Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами флота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами флота



 

113. Военный корабль не может уничтожить гражданское судно противника или лишить его возможности продолжать плавание каким-либо иным способом за исключением следующих случаев:

судно отказывается остановиться после сделанного предложения об остановке;

судно оказывает сопротивление досмотру.

Во всех случаях применения оружия против гражданского судна военный корабль предварительно должен обеспечить безопасность пассажиров, экипажа и судовых документов, если военному кораблю не угрожает опасность быть потопленному судном противника или силами корабельного и воздушного охранения.

114. Уничтожение в море пассажирских судов противника, перевозящих только гражданских лиц, запрещается. В целях обеспечения безопасности пассажиров такие суда направляются в соответствующий район или порт для завершения захвата.

115. Когда нет уверенности в том, что судно является военным объектом, для установления его статуса оно может быть остановлено для досмотра.

116. Гражданские суда противника могут быть подвергнуты нападению, если они:

участвуют во враждебных действиях в пользу противника (нападение на лиц или объекты, которые находятся в нейтральных водах, на нейтральной территории или над такими водами или территорией, либо их захвате);

используются в качестве базы для операций, включая нападение на лиц или на объекты, которые находятся за пределами нейтральных вод, либо захвате таких лиц или объектов;

действуют в качестве вспомогательных судов вооруженных сил противника;

включены в систему сбора разведывательных данных противника или оказывают содействие подобной деятельности;

совершают плавание под конвоем военных кораблей или военных воздушных судов противника;

отказываются подчиниться требованию об остановке или оказывают активное сопротивление досмотру, обыску или захвату;

вносят эффективный вклад в боевые действия иным образом.

117. Не подлежат нападению, в том числе захвату, следующие категории судов:

военные госпитальные суда;

госпитальные суда,

небольшие суда, используемые для прибрежных спасательных операций и санитарные транспортные средства,

суда, которым предоставлены охранные грамоты в соответствии с соглашением между воюющими сторонами, включающие картельные суда, то есть суда, предназначенные для перевозки военнопленных и занятые такой перевозкой,

суда, используемые для выполнения гуманитарных миссий, в том числе, суда, перевозящие грузы, необходимые для выживания гражданского населения;

суда, используемые для проведения акций по оказанию помощи и спасательных операций;

суда, перевозящие культурные ценности, пользующиеся особой защитой, пассажирские суда, когда они используются исключительно для перевозки гражданских лиц;

суда, выполняющие религиозные, научные невоенного характера или филантропические функции;

небольшие суда, предназначенные для прибрежного рыболовства и занятые местной прибрежной торговлей.

Эти суда подчиняются указаниям командиров военно-морских подразделений воюющих сторон и подлежат досмотру;

суда, предназначенные по своей конструкции или приспособленные исключительно для ликвидации последствий загрязнения морской среды;

суда, сдавшиеся в плен;

спасательные плоты и шлюпки.

Указанные суда не подлежат нападению или захвату, если они:

добросовестно используются в их обычной мирной роли, не совершают действий указанных в пункте 116,

намеренно не препятствуют передвижению военных кораблей и подчиняются приказу об остановке и освобождении прохода, когда это требуется.

118. Судно, принадлежащее к любой категории, указанной в пункте 117, может, в качестве крайней меры, быть подвергнуто нападению, если:

изменить его курс невозможно;

не существует никакого другого способа осуществить военный контроль;

совершает действия, дающие основания считать его военным объектом, случайные потери или ущерб не будут несоразмерны полученному или ожидаемому военному преимуществу.

119. Военные госпитальные суда не могут быть подвергнуты нападению или захвату и пользуются уважением и защитой при условии, что их названия и характеристики были сообщены сторонам, находящимся в конфликте, за 10 дней до их использования.

Госпитальные суда пользуются таким же покровительством, что и военные госпитальные суда при условии соблюдения предписаний об уведомлении, предусмотренного в отношении последних, и должны иметь документ, удостоверяющий, что при их снаряжении и при их отправлении они находились под надзором властей, выдавших этот документ.

Медицинский и духовный персонал госпитальных судов, их команды не могут быть захвачены, независимо от того имеются ли на борту раненые и больные.

Госпитальное судно может лишиться иммунитета только после того, как ему было должным образом сделано предупреждение с указанием достаточного промежутка времени, в течение которого судно должно устранить причину, по которой оно может лишиться иммунитета, и после того, как данное предупреждение было оставлено без внимания.

Если после надлежащего предупреждения госпитальное судно продолжает нарушать условие предоставления иммунитета, оно может быть подвергнуто захвату или иным мерам, необходимым для того, чтобы заставить его подчиниться.

120. Суда, перечисленные в пункте 119, оказывают помощь и содействие раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение независимо от их принадлежности к конфликтующим сторонам. Во время и после боевых действий они действуют на свой страх и риск.

Гражданские суда, принявшие на борт потерпевших кораблекрушение, должны сообщить об этом всеми имеющимися средствами.

121. Стороны, находящиеся в конфликте, имеют право контроля и досмотра судов, указанных в пункте 119. Они могут отказаться от их помощи, приказать им удалиться, предписать им определенное направление осуществлять контроль за использованием их радиоаппаратуры и других средств связи и даже задержать их на срок, не превышающий 7 дней с момента их досмотра, если обстоятельства потребуют этого. По специальному соглашению на эти корабли могут быть помещены нейтральные наблюдатели, которые будут свидетельствовать об оказании помощи и содействия раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение.

122. Суда, указанные в пункте 119, не лишаются защиты, предоставляемой международным гуманитарным правом, если:

экипажи этих судов и медицинский персонал вооружены для поддержания порядка, самообороны и защиты раненых и больных;

на борту находится оборудование, предназначенное исключительно для обеспечения плавания и связи;

на борту находится ручное оружие и боеприпасы, снятые с раненых (больных) и потерпевших кораблекрушение;

судно перевозит снаряжение и персонал, предназначенный исключительно для выполнения санитарных функций, сверх обычно необходимого количества снаряжения.

123. Как только военный корабль (судно) противника ясно обозначил свою готовность сдаться спуском своего флага, подъемом белого флага, всплытием на поверхность (для подводных лодок), переходом команды на спасательные плавсредства, нанесение по нему ударов должно быть прекращено. Выход из боя и сдача военного воздушного судна может обозначаться его приводнением и переходом экипажа в спасательные средства. Личный состав захваченных или уничтоженных военных кораблей (судов) противника становятся военнопленными.

124. Суда противника, как торговые, так и иные, а также грузы на борту могут быть захвачены за пределами нейтральных вод.

Захват торгового судна осуществляется путем взятия такого судна в качестве приза до судебного решения. Кроме того, его курс может быть принудительно изменен с тем, чтобы оно проследовало в соответствующий район или порт для завершения захвата. В качестве меры, альтернативной захвату, курс торгового судна может быть изменен с тем, чтобы оно не могло следовать в заявленный пункт назначения.

125. Захваченное торговое судно противника может быть уничтожено в качестве крайней меры, когда не представляется возможным направить его в соответствующий район или порт для присуждения в качестве приза, взятого у противника, если заранее будут соблюдены следующие условия:

обеспечена безопасность пассажиров и экипажа. Спасательные шлюпки не считаются безопасным местом для этой цели, за исключением тех случаев, когда безопасность пассажиров и экипажа обеспечивается при благоприятных погодных условиях и состоянии моря, близостью суши или присутствием другого судна, которое может взять их на борт;

обеспечена сохранность документов, касающихся приза;

по возможности сохранено личное имущество пассажиров и экипажа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.008 с.)