Три времени жизненного цикла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три времени жизненного цикла



 

В жизненном цикле есть три явно выделенных времени, которые нужно удерживать в сознании всё время работы с целевой системой:

 

 

1. Время эксплуатации, оно в момент разработки обычно находится в будущем, и поэтому приходится думать о системе как находящейся в одном из возможных миров, в котором она существует и успешна (т.е. удовлетворяет ожиданиям своих стейкхолдеров, а то и превосходит их ожидания). Это время эксплуатации может быть очень небольшим, например, 20 миллисекунд для исполнения какого-нибудь софта или реализации взрыва. Это также может быть тремя минутами для танцевального перформанса, или восьмьюдесятью годами бесперебойной работы энергоблока атомной электростанции.

2. Время самого жизненного цикла, которое включает кроме времени эксплуатации ещё и другие стадии – от замысла до прекращения существования воплощения системы.

3. Методологическое время, в котором мы думаем о всех этих временах. Это самое трудное время, но его легко понять, если вспомнить про 4D, в котором по определению у систем (целевой, обеспечивающих, в операционном окружении) нет ни «уже», ни «ещё», они все одновременно присутствуют. Но думаем мы обо всех этих временах как бы находясь вне этого времени.

Удобно представлять время эксплуатации отдельно, а не только в составе жизненного цикла, ибо это обычно обсуждение целевой системы в её операционном окружении. Часто с этим временем связаны модели поведения целевой системы в ходе её работы в операционном окружении.

Разговор про время жизненного цикла – это уже не разговор про целевую систему. Это обсуждение обеспечивающих систем, которые работают с определениями и воплощениями целевой системы на всех стадиях, а не только стадии эксплуатации.

Методологическое время легче представлять как время просмотра и обсуждения какого-то статического изображения покадровой развёртки 4D-индивида «жизненный цикл», находящегося прямо перед внутренним взором обсуждающего жизненный цикл человека. В европейской традиции при этом линия времени такой «развёртки во времени» представлена на уровне глаз слева направо, примерно как изображено на нашем рисунке.

 

Понятие практики

 

Как и для любых других определений системы, ключевым для определения обеспечивающих систем является её компонентное, функциональное определение, отвечающее на вопрос «как работает?». Компонентами/функциональными элементами обеспечивающих систем как систем человеческой деятельности являются практики (practices).

Сегодня часто кроме слова «практика» говорят и «процесс» (process) – за последние пять лет слово «процесс» перестало всегда означать развёртку во времени/работы и приобрело оттенок указания на функциональный аспект работ, а не только модульный/конструктивный в части управления процессами или управления проектами.

Очень часто про практику говорят и «деятельность» (activity или action), когда речь идёт о выполнении работ какой-то практики стейкхолдерами, роли которых играют актёры с какими-то предметными (domain) компетенциями. По этой терминологической традиции инженерные практики называют «инженерной деятельностью», практику управления конфигурацией называют «деятельностью по управлению конфигурацией». Неправильно говорить, что это «профессиональные компетенции», потому как часто речь идёт о более простых умениях, чем профессиональное (например, практики подготовки презентаций – презентации готовят все, для этого не нужно быть профессиональным «презентатором»), да и само понятие «профессия» как пожизненное занятие чем-то отмирает[157], человек просто овладевает множеством разных компетенций.

Практика как альфа состоит из двух подальф: дисциплины/теории и поддерживающей эту дисциплину технологии/инструментов/рабочих продуктов/средств производства.

Дисциплина имеется ввиду – «научная дисциплина», или «учебная дисциплина», то есть некоторая теория (фундаментальная или прикладная, это неважно), которая определяет основные альфы, необходимые для деятельностного мышления о предметной области (domain), которой занимается тот или иной стейкхолдер. Дисциплине обучается актёр, который потом будет играть стейкхолдерскую роль, требующую владения этой дисциплиной.

Технология – это поддерживающие работу с дисциплиной инструменты, средства производства, рабочие продукты (средства производства).

Формула для запоминания: «в практике дисциплина загружается в голову, а технология разворачивается на местности».

Практика прежде всего компонента обеспечивающей системы, это функциональный объект, а работа с функциональными объектами контринтуитивна.

Практика существует в мире только в тот момент, когда выполняются её работы. До этого момента выполнения работы практики это просто оргвозможность (capability, «поставленная практика» – загруженные уже в головы исполнителей знания по дисциплине и развёрнутый и опробованный инструментарий), то есть речь идёт об оргвозможности выполнения некоторой функции в организации.

Практика может быть задействована в самых разных сценариях/планах/последовательностях работ, что даёт предпринятию оргспособности (enablers) для выполнения этих работ. Оргвозможности тем самым функциональны, оргспособности – конструктивны. Работы легко наблюдаемы, оргспособности хорошо обсуждаются (легко понять, выполнена ли работа, или нет, достаточно ли для неё ресурсов, любой менеджер с этим разберётся). Оргвозможности определить трудней, правильно ли выполняются действия работ, используются ли рассуждения в соответствии с дисциплиной практики и задействуются ли инструменты – это требует хорошего знания самой практики, её дисциплины и технологии.

Нужно понимать, что на выполнение практики как функционального объекта назначаются не только динамические объекты-работы (логистический аспект планирования и выполнения работ), но и организационные звенья (организационный аспект координации деятельности: распоряжение ресурсами компетентного труда, поддержанного инструментами).

Управление жизненным циклом (life cycle management) обсуждает управление конфигурацией, изменениями и логистику для работ, предназначенных для выполнения всех необходимых в ходе жизненного цикла практик (это архитектура предприятия, взятого в его деятельностной динамике). Это про гладкое прохождение производственных актов DEMO.

Архитектура предприятия (enterprise architecture) обсуждает главным образом распределение полномочий по использованию ресурсов труда (компетентные в исполнении работ практики исполнители) и технологии (задействование инструментария, сырья, других рабочих продуктов). Она обеспечивает гладкое прохождение координационных актов DEMO.

Понятие практики, конечно, применимо и к работе с практиками: есть практики по работе с практиками. Так, «управление жизненным циклом» и «архитектура предприятия» являются такими практиками по работе с практиками. У них есть свои дисциплины (учебники по этим дисциплинам), а также технологии. Для управления жизненным циклом используемая технология обычно представляет какие-то варианты систем управления версиями и трекеров выполнения работ, описания используемых на предприятии практик с чеклистами контрольных точек. Для архитектуры предприятия технология обычно сводится к моделерам архитектурных описаний.

 

Дисциплина в составе практики

 

Главное в практике – «невидимая» часть: дисциплина. Мышление нельзя просто проверить, использование мышления в деятельности трудно обсуждать, описание дисциплины непонятно как делать. «Видимой» дисциплина может стать только путём её моделирования. По факту, речь идёт об онтологическом описании предметной области, но мало у кого наличествуют компетенции в онтологическом описании. Поэтому даже при распознавании практики как особого объекта в мышлении трудно обсуждать её содержание.

Дисциплина чаще всего появляется как результат исследований. Это могут быть либо фундаментальные исследования, когда предлагаются гипотезы-предложения по новым альфам, существование которых раньше не обсуждалось. Дальше эти гипотезы проверяются (ставятся эксперименты по адекватности этих альф реальной жизни – точны ли модели, в которых о ситуации размышляется в терминах предложенных альф и отбрасываются разные другие возможные концептуализации) и в случае их подтверждения появляется новая дисциплина, обычно с новым названием.

Но дисциплина может быть прикладной, она появляется тогда в результате прикладных исследований, больше не научного (выдвижение гипотез, а потом экспериментальная их проверка), а инженерного характера. Учебников с их предложениями альф для каждой предметной области много, научных статей много, описаний практического опыта достаточно (не нужно самому делать эксперименты, они уже проведены, хотя проводившие их люди могли и не называть это «экспериментом», они «просто работали» с использованием понятий какой-то дисциплины). Так что достаточно отобрать какой-то набор альф из уже известной литературы, гармонизировать их между собой, изложить в виде учебного курса или справочника (для удобства обучения этой дисциплине: дисциплина ведь «оживает» только после «загрузки» в чью-то голову, или хотя бы оживления её в виде компьютерной программы, использующей её понятия и выполняющей фрагменты её предметного мышления).

В частности, дисциплина системного мышления в варианте настоящего учебника была создана именно таким методом, она не была придумана с нуля в результате фундаментальных научных исследований. Для создания этой дисциплины в её конкретном варианте по инженерной и менеджерской литературе (стандартам и публичным документам, подразумевающим публичное обсуждение соответствия предлагаемых ими методов описания мира реальному положению дел во множестве проектов) был выявлен минимальный набор понятий системного мышления.

Этот набор понятий изложен в виде учебника дисциплины системного мышления и в ходе управления жизненным циклом получившегося курса прошли несколько итерационных витков спирали коррекции содержания для совершенствования результата – жизненный цикл разработки курса был, конечно, вариантом спирального.

Есть ли какой инструментарий (технология) для системного мышления как дисциплины, технология? Да, конечно: это всевозможные моделеры, позволяющие делать модели самых разных систем. Тем самым системное мышление вполне возможно считать практикой: содержание её загружается в голову, а на местности необходимо развернуть инструментарий моделирования систем, поддерживающий частные описания (view), методы описаний (veiwpoints), управление конфигурацией полного описания (description)[158].

Но именно дисциплина определяет, какой технологией она может быть поддержана, а не наоборот. Функциональную нагрузку в практике несёт именно дисциплинарная часть, и именно по дисциплине называют всю практику на конкретном предприятии.

Дисциплина в практике меняется относительно редко, чаще всего речь идёт о цикле изменений в 20 лет, а то и больше. Например, системный подход относительно стабилен, знания его текущей версии помогут пару десятков лет. А вот технологии меняются много чаще. Моделеры для того же системного подхода меняют свои поколения каждые 4—5 лет (средняя скорость смены поколений в информационных технологиях), но они при этом по факту поддерживают одну и ту же много медленней меняющуюся дисциплину.

Тем не менее, быть успокоенным владением какой-то дисциплиной нельзя. Так, состояние state-of-the-art (SoTA, лучшее известное на сегодняшний момент) дисциплины попадает в учебники лет через пять, ещё пять лет проходит в ВУЗе, и всего через десять лет работы можно обнаружить, что владеешь каким-то уже совсем антикварным пониманием дисциплины. Например, большинство сегодняшних инженеров, менеджеров, предпринимателей и даже спортсменов и танцоров если и знают хоть как-то системный подход, то устарелую его первую версию, в которой ещё нет стейкхолдеров, жизненный цикл означает только работы. Нельзя успокаиваться, нужно отслеживать не только относительно частые смены технологии в практике, но и относительно редкие изменения в дисциплине.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.009 с.)