Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Асимметрия могущества и статусовСтр 1 из 2Следующая ⇒
Явление этноцентризма Суть: каждая группа считает свои социальные ценности, представления, традиции, верования и т.д. единственно правильными, и следовательно ощущает себя как некий эталон, образец, которому должны следовать все остальные группы. Тут идёт социальное сравнение «мы» и «они», в свою пользу. И чтобы «нам» ощущать себя максимально хорошими и истинно правильными – других само по себе получается демонизировать (ведь первое место только одно), чем больше «они» не похожи на «нас» - тем больше идет демонизация. *Уильям Самнер (соцодарвинист, переносил идеи естественного отбора и борьбы за существование на человеческое общество) вот он и изучал этнические группы и закрепил в социальной науке такую установку этнических групп в отношение самих себя и других. В добавление (оч. интересно): каждый этнос взращивает в себе гордость, убеждается в своем божественном происхождении (мифы и сказания любого народа!!!), с презрением или страхом смотрит на остальных. Несколько иное объяснение такому возвеличиванию дает Альфред Адлер – национальное (равно как и индивидуальное) самовозвеличивание возникает тогда, когда осознается собственная неполноценность (вкупе с обидой, завистью, беспомощностью, униженностью), чтобы ее компенсировать (ходить с дыркой внутри некомфортно, самый просто способ – назвать дырку особенной, уникальной), способ самозащиты, повышения самооценки. **Хрестоматийный пример – нацизм в Германии???? Но с чего бы это немцам вдруг себя такими ощущать… Разве что это очень удобное чувство, которое вселили нации, для мотивации убивать или сжигать другие нации?? Коротко вывод: --- Группоцентризм Этническое появилось раньше, чем групповое, поэтому на групповое это тоже переносится. Восприятие «мы» и «они» работает на уровне малых групп, объединенных по разным признакам, но чаще-то всего – в чрезвычайных ситуациях, отдельных ситуациях, далеко не всегда. Скептический настрой к «своим» и признание превосходства «других» имеет место быть, но встречается реже. Случается, когда об «ОНИ» знаешь достаточно хорошо, много и можешь объективно сравнить.
Тем не менее, иногда даже при очень большом желании, сравнивая себя с другими, члены группы не могут найти очевидных признаков своего превосходства. Тогда в ход идут умозрительные, совершенно неверифицируемые самокатегоризации с использованием словесной конструкции – «зато». Например, «зато мы щедрые, гостеприимные, отзывчивые, душевные» и т.д. При этом очень просто собственные недостатки и пороки оборачиваются достоинствами: безалаберность и недисциплинированность – душевной широтой и щедростью; лень и необязательность – нестяжательством и непосредственностью; равнодушие и безразличие – смиренностью; подобострастность, угодничество, рабская покорность – терпеливостью; жадность и зависть – чувством справедливости и т.п. В целом же группоцентризм и этноцентризм характеризуются благосклонным восприятием своей группы и негативным – всех других. В данном случае группы, как правило, прибегают к крайним атрибуциям. Томас Петтигрю (1973) отмечает, что свои собственные добрые дела члены группы объясняют своей изначальной природной склонностью к добродетели. А хорошие поступки других объясняются простой случайностью. И наоборот, если «Мы» сами и делаем что-то дурное, то лишь случайно, а вот «Они» совершают дурное в силу своей природной испорченности.
Категориальная асимметрия Сначала на примере: говорят «собаки чем-то похожи на людей», «или Новосибирск чем то похож на Москву», или «казахи чем то похожи на нас», при этом обратного сравнения не делают. Говорят именно с позиции сравнения «других» с «нами», а не «нас» с «другими» А теперь опишу закономерность словами: сравнивая два объекта, люди могут совершенно искренне полагать, что один объект похож на другой (например объект А похож на объект Б), в то время как обратного сходства не наблюдается (т.е. объект Б не похож на объект А). А теперь: почему так происходит? Израильский психолог Амос Тверски объяснил это так. «Нас» мы знаем лучше, чем «их», причем знаем в деталях, + включаем себя в «мы» - поэтому людям проще сравнивать с тем, что они очень хорошо знают, принимать «мы» за эталон. В то же время, ничего или очень мало знать про «НИХ», очень общо знать, а что еще часто бывает – если не понимаем «их» или если «они» не похожи на нас – то они неправильные. Вот поэтому сравнение осуществляется только в одну сторону.
Явление этноцентризма Суть: каждая группа считает свои социальные ценности, представления, традиции, верования и т.д. единственно правильными, и следовательно ощущает себя как некий эталон, образец, которому должны следовать все остальные группы. Тут идёт социальное сравнение «мы» и «они», в свою пользу. И чтобы «нам» ощущать себя максимально хорошими и истинно правильными – других само по себе получается демонизировать (ведь первое место только одно), чем больше «они» не похожи на «нас» - тем больше идет демонизация. *Уильям Самнер (соцодарвинист, переносил идеи естественного отбора и борьбы за существование на человеческое общество) вот он и изучал этнические группы и закрепил в социальной науке такую установку этнических групп в отношение самих себя и других. В добавление (оч. интересно): каждый этнос взращивает в себе гордость, убеждается в своем божественном происхождении (мифы и сказания любого народа!!!), с презрением или страхом смотрит на остальных. Несколько иное объяснение такому возвеличиванию дает Альфред Адлер – национальное (равно как и индивидуальное) самовозвеличивание возникает тогда, когда осознается собственная неполноценность (вкупе с обидой, завистью, беспомощностью, униженностью), чтобы ее компенсировать (ходить с дыркой внутри некомфортно, самый просто способ – назвать дырку особенной, уникальной), способ самозащиты, повышения самооценки. **Хрестоматийный пример – нацизм в Германии???? Но с чего бы это немцам вдруг себя такими ощущать… Разве что это очень удобное чувство, которое вселили нации, для мотивации убивать или сжигать другие нации?? Коротко вывод: --- Группоцентризм Этническое появилось раньше, чем групповое, поэтому на групповое это тоже переносится. Восприятие «мы» и «они» работает на уровне малых групп, объединенных по разным признакам, но чаще-то всего – в чрезвычайных ситуациях, отдельных ситуациях, далеко не всегда. Скептический настрой к «своим» и признание превосходства «других» имеет место быть, но встречается реже. Случается, когда об «ОНИ» знаешь достаточно хорошо, много и можешь объективно сравнить.
Тем не менее, иногда даже при очень большом желании, сравнивая себя с другими, члены группы не могут найти очевидных признаков своего превосходства. Тогда в ход идут умозрительные, совершенно неверифицируемые самокатегоризации с использованием словесной конструкции – «зато». Например, «зато мы щедрые, гостеприимные, отзывчивые, душевные» и т.д. При этом очень просто собственные недостатки и пороки оборачиваются достоинствами: безалаберность и недисциплинированность – душевной широтой и щедростью; лень и необязательность – нестяжательством и непосредственностью; равнодушие и безразличие – смиренностью; подобострастность, угодничество, рабская покорность – терпеливостью; жадность и зависть – чувством справедливости и т.п. В целом же группоцентризм и этноцентризм характеризуются благосклонным восприятием своей группы и негативным – всех других. В данном случае группы, как правило, прибегают к крайним атрибуциям. Томас Петтигрю (1973) отмечает, что свои собственные добрые дела члены группы объясняют своей изначальной природной склонностью к добродетели. А хорошие поступки других объясняются простой случайностью. И наоборот, если «Мы» сами и делаем что-то дурное, то лишь случайно, а вот «Они» совершают дурное в силу своей природной испорченности.
Категориальная асимметрия Сначала на примере: говорят «собаки чем-то похожи на людей», «или Новосибирск чем то похож на Москву», или «казахи чем то похожи на нас», при этом обратного сравнения не делают. Говорят именно с позиции сравнения «других» с «нами», а не «нас» с «другими» А теперь опишу закономерность словами: сравнивая два объекта, люди могут совершенно искренне полагать, что один объект похож на другой (например объект А похож на объект Б), в то время как обратного сходства не наблюдается (т.е. объект Б не похож на объект А). А теперь: почему так происходит? Израильский психолог Амос Тверски объяснил это так. «Нас» мы знаем лучше, чем «их», причем знаем в деталях, + включаем себя в «мы» - поэтому людям проще сравнивать с тем, что они очень хорошо знают, принимать «мы» за эталон. В то же время, ничего или очень мало знать про «НИХ», очень общо знать, а что еще часто бывает – если не понимаем «их» или если «они» не похожи на нас – то они неправильные. Вот поэтому сравнение осуществляется только в одну сторону.
Асимметрия могущества и статусов Статус, могущество, уровень того или иного ресурса у групп разные. Различия приводят к группоцентризму. Причем приукрашивать себя и демонизировать другого будет как группа менее статусная, так и более статусная в одной и той же ситуации! Так, например, пытаясь понять, почему корейские торговцы в ЛосАнджелесе сталкиваются с враждебным отношением в районах, населенных неграми, и с доброжелательным – в районах, где проживают латиноамериканцы, Люси Чен и Йен Эспириту (1989) обнаружили, что все дело заключается в различном восприятии корейцев неграми и латиноамериканцами. Черные, будучи американцами по происхождению, воспринимают корейцев как чужаков, как пришельцев и относятся к ним в соответствии с этноцентрическим стереотипом как к чужой группе «Они». Другими словами, корейцы воспринимаются неграми как эмигранты, получившие определенные преимущества, разумеется, незаслуженные.!!!! В то же время латиноамериканцы, сами являясь эмигрантами из Мексики и Южной Америки, воспринимают и определяют корейцев как членов своей группы, как таких же, как они сами, эмигрантов, т.е. как «Мы». Поэтому корейские торговцы и предприниматели рассматриваются ими не как чужаки, а как образцы для подражания, похожие. Вот вроде как есть 3 группы (негры, корейцы и латиноамериканцы) - а воспринимают они друг друга по-разному.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.009 с.) |