Смена контекста – мощь перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смена контекста – мощь перспективы



 

Жизнь не статична. Только сумасшедшие и покойники уже не могут изменить свою точку зрения.

Эверетт Дирксен

 

Давайте поразмышляем о звуке человеческих шагов. Если я вас спрошу: «Что означает звук шагов?», вы, скорее всего, ответите: «Совершенно ничего не означает». Однако не будем торопиться с выводами, а попытаемся разобраться. Если вы бежите в спешке по оживленной улице, вы, конечно, не слышите шагов. В таком случае они действительно не имеют никакого значения. А если вы одни дома ночью и вдруг слышите чьи-то шаги внизу? Вот они уже на лестнице, приближаются к вам. А теперь они имеют для вас значение? Мне кажется, да. Один и тот же внешний сигнал (звук шагов) может приобретать множество различных значений в зависимости от того, что он уже значил для вас в аналогичных ситуациях в прошлом. Именно ваш прошлый жизненный опыт дает вам контекст для понимания этого сигнала, который заставляет вас испугаться или успокоиться. Например, вы можете классифицировать этот звук как звук шагов вашей жены (или мужа), которая возвращается домой пораньше. Тот, кто пережил ограбление, сразу же свяжет звук шагов с образом бандита. Таким образом, значение любого нашего жизненного опыта зависит от контекста, которым мы его окружаем. Если мы изменим контекст, то незамедлительно изменится и значение опыта. Одним из наиболее эффективных способов развития личности является развитие способности воспринимать явления жизни в правильном контексте. Этот процесс называется контекстуализацией.

Посмотрите внимательно на этот рисунок, возьмите лист бумаги и попробуйте описать, что вы видите.

 

 

Здесь можно увидеть разное. Можно разглядеть шляпу, поставленную вертикально, слесарные тиски, водопроводный кран, указывающую вниз стрелку и т. д. Но видите ли вы английское слово FLY? Возможно, вы его разглядели, потому что такой прием используется для изготовления различных наклеек на бамперы и прочих рекламных надписей. Если у вас был уже предыдущий опыт, вы сразу увидели это слово. Но если вы его сразу не разглядели, то почему? Ведь вы сейчас его четко видите? Если вы сразу не увидели это слово, возможно, это произошло потому, что наше обычное восприятие предполагает, что слова пишутся черным на белом фоне, а не наоборот. Поэтому до тех пор, пока вы будете трактовать для себя ситуацию традиционно и не сумеете переконтекстуализировать символы, то не сможете разглядеть, что здесь написано слово FLY, потому что здесь оно написано белым. То же самое постоянно происходит с нами и в жизни. Очень часто нас окружает море возможностей, способных сделать нашу жизнь гораздо лучше, такой, какой мы хотим ее видеть. Просто необходимо рассматривать самые большие наши проблемы как самые большие наши возможности – если только мы можем слегка отступить в сторону от стереотипных взглядов, выйти из привычного контекста.

Опять мы возвращаемся к тому, о чем уже много раз говорили в этой книге: ничто в мире не имеет единственного, присущего только этому явлению значения. То, что мы думаем о нем, и то, как мы используем его в жизни, зависит от нашего восприятия. Любой сигнал имеет значение только в рамках определенного контекста, в которых мы его воспринимаем. Неприятность – это точка зрения. Ваша головная боль может быть благом для торговца аспирином. Люди склонны к любому опыту приклеивать конкретную этикетку. Мы говорим, что произошло то-то и то-то, в то время как это явление может быть интерпретировано бесчисленным количеством способов. Мы обычно воспринимаем явления на основе того, как мы это делали в прошлом. Однако во многих случаях, изменив эти устоявшиеся модели восприятия, мы можем значительно обогатить нашу жизнь новыми возможностями. Важно помнить, что восприятие – творческий процесс. То есть если мы воспринимаем что-то как обязанность, именно это сообщение мы передаем в свой мозг, который и вызывает психологическое состояние, превращающее сигнал в реальность. Однако, если мы переконтекстуализируем это явление, взглянув на него с другой точки зрения, мы можем изменить не только наше отношение к жизни, но и реакцию на сигналы. Другими словами, мы можем изменить свои представления или восприятия практически обо всем и в мгновение ока изменить собственные состояние и поведение. Именно в этом и состоит суть переконтекстуализации.

Помните, мы не можем видеть мир таким, каков он есть, поскольку все вещи в нем можно интерпретировать с самых разных точек зрения. Каковы мы сами, каковы наши навыки контекстуализации, такова и наша «карта» мира, на которой представлена его территория.

 

Рисунок А

 

Рисунок Б

 

Рисунок В

 

Посмотрите, например, на рисунок А. Что вы видите на нем? Конечно, вам сразу бросается в глаза изображение старой некрасивой женщины. А посмотрите теперь на рисунок Б. Вам кажется, что вы видите похожую на первую, но еще более безобразную старуху с выступающим вперед подбородком, глубоко зарытым в черный меховой воротник. Посмотрите внимательно на рисунок и попробуйте описать, что это за старуха, какой у нее характер. Веселая она или грустная? О чем она думает, как вы считаете? Однако в этом рисунке есть определенная загадка. Художник, нарисовавший его, утверждает, что это портрет его молоденькой симпатичной дочери. Если вы переконтекстуализируете этот рисунок, то и сами сможете разглядеть юную особу, чуть-чуть отвернувшуюся от вас и смотрящую вдаль. Вот вам небольшая подсказка. То, что вы принимали за нос старухи, – это подбородок и овал лица симпатичной молодой леди. Левый глаз старухи – это левое ухо девушки. Рот старухи становится ожерельем на шее молодой девушки. Если вам все еще трудно увидеть новое содержание этого рисунка, я предлагаю вам взглянуть на рисунок В, который сразу помогает разобраться, что к чему.

Возникает вопрос: «Почему же на рисунке Б мы видим некрасивую старуху вместо симпатичной молодой девушки?» В чем здесь дело? Дело в том, что рисунок А заранее настроил вас на то, чтобы увидеть старуху. Много раз на своих семинарах я показывал половине группы рисунок А и половине группы – рисунок В. Затем я показывал им рисунок Б, и тогда обе группы начинали спорить, кто на нем изображен. Те, кто видел рисунок А, с трудом могли разглядеть изображение молодой девушки. И наоборот, те, кто сначала видел рисунок В, не могли поверить, что на рисунке Б изображена безобразная старуха.

Важно отметить, что наш прошлый жизненный опыт постоянно мешает нам видеть то, что в действительности происходит в окружающем мире. Однако есть множество способов увидеть или испытать одну и ту же ситуацию по-другому. Предприимчивый парень, заранее скупающий билеты на концерт, а затем перепродающий их по более высокой цене у дверей концертного зала перед началом представления, может рассматриваться одними как бессовестный спекулянт, наживающийся на других, а другими – как благодетель, потому что они ничего не имеют против переплаты – лишь бы самим не стоять в очереди. Ключом к успеху в жизни является постоянное представление своего опыта таким образом, который помогает вам добиться еще более совершенных результатов как для себя, так и для других.

 

Если вы видите что-то столь же малым, каким оно видится, принимаете за слабость то, в чем действительно мало силы, и считаете тусклым то, что на самом деле дает мало света, то какие у вас могут быть трудности? Это и называется естественным поведением.

Лао-цзы, древнекитайский мыслитель

 

Переконтекстуализация – самый простой способ изменить негативное состояние на позитивное путем изменения контекста, в котором вы воспринимаете окружающую действительность и свой опыт. Существует два основных типа переконтекстуализации, то есть способа изменить восприятие чего бы то ни было: ситуативный и содержательный. Оба способа направлены на изменение ваших внутренних представлений путем разрешения внутреннего противоречия явления, что переводит вас в более продуктивное состояние.

Ситуативная переконтекстуализация заключается в том, чтобы явление, которое представляется вам негативным, обескураживающим или нежелательным, перенести в другую ситуацию, в другой контекст, где оно может стать значительным преимуществом. Детская литература полна примеров такой переконтекстуализации. Нос Рудольфа, над которым люди смеялись, оказался преимуществом и сделал его героем в контексте темной зимней ночи. Вспомните мучения гадкого утенка, столь непохожего на окружавших его уток, но именно эта непохожесть стала ценным качеством, когда он попал в лебединую стаю. Ситуативная переконтекстуализация неоценима в бизнесе. Наш упомянутый выше партнер по бизнесу, типичный «расстыковщик», поначалу представлялся нам тяжким грузом, до тех пор пока мы не поняли в контексте доработок наших проектов, что он является ценнейшим кадром, поскольку может указать на все возможные потери, которые могут возникнуть в будущем, если мы примем эти проекты в настоящем виде.

Серьезные открытия совершаются теми, кто знает, как переконтекстуализировать свою деятельность и взгляд на проблемы, обратив их в потенциальные ресурсы, которые срабатывают в другом контексте. Например, нефть когда-то считалась вредным продуктом, загрязняющим почву и снижающим урожайность сельскохозяйственных культур. И посмотрите на ценность нефти сегодня. Всего несколько лет назад все лесопилки были буквально завалены древесными опилками. Деревообрабатывающие комбинаты не знали, куда их сбыть, и тратили большие деньги, чтобы от них избавиться. Один умный парень решил использовать эти отходы в другом контексте: он смешал опилки с клеем, эпоксидной смолой и более легкими жидкостями, спрессовал и получил прекрасный материал, который сейчас называется ДСП! После того как он заключил контракты и выкупил у лесопилок все эти «бесполезные» опилки, за два года он стал мультимиллионером, потому что сырье для его производства не стоило ему практически ничего! В этом вся суть предпринимательства: наполнять старые ресурсы новыми производственными возможностями. Другими словами, предприниматель – это опытный реформатор.

Содержательная переконтекстуализация берет точно такую же ситуацию и изменяет ее значение. Например, вы можете сетовать, что ваш сын болтает без умолку. Он никогда не закрывает рот! Но после содержательной переконтекстуализации этого факта вы можете подумать, что он, наверное, чрезвычайно умный парень, если ему так много хочется сказать. Есть история об одном известном армейском генерале, который мгновенно перенастроил свои войска, оказавшиеся под давлением неприятеля, просто сказав: «Мы не отступаем, мы просто наступаем в другом направлении». Когда умирает близкий человек, большинство людей, воспитанных в нашей культуре, предаются печали. Почему? Причин много – чувство утраты, например. Тем не менее в некоторых других культурах люди радуются за близкого, когда он умирает. Почему? Они переконтекстуализируют смерь, полагая, что теперь усопший будет постоянно душой с ними, что ничего во вселенной не разрушается, просто вещи переходят из одной формы в другую. Некоторые рассматривают смерть как переход на более высокий уровень существования, это дает им повод радоваться.

 

Начальница официанту: «Десять салатов!»

 

© 1985 Воспроизводится с разрешения Артемаса Коула. Впервые напечатан в журнале «Нью вуман».

 

Другим видом содержательной переконтекстуализации является мысленное изменение того, что мы видим, слышим или представляем себе. Если вы огорчены сказанным кем-то, вы легко можете заставить себя мысленно улыбаться, если представите себе, что он сказал это нараспев, в тональности вашего любимого певца. Или вы можете снова вспомнить пережитый опыт, воссоздав его в сознании, только на этот раз обложив образ говорящего своими любимыми цветами. Или вы даже можете радикально изменить суть сказанного вам и заставить его извиниться. Или представьте, что этот человек произносит свою тираду, стоя где-то внизу, а вы возвышаетесь над ним. Переконтекстуализировав какое-то явление, вы изменяете его значение для себя. Теперь совсем иного качества стимул поступает в ваш мозг, изменяя и ваше психологическое состояние, и поведение. В этой книге полно примеров содержательной переконтекстуализации. Глава «Семь сомнительных представлений об успехе» полностью об этом.

Не так давно в газете «Балтимор сан» появилась очень трогательная и интересная статья. Перепечатанная из журнала «Ридерс дайджест», она была озаглавлена «Мальчик с необычным зрением». В ней рассказывалось о мальчике, которого звали Кэлвин Стэнли. На первый взгляд Кэлвин обычный мальчик, он катается на велосипеде, играет в бейсбол, ходит в школу и делает практически все, что положено делать всякому одиннадцатилетнему ребенку. Только он… ничего не видит.

Как же научился мальчик делать все это, когда многие другие в такой ситуации отказываются от полноценной жизни? Когда я прочел эту статью, мне стало ясно, что мать Кэлвина – профессионал в области контекстуализации. Она сумела превратить жизненный опыт Кэлвина в преимущества в его сознании. Мать внушила ему, что все на свете именно такое, каким он это представляет. Вот несколько примеров их общения.

Мать Кэлвина вспоминает тот день, когда сын впервые спросил ее, почему он слепой. «Я объяснила ему, что он таким родился и в этом нет ничьей вины». Тогда он спросил: «Почему именно я?» Я ответила: «Я не знаю почему, Кэлвин. Возможно, у Бога какие-то особые планы насчет тебя». Затем она усадила сына рядом с собой и сказала ему: «Дело в том, что ты видишь, Кэлвин. Только ты видишь руками, а не глазами, как другие. И запомни, нет ничего на свете, чего бы ты не смог сделать».

Однажды Кэлвин очень огорчился, потому что вдруг понял, что никогда не увидит лица матери. «Однако миссис Стэнли знала, что сказать своему единственному ребенку, – пишет автор статьи. – Она сказала: „Кэлвин, ты можешь увидеть мое лицо. Ты можешь увидеть его, прикасаясь своими пальцами и слушая мой голос, при этом ты сможешь рассказать обо мне гораздо больше, чем те люди, которые видят меня глазами“». В статье далее говорилось о том, что Кэлвин передвигается в мире зрячих с непоколебимой уверенностью ребенка, который постоянно чувствует материнскую поддержку. Кэлвин хочет стать программистом-компьютерщиком и заняться разработкой компьютерных программ для слепых.

Мир полон таких ребят. И он очень нуждается в людях, которые могли бы переконтекстуализировать ситуации так же эффективно, как миссис Стэнли. Мне повезло недавно встретить другого такого мастера. Его зовут Джерри Коффей. Это необыкновенный человек, который сохранил рассудок и здоровье, проведя семь лет в одиночной камере в лагере для военнопленных во Вьетнаме. Человек, который впервые слышит его рассказ, не может не содрогнуться. Однако ничего в этом мире не хорошо и не плохо само по себе, а только в нашем восприятии. Джерри решил воспринять случившееся с ним как испытание его природной стойкости и силы, как уникальную возможность лучше познать самого себя. Как возможность стать ближе к Богу. Как нечто такое, что однажды заставит его гордиться тем, как он прожил эти годы. В этом контексте он стал рассматривать все, что с ним происходило в лагере, как часть опыта по развитию его личности. Он вышел из лагеря другим человеком. Он не променял бы этот свой опыт и на миллион долларов, так он утверждает.

Вспомните о самой большой ошибке, которую вы совершили в прошлом году. На вас сразу же может найти грусть при одном воспоминании о ней. Но давайте рассмотрим эту ошибку как часть приобретенного опыта. Ведь у вас в прошлом году было гораздо больше успехов, чем неудач. Если вы рассмотрите ее таким образом, вы поймете, что из этой ошибки вы извлекли большее, чем из многих положительных дел, которые совершили в прошлом году.

Итак, вы можете казнить себя за ошибки, а можете и переконтекстуализировать этот опыт таким образом, что сосредоточитесь на том новом, чему научились. Из любого опыта можно извлечь очень много разных уроков. Все дело в том, что именно из этого опыта вы возьмете для себя в качестве содержания и на чем сосредоточитесь. Одним из ключей к жизненному успеху является отыскание наиболее полезного кадра из «фильма» своего прошлого, чтобы можно было его вставить в тот процесс, который работает на вас, а не против вас.

Разве есть какой-либо опыт, который вы не в состоянии изменить? Разве есть такое поведение, которое является неотъемлемой частью вашей личности? Являетесь вы рабом своих поведенческих моделей или вы их властелин? Я неоднократно подчеркиваю во всех главах этой книги основную идею, которая заключается в том, что вы – хозяин всего на свете. Вы руководите своим сознанием, вы сами отвечаете за результаты своей жизни. Переконтекстуализация является одним из наиболее эффективных способов, с помощью которых вы можете изменять свое отношение к вашему жизненному опыту. Вы приобрели его в одном контексте. Но жизнь не стоит на месте, и порой надо менять и контексты.

Уделите время переконтекстуализации следующих ситуаций:

 

1. Мой начальник постоянно на меня кричит.

2. В этом году мне пришлось заплатить подоходного налога в четыре раза больше, чем в прошлом.

3. В этом году у нас совсем нет денег на рождественские подарки.

4. Как только мне начинает по-крупному везти, успех поворачивается ко мне спиной.

 

Вот несколько возможных способов переконтекстуализировать эти ситуации:

 

1а. Это просто замечательно, что начальник таким образом показывает свое отношение к вашей работе. Он ведь мог просто уволить вас.

2а. Ведь это прекрасно. Значит, в этом году вы заработали намного больше денег, чем в прошлом.

3а. Прекрасно! Значит, вы можете напрячь свою фантазию и придумать что-то такое для своих близких и знакомых, что люди никогда не забудут, вместо того чтобы покупать им всякие побрякушки. Ваши подарки будут совершенно особенными.

4а. Это замечательно, что вы так хорошо помните те модели поведения, которые руководили вами в прошлом. Теперь вы можете найти то, что приводило этот механизм в действие, и поменять их навсегда!

 

Переконтекстуализация полезна для вашего общения с самим собой и с окружающими. На личностном уровне она помогает изменить для нас значение событий нашей жизни, на межличностном – делает коммуникацию более эффективной. Давайте возьмем, к примеру, торговлю и подумаем о различных формах убеждения. Большинство крупных удач, в чем бы то ни было, начиная от рекламы и кончая политикой, являлись результатом умелой переконтекстуализации – изменения человеческого восприятия таким образом, что новое представление о чем-то переводит людей в состояние, заставляющее их чувствовать или действовать по-другому. Одному из моих друзей удалось продать комплекс ресторанов здорового питания компании «Дженерал миллз» за цену, в 167 раз превышающую доход, который этот комплекс приносил. Это просто-таки неслыханная сделка! Как ему это удалось? Он предложил компании «Дженерал миллз» подсчитать, сколько будет стоить его компания, если они не станут продавать ее в ближайшие пять лет, а она будет продолжать развиваться. Он сказал, что может подождать с продажей пять лет. Однако она была им нужна именно тогда, чтобы реализовать свои корпоративные цели, поэтому они согласились посмотреть на дело в таком контексте, на который указал он. Вся суть убеждения состоит в том, чтобы изменить чье-то восприятие.

В основном переконтекстуализации делаются не нами, а для нас. Кто-то другой изменяет контексты, а мы реагируем на это. Что такое по сути рекламная деятельность, как не громадная отрасль, единственная задача которой заключается в контекстуализации и переконтекстуализации массового сознания? Разве вы действительно верите в то, что есть что-то очень мужественное в определенном сорте пива или что-то особо сексуальное в определенном сорте сигарет? Если вы угостите какого-нибудь аборигена сигаретой «Вирджиния слимз», он не скажет: «Да, в этом есть что-то сексуальное». Но рекламщики создали определенное мнение, на которое мы реагируем. Если они видят, что мы реагируем недостаточно бурно, они придумывают новый контекст и следят за тем, как он срабатывает.

Одна из самых грандиозных рекламных переконтекстуализации за всю историю была проведена компанией «Пепси-кола». С незапамятных времен кока-кола считалась самым популярным прохладительным напитком. Его история, традиции и положение на рынке казались незыблемыми. Не было ничего, что помогло бы «Пепси» победить «Кока-колу» на ее собственной территории. Если ты конкурируешь с классиком, глупо говорить: «Я еще больший классик, чем он». Люди просто не поверят.

Вместо этого компания «Пепси» сделала такой ход: она переконтекстуализировала те восприятия, которые уже существовали у людей. Заявив, что Новое Поколение выбирает пепси, она превратила свою слабость в силу. Пепси заявляла: «Конечно, те ребята были королями, но давайте посмотрим на сегодняшнее поколение. Разве вам нужен вчерашний продукт или вы хотите сегодняшний, свой собственный?» Проводимая фирмой «Пепси» реклама переконтекстуализировала традиционное превосходство кока-колы в недостаток (традиция принадлежит теперь прошлому, а не будущему). Рекламщики переконтекстуализировали статус пепси-колы как второй скрипки в преимущество.

Что же произошло потом? «Кока-кола» решила, что она должна играть на поле «Пепси». Она вышла в свет со своим новом продуктом под названием «новая кока-кола». Теперь остается ждать и следить, сработает ли эта переконтекстуализация, совместившая в сознании людей классическую «коку» и новую – типа «пепси». Но эта конкуренция представляет собой великолепный пример переконтекстуализации, поскольку вся борьба велась всего-навсего за имидж. Весь вопрос сводился к тому, чья реклама прочнее укоренится в сознании людей. В этом газированном сладком напитке, который, кстати, разрушает зубы, не было никакого внутреннего социального содержания. Нет никакой особой принципиальной разницы между вкусом пепси и кока-колы. Тем не менее, хитроумным способом изменив контекст, компании «Пепси» удалось добиться одного из самых замечательных рыночных успехов в современной истории.

Переконтекстуализация была в основе отпора который получил генерал Уильям Вестморленд от телекомпании Си-би-эс, на которую генерал подал в суд за клевету, оценив свой моральный ущерб в 120 миллионов долларов. Когда Вестморленд обращался в суд, он был чрезвычайно популярен и его точка зрения относительно этого процесса вызывала симпатию населения. Журнал «Тиви гайд» поместил на своих страницах статью под заголовком «Анатомия клеветы». Си-би-эс, осознавая, как сложно будет выиграть процесс, обратилась к агенту по связям с общественностью Джону Скэнлону, который развернул кампанию в поддержку Вестморленда, отвлекая внимание людей от тех обвинений, которые прозвучали в телесюжете передачи «60 минут» в адрес генерала и которые Си-би-эс надеялось доказать. В результате все закончилось тем, что Вестморленд забрал свое дело из суда в обмен на устные извинения, а компания Си-би-эс осталась бесконечно благодарной Скэнлону за его искусство переконтекстуализации общественного мнения.

Или возьмите политику. По мере того как в эту область проникает все больше специалистов по маркетингу и консультантов, борьба за переконтекстуализацию становится основной частью американской политики. Временами кажется, что это ее единственная забота. После предвыборных дебатов между Рейганом и Мондейлом репортерам буквально не давали покоя преследования функционеров из обоих лагерей, заставлявших их придумывать для каждого слова и жеста их патронов самые выигрышные контексты. В чем причина? Очевидно, содержание оказалось гораздо менее насыщенным, чем контекст, который они пытались навязать.

Именно Рейгану удалось добиться одной из самых искусных переконтекстуализации во время вторых дебатов. Еще во время первых дебатов был затронут вопрос о его возрасте. Само по себе это уже было элементом переконтекстуализации со стороны его противников. Ведь люди уже знали до того, сколько ему лет, не правда ли? Но его шаркающая походка и комментарии по этому поводу прессы переконтекстуализировали это из рядового факта в потенциальную профнепригодность. Во время вторых дебатов Мондейл выступил с комментариями, которые опять позволили считать возраст Рейгана существенным недостатком. Люди ждали от Рейгана ответа. В своей обычной шутливой манере он сказал, что, мол, нет, не собирается он обсуждать вопрос возраста, щадя чувства своего оппонента, потому что это значило бы выставить напоказ его молодость и неопытность. Так одной фразой он полностью переконтекстуализировал вопрос таким образом, что он был снят с повестки дня предвыборного марафона.

Многим из нас переконтекстуализация представляется более легкой, когда мы общаемся с другими людьми, чем при общении с самими собой. Когда мы пытаемся продать кому-то свою старую машину, то понимаем, что должны построить свою «рекламную кампанию» таким образом, чтобы подчеркнуть все хорошее, что есть в этом автомобиле, оставляя в тени все его недостатки. Если у вашего потенциального покупателя сложился иной подход, ваша задача заключается в том, чтобы заставить его изменить свое восприятие. Однако не многие из нас задумывались о том, как переконтекстуализировать наше общение с самими собой. Предположим, что-то с нами произошло. Мы формируем свое собственное представление об этом факте. И считаем, что с этим представлением нам предстоит жить дальше. Подумайте, разве это не безумие?! Это как сесть за руль, включить зажигание, тронуться с места и только потом начать думать, куда же мы все-таки едем.

Нет, нам необходимо научиться вести диалог с самими собой с такой же настойчивостью и убедительностью, как и в бизнесе. Вы должны уметь контекстуализировать и переконтекстуализировать свой опыт таким образом, чтобы он работал на вас. Это можно сделать даже просто путем детального размышления.

Нам всем встречались в жизни застенчивые молодые люди, которые стали такими робкими, пережив несчастную любовь. Они чувствуют себя уязвленными или ущербными, стараясь сторониться подобных взаимоотношений. В действительности же, если разобраться, то любовь, пусть и несчастная, доставляла им гораздо больше радости, чем боли. Именно поэтому им было так трудно расстаться с любимым человеком. Но, отбросив приятные воспоминания и сосредоточившись только на плохих, они извлекли из этой истории только негативный опыт. Задача заключается в том, чтобы изменить контекст: вспомнить радостные моменты того эпизода, увидеть новые приобретения, ощутить, как обогатилась ваша душа. Ведь возникает возможность двигаться дальше, отталкиваясь от положительного, а не от отрицательного контекста, и получить новую энергию для создания более прочных взаимоотношений в будущем.

Вспомните три ситуации из вашей жизни, которые в настоящее время требуют от вас напряжения всех сил. Сколько различных подходов к каждой из этих ситуаций вы можете указать? Сколько контекстов можете построить вокруг каждой из них? Что вы чувствуете, когда смотрите на эти ситуации под другим углом? На какие действия побуждает вас такой взгляд?

Я уже слышу, как кое-кто из вас говорит: «Это не так просто сделать. Иногда мы бываем в депрессии». Какая ерунда! Что такое депрессия? Это не более чем психологическое состояние. Помните, в предыдущих главах мы обсуждали ассоциацию и диссоциацию? Обязательным условием собственной переконтекстуализации является способность диссоциироваться (отвлечься) от опыта подавленности и увидеть его в другой перспективе. Тогда вы сможете изменить свое внутреннее представление и свою физиологию. Если ранее вы находились в непродуктивном состоянии, то сейчас вы знаете, как изменить его. Если видите что-то в неблагоприятном контексте, то достаточно всего лишь сменить контекст.

Одним из способов переконтекстуализации является замена значения опыта или поведения. Представьте себе ситуацию, в которой кто-то делает то, что вам не нравится, при этом вы начинаете думать, что поведение этого человека имеет определенное значение. Представим себе супружескую пару, в которой муж любит готовить, при этом ему очень важно, чтобы результатами его кулинарной деятельности восхищались. Однако его супруга ничего не говорит за едой и этим очень расстраивает мужа, который думает, что если ей нравится приготовленная им еда, она должна об этом сказать; если же она молчит, значит, она недовольна. Что бы вы стали делать, чтобы изменить контекст его восприятия поведения супруги?

Помните, самое главное для него – оценка его труда. Переконтекстуализация значений подразумевает изменение восприятия этим человеком важного для него момента, причем изменение таким способом, который ранее не приходил ему в голову. Например, можно сказать этому повару-любителю, что его жене так нравится приготовленная им еда, что она просто не хочет отвлекаться на разговоры, а хочет получать удовольствие от его стряпни. Действия часто красноречивее слов, не так ли?

Другим вариантом может стать попытка переконтекстуализировать его собственное поведение. Мы можем спросить: «А разве вы сами всегда хвалите стряпню жены, когда она вам нравится?» Поведение жены вызывало у него недоумение только в том контексте, который он применил. В подобных случаях необходима лишь небольшая гибкость, чтобы изменить контекст.

Второй тип переконтекстуализации подразумевает изменение чего-то, что вам не нравится в себе. Как правило, вам оно не нравится по той причине, что окружающие выказывают к этому негативное отношение или оно не приносит вам желанных результатов. Вариантом переконтекстуализации в таком случае является представление для себя другой ситуации или другого контекста, в котором это же поведение может оказаться полезным и принести вам то, что вы хотите.

Предположим, вы продавец. Вы прилагаете колоссальные усилия, чтобы изучить свой товар до мельчайших подробностей. Но, оказавшись за прилавком, обрушиваете на своих покупателей лавину информации, перегружая их сознание и затормаживая их мотивацию на покупку. В этом случае надо спросить себя: а где еще могут пригодиться мои энциклопедические знания? А что, если вам сесть и написать вариант рекламного буклета? Или техническую справку об этом товаре? Владея обширной информацией и имея к ней доступ, вы можете быть полезным в проведении испытаний новых изделий или хотя бы в том, чтобы помочь собственным детям в выполнении домашнего задания. Как видите, проблема не в самом поведении, а в контексте, в котором оно используется. Вы можете привести подобные примеры из своей собственной жизни? Всякое человеческое поведение в определенном контексте может оказаться полезным. Замедленная реакция не очень хорошее качество, верно? Но разве не прекрасно промедлить с проявлением злости или ненависти, отложив их до лучших времен, а потом совсем забыть о них?

Переконтекстуализация может помочь вам отделаться от образов и опыта, которые докучают вам. Вспомните о ком-то или о чем-то, что давит на ваше сознание, вызывая беспокойство. Например, вы приходите домой после напряженного рабочего дня расстроенным, потому что все время думаете о совершенно нелепом проекте, которым ваш начальник озадачил вас в самую последнюю минуту. Вместо того чтобы оставить мысли о нем на работе, вы принесли их с собой домой. Вы смотрите телевизор с детьми, а из головы все не выходит ваш вздорный начальник и его дурацкий проект.

Вместо того чтобы «сушить» свои мозги в течение всех выходных, вы можете легко переконтекстуализировать этот свой негативный опыт таким образом, чтобы ваше настроение улучшилось. Начните с попытки диссоциироваться от этой ситуации. Представьте себе своего начальника, а теперь вообразите, что вы берете его в руку и зажимаете в кулаке. Мысленно наденьте не него смешную маску: большой нос, очки и пышные усы. Представьте себе, что он заговорил смешным «мультяшным» голосом. Или, наоборот, пусть он говорит с вами задушевным голосом, пусть потреплет по плечу и обратится к вам с просьбой помочь ему в этом проекте, при этом скажет, что вы ему очень нужны. После того как вы сочинили эту историю, возможно, вы поймете, что и на начальника оказывают давление, просто он не успел вам сказать, как вы ему нужны. Возможно, вы вспомните, что и сами тоже как-то поступили подобным образом со своим подчиненным. Спросите себя честно, стоит ли ситуация того, чтобы испортить себе выходные, и есть ли причина для беспокойства, когда вы дома.

Я не хочу сказать, что это несерьезная проблема. Возможно, вам вообще нужна новая работа или надо наладить взаимоотношения там, где вы сейчас работаете. Но, если дело обстоит именно так, вам нужно взяться за решение проблемы, вместо того чтобы раздражаться по мелочам и срывать свою обиду на домашних. Поупражняйтесь в переконтекстуализации. В следующий раз, когда вы увидите своего начальника, вы увидите и ту смешную маску на его лице. Возможно, вы почувствуете себя совершенно по-другому, когда он будет разговаривать с вами. Таким образом вы создадите новую обратную связь и совершенно новую основу для вашего взаимодействия, освобожденную от прошлого негативного опыта контактов.

Мне доводилось пользоваться подобной переконтекстуализацией небольшими порциями в отношении людей, которым собственные проблемы казались чрезвычайно большими. В сложных ситуациях вам тоже может понадобиться целая серия малых переконтекстуализации, чтобы постепенно, но основательно входить в желаемое состояние, благоприятное для решения основной задачи.

В своем самом широком аспекте переконтекстуализация может быть использована для снятия отрицательных ощущений по отношению к чему бы то ни было или к кому бы то ни было. Один из наиболее эффективных методов – представить себя зрителем в кино или театре. Взирайте на свой собственный негативный опыт, как на кинофильм, который демонстрируется на экране. Сначала вы можете запустить пленку на повышенной скорости, сделав движения персонажей судорожными. Можете попробовать наложить на него любую музыку, переписать звук. Затем можете прокрутить пленку назад, наблюдая за тем, как изображение становится все более и более абсурдным. Попробуйте этот метод на чем-то, что особенно вас допекает. Вы почувствуете, что это событие или этот человек вскоре утратит свою негативную силу.

Этот же метод можно успешно применять и в отношении различных фобий (страхов), но здесь нужно несколько изменить подход. Сделать это нужно следующим образом. Дело в том, что фобия часто гнездится глубоко на кинестетическом уровне, поэтому вам нужно несколько удалиться от нее, чтобы подобрать эффективный контекст. При фобии реакции настолько сильны, что люди могут прореагировать даже только на мысль о чем-то. Способ воздействия на таких людей заключается в том, чтобы диссоциировать их от их представлений, повторив эту процедуру несколько раз. Мы называем это двойной диссоциацией. Например, если у вас есть фобия относительно чего-нибудь, попробуйте следующее упражнение. Вернитесь мысленно в то время, когда вы были полны жизненных сил и энергии. Вернитесь в то состояние и попробуйте ощутить те сильные чувства уверенности в себе, которые вами тогда владели. Представьте себя внутри сверкающей защитной оболочки. Обеспечив себе такую защиту, отправляйтесь мысленно в свой любимый кинотеатр. Усаживайтесь в удобное кресло, откуда экран прекрасно виден. Затем представьте, что вы покидаете свое бренное тело, проникаете в будку киномеханика, при этом постоянно ощущая вокруг себя защитную оболочку. Посмотрите на себя из будки киномеханика. Вы видите себя сидящим в зрительном зале и смотрящим на экран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.91.252 (0.049 с.)