Философской антропологии являются 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философской антропологии являются



Философская антропология

Предметной областью

Философской антропологии являются

проблемы человека, метафизика человеческого бытия.

В XX веке начался настоящий антропологический «бум», что выразилось в стремлении исследовать проблемы человека во всей его многоликости. Философско-антропологические линии размышлений обнаруживаются во всех направлениях философской мысли.

Философская антропология

К разделу антропологии

Относятся понятия

 «телесность» и «духовность».

Главными представителями школы «философской антропологии»,

Основанной в 20-х гг. XX века являются:

М. Шелер (1874-1922),

Г. Плеснер (1892-1985) и

А. Гелен (1904-1976).

Классическими трудами по философской антропологии являются

• «Положение человека в космосе»

М. Шелера,

• «Ступени органического в человеке»

Г. Плеснера.

Проблема человека в философии

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является

Осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений.

Человек предстает в философии как сложное образование, детерминированное природными и социальными факторами, и как существо, относительно независимое от внешних условий, обладающее внутренним миром, духовностью.

Проблема человека в истории философии

• Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является самоуглубленность, отрешенность духа. Целью человеческого самосовершенствования в культуре Востока является достижение нирваны - состояния абсолютного покоя, обретаемого путем отрешения, «ухода» сознания от мира объектов в глубь себя.

Проблема человека в истории философии. Античность

• В античном мировоззрении человек предстает как микрокосм, соединяющий в себе такие силы Вселенной, как:

• 1) хаос (неразумные, неорганизованные проявления природы, источник вещественности и изменчивости, тело и страсти, причина уязвимости и смертности человека):

• 2) логос (разумная, гармонизирующая сила, выраженная в речи, в способности постигать вечную сущность вещей): 3) полис (социальная организация, деятельность человека в обществе, связанная с порядком и справедливостью).

Проблема человека в истории философии. Христианство

Человеческая природа в

христианской концепции выражена в добродетелях:

Вера,

Надежда,

Любовь,

Святость,

Спасение,

Смирение.

Проблема человека в истории философии. Возрождение

Социокультурным контекстом понимания человека в эпоху Возрождения были антропоцентризм и гуманизм.

Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом творчество,

 С точки зрения гуманистического антропоцентризма, сформировавшегося в эпоху Возрождения. Бог создал первый: мир - природу, а человек призван творить второй мир - культуру.

Проблема человека в истории философии. Новое время

Философы, склонные рассматривать

человека как машину,

- Ж. Ламметри («Человек-машина»).

- П. Гольбах («Система природы»).

Проблема человека в истории философии. Русская философия.

• Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для русской религиозной философии.

• Три основные черты, отличающие человека от животного, по B.C. Соловьеву. - это стыд, жалость, благоговение.

Проблема человека в истории философии. XIX и XX вв.

• «Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал Ф. Ницше.

• Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является отрицание внеисторической сущности человека.

Философским концепциям человека XX века, представленным: в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме, свойственен историцизм. то есть рассмотрение человека как существа, не предопределенного высшей сущностью, а осознающего себя в процессе существования.

Понятие «экзистенциал» было введено М. Хайдеггером. Основные характеристики бытия человека - его конечность, которая осознается самим человеком (это единственное существо, знающее о своей смертности) - «страх»: структуру человеческого бытия, в целом. М.Хайдеггер характеризует как «заботу», в которой содержатся измерения прошлого, будущего и настоящего -«временность»; неудовлетворенность человека собой - «тошнота»; «свобода» - подлинное существование человека, которое возможно через осознание человеком своей конечности и историчности.

Буддизм, христианство, волюнтаризм полагают, что сострадание, или эмпатия, выступает в качестве универсального отношения к миру и является основанием морали, так как ведет к осознанию тождественности всего сущего

Духовная сущность человека

Духовная сущность человека, обусловленная наличием сознания и самосознания, во многом противостоит его биологической природе и выражается:

1) в создании духовных ценностей, то есть таких значимых для человека сущностей, которые не обусловлены телесными потребностями (любовь, вера, надежда, честь, достоинство, истина, красота, справедливость и др.):

Духовная сущность человека

2) в действиях в соответствии с идеалами - образцами совершенства, высшими целями стремлений:

Духовная сущность человека

3) в способности к трансцендированию -выходу за границы собственного конечного существования в сторону безусловной и незаинтересованной объективности по отношению к миру, что выражается в стремлении познавать, осваивать и преобразовывать действительность.

Духовная сущность человека

Духовная сущность человека выражается в действиях, основанных на идеалах.

Человек способен создавать и воспроизводить безусловные (не обусловленные биологическими потребностями) ценности, на основе которых формируются идеалы - образцы поведения. Дух возвышает человека над природой и биологическими инстинктами, позволяя соотносить личные действия с высшими принципами бытия.

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) философ, филолог, культуролог. Его философия основана на идее диалога, как форме общения отдельных личностей и способе взаимодействия с объектами различных культур в исторической перспективе. Идеи М. Бахтина во многом созвучны идеям Мартина Бубера (1878-1965), еврейского экзистенциального философа. В центре внимания М. Бубера - бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром. Основной труд: «Я и Ты».

Определяются

Эволюционная построена на идее естественной эволюции вида Ч. Дарвина: трудовая («человек умелый») возникает как результат развития трудовой деятельности (Ф. Энгельс. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»); религиозная, согласно которой - человек был создан Богом по своему образу и подобию; космическая - человек является творением внеземной цивилизацией.

Личность

Личность характеризуется как единство следующих характеристик:

• 1) Личность есть духовно-телесная целостность. Личностью является конкретный человек в единстве всех его проявлений -психофизиологических, социальных, духовных.

Личность

2) Личность - это субъект отношений и сознательной деятельности. Личность является самостоятельным «автором» своей жизни, определяющим ее цели и направляющим свою активную деятельность на их достижение.

Личность

3) Личность есть устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, общности.

Социализация

• Становление личности как субъекта общественных отношений происходит в процессе социализации - усвоения индивидом социального опыта и преобразования его в собственные ценности.

Воля

Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,

связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется «воля».

Политическое животное.

Социальные свойства человека формируются на основе биологических.

Такие социальные свойства человека, как сознание, мышление, речь, способность к преобразовательной деятельности, формируются на основе биологических свойств, отличающих человека от других животных, (высокоорганизованного мозга, прямохождения, устройства голосовых связок и др.).

Универсализм

Универсализм - всеобщий, всемирный от лат. universalis, т.е. признание всеобщих ценностей, присущих индивиду и обществу.

Коллективизм

Коллективизм - принцип организации жизни общества, при котором индивидуум подчиняется общественным нормам, сознательное служение людям и обществу.

Индивидуализм

Индивидуализм -философское мировоззрение, признающее субстанциональное, самостоятельное значение (как в мире физическом, так в мире психическом) только за индивидуумом, а мировое целое рассматривающее лишь как результат внешнего совместного существования этих индивидуумов.

Признаками гражданского общества являются

• наличие личности гражданского общества (это человек, ориентированный на созидание, духовность),

высокое сознание людей;

развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации.

Субъектом социально-правовых отношений является личность или гражданин

Аксиология

Учение о ценностях называется аксиология (греч. axios - ценный). Это раздел современной философии, отведенный исследованию ценностей и их роли в культуре и человеческой жизнедеятельности.

• Истина, добро, красота являются ценностями. Ценность - это то, что значимо для человека, то, что придает смысл и содержание деятельности. По содержанию ценности делятся на познавательные (истина), этические (добро) и эстетические (красота).

Аксиология

Учение о ценностях

Называется

аксиология (греч. axios - ценный).

Аксиология: смысл жизни

О смысле жизни человек начинает задумываться, когда подводит итоги жизненного пути или когда попадает в экстремальную жизненную ситуацию.

С точки зрения философии,

смысл жизни заключается в

наличии у человека ценностей, которые человек реализует в поступках.

Проблемой смысла жизни в

русском космизме занимались

Н. Федоров, Л. Чижевский,

Н. и Е. Рерихи, К. Циолковский.

Нравственный смысл жизни,

по B.C. Соловьеву,

Состоит в

Философами XX века,

отрицавшими проблему смысла жизни,

Являются

У. Джеймс.

Концепции ценностей
и смысл жизни

Религия видит смысл жизни

За пределами самой жизни,

Видит смысл жизни в

Удовольствии и наслаждении

Аксиология. Счастье.

Счастье в широком философском осмыслении понимается как

1) успешная реализация ценностей, воплощение в жизнь тех идеалов и принципов, которые определяют самосознание личности, цель и смысл жизни

Аксиология. Счастье.

2) положительная самооценка личности,

То есть оценка человеком своего знания, нравственного облика, идеалов, интересов и мотивов поведения как соответствующих должному, правильному, полезному: самоуважение, прямо пропорциональное успеху и обратно пропорциональное притязаниям:

Аксиология. Счастье.

3) удовлетворенность жизнью,

Ее общим течением: осмысленность жизненных целей и средств их достижения, ощущение гармоничности, целостности, единства своего внутреннего («Я» с внешними его проявлениями. Жизнь, не имеющая смысла, в целом не может быть счастливой, что. в свою очередь, предполагает развитое самосознание личности, переживание и осознание ценности жизни, красоты, истины, добра.

Или

«свобода от»

- это свобода индивидуума от общества, от социальных связей, зависимостей, оценок.

«Свобода для» и «Свобода от»

• «Положительная свобода», или «свобода для»,

Сформулирована

проблема свободы.

Относятся к категории

эстетических ценностей,

Культура

Культура в широком смысле представляет собой преобразовательную деятельность человека и ее результаты. Культурой является деятельность, направленная на изменение внешнего и внутреннего мира человека, а также результаты этой деятельности - материальные и духовные ценности.

• Элементами материальной культуры человечества можно назвать средства труда, здания и сооружения.

Культура

• Культура по К. Марксу. - это совокупность материальных и духовных ценностей, принцип связи человека с миром.

И материальная, и духовная культура представляют собой результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности.

Культура

Образ человека в культуре может быть представлен:

• в мифе,

• религии,

• а также в философии,

• морали,

• искусстве,

• науке.

Функции религии.

Человек в культуре.

• Двумя стратегиями существования человека в культуре, по мнению Э. Фромма, являются «Быгь» и «Иметь».

Способами подлинного существования человека в культуре, по Н.А. Бердяеву, являются свобода и творчество. Свобода, по Н.А. Бердяеву, первична по отношению ко всему бытию, она извечна.

Главным признаком личности Н.А. Бердяев считал способность человека к творчеству.

Человек в культуре

• Основными понятиями, отражающими судьбу человека и человеческой культуры в философии О. Шпенглера,

являются «смерть», «закат», «гибель».

Массовая культура.

Одним из признаков массовой культуры является

коммерческий характер.

Массовая культура - культура современного общества, рассчитанная на широкое распространение и массовое потребление. Ее продукты (фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и т.д.) создаются с целью получения прибыли и часто сопровождаются рекламой.

Массовая культура.

Согласно позиции

техницизма,

Техникой и технологиями

Массовая культура.

Человека ХХI века

Homo consumptor

(человека-потребителя),

Субкультура

Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется субкультурой.

Субкультура - это часть общей культуры, не противостоящая ей, но отличающаяся от нее в силу принадлежности определенной демографической (например, молодежная), профессиональной (например, педагогическая), классовой (например, аристократическая) и другой общности.

Цивилизация

«Цивилизация - это ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер»

       (К. Ясперс).

Философская антропология

Предметной областью

философской антропологии являются

проблемы человека, метафизика человеческого бытия.

В XX веке начался настоящий антропологический «бум», что выразилось в стремлении исследовать проблемы человека во всей его многоликости. Философско-антропологические линии размышлений обнаруживаются во всех направлениях философской мысли.

Философская антропология

К разделу антропологии

Относятся понятия

 «телесность» и «духовность».

Главными представителями школы «философской антропологии»,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.07 с.)