения грамотно планировать, проектировать деятельность организации или учреждения.

       Знание методики планирования и проектирования деятельности становится необходимой частью профессиограммы руководителей в связи с реализацией планов Года молодежи в Российской Федерации и Года спорта и здорового образа жизни в Республике Татарстан. От правильности составления этих планов будет зависеть успех работы органа или учреждения по делам молодежи, спорту и туризму республиканского и муниципального уровней.

Настоящие методические рекомендации предназначены руководителям и специалистам в области государственной молодежной политики, физической культуры, спорта и туризмас целью оказания им помощи в разработке и составлении планов, программ и информационных отчетов. Пособие подготовлено в рамках образовательного семинара на тему: «Планирование, разработка и подготовка программ, проектирование в деятельности учреждений молодежной и спортивной направленности».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

СПОРТА И ТУРИЗМА

2.1. Цели, принципы, этапы, методы, виды планирования

Планирование – это инструмент управления и контроля, отражение логической зависимости между видами деятельности, графическое изображение всех видов деятельности любой сложности.

Планирование предполагает умение мыслить с опережением и систематизацию деятельности. Планирование, являясь важнейшей составной частью организационной и управленческой деятельности, направлено на достижение какой – либо конкретной цели.

Цели планирования:

1. Демонстрация использования имеющихся возможностей проведения изменений, которые способствуют оптимизации процессов.

2. Разработка четкого плана мероприятий по решению организационных проблем с целью повышения эффективности реализации стратегии.

Планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

1. Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти?

2. Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.

3. В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития организации (учреждения) в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.

Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам:

Непрерывность означает, что планирование должно охватывать все этапы работы и распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки. Бессистемность, на каком-либо одном этапе, способна разрушить даже хорошо продуманный план, и устранение ее последствий зачастую требует немалых усилий. Непрерывность, предполагает скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года).

Научность означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.

Приоритетность означает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела.

Гибкость предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования организации. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды.

Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо.

Участие предполагает важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования организации.

Адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана организации.

Комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений деятельности организации.

Многовариантность позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития организации исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.

Простота и ясность, т.е. соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана

Итеративность, предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

 

Этапы планирования:

1. Постановка проблемы.

2. Определение критериев оценки решения проблемы.

3. Выделение этапов и частей проблемы.

4. Выявление альтернатив решения.

5. Выбор оптимального решения.

Методами планирования являются АОП (Анализ основного пути), ОПОМ (Оценка программы и обзор методик) и схемы Гантта.

Метод АОП рассматривает деятельность, которая оценивает и определяет зависимость одних действий от других. Использование этого метода позволяет точно определить последовательность действий и необходимые ресурсы.

Метод ОПОМ представляет собой вариант «отчетности по вехам», при котором от сотрудников требуются отчеты по результатам работы на определенных ее интервалах. Метод основан на концентрации внимания на важных событиях, которые вероятнее всего могут подвергнуть риску достижение целей.

Использование ОПОМ предполагает следующие действия:

· определение основных событий, «вех», которые должны осуществиться;

· определение временных сроков осуществления событий;

· определение ответственных лиц;

· определение процедуры и механизма контроля, отчетности за достижение каждого этапа.

Схема Гантта – графический метод планирования. Используется для выполнения сложных, долгосрочных программ и позволяет менеджменту составить системное представление о программе, а также о каждом действии (его времени и месте).

Содержание планов. Планы отражают основную деятельность учреждения, организации, ведомства и т.д. Планы работы отделов по делам молодежи, спорту и туризму, их учреждений должны включать (отражать) основные направления и мероприятия по реализациигосударственной молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма. План представляет собой перечень мероприятий, которые необходимо осуществить, чтобы поставленная цель была достигнута. При этом оговариваются сроки и ответственные за исполнение.

Для отдела (комитета) по делам молодежи, спорта и туризма (далее ОДМС) такой целью могут быть, например:

· разработка и реализация районной (городской) молодежной, спортивной и туристичекой программы;

· решение социально–экономических проблем молодежи, проживающей в данной местности;

· организация летнего отдыха и занятости детей и подростков;

· проведение празднования Дня молодежи,

· проведение спортивных соревнований;

· организация Кросса наций и Лыжни Россиии т.д.

Для координации деятельности с другими государственными органами местного самоуправления, общественными организациями могут приниматься совместные и комплексные планы:

Совместные- с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ, районным Советом молодежных организаций, комитетом по физкультуре и спорту, районной библиотекой, ЗАГСом, ОДМС Исполнительного комитета другого муниципального образования и т.д.

Комплексные- например, по организации летнего отдыха и занятости детей и подростков совместно с районным отделом образования, культуры, здравоохранения, внутренних дел, социальной помощи населению и др.

 

Последовательность планирования времени такова:

1. Определить затраты времени на текущие дела.

2. Проанализировать содержание дел и необходимого времени на их реализацию.

3. Сопоставить временные затраты с личным бюджетом времени.

4. Продумать перспективный план.

5. Утвердить план – график.

6. Составить план рабочего дня.

Назовем типичные ошибки планирования:

· Бюрократизация планирования, неоправданно подробная детализация планов, при которых сотрудник становится заложником плана. План – не средство, а цель.

· Неполное планирование – планирование ряда шагов, между которыми существуют «провалы» и «белые пятна». В этом случае от сотрудника требуется импровизация, которая может выходить за рамки его компетентности и полномочий.

· Планирование как пустая формальность, составление плана для «галочки».

· Планирование при отсутствии контроля исполнения.

Планы работы подразделяются на перспективные, текущие, планы на подготовку и проведение отдельных мероприятий. Перспективные составляются, как правило, на год. В дополнении к ним могут быть полугодовые и квартальные. Под текущим обычно понимают план работы на месяц. В перспективном плане допускаются указания примерных сроков исполнения (квартал, месяц) в текущем определяются точные даты.

 

 

2.2. Перспективное планирование

Перспективный план предусматривает мероприятия, которые должны быть выполнены в течение года.

Оформление годового плана работы может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д.

Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами.

Годовой план работы включает следующие разделы:

-анализ конечных результатов прошедшего года;

-планирование деятельности на очередной год.

Ежегодно планируются мероприятия по перечисленным направлениям деятельности, но цели и задачи формируются разные, в зависимости от полученных результатов.

Годовой план должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь коллектив учреждения, организации, ведомства. От каждого зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана. Следовательно, при составлении годового плана руководитель должен учитывать кадровый потенциал коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.

План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации. Составленный план обсуждается и корректируется коллективом. Обычно это происходит на совещании перед началом нового года.

Принятие плана работы означает начало деятельности по его реализации. Это предполагает, что через короткий промежуток времени коллектив, заинтересованный в реализации плана, собирается и обсуждает выполнение одной из его частей. Поэтапное обсуждение помогает каждому понять цель, уточнить способы решения общих задач, а значит, четко представить себе цели своей последующей деятельности. Такая технология реализации при общем сохранении целей и задач годового плана непрерывно конкретизирует цели, методы, способы и формы работы, подвергая их непрерывной коррекции, учитывает личностные особенности каждого сотрудника.

В ходе выполнения годового плана, зафиксированные в нем цели и задачи приобретают несколько иной характер, уточняются, дополняются конкретными делами, результатами. Анализ планов показал, что наибольшие затруднения руководители испытывают при формулировании целей и задач. Но если руководитель всесторонне проанализировал итоги работы за прошедший год, то ему будет легче определить перспективу на следующий год.

Следует иметь в виду, что перспективный план работы и  программа различаются между собой.Программа, в частности, выполняя координирующие функции, подразумевает комплекс действий всех заинтересованных организаций по решению, например,  молодежных или спортивных проблем.Например, если речь идет о молодежной занятости, в соответствующем разделе программы указываются меры, которые будут предприняты администрацией города (района), органами народного образования, внутренних дел, службой занятости, и т.д. в этом направлении деятельности.Подобным образом составляются и другие разделы. Обычно программа бывает рассчитана на более продолжительные сроки исполнения (3года, 5 лет и т.д.) и утверждается на сессии городского (районного) Совета народных депутатов.В свою очередь, перспективный план предусматривает мероприятия, которые в течение года должны выполняться непосредственно организацией.

Если в республике, городе (районе) действует молодежная, спортивная или туристическая программа, она и может стать основой перспективного плана. При этом рекомендуется рассмотреть ход выполнения программы и при необходимости внести соответствующие коррективы.

Составление перспективного плана рекомендуется начать с подробного анализа сложившегося на данном этапе положения дел, выявления недостатков по итогам предыдущей деятельности и вызвавших их причин. Такое изучение ситуации позволяет очертить круг задач, требующих первоочередного решения и особого контроля со стороны организации.

Желательно предварительно ознакомиться с проектами планов других структур органов местного самоуправления (отделов образования, культуры и т.д.), встретиться с депутатами городского (районного) Совета. Это позволит выделить вопросы, так или иначе затрагивающие проблемы развития отрасли, выступить со своими предложениями, определить какие из них будут обсуждаться на сессиях городского (районного) Совета или заседаниях его президиума, на совещаниях у главы администрации или его заместителей, на заседаниях комиссий (например, по делам несовершеннолетних).

Особое внимание нужно обратить на ранее принятые постановления органов местного самоуправления, районные программы, требующие исполнения в предстоящий период. По некоторым из них может быть открыто финансирование, как из местного, так и из республиканского бюджета. По возможности в таких программах надо постараться выделить отраслевые блоки и соответственно использовать источники финансирования.

Целесообразно собрать предложения действующих в районе (городе) детских и молодежных общественных организаций и объединений, различных структур, работающих с детьми и молодежью (подростковых клубов, молодежных центров, спортивных сооружений и т.д.), спортивными организациями, обществами, федерациями, турагенствами; провести  встречи с представителями этих структур. Изучив собранный материал, можно  получить представление о реальных потребностях подростков, юношей и девушек, спортсменов и других категорий населения, которые должны быть учтены при составлении перспективного плана.

Связавшись с ОДМС Исполнительных комитетов других районов, можно запланировать проведение совместных мероприятий. Наиболее значимые из них могут быть предложены для включения в план работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан с соответствующим финансированием.В отделах Министерства можно согласовать планируемые с участием ОДМС заседания Коллегии Министерства, республиканские и региональные семинары, совещания и др. мероприятия, которые могут быть проведены на базе данного города (района).Все перечисленные позиции отражаются в соответствующих разделах перспективного плана.

При составления плана следует также предусмотреть различные формы обучения специалистов, тренеров, актива и других категорий, работающих с молодежью, проведение конференций, слетов, информационно – аналитическую деятельность и т.д.Определяя перечень разовых мероприятий, необходимо учитывать местные традиции, национальные и религиозные праздники. Большую помощь здесь может оказать календарь памятных дат.

Завершается предварительный этап работы анализом собранной информации. Учреждение должно реально взвесить свои возможности, предусмотреть привлечение к последующему выполнению плана своего актива, постараться не допустить «наложения» по срокам различных мероприятий и т.д.После этого начинается формирование перспективного плана деятельности.

Обычно план строится по календарному принципу, т.е. по срокам исполнения (январь, февраль и т.д.). Но, если мероприятий достаточно много (несколько десятков), то целесообразно придерживаться следующей структуры:

Раздел Содержание мероприятий Срок исполнения Ответственный Отметка об исполнении Примечание

 

Как правило, перспективный план обсуждается на заседании Исполнительного комитета,утверждается руководителем Исполкома, а затем Главой муниципального образования или его заместителем.

На основе перспективного плана формируется годовой бюджет. Аналогичной схемы можно придерживаться при составлении текущего плана. Здесь важно определить, какой объем работы, запланированной на год, будет выполнен в течение данного месяца. Уточняются сроки исполнения, вносятся дополнения и изменения.

В качестве примераниже прилагаются перспективные планыработ отдела реализации молодежной политики отдела по делам молодежи, спорту и туризму Бугульминского муниципального районаи Управления по делам молодежи и спорту Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального образования.

 

ПЛАН РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.038 с.)