Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философской антропологии являютсяСтр 1 из 5Следующая ⇒
Философская антропология Предметной областью Философской антропологии являются проблемы человека, метафизика человеческого бытия. В XX веке начался настоящий антропологический «бум», что выразилось в стремлении исследовать проблемы человека во всей его многоликости. Философско-антропологические линии размышлений обнаруживаются во всех направлениях философской мысли. Философская антропология К разделу антропологии Относятся понятия «телесность» и «духовность». Главными представителями школы «философской антропологии», Основанной в 20-х гг. XX века являются: • М. Шелер (1874-1922), • Г. Плеснер (1892-1985) и • А. Гелен (1904-1976). Классическими трудами по философской антропологии являются • «Положение человека в космосе» М. Шелера, • «Ступени органического в человеке» Г. Плеснера. Проблема человека в философии Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является Осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений. Человек предстает в философии как сложное образование, детерминированное природными и социальными факторами, и как существо, относительно независимое от внешних условий, обладающее внутренним миром, духовностью. Проблема человека в истории философии • Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является самоуглубленность, отрешенность духа. Целью человеческого самосовершенствования в культуре Востока является достижение нирваны - состояния абсолютного покоя, обретаемого путем отрешения, «ухода» сознания от мира объектов в глубь себя. Проблема человека в истории философии. Античность • В античном мировоззрении человек предстает как микрокосм, соединяющий в себе такие силы Вселенной, как: • 1) хаос (неразумные, неорганизованные проявления природы, источник вещественности и изменчивости, тело и страсти, причина уязвимости и смертности человека): • 2) логос (разумная, гармонизирующая сила, выраженная в речи, в способности постигать вечную сущность вещей): 3) полис (социальная организация, деятельность человека в обществе, связанная с порядком и справедливостью).
Проблема человека в истории философии. Христианство Человеческая природа в христианской концепции выражена в добродетелях: Вера, Надежда, Любовь, Святость, Спасение, Смирение. Проблема человека в истории философии. Возрождение Социокультурным контекстом понимания человека в эпоху Возрождения были антропоцентризм и гуманизм. Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом творчество, С точки зрения гуманистического антропоцентризма, сформировавшегося в эпоху Возрождения. Бог создал первый: мир - природу, а человек призван творить второй мир - культуру. Проблема человека в истории философии. Новое время Философы, склонные рассматривать человека как машину, - Ж. Ламметри («Человек-машина»). - П. Гольбах («Система природы»). Проблема человека в истории философии. Русская философия. • Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для русской религиозной философии. • Три основные черты, отличающие человека от животного, по B.C. Соловьеву. - это стыд, жалость, благоговение. Проблема человека в истории философии. XIX и XX вв. • «Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал Ф. Ницше. • Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является отрицание внеисторической сущности человека. Философским концепциям человека XX века, представленным: в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме, свойственен историцизм. то есть рассмотрение человека как существа, не предопределенного высшей сущностью, а осознающего себя в процессе существования. Понятие «экзистенциал» было введено М. Хайдеггером. Основные характеристики бытия человека - его конечность, которая осознается самим человеком (это единственное существо, знающее о своей смертности) - «страх»: структуру человеческого бытия, в целом. М.Хайдеггер характеризует как «заботу», в которой содержатся измерения прошлого, будущего и настоящего -«временность»; неудовлетворенность человека собой - «тошнота»; «свобода» - подлинное существование человека, которое возможно через осознание человеком своей конечности и историчности.
Буддизм, христианство, волюнтаризм полагают, что сострадание, или эмпатия, выступает в качестве универсального отношения к миру и является основанием морали, так как ведет к осознанию тождественности всего сущего Духовная сущность человека Духовная сущность человека, обусловленная наличием сознания и самосознания, во многом противостоит его биологической природе и выражается: • 1) в создании духовных ценностей, то есть таких значимых для человека сущностей, которые не обусловлены телесными потребностями (любовь, вера, надежда, честь, достоинство, истина, красота, справедливость и др.): Духовная сущность человека • 2) в действиях в соответствии с идеалами - образцами совершенства, высшими целями стремлений: Духовная сущность человека • 3) в способности к трансцендированию -выходу за границы собственного конечного существования в сторону безусловной и незаинтересованной объективности по отношению к миру, что выражается в стремлении познавать, осваивать и преобразовывать действительность. Духовная сущность человека Духовная сущность человека выражается в действиях, основанных на идеалах. Человек способен создавать и воспроизводить безусловные (не обусловленные биологическими потребностями) ценности, на основе которых формируются идеалы - образцы поведения. Дух возвышает человека над природой и биологическими инстинктами, позволяя соотносить личные действия с высшими принципами бытия. Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) философ, филолог, культуролог. Его философия основана на идее диалога, как форме общения отдельных личностей и способе взаимодействия с объектами различных культур в исторической перспективе. Идеи М. Бахтина во многом созвучны идеям Мартина Бубера (1878-1965), еврейского экзистенциального философа. В центре внимания М. Бубера - бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром. Основной труд: «Я и Ты». Определяются Эволюционная построена на идее естественной эволюции вида Ч. Дарвина: трудовая («человек умелый») возникает как результат развития трудовой деятельности (Ф. Энгельс. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»); религиозная, согласно которой - человек был создан Богом по своему образу и подобию; космическая - человек является творением внеземной цивилизацией. Личность Личность характеризуется как единство следующих характеристик: • 1) Личность есть духовно-телесная целостность. Личностью является конкретный человек в единстве всех его проявлений -психофизиологических, социальных, духовных. Личность • 2) Личность - это субъект отношений и сознательной деятельности. Личность является самостоятельным «автором» своей жизни, определяющим ее цели и направляющим свою активную деятельность на их достижение. Личность • 3) Личность есть устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, общности. Социализация • Становление личности как субъекта общественных отношений происходит в процессе социализации - усвоения индивидом социального опыта и преобразования его в собственные ценности.
Воля Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется «воля». Политическое животное. Социальные свойства человека формируются на основе биологических. Такие социальные свойства человека, как сознание, мышление, речь, способность к преобразовательной деятельности, формируются на основе биологических свойств, отличающих человека от других животных, (высокоорганизованного мозга, прямохождения, устройства голосовых связок и др.). Универсализм • Универсализм - всеобщий, всемирный от лат. universalis, т.е. признание всеобщих ценностей, присущих индивиду и обществу. Коллективизм • Коллективизм - принцип организации жизни общества, при котором индивидуум подчиняется общественным нормам, сознательное служение людям и обществу. Индивидуализм • Индивидуализм -философское мировоззрение, признающее субстанциональное, самостоятельное значение (как в мире физическом, так в мире психическом) только за индивидуумом, а мировое целое рассматривающее лишь как результат внешнего совместного существования этих индивидуумов. Признаками гражданского общества являются • наличие личности гражданского общества (это человек, ориентированный на созидание, духовность), • высокое сознание людей; • развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации. Субъектом социально-правовых отношений является личность или гражданин Аксиология • Учение о ценностях называется аксиология (греч. axios - ценный). Это раздел современной философии, отведенный исследованию ценностей и их роли в культуре и человеческой жизнедеятельности. • Истина, добро, красота являются ценностями. Ценность - это то, что значимо для человека, то, что придает смысл и содержание деятельности. По содержанию ценности делятся на познавательные (истина), этические (добро) и эстетические (красота). Аксиология Учение о ценностях Называется аксиология (греч. axios - ценный). Аксиология: смысл жизни О смысле жизни человек начинает задумываться, когда подводит итоги жизненного пути или когда попадает в экстремальную жизненную ситуацию. С точки зрения философии, смысл жизни заключается в
наличии у человека ценностей, которые человек реализует в поступках. Проблемой смысла жизни в русском космизме занимались Н. Федоров, Л. Чижевский, Н. и Е. Рерихи, К. Циолковский. Нравственный смысл жизни, по B.C. Соловьеву, Состоит в Философами XX века, отрицавшими проблему смысла жизни, Являются У. Джеймс. Концепции ценностей Религия видит смысл жизни За пределами самой жизни, Видит смысл жизни в Удовольствии и наслаждении Аксиология. Счастье. Счастье в широком философском осмыслении понимается как • 1) успешная реализация ценностей, воплощение в жизнь тех идеалов и принципов, которые определяют самосознание личности, цель и смысл жизни Аксиология. Счастье. • 2) положительная самооценка личности, То есть оценка человеком своего знания, нравственного облика, идеалов, интересов и мотивов поведения как соответствующих должному, правильному, полезному: самоуважение, прямо пропорциональное успеху и обратно пропорциональное притязаниям: Аксиология. Счастье. • 3) удовлетворенность жизнью, Ее общим течением: осмысленность жизненных целей и средств их достижения, ощущение гармоничности, целостности, единства своего внутреннего («Я» с внешними его проявлениями. Жизнь, не имеющая смысла, в целом не может быть счастливой, что. в свою очередь, предполагает развитое самосознание личности, переживание и осознание ценности жизни, красоты, истины, добра. Или «свобода от» - это свобода индивидуума от общества, от социальных связей, зависимостей, оценок. «Свобода для» и «Свобода от» • «Положительная свобода», или «свобода для», Сформулирована проблема свободы. Относятся к категории эстетических ценностей, Культура • Культура в широком смысле представляет собой преобразовательную деятельность человека и ее результаты. Культурой является деятельность, направленная на изменение внешнего и внутреннего мира человека, а также результаты этой деятельности - материальные и духовные ценности. • Элементами материальной культуры человечества можно назвать средства труда, здания и сооружения. Культура • Культура по К. Марксу. - это совокупность материальных и духовных ценностей, принцип связи человека с миром. • И материальная, и духовная культура представляют собой результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности. Культура Образ человека в культуре может быть представлен: • в мифе, • религии, • а также в философии, • морали, • искусстве, • науке. Функции религии. Человек в культуре. • Двумя стратегиями существования человека в культуре, по мнению Э. Фромма, являются «Быгь» и «Иметь». • Способами подлинного существования человека в культуре, по Н.А. Бердяеву, являются свобода и творчество. Свобода, по Н.А. Бердяеву, первична по отношению ко всему бытию, она извечна.
Главным признаком личности Н.А. Бердяев считал способность человека к творчеству. Человек в культуре • Основными понятиями, отражающими судьбу человека и человеческой культуры в философии О. Шпенглера, являются «смерть», «закат», «гибель». Массовая культура. • Одним из признаков массовой культуры является коммерческий характер. Массовая культура - культура современного общества, рассчитанная на широкое распространение и массовое потребление. Ее продукты (фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и т.д.) создаются с целью получения прибыли и часто сопровождаются рекламой. Массовая культура. Согласно позиции техницизма, Техникой и технологиями Массовая культура. Человека ХХI века Homo consumptor (человека-потребителя), Субкультура Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется субкультурой. Субкультура - это часть общей культуры, не противостоящая ей, но отличающаяся от нее в силу принадлежности определенной демографической (например, молодежная), профессиональной (например, педагогическая), классовой (например, аристократическая) и другой общности. Цивилизация «Цивилизация - это ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер» (К. Ясперс). Философская антропология Предметной областью философской антропологии являются проблемы человека, метафизика человеческого бытия. В XX веке начался настоящий антропологический «бум», что выразилось в стремлении исследовать проблемы человека во всей его многоликости. Философско-антропологические линии размышлений обнаруживаются во всех направлениях философской мысли. Философская антропология К разделу антропологии Относятся понятия «телесность» и «духовность». Главными представителями школы «философской антропологии»,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.07 с.) |