Формирование единого информационного пространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование единого информационного пространства



Одним из основополагающих аспектов существования человека в информационном пространстве является его правовое положение в этом пространстве. Государственное регулирование этого чрезвычайно важного аспекта производится Конституцией Российской Федерации, а также соответствующими подзаконными актами и нормативными документами. В частности, во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработана "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов".

В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства в России.

В Концепции отмечено, что информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал общества) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных производственных, научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Такой перекос крайне негативно сказывается на развитии страны. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Указанные проблемы можно решить только одним путем — формированием единого информационного пространства и обеспечения функционирования в этом пространстве государственных и коммерческих структур, а также всех без исключения граждан.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, информации и знаний, технологий их ведения и использования, информационных систем и телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

 

Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

· информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

· организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

· средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру. Информационная деятельность, как совокупность информационных процессов в обществе, определяет информационный потенциал, являющийся неотъемлемой составляющей экономического потенциала общества наравне с материальным производством и природными ресурсами.

Основными целями формирования единого информационного пространства являются:

· обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

· создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;

· повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

· повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;

· предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

· повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и социальной сферы;

· интеграция с мировым информационным пространством.

Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так например, в США, Великобритании, Франции, Германии развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем проводилось по инициативе администраций президентов, премьер-министров и при значительной финансовой поддержке государственного бюджета, а также различных негосударственных и корпоративных фондов.

В России пока развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. В 2001 году была начата разработка Федеральной целевой программы "Электронная Россия" ставящая своей задачей реализацию ряда предметных проектов по информатизации страны, предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем государственной информатизации различного назначения. В комплексе мер предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам компьютерной и информационной грамотности. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Отметим, однако, что к настоящему моменту указанные работы по развитию единого информационного пространства далеки от завершения. Этому способствует неравномерное бюджетное финансирование, отсутствие гарантий для крупных частных инвесторов, а также отсутствие единого подхода к реализации такой сложной комплексной программы в огромной многонациональной стране с неравномерным развитием регионов.

В связи с этим отметим, что адекватное функционирование человека в постоянно расширяющемся информационном пространстве возможно лишь в том случае, если он сумеет преодолеть реальные "языковые барьеры" при общении с автоматизированными информационными системами. Решение этой проблемы может идти по следующим основным направлениям:

· включение обязательных курсов информатики в школьное и вузовское образование, всемерное повышение компьютерной грамотности населения;

· создание различного рода дружественных интерфейсов на базе международных стандартов;

· разработка технических и программных средств информатизации, способных поддерживать многоалфавитные интерфейсы информационных и поисковых систем на языках международного и межнационального общения;

· создание систем и средств автоматизированного полного перевода текстов произвольного содержания и компьютерных толковых словарей наиболее употребительных слов и терминов;

· широкое применение гипертекстовых информационных систем и систем мультимедиа, в которых обеспечивается возможность одновременного использования текстов, графиков, телевизионных изображений, мультипликации, музыки и речи;

· развитие технологий основанных на использовании трехмерных образных представлений информации (когнитивная 3D-графика).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)