Глава 2. Технологический процесс изготовления изделий дпи 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Технологический процесс изготовления изделий дпи



 

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Вполне понятно желание украсить росписью немудреную деревянную посуду. Роспись не только украшала посуду, но и защищала ее от вредных действий влаги. Роспись естественными природными красками была дешева, доступна и красочна.

Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции. От древних ремесел унаследованы классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило изделия рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники окраски изделий, каждому центру народных промыслов присуща своя цветовая гамма и стиль орнамента.

Кисти для кистевой росписи – половина успеха. Выбрать кисть непросто: как ни выбирай в магазине, но только в работе проверяется ее характер. Кисти должны быть упругие, концы же их не слишком длинны.

Кисти бывают следующих видов:

По форме (обжиму) кисть может быть плоской и круглой.

По типу волоса (ворса) – натуральной или синтетической. К натуральным кистям относятся: беличьи (цвет шатен, ворс мягкий), колонковые (цвет русый, ворс упругий), собольи (цвет русорыжий, ворс упругий), пони (цвет грязно-пегий, иногда бело-желтый, ворс слегка волнистый, мягкий), козьи (цвет белый, ворс мягкий), кошачьи (цвет часто белый, ворс очень мягкий, «безвольный»).

Ворс синтетических кистей обладает сходными с натуральными кистями характеристиками: по цвету и качеству напоминает колонковый, но более блестящий.

По качеству ворса – мягкой и щетинистой.

По длине ворса – короткой, средней и длинной. При этом кисть одного и того же номера может быть разной длины.

По номерам (№1-10). Чем больше номер кисточки, тем она объемнее и пышнее.

Иногда встречаются кисти, обозначенные одним и тем же номером, но разного размера (фирмы и фабрики иной раз имеют свои стандарты). Художники-прикладники особенно выделяют «контурную» кисточку. Обычно это колонковая кисть с упругим ворсом средней длины примерно №1-2 для тонких работ, например «оживок».

Как выбрать подходящую кисть:

1 Оценить внешний вид, чтобы кисти были погуще, и волоски у них были аккуратно «причесаны».

2 Затем каждую кисточку обмакнуть в баночку с водой, стряхнуть воду движением, каким сбивают ртуть на градуснике. Идеальная кисточка должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи (в основном это относится к беличьим кистям, колонковые более однородные по форме).

3 Потеребить ворс – проверить, крепко ли держится ворс. Итак, для росписи, как минимум, нужно иметь такие кисти:

1-3 круглые беличьи и колонковые с ворсом средней длины № 1 (для контурной работы), № 2 (для «травки»), № 3-5 (для «замалевков», заливки фона, написания листьев); синтетическую №1, 2 для тонких однородных линий;

1-2 плоские колонковые или синтетические № 1, 2, 3 для отводок, каемок, полос;

2 плоские № 6-18 для нанесения грунта, но лучше использовать мягкую синтетическую;

2-3 круглые или плоские кисти (козьи) № 3, 5 для покрытия лаком;

2-3 клеевые кисточки № 1, 2, 3 для выполнения «тычков», растирания красок. Хорошо иметь не менее двух одинаковых по характеристикам: для «белой» и «черной» работы, чтобы не приходилось их без конца мыть.

Для русских народных росписей по дереву лучше всего подходят беличьи и колонковые кисти. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий, он может быть использован для нанесения точек, «росинок». Поэтому хорошо, если он конусообразный. Если нет, то придется заострить его. Если черенок кисточки очень длинный, то укоротить, чтобы не мешал в работе.

Немаловажным аспектом в подготовке рабочих инструментов является уход и их хранение. Ведь от качества кисточек существенно зависит результат работы. Следовательно, их надо держать в чистоте и обращаться бережно:

 Ни в коем случае не использовать ворсистую часть кисточки для приготовления, смешивания, растирания краски;

В настоящее время при росписи пользуются разными красками. Городецкая и северодвинская росписи выполняются темперой ПВА, хохломская – масляными красками.

Начинающим художникам, только осваивающим мазки, лучше всего пользоваться художественной гуашью. Но расписывать ею предметы не стоит, так как гуашь, особенно красная, расплывается под лаком и дает ореол. Если в гуашь добавить небольшое количество клея ПВА (1 часть клея на 4 части краски), то фактически получится темпера. Но прежде чем использовать ее в работе, необходимо проверить качество полученной краски на пробной дощечке: иногда попадается плохой клей, и краска из-за этого очень долго не сохнет. Но все же лучше для росписи покупная уже готовая темпера ПВА., и темперу, и гуашь выкладывают на плоскую палитру, разводят водой, растирая нерабочей кистью.

Масляные краски разбавляются живичным скипидаром или пиненом.

Акриловые краски – универсальны: они отлично ложатся на любую твердую поверхность (дерево, стекло, металл) и после высыхания образуют водонепроницаемую пленку. Следовательно, окрашенное изделие можно не покрывать лаком. Акриловые краски делятся на два вида: глянцевые и матовые. Также существуют акриловые краски «металлики», имитирующие золото, серебро, медь и другие металлы, при помощи которых стало возможным сделать в домашних условиях хохломскую роспись, предварительно окрасив поверхность «золотым» акрилом. Акриловая краска быстро сохнет, поэтому не надо выкладывать ее на палитру в большом количестве. Акрил можно разбавлять водой или специальным растворителем, тогда красочный слой будет прочнее и ярче.

Специальные краски для окрашивания различных поверхностей (стекла, тканей, кожи, керамики, металла, дерева) можно приобрести в любом художественном салоне. Традиционно лучшими под роспись считаются деревянные заготовки «белье» из липы, березы, клена. Наждачная бумага понадобится для шлифовки загрунтованной деревянной поверхности, предназначенной под роспись, а также для удаления неровностей с поверхности, покрытой лаком, и многих других мелких работ. Для первичной обработки деревянной поверхности подходит бумага №160-180 или другая средней зернистости, а для обработки поверхности, покрытой лаком, – № 0 и 1, или «алмазная» шкурка. [8]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.004 с.)