Заключите общественный договор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заключите общественный договор



Мы подходим к концу этой главы, из которой вы узнали, как настраивать цели, правила и ограничения для людей в вашей компании; вы также вооружили своих сотрудников значимой и вдохновляющей миссией.

Но что они получат взамен? Почему люди должны подписаться на ваше видение? Какой для них в этом смысл? Только зарплата?

Израэл Гат описывает, как он использует идею общественного договора, чтобы зафиксировать обязательства менеджера по отношению к сотрудникам:

Команда, моя основная цель на долгие годы — сохранить команду и ее профессиональные знания для нашей компании и ее клиентов. Мы достигнем этой цели, нарастив профессионализм как разработчики ПО до такого уровня, что возникшие в результате этого преимущества перевесят негативные последствия текущего финансового кризиса. <…> Независимо от того, собираетесь ли вы в будущем работать в нашей компании или нет, я признаю вашу потребность в профессиональном развитии и беру на себя обязательство инвестировать в ваше обучение/тренинги[51].

В этом общественном договоре Израэл Гат описывает не только свою миссию (отчасти), но и свои обязательства по отношению к членам команды.

Теория общественного договора — философская концепция, описывающая способы, которыми группы людей поддерживают общественный порядок, отказываясь от части своих свобод и передавая их правительству или другой власти. Это согласие управляемых на определенный набор правил, по которым ими будут управлять. Обычно данная концепция используется в отношении обществ и их правительств. Но она также хорошо применима к организациям, несмотря на то, что «управляемые» не имеют возможности выбирать себе «управляющих». Общий элемент состоит в том, что в договоре перечисляются обязанности власти по отношению к управляемым и по умолчанию предполагается, что все согласны с условиями этого контракта. Тот, кто не согласен, может свободно уехать (печально, но в некоторых странах это может быть сопряжено с некоторыми проблемами).

Общественный договор должен отвечать базовым потребностям людей. В человеческом обществе базовыми будут не только такие потребности, как еда, крыша над головой и безопасность, но также и свобода слова, образование, равенство и охрана здоровья (если вам повезло родиться в современной стране). В организационном контексте мы говорим о похожих вещах, например таких как свобода выражать свое мнение, профессиональное развитие, отсутствие дискриминации и помощь со стороны окружающих, когда вы себя не очень хорошо чувствуете.

Мы заканчиваем обсуждение темы настройки ограничений. В главе 10 «Искусство создавать правила» и главе 11 «Как вырастить компетентность» мы поговорим еще об одной базовой потребности людей — потребности ощущать себя компетентными в своей работе, а также о потребности менеджеров быть уверенными, что они работают с компетентными людьми.

Резюме

Самоорганизующаяся команда должна иметь общую цель; эта цель может исходить от менеджера. Характеристики такой цели (простота, измеримость, достижимость и так далее) зависят от контекста.

Очень важно, чтобы общая цель никак не была увязана с системой вознаграждений (тем более финансовых), а также чтобы она была доведена до сведения всех сотрудников и они руководствовались ею в своей повседневной работе.

Целесообразно разрешить команде иметь свою автономную цель. Если она есть, важно добиться компромисса между этой автономной целью и общей целью команды, которую вы поставили в качестве менеджера.

Самоорганизующимся командам полезно иметь четкий список ограничений. Он определяет, какие действия команды имеют право предпринимать самостоятельно и на каком уровне полномочий.

Самоорганизующиеся команды не гарантируют автоматической защиты интересов своих членов и могут действовать в ущерб интересам других команд и среды, в которой функционируют. Поэтому на менеджерах лежит ответственность за защиту интересов отдельных сотрудников и за находящиеся в общем пользовании ресурсы.

Подумать и сделать

Сможете ли вы применить некоторые идеи этой главы в своей организации?

  • Определите для своей команды внешнюю цель, которая будет выходить за рамки целей отдельных сотрудников, включая вашу собственную.
  • Убедитесь, что все понимают эту цель. Регулярно проверяйте вместе с участниками команды, руководствуются ли они этой целью при принятии повседневных решений.
  • Выясните, в чем заключается автономная цель вашей команды. Если ее нет, не требуйте, чтобы ее сформулировали. Просто дайте членам команды возможность задуматься о смысле вашего вопроса.
  • Сравните поставленную вами перед командой внешнюю цель с автономной целью команды. Возможен ли конфликт между ними? Обсудите с командой, как вы будете разрешать такие конфликты.
  • Четко обозначьте границы передаваемых полномочий. Объясните не только кто и какие решения может принимать, но и общую логику выбора уровня полномочий в зависимости от типа решения, которой сотрудники могли бы руководствоваться.
  • Поставьте перед собой цель понять, как реально себя чувствуют и что думают люди в вашей команде — о своем собственном положении и друг о друге.
  • Подумайте об использовании общих ресурсов в вашей организации. Что это за ресурсы? Управляются ли они должным образом? Что вы можете сделать, чтобы предотвратить их истощение в результате неконтролируемого использования разными командами?
  • Обсудите, как сформулировать требования к качеству создаваемых продуктов, чтобы они выполнялись вашими самоорганизующимися командами. Что нужно, чтобы эта система заработала?
  • Подумайте о том, чтобы заключить со своей командой общественный договор. У вас есть ожидания по отношению к членам команды. На что они могут рассчитывать с вашей стороны? Вы готовы зафиксировать это в письменном виде?

Глава 10

Искусство создавать правила

Критиковать легче, чем самому стать мастером.

Зевксис, художник (V век до н.э.)

Люди часто пытаются предотвратить будущие проблемы, вводя в организации правила примерно в таком виде: «Когда возникает ситуация X, надо делать Y». Я с готовностью признаю, что и сам был виновен в подобных попытках. Сейчас же я уверен, что создание правил менеджерами — далеко не идеальный способ обеспечить устойчивость организации.

В предыдущих главах мы видели, что лучше всего, когда компания способна на самоорганизацию и в результате сдвигается в зону «на кромке хаоса», а создание правил делегировано членам команды, в то время как менеджменту остается в основном задавать направление движения команд и настройку ограничений. Но вполне очевидно, что многие команды все равно не смогут добиться успеха, если входящие в их состав люди недостаточно компетентны.

В этой главе обсуждается первая часть темы развития компетенций (четвертого компонента модели Менеджмента 3.0). Здесь мы также более глубоко рассмотрим процесс создания правил. В результате мы увидим, что все не так просто, как полагают те, кто склонен мыслить линейно. Впрочем, нас это не должно удивлять, ведь мы с вами уже давно рассуждаем в категориях сложных систем.

Самообучающиеся системы

В своей книге «Невидимый порядок: Как адаптация создает сложность» (Hidden Order: How Adaptation Builds Complexity) Джон Холланд, психолог и специалист в области информатики, таким образом описывает идею, лежащую в основе исследований самообучающихся классифицирующих систем: способность сложных адаптивных систем к самообучению имеет общие закономерности [Holland 1995: 42–80].

Интерпретатор

Холланд называет первый компонент самообучающихся систем интерпретатором. Он представляет собой потенциально многочисленный набор правил, управляющих циклами «стимул — реакция». Эти правила применяются к анализу сообщений, поступающих в систему из внешней среды (или сформированных при помощи других правил). В результате система порождает новые сообщения, адресованные либо во внешнюю среду, либо другим правилам.

Поскольку я разработчик софта, моя голова набита правилами, используемыми при создании программных продуктов. Из внешней среды в нее поступает информация о том, чем занимаются (или говорят, что занимаются) мои коллеги, о коде, над которым я в данный момент работаю, о клиентских требованиях, о необходимых функциональных возможностях продукта, ограничениях, накладываемых средой, в которой осуществляется разработка данного продукта, и так далее. Множество сообщений, поступающих извне, осознанно и неосознанно подвергаются одновременной оценке с использованием сотен, если не тысяч, правил, хранящихся в моей голове. Результатом становятся определенные новые действия, например решение написать дополнительный кусок кода, внести изменения в имеющийся код, обсудить возникшие вопросы с коллегами или с клиентом.

Я знаю, что все это звучит вполне очевидно. Но самое важное здесь — то, что интерпретатор состоит из множества правил, потенциально находящихся в конфликте друг с другом, причем разные правила срабатывают в разных обстоятельствах при получении разных сообщений из внешней среды. Интерпретатор можно сравнить с экосистемой, населенной правилами, которые одновременно конкурируют и сотрудничают друг с другом. При этом идет постоянный отбор тех, которые внесут наибольший вклад в развитие данной сложной адаптивной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.009 с.)